Конспекты музыкальных занятий
план-конспект занятия по музыке
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «В ГОСТИ К НАМ ПРИШЕЛ ПЕТРУШКА»
Музыкальное занятие по творческому восприятию музыки детьми старшего дошкольного возраста с элементами интеграции «Это музыка торопит и зовет нас за собой!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_gosti_k_nam_prishel_petrushka.docx | 19.41 КБ |
zanyatie_eto_muzyka_toropit_i_zovet_nas_za_soboy.docx | 24.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.
Тема: «В ГОСТИ К НАМ ПРИШЕЛ ПЕТРУШКА»
Цель - расширение представлений об окружающем посредством музыкально-ритмической деятельности.
Задачи: продолжать развивать навыки выразительных движений (спокойная ходьба под музыку и ритмичная ходьба под стихотворный текст), развивать воображение в движении, менять движения с динамическими изменениями музыки;
- формировать способность различать средства музыкальной выразительности, тембры музыкальных инструментов (металлофон, треугольник), передающих характер пьесы, побуждать к фантазированию «как будто»;
- побуждать эмоционально отзываться на песни разного характера, четко пропевать слова и окончания, не отставать и не опережать других детей.
Оборудование: кукла Петрушка, листочки, металлофон, треугольник.
Ход занятия.
Музыкальный руководитель приходит за детьми в группу и говорит: Доброе утро, ребята! Я пришла за вами. В музыкальном зале нас ждет Петрушка. (дети приходят в зал, где на стуле, спиной к детям, сидит Петрушка, педагог говорит за него)
- Петрушка, мы пришли!
- А кто пришел?
- Собачки!
- А как собачки здороваются?
- Гав-гав-гав! ( дети вместе с воспитателем)
- Я собачек боюсь!
-Петрушка, поиграй с нами!
- А кто пришел?
- Кошечки!
- А как кошечки здороваются?
- Мяу-мяу-мяу! (дети с воспитателем)
- Я их боюсь!
- Петрушка, посмотри на нас!
- А кто вы?
- Дети!
- А как дети здороваются?
- Здравствуй, Петрушка! (протяжно и ласково произносят дети)
- Петрушка поворачивается, радуется и тоже здоровается-
Петрушка: Ребята, я вас так долго ждал! Пойдем сейчас гулять, листочки собирать!
Музыкальный руководитель:
Выйдем, выйдем погулять.
Погулять в лесочке.
Будем листья собирать,
Собирать листочки.
Много листьев соберем,
Желтых, рыжих, красных,
Мы букеты соберем из листочков разных.
- Музыкальный руководитель исполняет «Осеннюю песенку» А.Александрова, дети спокойно гуляют по залу, собирают листочки по одному, кружатся с ними, затем составляют с воспитателем букет и ставят в вазу. Петрушка эмоционально реагирует на эту красоту.-
Петрушка: Какие вы молодцы! Ой, кажется, пошел дождик! Я хочу поймать капельки на ладошку! Вот так!
- музыкальный руководитель на ф –но и воспитатель на треугольнике исполняют пьесу «Дождик», дети слушают -
Петрушка: Смотрите, сколько луж оставил дождик! Как же гулять?
Воспитатель: Ничего, мы лужи обойдем.
- под ритмическое проговаривание стихов взрослыми дети упражняются в ритмичном шаге-
- Зашагали ножки по сырой дорожке.
Если лужа велика, то видна издалека. –дети идут за воспитателем-
Обойдем мы лужу, выберем, где суше. – обходят воображаемую лужу-
Маленькую лужу обходить не нужно.
Становитесь, детки, в ряд, перепрыгнем все подряд! - друг за другом перепрыгивают на «сухое» место-
Музыкальный руководитель: (подзывает детей к ф-но)
Петрушка, видишь, какие дети молодцы, никто ножки не замочил. А что это у тебя?
Петрушка: Это музыкальный инструмент! Называется металлофон!
Музыкальный руководитель: И у нас есть металлофон. Мы на нем про дождик играем (играет тихие короткие звуки). Это капельки маленькие. А сейчас (играет громкие долгие звуки) капли большие! Все быстрее и быстрее капают. Сильный и большой дождь! сколько воды! Ручейки побежали, слушайте (глиссандо). И опять дождь. Скажите, какой это дождь? (звучание разных капель, дети отвечают, педагог уточняет, помогает. Петрушка тоже хочет загадать детям такую музыкальную загадку, он играет на своем металлофоне).
Петрушка: Ребята, а вы мне ладошками помогайте. Большой дождик громко хлопайте, а маленький потише. – упражнение на развитие динамического слуха.
