Проект "Театр начинается с детства"
проект по музыке
Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. Во время ОД театрализация должна занимать весомое место, так как наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка музыкальных творческих способностей, образного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bornikova.docx | 23.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56
Колпинского района г.Санкт-Петербурга.
Проект: «Театр начинается с детства»
Автор: музыкальный руководитель
Борникова Наталья Германовна
Проект на тему: Музыкально-театральная деятельность в детском саду «Театр начинается с детства»
Автор Борникова Наталья Германовна
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты,
Морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
Идет развитие духовного мира детей…”
Б. М. Теплов
Основная идея – Идея развивающего обучения.
Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. Во время ОД театрализация должна занимать весомое место, так как наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка музыкальных творческих способностей, образного мышления.
Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всём его многообразии, через образы, краски, звуки. Творческие проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка. Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях.
Актуальность темы:
В области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи: формирование речи ребенка, художественно-эстетического воспитания. Дети познают радость, связанную с преодолением трудностей общения. Театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Проблема: Отсутствие эффективных форм организации музыкальной театрально - игровой деятельности.
Цель: Развитие музыкально - творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи проекта:
Образовательные:
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
Развивающие:
Развивать музыкальные способности через театрализацию сказок.
Формировать правильное звукопроизношение.
Развивать творческое воображение.
Научить детей разыгрывать несложные сюжеты к сказкам.
Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус, любовь к музыкально-театрализованному искусству.
Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.
Формировать коммуникативность детей.
Образовательная область
Интеграция с другими образовательными областями: музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.
Вид проекта:
Информационно-творческий, групповой, долгосрочный (Проект рассчитан 2023-2024учебный год)
Основные принципы проекта:
Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей ребенка – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Принцип системности – работа проводится систематически, в течение 4-х лет (младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа). Воспитательно-образовательный процесс предполагает планирование тематических циклов занятий и нерегламентированных циклов деятельности.
Принцип интеграции - содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
Участники проекта
1. Воспитатели групп
2. Дети всех возрастных групп
3. Родители детей групп.
4. Музыкальный руководитель
Инновационная направленность: формирование у детей устойчивого интереса к музыкально-театральному творчеству.
Предполагаемые результаты:
1. Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
2. Пополнение и активизация словаря детей, формирование выразительности исполнения художественного образа: мимика, пластика.
3. Формирование у детей опыта социальных навыков поведения.
4. Участие детей в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.
Продукт совместной деятельности
Межгрупповое мероприятие: Театральный фестиваль
Формы организации музыкально-театральной деятельности:
1. Инсценировка песен;
2. Театральные этюды;
3. Развлечения;
4. Фольклорные праздники;
5. Сказки, театрализованные представления.
6.Музыкальные игры-сказки на утренниках ( Осенины,Новый год,8 марта, , 9 мая, Выпускной и др.)
7. Имитирование на музыкальных инструментах,
Методики
Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:
- восприятие музыки;
- песенно-игровое творчество;
- пластическое интонирование;
- инструментальное музицирование;
- художественное слово;
- театрализованные игры;
- сценическое действие с единым художественным замыслом.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра
Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Ритмопластика
Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
Культура и техника речи
Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры
Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем
Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.)
Этапы обучения театрально-игровой деятельности в практике
Движения
Основные движения. Изобразительные движения и жесты. Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков. Здесь можно использовать такие игры, как «Курочка и козлик», «Птички и кот». Это подвижные игры с музыкальным сопровождением. Дети старшего дошкольного возраста учатся ориентировке в пространстве: строить «цепочку», двигаться в парах, распределяться в том или ином углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться в рассыпную и снова находить свое место. Начиная с младших групп осваивают «гимнастику жестов» -специально подобранные игровые упражнения - этюды, в которых дети усваивают элементарный язык жестов - жест ласки, радости, злости, плача, просьбы, прислушивания, испуга, согласия, отказа и др. Дети младших групп обучаются образным движениям: «мишка», «зайка», «лиса» и др. Начиная со средней группы, дети обучаются характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса», «злая собачка», «ласковая кошечка» и др. Дети старшего дошкольного возраста импровизируют и выполняют более сложные характерные движения «мищка собирает малину», «зайка испуганно убегает от волка», «лисичка танцует» и т. д.
Музыкально-двигательные этюды. Музыкально-двигательные этюды - это маленькие мини-спектакли, которые развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, ее раскрепощению. Этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.
Слушание
Основная цель - услышать настроение музыкального произведения. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству.Овладев навыком слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, дети стараются передать характер музыки в движениях, и у них получаются интересные образы.
Если дети младшего возраста слушают произведения и могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке (гуляют, нюхают цветы, собирают листочки, скачут» как лошадки, под «Колыбельную» качают куклу и т. п.), То дети средней и старшей групп, слушая музыку, составляют образный рассказ, фантазируют, придумывают сказки.
Игра-импровизация на музыкальных инструментах
Как же можно применять театрально-игровую деятельность в обучении на детских музыкальных инструментах? С детьми мы вспоминаем и рассказываем сказки, рассказы, различные истории. Затем я предлагаю озвучить героев различными инструментами. Дети сами выбирают тот или иной инструмент и с моей подсказкой решают как играть на нем (тихо или громко, медленно или быстро и так далее). Например, «Сказка про курочку Рябу»: дед и баба характеризуются деревянными ложками, курочка – трещоткой, мышка – погремушкой, яйцо бьется – удар в бубен, плач деда и бабки – дудочка и тому подобное. Каждый педагог может по своему усмотрению подбирать инструменты. Музыкальная сказка сопровождается игрой на фортепиано или под фонограмму, а дети, слушая музыку, подыгрывают на музыкальных инструментах, соблюдая при этом ритм, темп и оттенки. В целом получается сказка, рассказанная шумовым оркестром. Воспитанникам очень нравятся такие шумовые оркестры, и на последующих занятиях они сами предлагают озвучить ту или иную сказку или рассказ, собранные в картотеке сказок-шумелок. Иногда, мы вместе с детьми, сами придумываем сюжет истории и обыгрываем ее. Такое обучение игре на музыкальных инструментах начинаю применять со средней группы.
