Статья "ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДАМИ ПОВОЛЖЬЯ"
статья по музыке (старшая группа)
Формирование нравственно-патриотических чувств является неотъемлемой частью процесса воспитания и обучения дошкольников. Наиболее понятной и доступной для восприятия формой приобщения к этому является знакомство с культурой и бытом народов. Формирование музыкальной культуры происходит посредством знакомства с народным творчеством, что способствует воспитанию любви к родному краю, уважения и толерантного отношения к культуре и традициям народов Поволжья.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Волкова Анастасия Юрьевна,
Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №118» г. Чебоксары
Сагунева Ирина Юльевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №118» г. Чебоксары
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДАМИ ПОВОЛЖЬЯ
Аннотация: Формирование нравственно-патриотических чувств является неотъемлемой частью процесса воспитания и обучения дошкольников. Наиболее понятной и доступной для восприятия формой приобщения к этому является знакомство с культурой и бытом народов. Формирование музыкальной культуры происходит посредством знакомства с народным творчеством, что способствует воспитанию любви к родному краю, уважения и толерантного отношения к культуре и традициям народов Поволжья.
Ключевые слова: культура, народы Поволжья, музыкальное развитие, нравственно-патриотическое воспитание.
Вводная часть
Дети маршируя заходят в музыкальный зал и встают в полукруг под музыку «Марш» И. Кишко
Муз. рук.: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас в музыкальном зале. Поприветствуем друг друга и наших гостей песенкой.
«Музыкальное приветствие», сл. Е. Кошкаровой
Основная часть
Муз.рук.: Ребята, мы с вами живем в России – самой большой стране в мире. А как называется наша Республика?
Дети: Республика Чувашия.
Муз. рук: Правильно. Есть у нашего чувашского народа свои обычаи, традиции, песни, танцы и конечно же свой язык, чувашский. Поздороваемся с
нашими гостями на чувашском зыке, пожелаем им доброго дня.
Дети: Ыра кун пултар.
Муз.рук: А какой город является столицей Чувашии?
Дети: Чебоксары
Муз.рук: На берегу какой реки расположен наш город Чебоксары?
Дети: Волга
Муз.рук: Молодцы. Однако Река Волга настолько большая и длинная, что на её берегах живут и другие народы и расположено ещё много городов и республик. И сегодня я предлагаю вам отправить в путешествие по реке Волге. Но для начала споем с вами песню «Эпир садик ачисем». Скажите, что мы должны сделать, прежде чем начать петь?
Дети: Распеться, подготовить голос
Муз.рук: Правильно, распеться и разбудить наш голосок.
Распевание (Распевка «Разбудили мы ежа» сл. А. Пономаренко,
муз. О. Чернигиной)
Песня «Эпир садик ачисем», сл. и муз. В. Романова
Муз.рук: Ребята, скажите мне, а на чем можно плыть по реке?
Дети: На лодке, на корабле, на пароходе.
Муз.рук: Мы с вами поплывем по реке на теплоходе.
Воспитатель: Ребята, я буду вашим капитаном. Вставайте все за мной.
Под песню гр. Кукутики – «Теплоходик» дети выполняют музыкально-ритмические движения, затем садятся на стулья
Муз.рук: Вот мы с вами и доплыли до Республики Удмуртия, где живут удмурты. Давайте поздороваемся с удмурткой на удмуртском языке.
ДЕТИ: Дзечбурещ (Черткемещ).
Муз.рук: Посмотрите, какие основные цвета в удмуртском национальном костюме? (демонстрация куклы в национальном костюме)
Дети: Белый, черный, красный.
Муз.рук: Ещё в республике Удмуртия родился великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Сегодня мы с вами прослушаем одно музыкальное произведение П.И. Чайковского, а вы мне скажете, какой же это жанр музыки и
из скольки частей состоит это произведение.
Слушание «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.
Муз.рук: Дарина, скажи мне, пожалуйста, какая же музыка была по характеру?
Дарина: Строгая, торжественная.
Муз. рук: Женя, а какой тебе эта музыка кажется по характеру?
Женя: Мужественной, сдержанной.
Муз. рук: А какой это был жанр? Таня, скажи пожалуйста.
Таня: Это был марш.
Муз. рук: Правильно, это марш. И называется он «Марш деревянных солдатиков». Саша, а из скольки частей состояло это произведение? Сколько раз менялась мелодия?
Саша: Музыка состояла из трех частей.
Муз.рук: Ребята, сейчас я предлагаю вам вспомнить звучащие жесты, которые мы с вами разучили на прошлом занятии. И попробуем соединить их с маршем деревянных солдатиков.
Проводится музыкально-ритмическая деятельность в технике бодиперкуссии на музыку «Марш деревянных солдатиков»
П. И. Чайковского.
Муз.рук: Кроме коренных народов, в каждой республике живут и другие национальности, в том числе и русские. Посмотрите, какой красивый у них национальный костюм. (демонстрация куклы в национальном костюме) Как называется головной убор? А какие русские народные инструменты вы знаете? (балалайка, гусли, ложки, гармошка, дудочка, свирель, трещотка)
Муз.рук: Скажите, а на каком из них больше всего вы любите играть?
