Мастер-класс "Речевые игры и упражнения, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста"
презентация по логопедии
Цель : повышение профессионального мастерства в сфере речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повысить уровень компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей.
2. Познакомить воспитателей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Речевые игры и упражнения, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.
- Несформированность грамматического строя речи
- Нарушение звукопроизношения.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции.
Для активизации речевого развития детей в НОД и в повседневной деятельности детей по развитию речи я использую упражнения и игры, направленные на:
1. Обогащение словаря
2.Формирование звуковой культуры речи
3. Формирование грамматической культуры речи
4. Развитие связной речи
Ежедневное использование речевых игр:
• Значительно увеличивают словарный запас;
• Способствуют развитию связной речи;
• Учат составлять рассказ;
• Позволяют формировать правильное произношение звуков;
• Учат подбирать нужные слова в зависимости от ситуации.
Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.
В соответствии с этим, я хочу представить вам несколько игр, направленных на активизацию речевой деятельности.
I. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
1.«Лови да бросай - цвета называй»
Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Ход игры:
Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом.
Воспитатель называет цвет, а детки подбирают слова, подходящие к данному цвету.
Взрослый: красный –
Ребёнок: мак, огонь, флаг
оранжевый - апельсин, морковь, заря;
желтый - цыпленок, солнце, репа;
зеленый - огурец, трава, лес;
голубой - небо, лед, незабудки;
синий - колокольчик, море, чернила;
Материал: Во время игры продуктивно использовать мяч.
2. «Угадай предмет»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
Ход игры:
Воспитатель называет части предмета, а дети отгадывают название этого предмета.
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
3. «Что бывает круглым?»
Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость.
Материал: Мяч.
Ход игры:
А теперь я хочу с вами поиграть.
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
Я задаю вопрос, на который вы должны ответить.
• Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)
• Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур...)
• Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф...)
• Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)
• Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)
• Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)
• Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)
• Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)
• Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
В данном упражнении также используется мяч.
4.«Сравнение слов».
Цель: Развивать навыки понятийного обобщения.
Вы видели муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга? Для сравнения даем пары слов:
муха и бабочка;
стол и стулья;
книга и тетрадь;
вода и молоко;
топор и молоток;
5. «Подбери действия к предметам»
Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.
Ход игры:
Подберите как можно больше действий к предметам:
Ветер — дует, воет, свистит, ревёт;
снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится;
собака — лает, рычит, догоняет, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает.
мышь — скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячется, забирается, пищит;
вьюга — метёт, свистит, злится, завывает, заносит, осыпает;
огонь — горит, греет, обжигает, сжигает, сверкает, мигает;
цветок — растёт, поднимается, расцветает, склоняется, пахнет;
яблоко — растёт, висит, наливается, поспевает, созревает, падает, катится;
медведь — ревёт, охотится, спит, ломает, ловит, пробирается, шумит;
дождь — идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, поливает, орошает
6.Игра«Скажи наоборот»
А сейчас мы снова поиграем.
- Сейчас мы превратимся с вами в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я называю слово, а вы говорите наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
- «Кто больше?»
Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игры:
В данном упражнении детям необходимо подбирать слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
- «Услышишь — хлопни»
Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры:
Воспитатель произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
- «Цепочка слов»
Цель: Расширять умения услышать в слове определённый звук.
Материал: Мяч,
Ход игры:
В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.
Дети садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово, например «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся
с последнего звука сказанного слова, например «нога». Следующий говорит, например, «апрель», а за ним «листок» и т.д.
- «Лодочка и пароход»
А сейчас мы поиграем.
Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.
Ход игры:
Я хочу вас на две группы: одна группа справа — лодочки, другая слева — пароходы.
Воспитатель: Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тшух, тшух» (дети повторяют звукосочетание) .
По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит
звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
- «Магазин посуды»
Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания.
Материал: Игрушечная или настоящая посуда.
Ход игры:
Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а вы продавцом. Мне нужна
посуда для супа — супница.
Посуда для салата — салатница;
посуда для хлеба — хлебница;
посуда для молока — молочник;
посуда для масла — маслёнка;
посуда для конфет — конфетница;
посуда для сухарей — сухарница;
посуда для соли — солонка;
посуда для сахара — сахарница.
После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача обуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно
- "Назови ласково"
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушайте, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький. Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
- «Животные и их детеныши»
Цель: Закреплять в речи детей названия детенышей животных. Закреплять навыки словообразования. Развивать ловкость, внимание, память.
Ход игры:
Человеческие дети знают всех зверят на свете. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре.
