Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях для детей с ОВЗ
учебно-методический материал по музыке

Мысова Ирина Александровна

Овладевать всеми выразительными средствами музыки детям позволяют речевые игры.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях для детей с ОВЗ

Овладевать всеми выразительными средствами музыки позволяют детям речевые игры. В речевых играх Т. Боровик, Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло, дуэтом. Использование речевых игр эффективно влияет на укрепление эмоционального здоровья детей.

Речевые упражнения незаменимы для развития у детей с ОВЗ чувства ритма и интонационного слуха. Первым инструментом для детей конечно же является, как известно его собственное тело. Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов. Звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека, что очень важно для наших детей с ОВЗ. Это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхности:

-хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);

-шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

-притопы (всей стопой, пяткой, носком);

-щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам

Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Это один из природных, биологических законов развития музыкальности.

Музыка Е. Тиличеевой.

Вот иду я вверх (Пальчики «шагают» по коленям, шлепок)

Вот иду я вниз. Притопы ногами, хлопок Лепёшки.

Тексты, подбираемые для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту дошкольников, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества- песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные.

Особо внимание следует уделять обыгрыванию различных слогов, фонем, звукоподражаний, словам, понятным только детям, и так называемого «тарабарского» языка – «цынцы-брынцы», «трух-ту-тух», «рики-таки» и др.

Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению.

Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал.

Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста. Например, потешка про зайчика не должна произноситься в сопровождении медленной речи в низком регистре. И наоборот, образу медведя не подойдёт скачкообразное движение высоких звуков.

Речевые игры и упражнения проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной деятельности детей, на прогулке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры и упражнения в таетральной деятельности для детей дошкольного возраста

Практический материал для воспитателей и ПДО по театральной деятельности для занятий с детьми дошкольного возраста по развитию речи....

Речевые игры и упражнения в развитии связной речи детей с ОНР

Речевые игры и упражнения в развитии связанной речи детей с ОНР (слайд 1) (2 слайд) Речь ребёнка не является врождённой функцией.Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием.Чем бо...

Дыхательные игры и упражнения на музыкальных занятиях

Ниже представлены дыхательные игры и упражнения, используемые мною на музыкальных занятиях....

Игры и упражнения с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста «Утром солнышко проснется»

Игры и упражнения с музыкальными инструментамидля детей младшего дошкольного возраста«Утром солнышко проснется»...

Использование элементов музыкального языка в играх и упражнениях на музыкальных занятиях с детьми с ТМНР.

Общение – это процесс коммуникации между отдельными людьми и группами людей. В своем выступлении я расскажу, как происходит передача информации на музыкальных занятиях невербальными способами (ж...

Мастер-класс "Речевые игры и упражнения, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста"

Цель : повышение профессионального мастерства в сфере речевого развития детей дошкольного возраста.Задачи:1. Повысить уровень компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей.2. Познак...

Дыхательные игры и упражнения на музыкальных занятиях

Предлагаю вашему вниманию дыхательные игры и упражнения, используемые на музыкальных занятиях....