Работа музыкального руководителя в соответствии с ФОП ДО
рабочая программа по музыке

Cластен Елена Владимировна

нормативно-правовая база, методические рекомендации и изменения в санитарных нормах, касающиеся музыкального образования дошкольников

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Вишенка» «Работа музыкального руководителя в соответствии с ФОП ДО : нормативно-правовая база, методические рекомендации и изменения в санитарных нормах, касающиеся музыкального образования дошкольников » Музыкальный руководитель, педагог высшей категории Сластен Е.В. г. Семикаракорск 2023

Слайд 2

На каком языке осуществляется реализация федеральной образовательной программы дошкольного образования? В дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации. Согласно нормативным документам, образовательная деятельность может осуществляться на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе на русском языке как родном языке, в соответствии с образовательной программой дошкольного образования и на основании заявления родителей (законных представителей) (далее – родители). В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации. В образовательных организациях Российской Федерации может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с их законодательством. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами образовательной организации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами 2 п. 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 (в ред. от 08.11.2022)

Слайд 3

Усложнение содержания образовательной деятельности по образовательным областям в зависимости от возраста обучающихся В содержании образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предусматривается ознакомление детей с разными видами и жанрами изобразительного, музыкального искусства, средствами выразительности, конкретно указаны технические умения для их освоения, которые усложняются с возрастом. Особое внимание уделяется развитию творчества, импровизации и самостоятельности детей, ознакомлению с театром и театральной культурой, делается акцент на формировании интереса к музыке, живописи, архитектуре, народному искусству. Все это существенно расширяет кругозор и опыт детей, способствует эстетико-художественному восприятию мира, обеспечивает тесную связь с краеведческой работой.

Слайд 4

виды детской деятельности в ДОО Согласно ключевым положениям Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: общении, предметной, игровой, двигательной, речевой, экспериментировании и познавательно-исследовательской, изобразительной деятельности и конструировании, музыкальной, трудовой. особенности детских видов деятельности на разных этапах развития ребенка Музыкальная деятельность в младенческом возрасте направлена на слушание музыки, выполнение танцевальных движений на основе подражания, музыкальных игр. В раннем возрасте ребенок осваивает слушание музыки и исполнительство, музыкально-ритмические движения. В дошкольном – слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

Слайд 5

Цель Программы: Музыкальное развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Основные задачи: 1. Формировать музыкальные знания и навыки в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям. 2. Развивать музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. 3. Развивать исполнительские и творческие способности. 4. Развивать эмоциональную отзывчивость и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности. 5. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру посредством приобщения к музыкальному искусству. Задачи с учетом специфики региональных и социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с дошкольниками Приобщать дошкольников к культурному и музыкальному наследию своего края: образцам народного фольклора, народным художественным промыслам, культурным музыкальным традициям. Вовлекать детей в художественно-творческую деятельность регионального содержания. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания ближайшего окружающего мира посредством музыкального искусства. Воспитывать уважение к своему дому, малой Родине.

Слайд 6

Интеграция задач с другими образовательными областями Образовательная область Программные задачи Социально-коммуникативное развитие Формировать представления о музыкальном искусстве. Формировать позитивные установки к различным видам творчества. Способствовать самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе музыкальной деятельности. Приобщать к моральным и нравственным ценностям посредством музыкального искусства. Развивать общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Познавательное развитие Формировать целостную картину мира средствами музыки. Формировать первичные представления о звучании, ритме, темпе. Формировать знания об отечественных традициях и праздниках. Развивать воображение и творческую активность в музыкальных видах деятельности. Развивать интерес и познавательную мотивацию к музыкальному искусству. Речевое развитие Обогащать словарь музыкальными терминами. Развивать речь как средство общения и культуры в процессе обсуждения музыкальных произведений. Развивать звуковую и интонационную культуру речи.

Слайд 7

педагогическая диагностика Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. В рамках педагогической диагностики может проводиться оценка индивидуального развития детей. Она может быть направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Педагогическая диагностика позволяет выявлять особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.

Слайд 8

Нужно ли проводить педагогическую диагностику достижения планируемых результатов? Планируемые результаты не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга) (Пункт 4.3 ФГОС ДО) Специфика педагогической диагностики в ДОО определяется требованиями ФГОС ДО: ✓ планируемые результаты освоения Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее - Федеральной программы) заданы как целевые ориентиры дошкольного образования (далее – ДО) и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного детства ✓ целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей; ✓ освоение Федеральной программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся; ✓ педагогическая диагностика направлена на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование.

