Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием информационно -коммуникативных технологий (авторских электронных учебных пособий) по лексической теме "Насекомые весной"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию звукового анализа и синтеза с детьми 6-7 лет, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи с использованием информационно-коммуникативных технологий (авторского электронного учебного пособия) на этапе обобщения знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_s_ikt.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий занятия
с детьми 6-7 лет, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи
с использованием ИКТ по лексической теме недели
«Насекомые весной»
Продолжительность занятия: 30 минут
Направления и задачи:
1.Фонетическая ритмика: Активизация голосовых функций, развитие слухового восприятия, сочетание звуков с движениями, работа над ритмом, темпом и интонацией.
2.Звуковой анализ и синтез: Дифференциация аффрикатов, свистящих и шипящих звуков, закрепление умения работать со схемами слов.
3.Слайд-терапия: Повышение мотивации детей, стабилизация психоэмоционального напряжения, развитие зрительного восприятия, мышления, развитие целостности восприятия изображения предмета.
4.Лексика: Активизация словаря: название насекомых, согласование числительных с существительными, изменение существительного в числе и Р.п., употребление предлогов
Оборудование: фотографии или изображение насекомых: стрекоза, гусеница (2 шт), кузнечик (2 шт.), пчела, оса, шмель, жук, бабочка, ветка дерева с почками, на которых написаны буквы Ш и Ж, ромашки на серединках которых буквы С и З, трава с буквами Ц и Ч, информационное электронное пособие «Присмотрись и угадай насекомое», ширма
Ход занятия
1.Фонетическая разминка «Что происходит весной?»
«Сосульки капают» - логопед выполняет ритмический рисунок шумящими предметами за ширмой, дети его оречевляют КАП – КАП
«Журчит ручей, бежит водичка» - поднимаем ко рту все пальцы обеих рук, соединив вместе, и сразу вслед за этим опустим их вниз плавным, слегка давящим движением, одновременно проговаривая "с-с-с"...
«Ветер уже не такой сильный» - поднимем руки вверх и плавно покачиваем ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом звук «ш-ш-ш»
«Набухают почки» - резкое сжимание и разжимание кулаков в быстром темпе, с произнесением сочетания «пф»
2.«Загадки» Мы сказали, что весной оживают насекомые, отгадайте загадки и узнаете, кто из насекомых проснулся.
Отгадку дети произносят, разделяя ее на слоги и сопровождая каждый слог движениями. Педагог после отгадывания насекомого достает его плоскостное изображение.
1.Шевелились у цветка все 4 лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка) – имитируют взмах крыльев бабочки двумя скрещенными перед грудью руками.
2.Прыгает пружинка - зеленая спинка с травки на былинку, с ветки на тропинку (кузнечик)- резкие прыжки обеими руками вправо, влево. Пальцы собраны в щепоть.
3.Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком - он поделится медком (пчела) - вытягивание рук по очереди вперед и в стороны.
4.На ромашку у ворот опустился вертолет - золотистые глаза. Кто же это? (стрекоза)- движение резкими волнами сверху вниз
5.Модница крылатая, платье полосатое. Ростом хоть и кроха, укусит - будет плохо (оса)- одновременное качание рук вправо и влево.
6.Я на ветке сижу, букву «ж» все твержу. Зная твердо букву эту, я жужжу весной и летом. (жук)- резко разжимаем кулаки
7.Мохната, зелена, в листьях прячется она. Хоть и много ножек, но бежать не может (гусеница) – в очень медленном темпе попеременно переваливание с ноги на ногу.
8. Он тяжелый полосатый, Целый день в саду летал, сладкие цветы считал. И ворчал: - Трудна работа, ведь цветам в саду нет счета. (Шмель)- Кружимся на одном месте вправо - хлопок в ладоши. Повторяем, совершая полный оборот вокруг себя
3.«Кто где сидит?» Размещение изображения насекомых на цветке, ветке, травинке, согласно написанным на них буквам. В конце выполнения задания дети объясняют свой выбор.