Музыкальный руководитель: А еще дождик можно сыграть на треугольнике. Наши дети знают песенку про дождик. Послушай, как мы с Анной Михайловной сыграем вступление, а ребята споют.----исполнение в обработке Т.Попатенко. Музыкальный руководитель следит, за тем, чтобы дети передавали веселый характер песни, пели естественным голосом . Петрушке нравится, как дети поют и он просит их спеть еще что-нибудь)
Музыкальный руководитель: Ребята, что же мы еще споем? Может быть «Ладушки» - дети поют рус.нар. песню в обр. М.Фрида в умеренном темпе с движениями. В это время воспитатель повязывает Петрушке платочек, превращая его в бабушку-
Петрушка-бабушка: Ой, какие молодцы! А я - ваша бабушка, хочу с вами поиграть. А ну, протяните мне свои ладошки, покажите пальчики (дети выполняют) Сейчас поймаю, поймаю! (дети прячут руки за спину, игра повторяется) Ох, какие у вас веселые пальчики!
Воспитатель: А у наших ребят пальчики плясать умеют. И ладошки. И ножки. Хочешь посмотреть? - исполняется пляска с воспитателем «Пальчики-ручки», дети учатся реагировать на динамические изменения музыки, смену частей, переходить от движений с малым напряжением к движению с большим напряжением и наоборот, закрепляют понятие «Слабо-сильно», «тихо-громко», упражняются в несложных плясовых движениях.-
Петрушка: Какие вы молодцы, ребята. Стояли свободно, никто никому не мешал, все улыбались и спинку держали прямо. Я тоже хочу научиться плясать как вы!
Музыкальный руководитель: А ты к нам еще приходи, Петрушка, мы тебя научим! А сейчас ребятам пора на прогулку.
Петрушка: Смотрите, только ноги не промочите! До свидания, ребята!
- дети прощаются и уходят-
Примечание: в совместной и свободной деятельности дети продолжают осваивать приемы игры на металлофоне и треугольнике в форме дидактической игры «Дождик и ручеек» и музыкально-двигательной игры «Солнышко и дождик».
Комментарии.
Типовое занятие в младшей группе имеет непринужденный, игровой характер, способный вызвать интерес детей к музыкальной деятельности. Являясь самостоятельным, оно так же связано с предыдущими занятиями и дает посыл к последующим. Выполнение заданий происходит коллективно с целью вовлечения всех детей в музыкальную деятельность, последовательно меняющуюся в течение всего занятия, что помогает поддерживать интерес и возможность музыкального развития детей, формирования первичных слушательских и исполнительских умений.
Предварительный просмотр:
Музыкальное занятие по творческому восприятию музыки детьми старшего дошкольного возраста с элементами интеграции.
Тема: «Это музыка торопит и зовет нас за собой!»
Цель - развитие эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия произведений музыкального искусства.
Задачи:
- вызывать и поддерживать интерес к музыке П.Чайковского, признание ее красоты и ценности, накапливать опыт восприятия;
- вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской творческой деятельности;
- расширять знания детей о музыке, композиторе, развивать музыкальное мышление, закреплять исполнительские навыки;
- способствовать воспитанию социально- коммуникативных проявлений средствами музыкальной деятельности.
Оборудование: в центре зала – портрет П.И.Чайковского, композиция из живых цветов, «Детский альбом», альбом с детскими иллюстрациями к произведениям П.Чайковского грамзаписи произведений «Детского альбома» и «Времена года», детские музыкальные инструменты, ленты, шарфики для танцевальных импровизаций, мольберты, цветные мелки, элементы русских народных костюмов, картины с изображениями народных гуляний, весенней природы (Б.Кустодиев «Праздник в деревне», М.Боксет «Хоровод», Е.Волков « В весеннем лесу», Саврасов «Грачи прилетели»).
Предварительная работа: знакомство с произведениями П.И.Чайковского, включенными в данное занятие, определение их эмоционально-образного содержания, средств музыкальной выразительности, сопоставление с другими видами искусства, творческое слушание с применением музыкально исполнительской, художественной деятельности; использование игровых приемов обучения пению, музыкально-дидактические игры на развитие музыкальных способностей, эмоциональных проявлений.
Музыкальный руководитель приветствует детей в группе и приглашает в музыкальный зал.
Дети входят в зал под музыку «Сладкая греза» в грамзаписи, музыкальный руководитель жестом направляет их к портрету композитора и читает на фоне музыки стихотворение К.Ибряева.
