Беседа «Ознакомление дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья».
консультация
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, изучая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям - одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, т. д.
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.
Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным нашим педагогам помогает традиционная народная культура. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно – прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление.
Несколько лет назад, наше дошкольное учреждение начало работу по проекту «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Народы Поволжья». Уже в младших группах мы приобщаем малышей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, вкладышам, каталкам, качалкам, игрушке-забаве). Мы знакомим малышей с русскими, мордовскими народными играми, хороводами, песнями, сказками, загадками, декоративно-прикладным искусством, традициями, праздниками, обычаями.
Во-первых, окружающие предметы, воспитывающие в ребенке чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого народа.
Во-вторых, мы решили оборудовать в виде деревенской избы помещение-музей. В результате в небольшой комнате разместились предметы домашней утвари, у печи - ухват, кочерга, на полках - предметы народного прикладного искусства, сундук с одеждой, прялка, чугунный утюг, веретено, люлька и многое другое. Гордость нашего музея – русский самовар и прялка. Дети с удовольствием идут на занятия по ознакомлению с народным творчеством в мордовскую избу «Горница».
Работая с детьми, мы часто используем пословицы и поговорки. Они помогают устанавливать эмоциональный контакт между ребенком и взрослым. Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой.
Как жили люди Поволжья? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам народной культуры Поволжья, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Маленький мордвин, татарин, чуваш, русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. На занятиях мы рассказываем детям о народах Поволжья, их быте, праздниках, доброте, культуре, читаем стихи, сказки, играем в различные национальные игры. В детском саду проводятся развлечения, спортивные мероприятия, на которых используются народные игры народов Поволжья.
Организация интерактивных выставок и мини-музеев.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни люд...
Статья "Приобщение детей к народной культуре и традициям народов Поволжья».
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, нар...
Перспективный план ознакомления детей с культурой и традициями народов Поволжья
План составлен в целях реализации региональной инновационной площадки "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях построения воспитательной системы образовательного...
Перспективный план работы на тему: «Знакомство с культурой и традициями народов Поволжья»
Перспективный план работы в старшей группе на тему: «Знакомство с культурой и традициями народов родного края»...
Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»
Вид проекта: познавательно-творческий.Участники проекта: воспитатели, дети старшего и подготовительного возраста, родители воспитанников. Продолжительность проекта: октябрь 2018 ...
Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»
Приобщение к национальной культуре и культурному наследию родного края....
«Знакомство дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья».
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска пут...