Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием информационно -коммуникативных технологий (авторских электронных учебных пособий) по лексической теме "Насекомые весной"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию звукового анализа и синтеза с детьми 6-7 лет, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи с использованием информационно-коммуникативных технологий (авторского электронного учебного пособия) на  этапе обобщения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_s_ikt.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий занятия

с детьми 6-7 лет, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи

с использованием ИКТ по лексической теме недели

«Насекомые весной»

Продолжительность занятия: 30 минут

Направления и задачи:

1.Фонетическая ритмика: Активизация голосовых функций, развитие слухового восприятия, сочетание звуков с движениями, работа над ритмом, темпом и интонацией.

2.Звуковой анализ и синтез: Дифференциация аффрикатов, свистящих и шипящих звуков, закрепление умения работать со схемами слов.

3.Слайд-терапия: Повышение мотивации детей, стабилизация психоэмоционального напряжения, развитие зрительного восприятия, мышления, развитие целостности восприятия изображения предмета.

4.Лексика: Активизация словаря: название насекомых, согласование числительных с существительными, изменение существительного в числе и Р.п., употребление предлогов

Оборудование: фотографии или изображение насекомых: стрекоза, гусеница (2 шт), кузнечик (2 шт.), пчела, оса, шмель, жук, бабочка, ветка дерева с почками, на которых написаны буквы Ш и Ж, ромашки на серединках которых буквы С и З, трава с буквами Ц и Ч, информационное электронное пособие «Присмотрись и угадай насекомое», ширма

Ход занятия

1.Фонетическая разминка «Что происходит весной?»

 «Сосульки капают» - логопед выполняет ритмический рисунок шумящими предметами за ширмой, дети его оречевляют КАП – КАП

«Журчит ручей, бежит водичка» - поднимаем ко рту все пальцы обеих рук, соединив вместе, и сразу вслед за этим опустим их вниз плавным, слегка давящим движением, одновременно проговаривая "с-с-с"...

«Ветер уже не такой сильный» - поднимем руки вверх и плавно покачиваем ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом звук  «ш-ш-ш»

«Набухают почки» - резкое сжимание и разжимание кулаков в быстром темпе, с произнесением сочетания «пф»

2.«Загадки»  Мы сказали, что весной оживают насекомые, отгадайте загадки и узнаете, кто из насекомых проснулся.

Отгадку дети произносят, разделяя ее на слоги и сопровождая каждый слог движениями. Педагог после отгадывания насекомого достает его плоскостное изображение.

1.Шевелились у цветка все 4 лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка) – имитируют взмах крыльев бабочки двумя скрещенными перед грудью руками.

2.Прыгает пружинка - зеленая спинка с травки на былинку, с ветки на тропинку (кузнечик)- резкие прыжки обеими руками вправо, влево. Пальцы собраны в щепоть. 

3.Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком - он поделится медком (пчела) - вытягивание рук по очереди вперед и в стороны.

4.На ромашку у ворот опустился вертолет - золотистые глаза. Кто же это? (стрекоза)- движение резкими волнами сверху вниз

5.Модница крылатая, платье полосатое. Ростом хоть и кроха, укусит - будет плохо (оса)- одновременное качание рук вправо и влево.

6.Я на ветке сижу, букву «ж» все твержу. Зная твердо букву эту, я жужжу весной и летом. (жук)- резко разжимаем кулаки

7.Мохната, зелена, в листьях прячется она. Хоть и много ножек, но бежать не может (гусеница) – в очень медленном темпе попеременно переваливание с ноги на ногу.

8. Он тяжелый полосатый, Целый день в саду летал, сладкие цветы считал. И ворчал: - Трудна работа, ведь цветам в саду нет счета. (Шмель)- Кружимся на одном месте вправо - хлопок в ладоши. Повторяем, совершая полный оборот вокруг себя

3.«Кто где сидит?» Размещение изображения насекомых на цветке, ветке, травинке, согласно написанным на них буквам. В конце выполнения задания дети объясняют свой выбор.