Тихо, тихо сядем рядом. Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде , разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены! Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной, чутко дремлют лес и луг,
Вдаль бегут степные травы, тают в дымке голубой…
Это музыка торопит и зовет нас за собой!
Я думаю, вы сразу узнали музыку П.Чайковского. Как она называется? (ответы). О чем рассказывает музыка? (о прекрасной мечте, светлой, возвышенной, которой хочется поделиться со всеми) Верно . Мечты есть у всех, кто-то готов ими делиться, кто-то нет. Я очень хочу, чтобы мы с вами сегодня разгадали мечту автора этой музыки.
Сегодня мы отмечаем день рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Его великий музыкальный дар проявился уже в детстве. Он умудрялся превратить в музыкальный инструмент любой попавший в руки предмет, на котором выстукивал понравившиеся и полюбившиеся ему народные песни, услышанные на гуляньях, в полях, на покосе. Но больше всего нравился мальчику звук оконного стекла, как вы думаете, почему? (дети предполагают: за нежность, сказочность, таинственность звучания)
Я тоже так думаю. И только после того, как стекло разбилось, и маленький Петя поранился, ему пригласили учительницу, и он стал учиться игре на фортепиано, инструменте, который стал его самым любимым. Потом юный композитор учился в Петербурге, затем переехал в Москву , где сам учил будущих композиторов и много сочинял. Музыка великого композитора радует и волнует взрослых и детей всего мира.
Льется музыка рекой, вьется нотною строкой. Снова звуков половодье захлестнуло все вокруг. И кораблики мелодий выплывают из-под рук. Послушайте, как в музыке Чайковского на смену суровой зиме торопится весна – красавица! (звучит фрагмент пьесы «Апрель») Что вы услышали В музыке?
Дети: В музыке можно услышать, как веет ветерок, бегут ручьи, появляются первые цветы – подснежники, а лучи солнца согревают всех. Но и тучи налетают, а потом ветер их уносит. Или наступает ночь, возвращается мороз, а утром снова греет солнце и растут цветы. Поэтому музыка то светлая и нежная, то взволнованная, тревожная. А в конце опять легкая, даже танцевальная.
Музыкальный руководитель: Все верно вы услышали в этой музыке. А как она называется? ( ответ) Кто помнит стихотворение поэта А.Майкова, которым П,Чайковский иллюстрирует свою музыку? (желающий ребенок выразительно читает стихотворение). Кто хочет изобразить все, что мы услышали, в движении, в танце? На какой танец похожа эта пьеса? (Вальс). Можете взять шарфики или ленточки, подумайте, какого цвета подойдут лучше. А художники у нас есть? Для них приготовлены мольберты и мелки. Послушаем и посмотрим, как ребята передадут настроение и характер музыки. (при повторном звучании дети по желанию проявляют свое ощущение музыки в цвете и двигательной импровизации , после чего происходит обмен мнениями).
- Пробуждение природы никого не оставляет равнодушным. Согласитесь, всем нам хочется больше бывать на улице, чувствовать, как солнышко касается нашего носа, щек, лба, ладоней, (проводится легкий массаж названных частей) , все живое согревается и радуется…
Послушайте, чье это пение раздается в тишине? (звучит «Песня жаворонка» из «Детского альбома», музыкальный руководитель своим примером побуждает детей к дирижированию, отмечая плавными движениями рук звуковысотные и динамические изменения в музыке. По окончании дети называют произведение).
- Да, прозвучало произведение «Песня жаворонка».
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий. Так в своем стихотворении написал русский поэт Ф, Тютчев,
композитор услышал пение этой птички и языком музыки рассказал об этом. Как?
Дети: Музыка звучала нежно, легко, звонко, особенно там, где жаворонок поет.
Музыкальный руководитель: Какие еще слова можно подобрать к настроению песни жаворонка? Дети: Светлая, радостная, мечтательная! Музыкальный руководитель : А как люди называют песню жаворонка? Дети: Трель!
- Пропойте трели . – дети пропевают трели в разных регистрах и вариациях хором, сольно, в парах, словно перекликаясь (упражнение используется как игровое распевание)
- Ну вот целый птичий хор у нас получился! Молодцы, мои жаворонушки! Ребята, подумайте и скажите, что объединяет два произведения, которые мы сейчас слушали? Дети: Они о весне. Только одно о природе и подснежниках. А второе как будто птичка летает, поет и тоже радуется весне. Музыкальный руководитель: Вы все правильно поняли, молодцы . Не только поэты и композиторы прославляли красавицу – долгожданную весну, но и художники ; мы с вами рассматривали картины о весне, посмотрите, они сегодня тоже в гостях на дне рождения композитора и украшают наш зал, узнаете? ( дети узнают и называют картины, размышляют, чем они созвучны с музыкой). А как называется тот музыкальный сборник, в который П.Чайковский включил «Песню жаворонка»?