Варианты размещения насекомых детьми:
На ветке на почках буквы Ш и Ж – шмель, жук . На серединке ромашки буквы С и З – стрекоза, оса, гусеница, кузнечик. На траве с буквами Ц и Ч –, гусеница, кузнечик, бабочка, пчела
4. «Чистоговорки» За-за-за на ромашке стрекоза- резко в медленном темпе топаем правой, затем левой ногой, одновременно проговаривая слова с соблюдением слоговой структуры. Руки сложены за спиной
За-за-за на ромашке стрекоза - в нормальном темпе сжимаем и разжимаем кулачки
За-за-за на ромашке стрекоза - руки согнуты к плечам, на каждый слог руки вытягиваются вперед с постепенным ускорением.
5. Показ слайдов. «Присмотрись и угадай насекомое» дети рассматривают слайды, определяют насекомого, спрятавшегося на нем. Затем выполняют различные задания
1. Сколько бабочек? Появляются цифры: 2, 5 (Ответ детей: две бабочки, пять бабочек)
2. Что изменилось? 2 различных изображения жука.(Дети называют отличия)
3. Назови по появившейся схеме первый и последний звук в слове «кузнечик»? (Ответ: первый и последний звук [К])
4. На экране появляются слова, каким цветом написано слово «муха»? (Ответ: красным цветом)
5. Проговори отдельно каждый звук в слове «оса» (Ответ: А-С-А)
6. «Один - много» (Ответ: гусеница – гусеницы – много гусениц)
7. Какое тело у стрекозы? (Ответ: длинное и тонкое)
8. Слово «пчела» соединено со схемой слова, в котором 2 слога. Верно ли это? (Ответ: правильно, т.к. в слове «пчела» два слога)
9.Опишите насекомого на этом слайде. (Описание детьми шмеля)
10.Чем отличаются божьи коровки? (Ответ: на спинке одной 5 точек, а на второй 6, усики одной толстые, а другой тонкие)
11. Кто лишний? Лягушка, бабочка, божья коровка. (Ответ: лишняя лягушка)
Содержание
электронного учебного пособия
«Присмотрись и угадай насекомое»
Задачи:
- речевые: Активизировать словарный запас, закреплять умение согласовывать числительные с существительными, изменять существительное в числе и Р.п., употреблять и дифференцировать предлоги. Дифференцировать аффрикаты, свистящие и шипящие звуки, закреплять умение работать со схемами слов.
- познавательные: обратить внимание на внешний вид насекомого, т.к. некоторые особенности не возможно заметить в обычной жизни.
- развивающие: Стабилизировать эмоциональное напряжение. Повышать уровень мотивации и интереса к занятию. Развивать зрительное восприятие, память и умение воссоздавать целостность образа, логическое мышление.
№ слайда | Описание слайда | Задание логопеда для детей | Предполагаемый ответ детей | |||
1 22 | На экране изображение бабочки в калейдоскопе. Появляется оригинальное изображение и цифры: 2, 5 | -Посмотрите внимательно, кто это? -Скажите сколько бабочек?