Варианты размещения насекомых детьми:

На ветке на почках  буквы Ш и Ж – шмель, жук . На серединке ромашки буквы С и З – стрекоза, оса, гусеница, кузнечик. На траве с буквами Ц и Ч –, гусеница, кузнечик, бабочка, пчела

4. «Чистоговорки» За-за-за на ромашке стрекоза- резко в медленном темпе топаем правой, затем левой ногой, одновременно проговаривая слова с соблюдением слоговой структуры. Руки сложены за спиной

 За-за-за на ромашке стрекоза - в нормальном темпе сжимаем и разжимаем кулачки

За-за-за на ромашке стрекоза -  руки согнуты к плечам, на каждый слог руки вытягиваются вперед с постепенным ускорением.

5. Показ слайдов. «Присмотрись и угадай насекомое» дети рассматривают слайды, определяют насекомого, спрятавшегося на нем. Затем выполняют различные задания

1. Сколько бабочек? Появляются цифры: 2, 5 (Ответ детей: две бабочки, пять бабочек)

2. Что изменилось? 2 различных изображения жука.(Дети называют отличия)

3. Назови по появившейся схеме первый и последний звук в слове «кузнечик»? (Ответ: первый и последний звук [К])

4. На экране появляются слова, каким цветом написано слово «муха»? (Ответ: красным цветом)

5. Проговори отдельно каждый звук в слове «оса» (Ответ: А-С-А)

6. «Один - много» (Ответ: гусеница – гусеницы – много гусениц)

7. Какое тело у стрекозы? (Ответ: длинное и тонкое)

8. Слово «пчела» соединено со схемой слова, в котором 2 слога. Верно ли это? (Ответ:  правильно, т.к. в слове «пчела» два слога)

9.Опишите насекомого на этом слайде. (Описание детьми шмеля)

10.Чем отличаются божьи коровки? (Ответ: на спинке одной 5 точек, а на второй 6, усики одной толстые, а другой тонкие)

11. Кто лишний? Лягушка, бабочка, божья коровка. (Ответ: лишняя лягушка)

Содержание

электронного учебного пособия

«Присмотрись и угадай насекомое»

Задачи:

  1. речевые: Активизировать словарный запас, закреплять умение согласовывать числительные с существительными, изменять существительное в числе и Р.п., употреблять и дифференцировать предлоги. Дифференцировать аффрикаты, свистящие и шипящие звуки, закреплять умение работать со схемами слов.
  2. познавательные: обратить внимание на внешний вид насекомого, т.к. некоторые особенности не возможно заметить в обычной жизни.
  3. развивающие: Стабилизировать эмоциональное напряжение. Повышать уровень мотивации и интереса к занятию. Развивать зрительное восприятие, память и умение воссоздавать целостность образа, логическое мышление.

№ слайда

Описание слайда

Задание логопеда для детей

Предполагаемый ответ

детей

1

22

На экране изображение бабочки в калейдоскопе.

Появляется оригинальное изображение и  цифры: 2, 5

-Посмотрите внимательно, кто это?

-Скажите сколько бабочек?

 

Дети различают на слайде бабочку.

-Две бабочки, пять бабочек

3

4

Появляется не четкое изображение жука, затем оно проявляется

 Появляется изображение того же жука, но с добавленными частями тела. Для проверки появляются одновременно два отличающихся друг от друга изображения жуков

-Отгадайте, что это за насекомое?

-Хорошо рассмотрите его, постарайтесь запомнить, каждую деталь.

-Посмотрите внимательно, что изменилось?

Дети узнают жука, внимательно его рассматривают.

По памяти называют добавленные элементы.

Дети работают над отличиями, исправляют возможные ошибки.

5

6

Мигающее изображение насекомого.

На статическом слайде появляется схема слова «кузнечик»

-Отгадайте, что это за насекомое?

-Назовите первый и последний звук в слове «кузнечик»?

-Это кузнечик.

Дети называют звук «К»

7

8

Изображение мухи в технике «барельеф».

Затем после оригинального изображения появляются слова, написанные разными цветами

-Присмотритесь, это кто?

-Прочитайте слова и скажите, каким цветом написано слово «муха»?

