грамота
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Саая Чойганмаа Кан-ооловна

Наставничество - 2024

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа наставничества83.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белек» село Тээли Муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун РТ»

Принято на педагогическом совете                                  Утверждаю:

Протокол № __ от «__» ______ 20 __г                             Заведующий детского сада «Белек»

                                                                                               _____________ /Хомушку Б.М./

                                                                                               «__» __________ 2024 г.

Программа наставничества

«Музыкальный руководитель-одаренный воспитанник»

                                                                                 

                                             

 Музыкальный руководитель: Саая Чойганмаа Кан-ооловна

                                                  Тээли-2024


Оглавление:

1.Паспорт программы …………………………………………………………………..3

2.Пояснительная записка ………………………………………………………………4

3.Содержание ………………………………………………………………………….. 4

   3.1.Принципы работы……………………………………………………………….   5

   3.2.Этапы реализации программы: ………………………………………………..   5

   3.3.Методы достижения задач программы: ………………………………………   6

  3.4.Условия, необходимые для формирования вокальных навыков……………..   8

  3.5.Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями в развитии

певческих навыков……………………………………………………………………   8

   3.6.Работа с родителями…………………………………………………………….  9

4. Планируемые результаты ………………………………………………………….. 9

5. План работы с одаренным воспитанником ………………………………………. 10

5. Список литературы ………………………………………………………………… 15

6. Приложения …………………………………………………………………………16-37

 Приложения 1. Артикуляционная гимнастика ( по системе В. Емельянова.) 

Приложения 2. Игры и упражнения для развития голоса 

Приложение 3. Консультация для родителей «Развитие творческих способностей у

детей дошкольного возраста» 

Приложение 4. Консультация для воспитателей. Значение музыкально-дидактических

игр в развитии вокальных навыков детей. 

Приложение 5. Диагностическая карта оценки навыков одаренного воспитанника

Приложение 6. Отчета о проделанной работе по организации наставничества за год.

Паспорт программы

 Наименование программы

«Музыкальный руководитель-одаренный воспитанник»

 1.

Форма наставничества

Наставник-воспитанник

 2.

Ф.И.О. наставника

Саая Чойганмаа Кан-ооловна

 3.

Организация

МБДОУ детский сад «Белек» село Тээли

 4.

Нормативно-правовая база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержденный Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
 от 17 октября 2013
г. N 1155 г.
 Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей
Организации Объединенных Наций 20. 11. 1989г.)
 Принципы развивающего обучения;
 Изменениями в содержании образования (Работа с талантливыми
детьми.);
 Учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Спецификой и возможностями образовательных областей;

Использование диагностических материалов.

 5.

Целевая аудитория

Одаренный воспитанник

 6.

Срок реализации

3 года

 7.

Этапы реализации

1 этап – организационный

2 этап - диагностико - прогностический

3 этап – основной

8.

Основные направления

Художественно-эстетическая

9.

Ожидаемые результаты

•        наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

•        владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

•        проявление навыков вокальной деятельности (правильно вступать, умение петь по фразам, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

•        уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

•        стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос

                                            Пояснительная записка 

Данная  Рабочая программа по организации наставничества с одаренными детьми МБДОУ детского сада  «Белек» с Тээли  является нормативно-управленческим документом, определяющий содержание и организацию наставнической деятельности в ДОУ.

Нормативно-правовая  база:

1. ФЗ РФ №273 «Об образовании», ст.28,47,48.

2. Указ Президента РФ от 2 марта 2018 года №94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество»».

3 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской  Федерации на период до 2024 года».

Локальные нормативные акты образовательной организации:

1 Положение ОО о наставничестве;

2 Положение о стимулирующих надбавках;

3 Приказ о назначении наставников;

4 Устав МБДОУ детский сад «Белек» с Тээли.

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции.

    От чего зависит музыкальность человека? Психолог Б.М. Теплов говорит о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения».  Музыкальная одаренность детей развивается с детского сада. Исходя из этого, музыкальный руководитель должен направлять свою работу таким образом, чтобы своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по дальнейшему развитию их способностей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, и родителей.