Слайд 9

Периодичность проведения педагогической диагностики указывается в образовательной программе дошкольного образования, разработанной в организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее – Программа). Оптимальным является ее проведение на начальном этапе прихода ребенка в дошкольную группу (стартовая диагностика) и при достижении ребенком конца каждого психологического возраста (финальная диагностика). При проведении стартовой диагностики учитывается адаптационный период пребывания ребенка в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить динамику в развитии ребенка. Какие методы могут быть использованы педагогом в процессе проведения педагогической диагностики? Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и других), специальных диагностических ситуаций, простых тестовых проб. При необходимости, педагог может использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно 19 эстетического развития. Ведущим, основным методом педагогической диагностики является наблюдение. (Пункт 4.3 ФГОС ДО)

Слайд 10

Наблюдение представляет собой ведущий метод сбора информации (фактических данных) о ребенке/группе детей. В ходе наблюдения педагог может: ✓ изучать педагогические явления в динамике; ✓ непосредственно воспринимать поведение детей в конкретных условиях и в реальном времени; ✓ фиксировать факты, которые невозможно зарегистрировать никаким иным методом (например, стиль поведения, жесты, мимику, движения, взаимодействие детей и целых групп); ✓ оперативно получать информацию и непосредственную связь с объектом изучения; ✓ проводить фиксацию фактов сразу по нескольким параметрам (отдельного ребенка, группы детей, взаимодействия между детьми и другие); ✓ собирать факты независимо от готовности наблюдаемых объектов, умений обучающихся, их желания вступать в общение. Таким образом, эффективность наблюдения заключается в его информативности и универсальности, с его помощью можно изучать почти любой процесс или явление, оно не искажает естественного поведения обучающихся, практически не требует дополнительных средств. При организации наблюдения педагог должен учитывать факторы, которые могут повлиять на его результаты: желание непреднамеренно вмешаться в естественный ход наблюдения, влияние настроения и ожиданий на восприятие ситуации и толкование результатов, отсутствие умений целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, замечать и фиксировать малозаметные черты поведения наблюдаемых. В процессе наблюдения сложно получить информацию о целях и мотивах поведения детей, невозможно его повторить, перепроверить результаты. Важно помнить, что наблюдение используется в совокупности с другими методами сбора информации (беседой, опросными методами, диагностическими ситуациями и другими), обогащая и объясняя полученные данные.

Слайд 11

Как организуется наблюдение и фиксируются его результаты? Наблюдение организуется педагогом в рамках образовательного процесса и направлено на достижение определенной цели. Оно основано на точной фиксации получаемых фактов и их последующем анализе. Осуществляя педагогическую диагностику, педагог наблюдает за поведением ребенка в естественных условиях, в разных видах деятельности, специфичных для детей раннего и дошкольного возрастов. Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка, представленные в пункте 15 «Планируемые результаты реализации Федеральной Программы» (Пункт 15 Федеральной программы) Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих образовательных областях. В процессе наблюдения педагог может использовать следующие критерии анализа наблюдаемых явлений: ✓ частоту проявления каждого показателя; ✓ самостоятельность его выполнения; ✓ инициативность ребенка в деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребенка. Если действие выполняется ребенком самостоятельно, без помощи взрослого, то это свидетельствует о зоне его актуального развития. Если же ребенок выполняет действие только с помощью взрослого, то это указывает на перспективные задачи его развития, обозначает зону его ближайшего развития. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребенка в деятельности и взаимодействии. Результаты наблюдения могут фиксироваться, при этом педагог может самостоятельно выбрать способ и форму фиксации результатов наблюдения. Оптимальной формой для фиксации результатов наблюдения является карта наблюдения с включенными показателями и критериями их анализа. Педагог может составить ее самостоятельно, а также использовать готовые карты. Для самостоятельного составления карты наблюдения можно использовать представленный ниже шаблон.

Слайд 12

Согласно Пункт 3.2.3.ФГОС ДО результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: ✓ индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); ✓ оптимизации работы с группой детей. Индивидуализация образования предусматривает создание условий для развития каждого ребенка с учетом полученных результатов педагогической диагностики (интересов и склонностей, характера, темперамента, эмоциональной сферы, жизненной ситуации, взаимоотношений с детьми и взрослыми). При этом педагог принимает каждого ребенка как уникальную личность; создает безопасную и насыщенную РППС для реализации детьми своих замыслов; планирует виды деятельности, которые позволят каждому ребенку добиться успеха; предоставляет детям возможность для выбора деятельности, ее содержания, партнеров, материалов, места и способа работы; стимулирует и поддерживает активность, самостоятельность, инициативность детей, использует вариативные методы и формы образовательной работы для успешного становления индивидуальности обучающихся.

Слайд 13

Как корректно и безопасно использовать цифровые технологии в дошкольных группах? Цифровая и медиа среда становится неотъемлемой частью жизни детей. Современная образовательная среда ДОО предполагает, в том числе, включение цифровых и медиа технологий, различных электронных средств обучения (далее – ЭСО) – интерактивной доски, интерактивной панели, персонального компьютера, планшета, ноутбука. Применение ЭСО в образовательной практике регулируется нормативными документами, согласно которым ЭСО не применяются в работе с детьми до достижения ими пяти лет. Начиная с пяти лет, они могут применяться, но время их использования строго регламентируется. Так, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей пяти-семи лет больше пяти-семи минут. В день – не более 20 минут Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Слайд 14

