Статья "ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДАМИ ПОВОЛЖЬЯ"
статья по музыке (старшая группа)

Волкова Анастасия Юрьевна

Формирование нравственно-патриотических чувств является неотъемлемой частью процесса воспитания и обучения дошкольников. Наиболее понятной и доступной для восприятия формой приобщения к этому является знакомство с культурой и бытом народов. Формирование музыкальной культуры происходит посредством знакомства с народным творчеством, что способствует воспитанию любви к родному краю, уважения и толерантного отношения к культуре и традициям народов Поволжья.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Волкова Анастасия Юрьевна,

Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №118» г. Чебоксары

Сагунева Ирина Юльевна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №118» г. Чебоксары

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДАМИ ПОВОЛЖЬЯ

Аннотация: Формирование нравственно-патриотических чувств является неотъемлемой частью процесса воспитания и обучения дошкольников. Наиболее понятной и доступной для восприятия формой приобщения к этому является знакомство с культурой и бытом народов. Формирование музыкальной культуры происходит посредством знакомства с народным творчеством, что способствует воспитанию любви к родному краю, уважения и толерантного отношения к культуре и традициям народов Поволжья.

Ключевые слова: культура, народы Поволжья, музыкальное развитие, нравственно-патриотическое воспитание.

Вводная часть

Дети маршируя заходят в музыкальный зал и встают в полукруг под музыку «Марш» И. Кишко

Муз. рук.: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас в музыкальном зале. Поприветствуем друг друга и наших гостей песенкой.

«Музыкальное приветствие», сл. Е. Кошкаровой

Основная часть

Муз.рук.: Ребята, мы с вами живем в России – самой большой стране в мире. А как называется наша Республика?

Дети: Республика Чувашия.  

Муз. рук: Правильно. Есть у нашего чувашского народа свои обычаи, традиции, песни, танцы и конечно же свой язык, чувашский. Поздороваемся с

нашими гостями на чувашском зыке, пожелаем им доброго дня.

Дети: Ыра кун пултар.

Муз.рук: А какой город является столицей Чувашии?

Дети: Чебоксары

Муз.рук: На берегу какой реки расположен наш город Чебоксары?

Дети: Волга

Муз.рук: Молодцы. Однако Река Волга настолько большая и длинная, что на её берегах живут и другие народы и расположено ещё много городов и республик. И сегодня я предлагаю вам отправить в путешествие по реке Волге. Но для начала споем с вами песню «Эпир садик ачисем». Скажите, что мы должны сделать, прежде чем начать петь?

Дети: Распеться, подготовить голос

Муз.рук: Правильно, распеться и разбудить наш голосок.

Распевание (Распевка «Разбудили мы ежа» сл. А. Пономаренко,
муз. О. Чернигиной)

Песня «Эпир садик ачисем», сл. и муз. В. Романова

Муз.рук: Ребята, скажите мне, а на чем можно плыть по реке? 

Дети: На лодке, на корабле, на пароходе.

Муз.рук: Мы с вами поплывем по реке на теплоходе.

Воспитатель: Ребята, я буду вашим капитаном. Вставайте все за мной.

Под песню гр. Кукутики – «Теплоходик» дети выполняют музыкально-ритмические движения, затем садятся на стулья

Муз.рук: Вот мы с вами и доплыли до Республики Удмуртия, где живут удмурты. Давайте поздороваемся с удмурткой на удмуртском языке.

ДЕТИ: Дзечбурещ (Черткемещ).

Муз.рук: Посмотрите, какие основные цвета в удмуртском национальном костюме? (демонстрация куклы в национальном костюме)

Дети: Белый, черный, красный.

Муз.рук: Ещё в республике Удмуртия родился великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Сегодня мы с вами прослушаем одно музыкальное произведение П.И. Чайковского, а вы мне скажете, какой же это жанр музыки и

из скольки частей состоит это произведение.

Слушание «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.

Муз.рук: Дарина, скажи мне, пожалуйста, какая же музыка была по характеру?

Дарина: Строгая, торжественная.

Муз. рук: Женя, а какой тебе эта музыка кажется по характеру?

Женя: Мужественной, сдержанной.

Муз. рук: А какой это был жанр? Таня, скажи пожалуйста.

Таня: Это был марш.

Муз. рук: Правильно, это марш. И называется он «Марш деревянных солдатиков». Саша, а из скольки частей состояло это произведение? Сколько раз менялась мелодия?

Саша: Музыка состояла из трех частей.

Муз.рук: Ребята, сейчас я предлагаю вам вспомнить звучащие жесты, которые мы с вами разучили на прошлом занятии. И попробуем соединить их с маршем деревянных солдатиков.

Проводится музыкально-ритмическая деятельность в технике бодиперкуссии на музыку «Марш деревянных солдатиков»
П. И. Чайковского.

Муз.рук: Кроме коренных народов, в каждой республике живут и другие национальности, в том числе и русские. Посмотрите, какой красивый у них национальный костюм. (демонстрация куклы в национальном костюме) Как называется головной убор? А какие русские народные инструменты вы знаете? (балалайка, гусли, ложки, гармошка, дудочка, свирель, трещотка)

Муз.рук: Скажите, а на каком из них больше всего вы любите играть?

