Использование элементов музыкального языка в играх и упражнениях на музыкальных занятиях с детьми с ТМНР.
материал по музыке
Общение – это процесс коммуникации между отдельными людьми и группами людей. В своем выступлении я расскажу, как происходит передача информации на музыкальных занятиях невербальными способами (жесты, мимика, пантомимика и т. д.).
К невербальным языкам относится музыкальный язык . В музыкальном языке можно обнаружить некоторые свойства, подобные тем, что наблюдаются в словесном языке. Подобно языку, в музыкальном искусстве есть средства выразительности (мелодия , штрихи, темп, динамика, лад)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gomzyakova_pedsovet_1.docx | 16.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
Музыкальный руководитель Гомзякова Е.Б.
Тема: Использование элементов музыкального языка в играх и упражнениях на музыкальных занятиях с детьми с ТМНР.
Общение – это процесс коммуникации между отдельными людьми и группами людей. В своем выступлении я расскажу, как происходит передача информации на музыкальных занятиях невербальными способами (жесты, мимика, пантомимика и т. д.).
К невербальным языкам относится музыкальный язык . В музыкальном языке можно обнаружить некоторые свойства, подобные тем, что наблюдаются в словесном языке. Подобно языку, в музыкальном искусстве есть средства выразительности (мелодия , штрихи, темп, динамика, лад)
Мелодия представляет собой законченную музыкальную мысль, несущую в себе яркий образ. Около 10 лет тому назад, начиная ставить наши театральные постановки, мы со Светланой Сергеевной, столкнулись с трудностью, что не всегда есть возможность подсказать тому или иному герою его выход, так как сами были заняты в спектакле, поэтому стали подбирать каждому актёру свою мелодию, дети, услышав свою музыкальную тему включались в роль безошибочно.
Регистр. Бывают такие виды регистра: Низкий. Это мрачное или серьёзное звучание. Высокий. Лёгкое и тонкое звучание. Средний. Обычно такой звук ассоциируется с голосом человека. Игра «Медведи и Птички» (слушание – подбираем изображение; активное слушание – выполняем определенные движения, изображая медведей или птичек в соответствии с музыкой)
Темп - это скорость исполнения. Например, колыбельная исполняется очень медленно и спокойно, а марш звучит ритмично. Такая функция важна для выражения характера композиции. Маленький дождик – Сильный дождик
Лад – это выражение настроения в музыке. Мы чаще всего на занятиях определяем веселая-грустная музыка. Покажу вам на примере игры «Солнышко-Тучка». Дети прослушивают попевки «Солнышко» (мажор), «Тучка» (минор), кто может, поет их. Далее слушают музыкальные загадки, а ответы показывают жестами рук: солнышко - ладошки с прямыми пальчиками, тучка – два кулачка вместе. ( 1, 3, 4 гр)
Тембром называется звуковой окрас. У разных людей и музыкальных инструментов свой тембр. С помощью этого выразительного средства человек может различать голоса и различные инструменты, не глядя на них. Запомнить тембр музыкальных инструментов воспитанникам помогают жесты имитации игры на них. Например, в песне «Веселый музыкант». Также у всех воспитанников каждое занятие заканчивается определённым ритуалом. Например в 1,3,4 группах это просмотр музыкальных произведений, исполняемых на разных инструментах. Здесь я часто предоставляю выбор и могу спросить: «Полина, какой бы музыкальный инструмент ты хотела бы послушать?» Полина отвечает жестом, показывая «игру» на том или ином инструменте.
Игра «отгадай инструмент»
Динамикой называется громкость музыки. С этим средством выразительности знакомы большинство детей и с удовольствием играют в игру «Музыкальные прятки»
Многие своевременно реагируют на смену динамики и показывают это соответствующими движениями.
Штрихи - один из важнейших инструментов выразительности в музыке. Основные штрихи это Legato. плавные звуки. Staccato. Звуки следует извлекать резко. Каждое извлечение должно быть коротким, похожим на маленькие толчки. Non legato. Это что-то среднее между Legato и Staccato. Нужно стараться сделать так, чтобы звуки подчёркивались и слышались отчётливо, но были мягкими.
Наши воспитанники знают эти штрихи, как отрывистые и плавные звуки. Здесь нам помогают жесты рук. Дети не только смотрят на мои руки, но и пропевая плавную попевку помогают себе рукой, как будто тянут ниточку.
Одним из главных методов общения на музыкальном занятия является дирижерский жест. Дирижерский жест помогает в таких видах деятельности , как пение, игра на детских музыкальных инструментах. С элементарными жестами дирижера знакомы большинство детей и понимают их. Например: взмах и кивок головы - начать петь или играть на инструменте, завершить (снять звук), тихо (маленькая амплитуда) – громко, отрывисто – протяжно. А с воспитанниками 3 группы мы успешно играем в игру, которая так и называется «Дирижер». Каждый воспитанник побывал в роли дирижера и попробовал жестом передать то, что хочет от своих музыкантов.
Использование элементов музыкального языка как средства общения на музыкальных занятиях с детьми с ТМНР позволяет:
- более экономно использовать время на занятии;
- расширить набор выразительных движений детей.
- способствовать большей самостоятельности детей;
- создать положительный эмоциональный настрой у воспитанников.
Свидетельством педагогической эффективности каждого из проведённый
занятий является положительный эмоциональный настрой и дружелюбие
детей в отношении к педагогу и к друг к другу.
Коммуникация — в широком смысле обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов.
Музыкальная речь доходит до адресата в звуковой форме посредством музыкальных символов. Каждый музыкант старается донести до слушателя свои представления и чувства, вызванные у него конкретным произведением. Так же очень важным в музыкальном общении является передать задумку самого композитора произведения.
Важным средством развития эмоционально-волевой сферы ребенка-
сироты, ребенка лишенного родительского попечения является музыка как
самый эмоциональный и непосредственно воздействующий на личность вид
искусства. Только музыкальное искусство способно непосредственно
воздействовать на эмоциональную сферу человека, заставляя его
прислушаться к звукам окружающего мира и звукам собственной души,
упорядочивать и согласовывать их между собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для музыкально-логоритмических занятий с дошкольниками
1.Актуальность темы2. Методические рекомендации3. Игры и упражнения...
Буклет "Игры и упражнения с музыкальными инструментами"
Буклет содержит игры и упражнения с музыкальными инструментами для дошкольников...
Дыхательные игры и упражнения на музыкальных занятиях
Ниже представлены дыхательные игры и упражнения, используемые мною на музыкальных занятиях....
Буклет: "Игры и упражнения для домашних занятий с детьми"
В буклете представлены игры и упражнения для домашних занятий с детьми...
План-конспект мастер-класса для музыкальных руководителей "Театрализованные игры и упражнения для семейного досуга
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам поиграть в театрализованные упражнения, которые можно предлагать родителям и детям, как игровой материал для домашнего досуга. Главная цель творческого взаимодействи...
Игры и упражнения с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста «Утром солнышко проснется»
Игры и упражнения с музыкальными инструментамидля детей младшего дошкольного возраста«Утром солнышко проснется»...
Дыхательные игры и упражнения на музыкальных занятиях
Предлагаю вашему вниманию дыхательные игры и упражнения, используемые на музыкальных занятиях....