Декламация.
Выразительное чтение. На занятиях проводятся речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, пальчиковые игры, потешки, прибаутки, инсценирование детских стихов. Используются элементы артикуляционной гимнастики.
Игры – драматизации, хороводы, инсценировки песен
Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по образам и содержанию деятельности. Важную роль занимает музыкальное восприятие, ведь это активный творческий процесс. Если дети различают смену характера музыки, умеют связывать музыкальные образы с жизненными явлениями они смогут использовать опыт восприятия музыки в творческих импровизациях. Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от начала до конца. Обсуждается произведение в целом и отдельные персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ. Далее разучивается текст и переход к исполнению. Используются также специальные упражнения и театральные этюды на внимание, реакцию, выражение основных эмоций, напряжение, расслабление.
План реализации проекта
Подготовительный этап
1. На этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта.
2. Сбор, накопление материала.
3. Изучение и анализ методической литературы.
Основной этап
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
- Беседы с детьми по содержанию сказок.
- Составление словесных портретов персонажей.
- Обсуждение кандидатур на роли персонажей.
- Подбор и изготовление костюмов для персонажей.
-Мастер класс для родителей по изготовлению платочных кукол.
-Работа с артистами: выразительное чтение, игровые движения, мимика, знакомство с рисунком танцев.
- Индивидуальная работа по ролям.
- Работа над отдельными эпизодами.
- Репетиция всего спектакля с атрибутами, в костюмах, с музыкальным сопровождением.
- Проведение театрального фестиваля
Заключительный этап
Выпуск семейных стенгазет по теме проекта во всех возрастных группах,
День открытых дверей для родителей.
Анализ и подведение итогов проекта. Презентация проекта для коллег на итоговом совещании.
Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей и родителей любознательности, стремление изучать театральное искуссво,способствовало укреплению уважения и любви к театру и культуре . Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр-инсценировок,сказок-шумелок на развитие театральных,двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель — сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Учебно-тематический план музыкально-театральных представлений
Октябрь Младшая группа :Осеннее развлечение «Путешествие к Бабушке» в фольклорном стиле.
Октябрь.-Май .Младшая группа Театрализованная игра-постановка «Колобок»
Октябрь .Средняя группа. Театрализованная игра «Под грибом»,
Инсценировка сказки «Теремок»
Октябрь Старшая-подг. группа Драмматизация сказки «Кот, лиса и петух»
Ноябрь Средняя группа совместно с воспитателями театр платочной куклы.Постановка по сказке «Крошечка Хаврошечка»,приуроченная к театральной неделе.
Старшая-подг. группа Игра- эстафета с родителями и детьми «Репка» на празднике «День матери»
Декабрь Младшая группа Инсценировка «Рукавичка Деда Мороза» на новогоднем утреннике
Старшая-подг.группа Постановка сказки «Спящая красавица» на новогоднем утреннике
Январь . Общесадовский праздник «Святки-колядки»
Февраль Общесадовский Праздник «Масленица»
Март Младшая группа Совместная постановка детей и родителей «В лесу» на утреннике 8 марта
Средняя группа Драмматизация сказки «Заюшкина избушка» на развлечении «Книга - лучший друг»
Старшая-подг группа. Постановка «Что девчонкам подарить» на утреннике 8 марта
Апрель Старшая-подг. гр. Сценка «Небылицы в лицах» на празднике смеха.
Общесадовский театральный фестиваль
Младшая группа: Постановка сказки «Кто сказал Мяу?»
Средняя группа: Театр на липучке по сказке «Пых»
Старшая-подг.гр.: Музыкально-театрализованное представление «Гуси-лебеди»
Май Старшая-подг. гр. Праздник «День Победы!» с элементами театрализации.
Выпускной утренник с элементами театрализации
Используемая литература:
Мерзлякова С. И «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).
Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2003г. – 103 с
Буренина А. И «Ритмическая мозаика».
Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - №11. – 1982. - С. 32-38.
Картамышева А. И. Музыкально-театральная деятельность, как средство развития художественно-исполнительских навыков у детей дошкольного возраста. – Минск: МГИ, 2008. – 67 с.
Коленчук И. В. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность // Искусство в школе. - 2007.- N 11.- С. 64-66,
Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду».
Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. - 126 с.
Полуянов Д., Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр.
Родина М. И., Буренина А. И. «Кукляндия». Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности,
Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5–6 лет»,
Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4 -5 лет»,
Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, М.: ВЛАДОС, 2001. – 71 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Все начинается с детства
Воспитание патриотических чувств у дошкольников...
Общение с природой начинается с детства
В дошкольном возрасте экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека...
Безопасный пешеход начинается с детства
Рекомендации родителям по воспитанию безопасного поведения на дороге детей....
«Забота о здоровье начинается с детства»
Методическая разработка по созданию условий физического развития ребёнка в окружающем пространстве ДОУ....
ПРОЕКТ "Безопасный пешеход начинается с детства"
Вид проекта: практико-ориентировочный, краткосрочный, коллективный, с участием родителей, инспектора ГИБДД. Цель проекта: создание необходимых условий в ДОУ для предупреждения дет...
"Безопасный пешеход начинается с детства"
Материал содержит практические советы для родителей дошкольников по безопасному поведению на дороге....