Таким образом, планируя применение цифровых и медиа технологий, нужно ориентироваться на существующие нормативы. В образовательной деятельности ДОО могут применяться: ✓ демонстрация мультимедийных презентаций; ✓ игры в дополненной реальности (интерактивные столы, интерактивный пол); ✓ просмотр отрывков из мультипликационных фильмов; ✓ создание вместе с детьми собственных мультипликационных фильмов с использованием мультстудии ; ✓ использование цифровых изображений для оформления игровых замыслов; ✓ применение развивающих компьютерных игр; ✓ создание цифровых фотоколлажей из жизни группы или ДОО, семьи и другие. Так, мультипликационный фильм или презентация могут разнообразить содержание образовательной деятельности, увлечь детей новой темой или раскрыть ее ближе к опыту детей. При наличии экрана и проектора появляется возможность более полного «погружения» в игровой сюжет, создание визуальной атмосферы в проектной деятельности, во время досугов и праздников. Игры в дополненной реальности помогают детям закреплять информацию и при этом позволяют избежать повышенной статической нагрузки. Работа с мультстудией активно развивает познание и творческую активность детей.

Слайд 15

Проектная деятельность сегодня активно используется педагогами ДО в образовательной практике. Организация образовательного процесса с помощью проектной деятельности не требует глобальной трансформации дошкольной группы. В проектной деятельности присутствует часть, связанная с ознакомлением и погружением детей в тему проекта и часть, связанная с творческой переработкой детьми материалов проекта. Для ознакомления с тематикой проекта можно постепенно дополнить РППС группы необходимыми предметами, изображениями, детской литературой, связанными с темой проекта. В ходе проектной деятельности возможна организация мини-музеев в группе, выставка продуктов детской деятельности или фотовыставка по теме проекта.

Слайд 16

Федеральная программа не устанавливает жестких требований к организации пространства в ДОО, оставляя за каждой конкретной ДОО право проектирования такой РППС, которая бы в полной мере обеспечивала возможность освоения Программы, достижения целевых результатов, учета индивидуальных особенностей и интересов обучающихся, специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. При этом все оснащение и оборудование ДОО должно соответствовать требованиям ФГОС ДО и Программы, безопасности и надежности, возрастным особенностям обучающихся, учитывать воспитывающий характер обучения детей в ДОО и условия обеспечения развития детей в различных видах деятельности и образовательных областях.

Слайд 17

Каких ошибок во взаимодействии с родителями рекомендуется избегать? ✓ Приятельских отношений с родителями обучающихся, где стираются официальные правила делового общения. Это ведет к снижению авторитета педагога, росту конфликтов и требований со стороны родителей, не соответствующих педагогическим задачам. Нарушение границ ведет к переходу взаимодействия из делового в эмоциональное. ✓ Оценивания действий родителей с фокусированием на ошибках и проблемах родительской позиции. Важно уважать в родителях их ответственность, знания, уникальный родительский опыт, стремление создать для своего ребенка условия эмоционального комфорта и благополучия. ✓ Формализма в отношениях с родителями. Дошкольный возраст требует личностной включенности и согласованности взаимодействия между родителями и педагогами по всем вопросам воспитания и образования. ✓ Дублирования родительской ответственности и подмены собой родителя. Определяя воспитательные дефициты, педагогу следует в форме мягкой рекомендации подсказать родителю способы и приемы преодоления этих дефицитов, предоставить доступ к необходимым знаниям, замотивировать на решение задач повышения родительской компетентности. ✓ Проявления оценочной позиции в отношении родителей. Безоценочность и принятие, реализуемые в отношении ребенка, должны становиться моделью отношений и для родителей.

Слайд 18

На какие правила взаимодействия с родителями можно опираться? Реализация личностно ориентированного стиля общения . Ориентация на конкретные задачи в отношении к конкретным детям. Взаимодействие с родителями индивидуализируется через использование разных видов совместной деятельности педагогов, родителей и детей. Партнерство и совместная деятельность с родителями. Сотрудничество и позитивное отношение родителя к педагогу формирует доверительное общение ребенка с педагогом и эмоционально-комфортное самоощущение детей в ДОО. Вовлечение родителей в образовательный процесс Реализация психолого-педагогической поддержки семьи Повышение родительской компетентности.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление музыкального руководителя ДОУ №13 Семеновой Т.П. по теме «Современные виды планирования музыкального руководителя в соответствии с ФГТ»

Данный материал был представлен на гордском методическом объединении музыкальных руководителей детских садов города Волжск, который рассказал о современных вида планирования в соответствии с ФГТ согла...

Консультация для музыкальных руководителей: «Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений»

Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет! Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в н...

Выступление на педагогическом совете музыкального руководителя высшей категории Кротовой Л.Ф."Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами МАДОУ"

Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами МАДОУ. Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, ...

Проектная деятельность в практике работы музыкального руководителя в ДОУ в соответствии с ФГОС

Данная публикация предназначена для музыкальных руководителуй  и воспитателей ДОУ с целью ознакомления их с проектной деятельностью по музыкальному развитию старших дошкольников...

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкаль...

Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...