| Дети различают на слайде бабочку. -Две бабочки, пять бабочек | |||
3 4 | Появляется не четкое изображение жука, затем оно проявляется Появляется изображение того же жука, но с добавленными частями тела. Для проверки появляются одновременно два отличающихся друг от друга изображения жуков | -Отгадайте, что это за насекомое? -Хорошо рассмотрите его, постарайтесь запомнить, каждую деталь. -Посмотрите внимательно, что изменилось? | Дети узнают жука, внимательно его рассматривают. По памяти называют добавленные элементы. Дети работают над отличиями, исправляют возможные ошибки. | |||
5 6 | Мигающее изображение насекомого. На статическом слайде появляется схема слова «кузнечик» | -Отгадайте, что это за насекомое? -Назовите первый и последний звук в слове «кузнечик»? | -Это кузнечик. Дети называют звук «К» | |||
7 8 | Изображение мухи в технике «барельеф». Затем после оригинального изображения появляются слова, написанные разными цветами | -Присмотритесь, это кто? -Прочитайте слова и скажите, каким цветом написано слово «муха»? | - Это муха. Дети читают слова: мука, ухо, муха, мухи и называют правильный цвет. | |||
9 10 | Заштрихованное изображение осы. Затем на оригинал выплывает схема слова. | -Какое следующее насекомое? -Проговори отдельно каждый звук в слове «оса» | -Оса. Дети называют отдельно каждый звук [А - С- А], согласно характеристике и цвету обозначения. | |||
11 12 | Фото одной необычной и незнакомой гусеницы. На слайде много обычных зеленых гусениц. | -Подумайте, кто бы это мог быть? -Поиграем в игру «Один - много» | Дети делают предположения -Гусеница – гусеницы – много гусениц. | |||
13 14 | Фрагмент-виньетка изображения стрекозы. После исчезновения слайда с целостным изображением выводим варианты ответов. | -Угадайте, кто спрятался на этой картинке? -Какое тело у стрекозы? Варианты: длинное и тонкое, тонкое и твердое, короткое и нежное | Без зрительной опоры дают ответ –У стрекозы длинное и тонкое тело. | |||
15 16 | На слайде зашумленное изображение пчелы. На статическом оригинальном слайде появляются слоговые схемы | -Кто появился сейчас? -Сколько слогов в слове «пчела». Картинка соединена со второй схемой (2 слога), верно ли это? | - Верно, в слове «пчела» 2 слога. | |||
17 | На статическом слайде изображение шмеля | -Опишите насекомого на этом слайде. | Дети описывают шмеля. | |||
18 19 | Мозаичное изображение божьей коровки. На слайде изображения двух насекомых с отличиями. | -О каком насекомом я загадаю загадку? Какая коровка скажите пока, еще никому не дала молока? -Чем они отличаются? | -Это божья коровка. Дети называют отличия. | |||
20 | На слайде появляются фото: лягушка, бабочка, божья коровка. После ответа детей исчезает лягушка | -Кто из них лишний? | -Лишняя лягушка, т.к. она не насекомое. |
Список использованных источников
1.Кузнецова Е.В. Тихонова И.А. Ступеньки к школе.-М. 2000
2.Волина В.В. Занимательное азбуковедение.-М.1994
3.URL: http://ekhut.ru/art.../fototerapiya-slaid-terapiya-s-detmi.html
4.URL: http://ippt.ru/index.php?show=pg&id=49
5.URL: http://www.actngo.into/filesFdukatar9pages26-29.pdf-Беларусь
6.URL: http:/ www.kostyor.ru/student/?n=328
7.URL: http://detkam.e-papa.ru/zagadki/1/11/
8.URL: http://crazymama.ru/zagadki.php?a=1&id-cat1=7
9.URL: http:// fishki.net/comment.php?id=8912
10.URL: http://nasfoto.narod.ru/
11.URL: http://www.virtualzoo.ru/nasekomie/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционного логопедического занятия с использованием информационно-коммуникативной здоровье сберегающей технологии с детьми старшего возраста Тема: « Зимующие птицы»
Конспект коррекционного логопедического занятия с использованием информационно-коммуникативной здоровье сберегающей технологии с детьми старшего возраста Тема: « Зимующие птицы» Задачи:-об...
Конспект интегрированого занятия с использованием информационно-коммуникативной технологией (подготовительная группа ) на тему: «Путешествие в зимний лес».
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования возникает необходимость совершен-ствовать технологический подход при организации непосредственной образовательной деятельно-сти дошкольников. Учитывая...
Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной компенсирующей направленности «В городе Профессий
Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной компенсирующей направленности «В городе Профессий...
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (информационно-коммуникационные технологии) «Цирк»
В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [р] в слогах, словах и предложениях. В занятии используются: компьютерная презентация, здоровьесберегающие технологи...
Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием различных инновационных технологий на тему: «Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях(по сказке «Маша и Медведь»)»
Занятие на закрепление правильного произношения звука Ш в слогах, словах, предложении....
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (информационно-коммуникационные технологии) «Цирк»
Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:- закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях;- развивать ф...
Конспект дефектологического (логопедического) занятия с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках тематического контроля «Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации ФГОС»
Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах. Индивидуальное занятие в подготовительной к школе группе. Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах и словах с применением ...