Дети: «Детский альбом».
Музыкальный руководитель: Конечно, и вы его хорошо знаете. Вот он (листает) Не простой он, музыкальный. То веселый, то печальный.
Сочиненный для ребят много лет тому назад. (Л.Заяц)
- Ничего не пойму! Из моего сборника пропали все ноты! Но появились вместо них рисунки! Причем, мне они очень знакомы. А вам? (показывает детям, они узнают свои рисунки – иллюстрации к знакомым произведениям из «Альбома»). Ну что ж, будем искать музыку по вашим рисункам. Итак, страничка первая открывается , что за музыка начинается? ( музыкальный руководитель напевает мелодию «Марша деревянных солдатиков», дети узнают ее, называют, и ноты «чудесным образом находятся», но всем понравилось петь и мы решаем исполнить произведение а капелла на слоги « трам-там-па ра-парам» в сопровождении барабанов, маршируя на месте. Обращаем внимание на сохранение ритма и изменение динамики во 2й части). Посмотреть, что нарисовано на следующей странице , музыкальный руководитель приглашает желающего ребенка, там кукла, чтобы объяснить детям, ребенку предлагается показать музыку движением, Он качает или кружится с воображаемой куклой, дети отгадывают произведение , и ноты опять находятся, звучит «Новая кукла», отмечаем характер танцевальности в музыке, дети танцуют с воображаемой куклой. Новый рисунок предлагается посмотреть воспитателю. Она смотрит и произносит строки: « Черноглазая девчонка так стройна и хороша…
Так танцует с бубном звонким, что поет у всех душа!»
-дети отгадывают, что это «Неаполитанская песенка» и оркеструют ее исполнение музыкальным руководителем на фортепиано, используя бубны, кастаньеты, колокольчики (тембровое соответствие обсуждалось на предыдущих занятиях), подчеркиваем игривый, танцевальный, задорный характер музыки; -
Музыкальный руководитель: Вы знаете, ребята, что эту песенку П.И.Чайковский услышал и записал , путешествуя по Италии. Он много путешествовал по разным странам, но при этом всегда говорил: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь». Композитор знал и любил русские песни, многие народные напевы мы слышим в его музыкальных произведениях. Попробуем представить, что вы у нас крестьянские дети и собрались на поляне хороводы водить, а Петр Ильич стоит в сторонке и наблюдает. Споем для него его любимую народную песню? (исполняется хоровод «Во поле береза стояла», можно девочкам предложить платочки, а мальчикам – кепки, яркие пояса, чтобы было совсем , как на картине художника и в жанре народной песни)
Музыкальный руководитель: Вдруг комаров налетело видимо-невидимо! И давай ребятишки от них отбиваться: по плечам себя хлопают, по бокам, по коленям. Покажите, как? Быстрей, быстрей! А гармонист возьми, да заиграй! (наигрывает рус. нар. песню и комментирует)
1я вариация. Вот мелодия звучала. Но куда-то убежала!
2я вариация. Но потом опять явилась, в кружева принарядилась!
3я вариация. Отдохнув, пошла плясать, каблуками ударять!
4я вариация. И, кружась , подмигивать! И в басах подпрыгивать!
Вот так изменение, всем на удивление!
Изменение - новация. Это значит… Ва-ри-а-ци-я! Дети: Вариация!
Правильно, Только в деревне не говорили «вариация», а знаете , как? Колено! Вот гармонист играет и за пляской следит. Танцор вприсядку пошел - гармонист аккордами приударил. Вот вам и первое колено, или первая… Дети: вариация!
- Танцор закружился, и гармонист музыку горохом рассыпал, Вот вам второе колено, вторая…
Дети: вариация!
- Не успел и третье колено отыграть, подоспели новые музыканты. Один с….(имитирует игру на балалайке, дети отгадывают ). А второй…(изображает игру на духовом инструменте, дети отгадывают). Музыканты играют, плясуны топают, комаров хлопают – вот и пляска получилась. Петр Ильич ее нотами записал, вариациями приукрасил и назвал «Камаринская» и в «Детский альбом» поместил. Хотите послушать? (хотим!) Тогда слушайте и пляшите, а кто захочет, может на ложках подыграть (не более 3-4 человек). (звучит «Камаринская» в грамзаписи , дети и взрослые пляшут, меняя коленца, согласно вариациям).