У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у волка – волчонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у курицы – цыпленок, у собаки – щенок. Тигренок, львенок, слоненок, олененок, лосенок, лисенок.
- «Один - много»
Цель: Закреплять образование существительных во множественном числе.
Материал: Мяч.
Ход игры:
А сейчас снова разминка
Мы - волшебники немного: был один, а станет много.
Я вам называю предмет когда он один, а вы мне когда их много.
Примеры:
Стол - столы
двор – дворы,
нос – носы,
гора – горы,
мост – мосты,
дом – дома,
глаз – глаза,
провод – провода,
холод – холода,
пень – пни,
сон – сны,
лоб – лбы,
ухо – уши,
стул – стулья.
Так же в данной игре можно использовать мяч.
- «Что из чего сделано?»
Цель: Активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.
Материал: Карточки с изображением различных предметов.
Ход игры:
Воспитатель называет предмет, например, стакан из стекла. Дети находят изображение этого предмета на карточках и называют из чего он сделан из стекла, и затем задаем вопрос , «Какой?», «Какая?», «Какое?» (стеклянный стакан)
Стакан из стекла — стеклянный,
сковорода из чугуна — чугунная,
ложка из дерева — деревянная,
нож из металла — металлический,
ведро из железа — железное,
ваза из хрусталя — хрустальная,
чашка из фарфора — фарфоровая,
коробка из картона — картонная,
шарф из шерсти — шерстяной,
варенье из вишни — вишневое,
сумка из кожи — кожаная,
мяч из резины — резиновый,
крыша из соломы — соломенная,
игрушка из пластмассы — пластмассовая,
труба из кирпича — кирпичная,
салфетка из бумаги — бумажная,
- «Чья голова?»
Цель: Закреплять согласование существительного с прилагательным.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова.
Бросая мяч ребёнку, говорим: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «...воронья».
Примеры: у рыси голова рысья
у кошки – кошачья
у зайца - заячья
у кролика – кроличья
у верблюда – верблюжья
у лошади – лошадиная
у утки – утиная
у лисы – лисья
у собаки – собачья
у птицы – птичья
у овцы – овечья
у медведя – медвежья
у тигра – тигриная
у курицы – куриная
Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.
- «Одно слово вместо двух»
Цель: Обогатить глагольный словарь детей.
Ход игры:
Придумай одно слово вместо двух:
Снег чистит — (снегоочиститель),
канавы копает — (канавокопатель),
трубы укладывает — (трубоукладчик),
возит с помощью электричества — (электровоз),
быстро ходит — (быстроход),
сама ходит — (самоходка),
землю роет — (землеройка).
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
- «Хорошо - плохо»
Цель: Познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Мир не плох и не хорош - объясню, и ты поймешь.
Я вам задаю тему для обсуждения. А вы мне расскажите, что, на ваш взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Взрослый: дождь.
Ребёнок: дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным.
Вариант «Нравится не нравится» (о временах года).
Взрослый: зима.
Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело.
Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.
- «Почемучкины вопросы»
Цель: Развивать у детей связную речь, мышление.
Ход игры:
1. Почему птицы улетают на юг?
2. Почему наступает зима?
3. Почему ночью темно?
4. Почему зимой нельзя купаться в реке?
5. Почему летом жарко?
6. Почему медведь зимой спит?
7. Почему заяц зимой белый?
Каждая игра и упражнение подбирается в соответствии с возрастом детей!
В итоге хотелось бы отметить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : повышение профессионального мастерства в сфере речевого развития детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Повысить уровень компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей. 2. Познакомить воспитателей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей .
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Несформированность грамматического строя речи Нарушение звукопроизношения. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
1. Обогащение словаря 2. Формирование звуковой культуры речи 3. Формирование грамматической культуры речи 4. Развитие связной речи
Игры на обогащение словаря 1. «Лови да бросай - цвета называй» 2 . «Угадай предмет» 3 . «Что бывает круглым?» 4. «Сравнение слов» 5. «Подбери действия к предметам» 6. «Скажи наоборот»
«Лови да бросай - цвета называй» Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Красный -……. Оранжевый -……. Желтый – …….. Зеленый –……. Голубой –…….. Синий –………
«Угадай предмет» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы -….. Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни -….. Дно, крышка, стенки, ручки -…. Палуба, каюта, якорь, корма, нос -…. Крылья, кабина, хвост, мотор -….. Рукава, воротник, манжеты -…… Голова, туловище, ноги, хвост, вымя -…..