- Это муха.

Дети читают слова: мука, ухо, муха, мухи и называют правильный цвет.

9

10

Заштрихованное изображение осы.

Затем на оригинал выплывает схема слова.

-Какое следующее насекомое?

-Проговори отдельно каждый звук в слове «оса»

-Оса.

Дети называют отдельно каждый звук [А - С- А], согласно характеристике и цвету обозначения.

11

12

Фото одной необычной и незнакомой гусеницы.

На слайде много обычных зеленых гусениц.

-Подумайте, кто бы это мог быть?

-Поиграем в игру «Один - много»

Дети делают предположения

-Гусеница – гусеницы – много гусениц.

13

14

Фрагмент-виньетка изображения  стрекозы.

После исчезновения слайда с целостным изображением выводим варианты ответов.

-Угадайте, кто спрятался на этой картинке?

-Какое тело у стрекозы? Варианты: длинное и тонкое, тонкое и твердое, короткое и нежное

Без зрительной опоры дают ответ

–У стрекозы длинное и тонкое тело.

15

16

На слайде зашумленное изображение пчелы.

На статическом оригинальном слайде появляются слоговые схемы

-Кто появился сейчас?

-Сколько слогов в слове «пчела». Картинка соединена со второй схемой (2 слога), верно ли это?

- Верно, в слове «пчела» 2 слога.

17

На статическом слайде изображение шмеля

-Опишите насекомого на этом слайде.

Дети описывают шмеля.

18

19

Мозаичное изображение божьей коровки.

На слайде  изображения двух насекомых с отличиями.

-О каком насекомом я загадаю загадку? Какая коровка скажите пока, еще никому не дала молока?

-Чем они отличаются?

-Это божья коровка.

Дети называют отличия.

20

На слайде появляются фото: лягушка, бабочка, божья коровка. После ответа детей исчезает лягушка

-Кто из них лишний?

-Лишняя лягушка, т.к. она не насекомое.

Список использованных источников

1.Кузнецова Е.В. Тихонова И.А. Ступеньки к школе.-М. 2000

2.Волина В.В. Занимательное азбуковедение.-М.1994

3.URL: http://ekhut.ru/art.../fototerapiya-slaid-terapiya-s-detmi.html

4.URL: http://ippt.ru/index.php?show=pg&id=49

5.URL: http://www.actngo.into/filesFdukatar9pages26-29.pdf-Беларусь

6.URL: http:/ www.kostyor.ru/student/?n=328

7.URL: http://detkam.e-papa.ru/zagadki/1/11/

8.URL: http://crazymama.ru/zagadki.php?a=1&id-cat1=7  

9.URL: http:// fishki.net/comment.php?id=8912    

10.URL: http://nasfoto.narod.ru/  

11.URL: http://www.virtualzoo.ru/nasekomie/  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного логопедического занятия с использованием информационно-коммуникативной здоровье сберегающей технологии с детьми старшего возраста Тема: « Зимующие птицы»

Конспект коррекционного логопедического занятия с использованием информационно-коммуникативной здоровье сберегающей технологии с детьми старшего возраста  Тема: « Зимующие птицы»  Задачи:-об...

Конспект интегрированого занятия с использованием информационно-коммуникативной технологией (подготовительная группа ) на тему: «Путешествие в зимний лес».

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования возникает необходимость совершен-ствовать технологический подход при организации непосредственной образовательной деятельно-сти дошкольников. Учитывая...

Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной компенсирующей направленности «В городе Профессий

Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной компенсирующей направленности «В городе Профессий...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (информационно-коммуникационные технологии) «Цирк»

В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [р] в слогах, словах и предложениях. В занятии используются: компьютерная презентация, здоровьесберегающие технологи...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (информационно-коммуникационные технологии) «Цирк»

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:- закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях;- развивать ф...

Конспект дефектологического (логопедического) занятия с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках тематического контроля «Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации ФГОС»

Тема: Автоматизация звука [Ш]  в слогах и словах. Индивидуальное занятие в подготовительной к школе группе. Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах и словах с применением ...