Музыкальный руководитель: Какая радостная праздничная музыка!
Пусть музыка всегда живет,
И радость всюду побеждает!
Пусть сердце русское поет!
Чайковского повсюду знают! (С,Дроздова)
Вот так мы с вами отпраздновали день рождения великого музыканта и композитора. Как вы думаете, ребята, понравился бы ему такой праздник? (ответы) Конечно, сегодня звучало так много его музыки, замечательных стихов. А главное, по-моему, сбылась его мечта о том, чтобы маленькие дети слушали, понимали, любили и учились музыке . Ведь он специально для этого написал этот замечательный альбом. (показывает). Смотрите – ка, вот и ноты все вернулись! Чудеса! Ну, тем лучше для нас. Будем изучать его дальше. А теперь пора прощаться. – прощаемся мажорной песенкой «до свидания!»
Комментарии.
Цель и задачи занятия представлены выше.
Для слушания выбраны высокохудожественные произведения П.И.Чайковского «Апрель», «Песня Жаворонка», « Новая кукла», «Неаполитанская песенка», «Камаринская»; для исполнения - русская народная хороводная песня «Во поле береза стояла».
Творческий характер музыкального восприятия осуществлялся посредством соответствующих методов и приемов: наглядного, словесного, практического, проблемного (создания ситуаций, побуждающих к поиску аналогий, сопоставлений, обобщению, применению самостоятельных творческих действий), мотивации, поощрения, положительной оценки.
Ведущим методом творческого восприятия музыки избран Метод уподобления характеру звучания (мой любимый) во всем разнообразии его видов : словесный, вокальный, мимический, темброво-инструментальный, интонационный, цветовой, полихудожественный.
Разнообразие приемов развития музыкального восприятия сочетается в результате тщательно продуманного хода занятия и последовательности заданий. Приемы развития творческого мышления и воображения выступают как способы решения одной из задач занятия.
Игровые приемы использовались при распевании, формировании понятия «вариация», «камаринская», отыскания исчезнувших нот «Детского альбома».
В процессе занятия развивались как общие способности и психические процессы (произвольность внимания, мышление, память, воображение, речь, социально-коммуникативные, интеграционные качества, художественно-эстетическая культура), так и музыкальные (музыкальная отзывчивость на музыку, ладовое, музыкально-ритмическое чувство, слуховые представления (по Теплову)).
Творческие проявления детей можно наблюдать на протяжении каждого этапа занятия: двигательные импровизации на музыку «Подснежник», «Новая кукла» с воображаемым предметом, свободная пляска в народном стиле; звукоподражательные певческие импровизации трелей жаворонка; оркестровка «Неаполитанской песенки».
Представленный конспект музыкального занятия по развитию творческого восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста соответствует организационным, дидактическим и гигиеническим требованиям. Целевая установка и задачи лежат в русле концепции формирования личности через культуру. Содержание занятия предполагает «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, формирования элементарных представлений о видах искусства, мира природы» посредством музыкальной деятельности. Ценностные представления о мире природы, разнообразии человеческих чувств формируются с помощью эмоционально окрашенных, разных по содержанию произведений музыкальной классики композитора П.И.Чайковского. Реализуется развитие познавательной и речевой активности, самостоятельности и творчества, личностного развития дошкольников, решаемых средствами музыкального искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий в группе музыкального развития «Солнышко» «Музыка укрепляет здоровье наше» Цель: Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах м
Конспект музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий в группе музыкального развития «Солнышко»«Музыка ...
Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»
Форма организации деятельности: подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи, де...
Районное методическое объединение педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. Конспект музыкального занятия в старшей группе. Тема: «Развитие творчества, инициативы, навыков самостоятельности у дошкольников на музыкальных занятиях».
Комплексное развитие музыкальности детей объединение опыта и знаний детей для создания целостной картины мира....
Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы. План-конспект музыкального занятия. Тема: « Зимняя музыкальная прогулка»
Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы.План-конспект музыкального занятия.Тема: «Зимняя музыкальная прогулка»...
Музыкальное занятие в подготовительной группе.(Доминантное по слушанию) План-конспект музыкального занятия.
Тема: «3има»Тип занятия: типовое.Цель: Углубленное восприятие музыки, через интеграцию различных видов искусств, организация музыкально-оздоровительной работы на музыкальном занятии, подго...
Конспект музыкального занятия в средней группе "Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности"
Планируемый результат: дети проявляют интерес к искусству, могут определять средства музыкальной выразительности; определяют образное содержание музыкальных произведений и передают их в движении,...