Дети: Ложки, дудочка.
Муз.рук: Я предлагаю взять деревянные ложки, чтобы сыграть в ансамбле
р. н. п. «Барыня». Давайте и мы с вами сыграем наш любимый ансамбль.
Ансамбль ложкарей на р. н. п. «Барыня»
Муз.рук: Отправляемся дальше по нашей реке Волге.
Звучит фоновая музыка. Гр. Кукутики – «Теплоходик»
Муз.рук: Приплыли мы с вами в республику Татарстан, где живут татары. Посмотрите, какой у них национальный костюм. Совсем другие цвета. Какие вы видите? (демонстрация куклы в национальном костюме)
Дети: Зеленый, желтый, сиреневый.
Муз.рук: Головной убор у татар называется тюбетейка. У нас они тоже есть.
Воспитатель: Наши ребята умеют танцевать татарский танец. Надевайте тюбетейки, а затем мальчики приглашайте своих девочек.
Дети исполняют татарский танец «Дуслык»
Муз.рук: Молодцы, очень здорово танцевали.
Воспитатель: Ребята, снимите тюбетейки и положите на стол, а затем возвращайтесь на свои места.
Муз.рук: У нас остался ещё один народ, к которому мы сегодня отправимся в гости. И это – башкиры. Ребята, обратите внимание на экран (демонстрация слайда с изображением юрты). Посмотрите, это жилище башкир называется юрта. Раньше люди жили в них. А мы с вами сейчас тоже будем строить юрты. Для этого сыграем в башкирскую народную игру, которая так и называется «Юрта». Для начала нам нужно разделиться на 4 команды.
Воспитатель: Ребята, у нас есть 4 стульчика с платкам. Вам нужно встать вокруг каждого стула по 4 человека и взяться за руки.
Муз. рук: На слова «Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок» мы будем кружиться вокруг стульчиков. После этого под музыку вам нужно сделать общий круг. А как музыка остановится, каждая команда должна подбежать к своему стульчику и высоко поднять платочек за уголки. Та команда, которая быстрее всех поднимет платок, выигрывает.
Башкирская игра «Юрта»
Муз.рук: Ну что ж, нам пора возвращаться в детский сад в нашу любимую Чувашию. Занимайте места на нашем теплоходе.
Воспитатель: Вставайте скорее за мной.
Под песню гр. Кукутики – «Теплоходик» дети выполняют музыкально-ритмические движения и встают в круг.
Заключительная часть
Муз.рук: Вот и закончилось наше путешествие по Волге. Скажите ребята, в гостях у каких народов мы с вами побывали? Как называлось жилище башкир и игра, в которую мы с вами играли? Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Муз.рук: Ребята, я хочу поблагодарить вас за то, что вы были такими активными, замечательно пели, танцевали и на ложках здорово играли. За это я хочу подарить вам вот такие раскраски, в которых вы сможете раскрасить национальные костюмы народов, с которыми мы сегодня познакомились. А теперь попрощаемся с вами по-музыкальному, а после вы друг за другом марширую отправитесь в группу. До свидания.
Дети маршируя выходят из музыкального зала под
музыку «Марш» И. Кишко
Список литературы
1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников /
Н. В. Алешина. – Москва : Просвещение, 2008.
2. Ананьева, М. А. Патриотическое воспитание посредством музыки / М. А. Ананьева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. № 5 (295). – С. 301-303.
3. Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития [Текст] / Е. А. Дубровская. – М. : Просвещение, 2006. – 111 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой» Музыкально-творческий проект по ознакомлению с произведениями Александра Сергеевича Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»
В соответствии с ФГОС ДОУ художественно-эстетическое развитие у детей предполагает - ценностно-смысловое восприятие, понимание произведений искусства, восприятиедетской художествен...
Конспект занятия по духовно-нравственному развитию дошкольников посредством ознакомления с художественной православной литературой в старшей группе ДОУ.
Чтение сказки Елены Михаленко «Цыплёнок» поможетрасширять знания детей о животных и птицах (цыплёнок, коршун);-развивать самостоятельную, грамматически правильную фразовую и диалогич...
Беседа «Ознакомление дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья».
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска пут...
Конспект занятия по духовно-нравственному развитию дошкольников посредством ознакомления с картинами православных русских художников в старшей группе ДОУ. Рассматривание картины Татьяны Лушниковой «Пасхальные куличи».
Конспект занятия по духовно-нравственному развитию дошкольников посредством ознакомления с картинами православных русских художников в старшей группе ДОУ. Рассматривание картины Татьяны Лушников...
«Знакомство дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья».
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска пут...
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ
laquo;СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ» Из опыта работы...
Проект "Формирование чувства патриотизма, дружбы народов через ознакомление с народами Поволжья"
Проект интересен для использования в работе со старшими дошкольниками....