«Что бывает круглым?» Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость. • Что бывает круглым? • Что бывает сладким? • Что бывает длинным? • Что бывает колючим? • Что бывает высоким? • Что бывает острым? • Что бывает холодным? • Что бывает легким? • Что бывает гладким?
«Сравнение слов ». Цель: Развивать навыки понятийного обобщения. муха и бабочка; стол и стулья; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток;
«Подбери действия к предметам» Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом. Ветер —…. Огонь —…. Снег — …. Цветок — …. Собака — …. Яблоко —…. Мышь —…. Медведь —…. Вьюга —…. Дождь — ….
«Скажи наоборот» Цель: учить быстро, находить слова противоположные по значению, развивать память. Пополнять словарный запас ребенка. Жара -… Трудно -… Зло -… Быстро - … Правда - … Говорить - … Хорошо -… Бросать -… Тяжело - … Прятать -… Можно -…
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ 1. «Кто больше?» 2. «Услышишь — хлопни» 3. «Цепочка слов» 4. «Лодочка и пароход»
«Кто больше?» Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.
«Услышишь — хлопни» Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
«Цепочка слов» Цель: Расширять умения услышать в слове определённый звук.
«Лодочка и пароход» Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять Шух , шух,шух тшух,тшух,тшух
ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ 1. «Магазин посуды» 2. «Назови ласково» 3. «Животные и их детеныши» 4. «Один - много» 5. «Что из чего сделано?» 6. «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова.» 7. «Одно слово вместо двух»
«Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевое внимание. Посуда для салата — … Посуда для конфет —… Посуда для хлеба — … Посуда для сухарей —… Посуда для молока —… Посуда для соли — … Посуда для масла — … Посуда для сахара —…
«Назови ласково» Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных. Яблоко сладкое, а яблочко … Солнце теплое, а солнышко … Чашка синяя, а чашечка … Цыпленок пушистый, а цыпленочек … Груша жёлтая, а грушка … Дом низкий, а домик … Ведро синее, а ведерко … Морковь вкусная, а морковочка …
«Животные и их детеныши» Цель: Закреплять в речи детей названия детенышей животных. Закреплять навыки словообразования. Развивать ловкость, внимание, память.
«Один - много» Цель: Закреплять образование существительных во множественном числе. Стол -… глаз – … лоб – … ухо –… стул –… двор – … провод – … холод –… пень – … нос – … день – … дом – … гора –… сон – … мост –…
«Что из чего сделано?» Цель: Активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе. Стакан из стекла — … коробка из картона —… сковорода из чугуна — … шарф из шерсти — … ложка из дерева —… варенье из вишни —… нож из металла — … сумка из кожи — … ведро из железа —… мяч из резины — … ваза из хрусталя —… крыша из соломы — … чашка из фарфора —… игрушка из пластмассы — …
«Чья голова?» Цель: Закреплять согласование существительного с прилагательным. у кошки – …. у лисы – …. у зайца - …. у птицы – …. у кролика – …. у овцы – …. у верблюда –…. у собаки –…. у лошади –…. у медведя –…. у утки –…. у тигра – ….
«Одно слово вместо двух» Цель: Обогатить глагольный словарь детей. Снег чистит — … канавы копает — … трубы укладывает —… возит с помощью электричества — … быстро ходит —… сама ходит — … землю роет — …
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 1. «Хорошо - плохо» 2. « Почемучкины вопросы»
«Хорошо - плохо» Цель: Познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость. Вариант «Хорошо – плохо» Дождь - это хорошо: ….., но плохо -……. Вариант «Нравится не нравится» (о временах года). Мне нравится зима, потому что….. Мне не нравится, потому что …..
« Почемучкины вопросы» Цель: Развивать у детей связную речь, мышление. 1. Почему птицы улетают на юг? 2. Почему наступает зима? 3. Почему ночью темно? 4. Почему зимой нельзя купаться в реке? 5. Почему летом жарко? 6. Почему медведь зимой спит? 7. Почему заяц зимой белый?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения направленные на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
В данном материале можно ознакомиться с играми и упражнениями по развитию речи детей старшего дошкольникого возраста....
Мастер-класс для педагогов: « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста».
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в по...
Мастер – класс для воспитателей ДОУ « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста
Цель : Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи, пропаганда и распространение разновидностей и фор...
Консультация для родителей "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторик...
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста
Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...
Консультация для родителей на тему:" Пальчиковые игры и упражнения - как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Рекомендации родителям как в домашних условиях развивать мелкую моторику с помощью игр и упражнений...
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста
Пальчиковые игры и упражнения — это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторик...