Методическая разработка по внедрению здоровьесберегающих технологий в музыкальное развитие дошкольников «Картотека коммуникативно-тактильных упражнений»
методическая разработка по музыке (старшая группа)
Методическая разработка по внедрению здоровьесберегающих технологий в музыкальное развитие дошкольников «Картотека коммуникативно-тактильных упражнений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №38 «СЕМИЦВЕТИК» П. ЖДАНОВСКИЙ
607684, Нижегородская обл., Кстовский р-он, п. Ждановский, ул. Майская д.4, e-mail: ds38cem@yandex.ru
________________________________________________________________________________________
«Утверждаю»
Заведующий МАДОУ ДС №38
«Семицветик» п. Ждановский
____________ Гончарук Г.Д.
«____»_____________2025 г.
Методическая разработка по внедрению здоровьесберегающих технологий в музыкальное развитие дошкольников
«Картотека коммуникативно-тактильных упражнений»
Разработал:
музыкальный руководитель
Семикина Л.В.
п. Ждановский, 2025 г.
Картотека коммуникативно-тактильных упражнений
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связи, верных друзей и счастливую семью.
Развитие способностей детей к построению таких взаимоотношений может помочь предотвратить развитие проблем, таких как межличностные конфликты и одиночество. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки общения в сознании дошкольника, зависит качество взаимоотношений с другими людьми взрослого человека. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Из обязательного минимального содержания образовательной программы, реализуемой дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения: сотрудничать; слушать и слышать; воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому.
Цели и основные задачи:
- Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.
- Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.
- Показать детям, что значит взаимное признание и уважение.
Развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты. - Вызывать заинтересованность в общей цели.
- Развивать готовность внести свою лепту в общее дело.
- Развивать готовность идти друг другу навстречу.
- Учить проявлять терпение к недостаткам других.
- Развивать умение считаться с интересами других.
«Картотека коммуникативно-тактильных игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста» представляет собой сборник игр, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
Пособие предназначено для использования в дошкольных учреждениях, в том числе в музыкальных игротренингах, направленных на здоровьесбережение дошкольников.
Здоровьесберегающая функция коммуникативно-тактильных игр и упражнений заключается в том, что они способствуют развитию сенсорного восприятия, коммуникативных умений.
ЛАДУШКИ
Цель: развитие эмпатии, умение в процессе игры предугадывать движения рук партнёра.
Ход игры: Дети разбиваются на пары, располагаются друг напротив друга. Игра заключается в чередовании хлопка в ладоши с хлопаньем друг друга правыми руками, левыми или обеими руками одновременно. Один из пары становится ведущим, а другой подстраивается под его выбор. В процессе игры ведущий решает какой рукой он будут хлопать партнёра, а тот должен быстро подстроиться и зеркально ответить.
РУЧЕЁК
Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.
Ход игры: Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.
РИСУНОК НА СПИНЕ
Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.
Ход игры: Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.
ДРАКОН
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Ход игры: Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
УЛИТКА
Цель: развитие выдержки и самоконтроля.
Ход игры: Дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним.
Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить немало усилий, так как они активны и подвижны.
Особенно полезно эту игру включать в работу групп, в которых участвуют конфликтные, агрессивные дети. Также её можно использовать в работе с гиперактивными детьми, но лишь на последних этапах коррекции.
ЧЕРЕПАХА
Ход игры: Дети стоят парами, один ребенок подставляет спину – он «черепаха», другой выполняет массажные движения. Затем меняются местами.
Шла купаться черепаха – похлопывание по спине собранными пальцами сверху вниз.
И кусала всех от страха: - энергичное пощипывание от поясницы вверх по спине.
Кусь – кусь - кусь - кусь - медленные вибрирующие движения слегка согнутыми пальцами.
Никого я не боюсь. У – У!» - быстро повернуться и испугать партнера.
ЗДРАВСТВУЙ
Цель: развитие навыков коммуникации, умение быстро образовать пару.
Ход игры: Дети становятся парами по кругу, лицом к партнёру, боком в центр круга. Говорят:
«Здравствуй! – вежливо сказали (пожать правую руку партнёра),
вправо шаг (сделать приставной шаг)
и побежали (перебежать к следующему партнёру по кругу)
Повторить несколько раз.
ТРОПИНКА
Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.
Возраст: 6-7 лет.
Ход игры: Возьмитесь за руки. По команде «гуляем» — идете по кругу;
«Тропинка» — дети кладут руки на плечи впереди стоящему и наклоняют головы вниз;
«Копна» — дети поднимают руки над головой;
«Кочки!» — все приседают.
Я могу говорить очень тихо. Какая команда окажется самой внимательной?
ЗАПРЕЩЕНО ДВИЖЕНИЕ
Цель. Учить играм с четкими правилами, которые организуют, дисциплинируют, сплачивают, развивают быстроту реакции и вызывают эмоциональный подъем.
Ход игры: Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять. Тот, кто нарушит этот запрет, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещенной, например цифры 5. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).
СЛУШАЙ ХЛОПКИ
Цель. Тренировать внимание и контроль двигательной активности.
Ход игры: Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другу позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
ВЕСЁЛАЯ СОРОКОНОЖКА
Цель: развивает как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.
Количество играющих: В игре участвует, как минимум, шестеро детей - чем больше, тем лучше.
Ход игры: Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.
Список литературы
- Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения / авт.-сост. О.Н. Арсеньевская.- Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. – 2004.
- Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы / Анисимова Г.И. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 96. с.
- Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М.: - Педагогическое общество России, 2004. - 95 с.
- Коммуникативные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) / Шаурбина Н.И. – Методическое пособие – 2018.
- Игровая методика музыкального воспитания дошкольников / Коротаева С. – 2022 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Специфика внедрения здоровьесберегающих технологий"
Методическая разработка из опыта работы...

Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду (из опыта работы)
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду....

Внедрение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях и анализ их продуктивности. Из опыта работы
Сообщение...

Методическая разработка «Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Картотека дыхательной гимнастики»
Методическая разработка предназначена для всех категорий дошкольных работников, родителей....

Методическая разработка. Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя старшей группы)
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя старшей группы)...

Методическая разработка: использование современных здоровьесберегающих технологий (кинезиотерапия) при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ТНР ОНР
Материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ...

Методическая разработка и внедрение здоровьесберегающей технологии «Камешки Марблс» педагога-психолога Павловой Я.А.
Методическая разработка и внедрение здоровьесберегающей технологии «Камешки Марблс» педагога-психолога Павловой Я.А.Занятия – игры с использованием технологии «камешков Марблс...