Речевые физкультминутки
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Речевые физкультминутки.
Гласные звуки.
- Звук А
Аист над землей летает,
Аист ветки собирает
Аист собирает ветки, 1
Помогите ему, детки.
Аист, аист белокрылый,
Ты белее белых лилий. 2
Аист вьет гнездо на крыше…
Тише, тише, тише, тише. 3
Движения
- И.п. – о.с. Руки вверх, через стороны вниз, поднимаясь на носочки.
- И.П. – ноги на ширине плеч. Руки вверху, Наклоны в стороны.
- И.П. – о.с. Приседания, руки согнуты в локтях, ладошки вперед вниз.
- Звук У
Уж ползет, уж ползет
По лесной тропинке.
Уж свою, уж свою 1
Выгибает спинку.
У ужа, у ужа
Желтые кружочки 2
На головке горят,
Словно огонечки.
Мы ужа отличить 3
Сможем от гадюки.
Уж уполз, уж уполз 4
Нам не дался в руки.
Движения
- И.П. – о.с. Ладони вместе, вперед, покачивая туловищем – имитация движения змеи.
- И.П. – о.с. Пальцы к плечам, круговые движения локтями 4 раза вперед, 4 раза назад.
- И.п. – о.с. Прыжки: руки на поясе, ноги в стороны, вместе.
- И.п. – о.с. Хлопки в ладоши.
- Звук О
Облако, облако –
Как кораблик белый. 1
Облако, облако,
Не сиди без дела.
Облако, облако,
По небу гуляй. 2
Облако, облако,
Дождик собирай.
Если ты вовремя
Дождичек прольешь 3
Вот какой высокой 4
Будет в поле рожь!
Движения.
- И.п. – ноги на ширине плеч, пальцы соединены над головой. Повороты влево и вправо.
- И.п. – то же. Наклоны вперед.
- И.п. – о.с. прыжки вокруг себя вправо, руки соединены сзади.
- Потянуться кверху, руки поднять вверх, опустить через стороны вниз.
- Звук И
Индюки по травке ходят, 1
Индюшат с собою водят. 2
Громко индюки кричат - 3
Защищают индюшат.
В небе ястреб появился, 4
Над семьею закружился,
Индюшат схватить готов, 5
Да боится индюков.
Движения.
- Ходьба на месте.
- Ходьба в приседе.
- И.п. – ноги на ширине плеч, руки назад. Наклоны в стороны и вперед.
- И.п. – о.с. Руки на поясе, кружиться вокруг себя влево и вправо.
- И.п. – о.с. Руки вдоль тела, наклоны в стороны, вперед.
- Звук Ы
Возле липы у реки
Плели зайцы лапотки, 1
Лыко драли сами
Зайцы коготками.
Есть у зайчиков сноровка –
Вышла каждому обновка. 2
Лапотки надели –
Прыгать захотели.
Прыг-прыг, прыг да скок,
Мимо шел голодный волк. 3
Как завыл он: «ы-ы-ы» –
Зайцы прыгнули в кусты,
Сели под кусточком 4
В новых лапоточках.
Движения
- И.п. – руки на поясе, ноги на ширине плеч. Повороты туловища в стороны.
- Наклоны в стороны и скользящие движения руками вдоль туловища.
- И.п. – о.с. Прыжки на месте – руки перед грудью (как зайчики), ходьба на месте (имитация движения волка)
- Присесть, закрыть голову руками.
- Звук Э
Заблудились мы в лесу 1
Стало не до смеха.
Маму мы зовем: «Ау!» - 2
Отвечает эхо.
Эхо, эхо, почему 3
Отвечаешь ты «Ау»?
Мы под кустики глядели 4
Эхо отыскать хотели.
Где ты, отвечай скорей! 5
Отвечало эхо: «Эй!»
Движения
- Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями.
- И.п. – о.с. повороты в стороны, руки у рта рупором.
- И.п. – о.с. Хлопок перед грудью, руки в стороны, наклоны вперед, посмотреть вперед.
- И.п. – о.с. Руки на поясе. Приседание с поворотом в сторону.
- И.п. – о.с. Повороты вокруг себя влево, вправо.
Согласные звуки
- Звук М
Маки в поле, маки в поле
Увидали Маша с Олей, 1
Маки полевые,
Красные, большие.
В поле ветерок гуляет,
Маки красные качает. 2
Вот так, вот так,
Он качает каждый мак. 3
В поле малыши гуляли,
Маки красные не рвали,
Любовались ими,
Маками большими. 4
Движения
- Ходьба на месте.