Дети: Ложки, дудочка.

Муз.рук: Я предлагаю взять деревянные ложки, чтобы сыграть в ансамбле
р. н. п.  «Барыня». Давайте и мы с вами сыграем наш любимый ансамбль.

Ансамбль ложкарей на р. н. п. «Барыня»

Муз.рук: Отправляемся дальше по нашей реке Волге.

Звучит фоновая музыка. Гр. Кукутики – «Теплоходик»

Муз.рук: Приплыли мы с вами в республику Татарстан, где живут татары. Посмотрите, какой у них национальный костюм. Совсем другие цвета. Какие вы видите? (демонстрация куклы в национальном костюме)

Дети: Зеленый, желтый, сиреневый.

Муз.рук: Головной убор у татар называется тюбетейка. У нас они тоже есть.

Воспитатель: Наши ребята умеют танцевать татарский танец. Надевайте тюбетейки, а затем мальчики приглашайте своих девочек.

Дети исполняют татарский танец «Дуслык»

Муз.рук: Молодцы, очень здорово танцевали.

Воспитатель: Ребята, снимите тюбетейки и положите на стол, а затем возвращайтесь на свои места.

Муз.рук:  У нас остался ещё один народ, к которому мы сегодня отправимся в гости. И это – башкиры. Ребята, обратите внимание на экран (демонстрация слайда с изображением юрты). Посмотрите, это жилище башкир называется юрта. Раньше люди жили в них. А мы с вами сейчас тоже будем строить юрты. Для этого сыграем в башкирскую народную игру, которая так и называется «Юрта». Для начала нам нужно разделиться на 4 команды.

Воспитатель: Ребята, у нас есть 4 стульчика с платкам. Вам нужно встать вокруг каждого стула по 4 человека и взяться за руки.

Муз. рук: На слова «Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок» мы будем кружиться вокруг стульчиков. После этого под музыку вам нужно сделать общий круг. А как музыка остановится, каждая команда должна подбежать к своему стульчику и высоко поднять платочек за уголки. Та команда, которая быстрее всех поднимет платок, выигрывает.

Башкирская игра «Юрта»

Муз.рук: Ну что ж, нам пора возвращаться в детский сад в нашу любимую Чувашию. Занимайте места на нашем теплоходе.

Воспитатель: Вставайте скорее за мной.

Под песню гр. Кукутики – «Теплоходик» дети выполняют музыкально-ритмические движения и встают в круг.

Заключительная часть

Муз.рук: Вот и закончилось наше путешествие по Волге. Скажите ребята, в гостях у каких народов мы с вами побывали? Как называлось жилище башкир и игра, в которую мы с вами играли? Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)

Муз.рук: Ребята, я хочу поблагодарить вас за то, что вы были такими активными, замечательно пели, танцевали и на ложках здорово играли. За это я хочу подарить вам вот такие раскраски, в которых вы сможете раскрасить национальные костюмы народов, с которыми мы сегодня познакомились. А теперь попрощаемся с вами по-музыкальному, а после вы  друг за другом марширую отправитесь в группу. До свидания.

Дети маршируя выходят из музыкального зала под
музыку «Марш» И. Кишко

Список литературы

1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников /
Н. В. Алешина. – Москва : Просвещение, 2008.

2. Ананьева, М. А. Патриотическое воспитание посредством музыки / М. А. Ананьева. –  Текст : непосредственный // Молодой ученый.  – 2020.  № 5 (295).  – С. 301-303.

3. Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития [Текст] / Е. А. Дубровская. – М. : Просвещение, 2006. – 111 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой» Музыкально-творческий проект по ознакомлению с произведениями Александра Сергеевича Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»

   В соответствии с ФГОС ДОУ художественно-эстетическое развитие у детей предполагает - ценностно-смысловое восприятие, понимание произведений искусства, восприятиедетской художествен...

Конспект занятия по духовно-нравственному развитию дошкольников посредством ознакомления с художественной православной литературой в старшей группе ДОУ.

Чтение сказки Елены Михаленко «Цыплёнок» поможетрасширять знания детей о животных и птицах (цыплёнок, коршун);-развивать самостоятельную,  грамматически правильную фразовую и диалогич...

Беседа «Ознакомление дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья».

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска пут...

Конспект занятия по духовно-нравственному развитию дошкольников посредством ознакомления с картинами православных русских художников в старшей группе ДОУ. Рассматривание картины Татьяны Лушниковой «Пасхальные куличи».

Конспект занятия по  духовно-нравственному развитию дошкольников посредством ознакомления с картинами православных русских художников в старшей группе ДОУ. Рассматривание картины Татьяны Лушников...

«Знакомство дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья».

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска пут...

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ

laquo;СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ» Из опыта работы...

Проект "Формирование чувства патриотизма, дружбы народов через ознакомление с народами Поволжья"

Проект интересен для использования в работе со старшими дошкольниками....