- И.п. – о.с. Раки впереди, ладони вместе. Наклоны вперед с разведением рук в стороны.
- И.п. – о.с. Наклоны в стороны, руки вперед.
- Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями.
- Звуки П – Х – Т
Пауки пузатые,
Брюшки полосатые, 1
Ходят на восьми ногах,
Паутину вьют в углах. 2
Мухи черные летают,
В паутину попадают - 3
Не порвешь ее сетей,
Остаются мухи в ней. 4
Движения.
- И.п. – о.с. Руки соединены впереди, имитируя большой живот. Наклоны в стороны.
- Ходьба на месте с подниманием рук вверх и опусканием через стороны вниз.
- Круговые движения с вытянутыми в стороны руками, вперед, назад.
- Руки перед грудью, рывки согнутыми в локтях руками (2 раза) и вытянутыми в стороны раками (2 раза).
- Звуки П – Пь
Пилим бревна,
Пилим доски, 1
Пилим их пилою плоской.
Очень острая пила –
Хорошо идут дела: 2
Толстых чурок две горы!
Дружно взяли топоры, 3
Размахнулись – раз и два,
Получаются дрова. 4
Движения
- И.п. – о.с. Наклоны в стороны. Скольжение ладонями по ногам.
- Полуприседания с хлопком впереди.
- И.п. – руки на поясе, ноги на ширине плеч. Наклоны в стороны – правая, левая рука над головой поочередно.
- Руки сложены ладонями вместе над головой. Наклоны вперед с опусканием рук вниз.
- Звук Х
Нес хомяк мешок с горохом
Нес мешок хомяк и охал: 1
«Ох, ох, ох, ох,
До чего тяжел горох!» 2
Отдохнуть хомяк решил –
Со спины мешок свалил, 3
Распрямился, потянулся,
Потянулся, улыбнулся… 4
Отдохнул он хорошо
И опять вперед пошел. 5
Движения
- Ходьба с руками за спиной.
- Полуприседания, руки на поясе.
- Наклоны вперед; не сгибая коленей, достать носки руками.
- Потягивание – руки вперед, вверх, в стороны, вниз.
- Ходьба на месте.
- Звуки К – Ль
Вдоль по полю,
Вдоль по полю
Скачут кони к водопою. 1
Кони скачут поутру,
Гривы вьются по ветру. 2
Табуном к реке идут,
Наклонились – воду пьют. 3
Долго кони воду пили,
А потом они поплыли
Ко крутому бережку
К травке, к сочному лужку. 4
Движения
- Бег на месте на подскоках.
- И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх. Наклоны влево, вправо.
- Руки в стороны, наклоны: достать пальцами пол, ноги вместе.
- И.п. – руки вытянуты вперед, ноги вместе. Рывками разводить руки в стороны.
- Звуки Й – Ль
Йотированные гласные
(Звуки А, О, Э, У после гласных, Й, Ь)
Майя клетку не закрыла,
Попугая упустила. 1
Он над клеткой вьется,
В руки не дается 2
Майя ходит и вздыхает,
Попугая умоляет: 3
« Попугай, мой попугай,
Далеко не улетай! 4
Попугай, вверху летая,
Весело ответил Майе:
«Я немного развлекусь,
Полетаю и вернусь». 5
Движения
- и.п. – о.с. Руки к плечам вверх, руки к плечам вперед.
- И.п. – о.с. Круговые движения руками вперед, назад.
- Ходьба на месте, руки опущены.
- Руками похлопывать бедра, прыжки на месте.
- И.п. – ноги вместе, руки на поясе. Наклоны вперед, руки в стороны, смотреть вперед.
- Звук Л
Между елок, между сосен
По сугробам ходят лоси, 1
Топчут снег пушистый,
Белый, серебристый. 2
Волки за лосями ходят,
Глаз с лосей они не сводят, 3
У высокой елки
Встали злые волки.
Сам вожак к лосям подкрался –
Только без зубов остался: 4
Лоси ведь рогаты,
Лезешь, волк, куда ты? 5
Движения
- Ходьба на месте со скрещиванием рук впереди – ножницы.
- И.п. – о.с. Приседания, руки в стороны, руки на поясе.
- Прыжки вокруг себя, ладошки приставлены ко лбу.
- Поднимание коленей на месте.
- Потягивание на носках с подниманием рук вверх.
- Звук С
Взлетная полоса
Отпускает в небеса
Пассажирский самолет,
А ведет его пилот. 1
Вот она – высота,
В синем небе – красота! 2
Облака цветные,
Звезды золотые, 3
Самолет вперед летит,
Солнышко нас веселит, 4
Все у нас в порядке – делаем посадку. 5
Движения
- И.п. – о.с. Потягивание, руки вверх, через стороны – вниз.
- Круговые движения руками вперед, назад.
- И.п. – о.с. руки вверх – хлопок над головой, подняться на носки.
- И.п. – о.с. круговые движения руками вперед – назад.
- Приседания, круговые движения ладонями вперед (мотор)
- Звуки З –С
Козы по лесу гуляют,
Тонкую лозу ломают, 1
На копытца встанут –
И лозу достанут. 2
Пастушок свирель берет,
Козочек к себе зовет, весело играет,
Козочек сзывает: 3
«Козочки, не заблудитесь,
Козочки, домой вернитесь,
Вы бегом, бегом, бегом
Возвращайтесь с молоком» 4
Движения
- ходьба на месте.
- Поднимание на носках, руки вверх и к плечам.
- И.п. – ноги на ширине плеч. Повороты в стороны с развертыванием рук в стороны вправо, влево.
- Прыжки вокруг себя вправо, влево.
- Звуки С – З, Ш – Ж
Белые сугробы на земле лежат, 1
Со снежком ребята поиграть хотят. 2
В теплые ладошки
Мы снежку возьмем, 3
Полежит немножко –
И катать начнем. 4
Вот какие вышли чудо-колобки
Из снежинок белых – белые снежки. 5
А теперь, ребята, их бросать пора,
Вот какая вышла снежная игра.
Мы снежки бросаем, лепим их опять,
Хорошо зимою, весело играть! 6
Движения
- И.п. – о.с. Руки вверх, через стороны – вниз с потягиванием.
- Прыжки: ноги в стороны – вместе, руки на поясе.
- Хлопки спереди и сзади.
- Приседания – руки на поясе.
- Хлопки под коленом, поднимание ног, согнутых в коленях.
- Приседания с имитированием бросания снежков – правой и левой руками.
- Звук Ш
Ходит кошка возле норки,
Спинку выгибает горкой,
Ходит кошка – мышку ждет,
Только мышка не идет. 1
Кошка вспомнила про плошку,
Побежала по дорожке, 2
Дома плошка с молоком –
Мышку можно съесть потом. 3
Вышла мышка не спеша,
Ищет крошки малышам,
Хорошо, что кошки нет,
Будет малышам обед. 4
Движения
- руки за спиной, ходьба на месте с поворотами влево, вправо.
- Бег на месте.
- И.п. – о.с. Наклоны с доставанием пальцами носков.
- И.п. – о.с. Потягивание вверх с разведением рук в стороны.
- Звук Ч
Часики на полочке
Стучат: «тик-так, тик-так» 1
Стрелочки встречаются
Вот так, вот так, вот так. 2
Крутятся колесики в такт, в такт, в такт, 3
Часики, как солнышко, время говорят. 4
Движения
- И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны в стороны
- И.п. – о.с. Ножницы (скрещивание рук перед грудью)
- Круговые движения прямыми руками вперед, назад.
- Потягивание, посмотреть на руки, руки опустить вниз через стороны.
- Звуки Ч – Щ
Щегленок выпал из гнезда,
Ему теперь грозит беда: 1
Котище черный рыщет,
Птенцов и птичек ищет. 2
Щегленка видит черный кот,
К нему, мурлыча, он идет,
Ступает очень мягко
По травке каждой лапкой… 3
Щегленок помощи не ждет
И от отчаянья – в полет!
И вот удача – высота
Спасла щегленка от кота. 4
Движения
- И.П. – ноги вместе, руки на поясе. Приседания, руки вперед, встать, руки на поясе.
- Ходьба вокруг себя (поставить руки ладошками к голове ушки – имитация движения кошки).
- И.п. – ноги на ширине плеч, руки за спиной. Повороты влево, вправо. Прыжки на месте, похлопывания руками бедер.
- И.п. – о.с. Потягивание, руки к плечам, вниз (встать на носочки)
- Звуки Ж – М
Мы моржи, моржи, моржи,
От мороза не дрожим, 1
Мы холодною зимой
Дружим с ледяной водой. 2
Мы моржи, моржи, моржи,
Мы на льдине полежим, 3
Не страшна простуда нам
Северным морским моржам. 4
Движения
- И.п. – о.с. Руки перед грудью. Рывки локтями назад по 2 раза с разведением рук в стороны.
- И.п. – о.с. Похлопывание по бедрам прямыми руками с напряжением рук.
- И.п. – о.с. Наклоны вперед с отведением рук назад.
- И.п. – о.с. Потягивание с разведением рук в стороны, вниз.
- Звук Бь
Скучно белочке в дупле,
Веселее на земле, 1
Прыг-прыг, прыг-прыг –
По стволу сбежала вмиг, 2
По дорожке по лесной
Побежала в лес густой, 3
Алиса – навстречу ей,
Прячься, белочка, скорей! 4
Движения
- И.п. – о.с. Потянуться, хлопок над головой.
- Прыжки вокруг себя с руками спереди (имитация движения белочки).
- Бег на месте с доставанием пятками ягодиц.
- Присесть, закрыв голову руками.
- Звук Б
Рано встали два бобра –
Дело есть у них с утра: 1
Надо им бревно срубить
Да запруду смастерить. 2
В лес большой пошли бобры,
Топоры у них остры, 3
Размахнулись, наклонились…
Долго два бобра трудились, 4
Заготовили одно
Очень нужное бревно. 5
Движения
- И.п. – о.с. Руки сжаты в кулаки. Рывки прямыми руками поочередно вверх, назад (со сжиманием ладоней).
- Наклоны вперед.
- И.п. – руки на пояс, ноги параллельны. Наклоны вперед.
- Шаг на месте, руки за спиной.
- Руки над головой, наклоны вперед.
- Потягивание с подниманием рук вверх и опусканием через стороны вниз.
- Звуки Р – Л – Ч
Рыбка в озере жила,
Рыбка к берегу плыла, 1
Хвостиком виляла,
Корм себе искала. 2
Возле берега червяк
Извивается - вот так,
Рыбка подплывает,
Червяка хватает. 3
Дернул леску рыбачок,
Да сорвался червячок, 4
Рыбка не попалась,
С червяком умчалась. 5
Движения
- И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны в стороны.
- Прыжки: ноги в стороны, вместе и т.д.
- Руки на поясе, круговые движения бедрами влево, вправо.
- И.п. - о.с. Хлопки перед грудью и за спиной.
- Ладошки вместе, руки вперед (имитация движения рыбки)
- Звуки Г – Д - Т
Ходят гуси у пруда
И гогочут: «га-га-га», 1
Тянут гуси шеи –
У кого длиннее? 2
Машут крыльями большими.
Не хотим встречаться с ними:
Нас они пугают, в воду не пускают. 3
Гуси рыбку увидали,
Дружно в воду побежали –
Все гуськом, гуськом, гуськом
Вслед за главным гусаком. 4
Движения
- Ходьба на месте: пальцы расставлены, руки вдоль тела.
- И.п. – о.с. Наклоны вперед с разведением рук в стороны и вытягиванием шеи вперед.
- Ходьба на приседе.
- Подкрадывание с похлопыванием ладонями по бедрам.
- Звук В
Воробьишки-воробьи,
Маленькие пташки, 1
Надевайте поскорей
Новые рубашки. 2
В гости вас ворона ждет,
Пироги для вас печет. 3
Поскорей, поскорей
В гости вы летите к ней! 4
Движения
- И.п. – о.с. Руки согнуты в локтях, ладони под мышками. Движения локтями вниз, в стороны.
- Наклоны вперед с потягиванием ног и тела от ступней до плеч.
- Ноги на ширине плеч, повороты в стороны с разведением рук в стороны вправо, влево.
- Прыжки вокруг себя вправо, влево.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые физкультминутки на занятиях
Дети любят игы, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания. Особенно важно применение речевых физкультминуток в работе с детьми....
Консультация для воспитателей На тему: «Речевые физкультминутки, интеграция речевого и физкультурного развития».
В данной консультации представлен практический материал и методические рекомендации по проведению физкультминуток в непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Речевые физкультминутки – интеграция речевого и физического развития».
Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей. Это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые и...
Речевые физкультминутки
Картотека физкультминуток...
Речевые физкультминутки
Гимнастика для развития речи детей дошкольного возраста...
РЕЧЕВЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Речевые физминутки — интеграция речевого и физического развития....
Консультация для воспитателей на тему: «Речевые физкультминутки – интеграция речевого и физического развития».
laquo;Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. »В....
Комментарии
Речевые физкультминутки.