Для выявления более способных была проведена диагностика воспитанника, по результатам которой определился воспитанник, в котором показал высокий уровень музыкального развития. Для продолжения занятий с таким ребенком была создана программа, учитывающая его возрастные и индивидуальные возможности, помогающая правильно построить учебно-воспитательный процесс, организовать развивающую педагогическую среду, подготовить средства дидактического обеспечения занятий с учётом уникальности и неповторимости одарённого ребёнка, привлечь родителей к участию в музыкальном развитии. Данная программа направлена на развитие музыкальности, вокальных данных, творческих способностей и исполнительского мастерства. В основе программы лежит идея личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие музыкальных способностей одарённого ребёнка.

3.Содержание программы:

В первую очередь я поставила цель работы: формирование основ музыкальной культуры дошкольника, интереса к вокальному искусству.

Мною разработаны задачи: 1. Развивать у мальчика музыкальную память, вокальную артикуляцию, расширять диапазон голоса, учить петь с музыкальным сопровождением и acappella.

2.  Способствовать развитию исполнительского потенциала: помочь ему научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, эмоционально и выразительно исполнять песенный разно жанровый репертуар.

3. Формировать вокально-хоровые навыки, навыки совместной деятельности в коллективе, ответственность за коллективное творчество.

4. Способствовать формированию внутренней мотивации к творческому самовыражению: привить ощущение собственной значимости в коллективе, стремиться к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию своих возможностей и развитию целеустремлённости.

Направления программы:

- обогащение жизненных и музыкальных впечатлений – создает основу для импровизации, стимулирует заинтересованное отношение к музыке;

- знакомство со способами творческих действий. С этой целью воспитанник сравнивает несложные пьесы, песни, сходные по ладовым интонациям, но контрастные по настроению. На основе разучиваемого материала предлагается образы музыкального творчества;

- овладение способами творческих действий. Вначале их показывает сам педагог, после совместного анализа песни продумывает вслух план ее исполнения, аргументирует целесообразность того или иного творческого решения. На примерах хорошо знакомых мелодий он объясняет дошкольнику, как сочетание одних и тех же ступеней лада позволяет создать различные музыкальные образы, как характер музыки зависит от совокупности средств музыкальной выразительности.

3.1.Принципы работы с музыкально- одаренным и перспективным воспитанником:

 принцип единства художественного и технического развития пения;

 принцип гармонического воспитания личности;

 принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

 принцип успешности;

принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

 принцип творческого развития;

 принцип доступности;

 принцип индивидуализации обучения;

 принцип практической направленности;

 принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

3.2.Этапы реализации программы:

1 этап – организационный. Создание нормативно-правовой базы по работе с музыкально-одарённым и перспективным воспитанником, обеспечение материально-технической базы.        

2 этап - диагностико - прогностический (мониторинг одаренности).

Создание банка данных музыкально-одаренного ребенка; рекомендаций в работе с музыкально-одаренным ребенком.

 проведение диагностической мероприятия по выявлению одаренности;

 обучение педагога в работе с одаренным ребенком через курсы повышения

квалификации, семинары, педсоветы, самообразование.

3 этап – основной:

 выявление одаренного и перспективного ребенка на ранних этапах развития;

 учет индивидуальных достижений;

 систематическая и целенаправленная работа с музыкально- одарённым воспитанником;

 проведение конкурсов, фестивалей;

 психологическая, педагогическая и социальная поддержка музыкально-одарённого воспитанника.

В ходе ее реализации происходит постепенное усложнение музыкально - творческой деятельности ребенка 3 - 6 лет. Основная форма работы с ребенком – занятия, которые проводятся с сентября по май, два раза в неделю (68 занятий в год), продолжительностью 20 - 30 минут (в зависимости от года обучения и возраста ребенка).

3.3.Методы достижения задач программы.

1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В. (приложение 1)

- Расширение диапазона;

- Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;

-Усиление насыщенности звука;

-Полетность;

- Большая певучесть звука;

- Свобода;

- Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения

на артикуляцию интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.

  работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

 с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

3. Фразировка и дыхание

 Голосоведение;

Метроритм,темп;

 Тембр;

 Динамика;

 Фразировка.

4. Тренировка слуха

 Распевки;

 Слушание музыкальных произведений;

 Творческое сочинение мелодии;

  Музыкальные викторины.

5. Техника исполнения мелодии

 Применение дирижёрского жеста;

 Гаммовые распевки по руке;

 Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.

Формы и режим занятий

Занятия по подгруппам, индивидуально.

  Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

  Практические занятия, где ребенок осваивает музыкальную грамоту, разучивает песни композиторов-классиков, современных композиторов.

   Занятие-постановка, репетиция - отрабатывается концертный номер, развивается актерская способность.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

- наглядно-слуховой;

- наглядно-зрительный;

- репродуктивный;

Схема занятия:

- настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

- дыхательная гимнастика;

- речевые упражнения;

- распевание;

- работа над произведением;

- анализ занятия;

При составлении программы с музыкально-одаренным ребенком ориентировалась на:

- систему формирования основ музыкальной культуры дошкольников О. П. Радыновой, изложенной в Программе «Музыкальные шедевры»;

- систему комплексного творческого музыкального развития К. Орфа, идеи которой заложены в Программе «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой.

3.4.Условия, необходимые для формирования вокальных навыков.

- Новизна - музыкального репертуара, подобранного с учетом возможностей и предпочтений детей; он должен быть сложнее, разнообразным;

- Игровой характер музыкальных занятий и упражнений, практическое погружение детей в исполнительскую деятельность;

- Атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально –дидактические игры, пособия);

- Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста;

- Звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, чистые и с записями музыкального материала);

- Активная концертная деятельность.

3.5.Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями в развитии певческих навыков.

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

В работе с воспитателями используются консультации («Советы взрослым по охране голоса детей дошкольного возраста», «Хороводные игры в работе с детьми младшего и среднего возраста», и другие), беседы, круглый стол, семинары, где педагоги детского сада знакомятся с программными задачами, методами и приёмами обучения детей пению. С каждым воспитателем индивидуально разучивается песенный репертуар, даются рекомендации по использованию знакомого музыкального репертуара на других занятиях и в повседневной жизни детского сада. Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. В группах есть ЖК – телевизоры, музыкальная колонка, USB-флешка для  музыкального развития, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыка разного характера. Воспитатели проводят с детьми музыкально-дидактические и хороводные игры с пением, включают песни в повседневную жизнь дошкольников.

3.6.Работа с родителями.

Понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости, а его отсутствие ведёт за собой «обнищание мысли». Однако даже самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одарённого ребёнка. Поэтому главная цель в работе с родителями - помощь в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка. Формы работы с родителями одарённых детей:

1. Беседы. Тематика: особенности одарённого ребёнка, влияние стилей детско- родительских отношений на его развитие, роль понимания взрослыми одарённости, ступени становления детской одарённости и др.

2. Индивидуальные консультации.

 4.Планируемый результат.

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
  • проявление навыков вокальной деятельности (правильно вступать, умение петь по фразам, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос

5. План работы с одаренным воспитанником

Для плана работы с одаренным воспитанником с первого года уже  брала репертуары основываясь на методику музыкальной культуры дошкольников О. П. Радыновой, изложенной в Программе «Музыкальные шедевры»; 

                    ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛАДОВОГО ЧУВСТВА

Период прохождения материала

  Программное содержание                  

                     Репертуар

1.

Сентябрь-октябрь

Восприятие музыки:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на мелодии

- вырабатывать устойчивое слуховое внимание;

-учить интонационно-фонетические упражнения

Артикуляционная гимнастика  (по системе В. Емельянова) «Чок-чок» «Язычок»; звуки «А», «Ш», «С», «Ф»; «Рекорд» «Ав!Ав!» «Две машинки» «Три медведя» «Вьюга» упражнения «В огороде заинька» С. Н. Френкель М. В. Карасевой «Бора-Дайым» С. М Тирчин М. Г. Ховалыг

2.

Ноябрь-декабрь

Восприятие музыки:

- продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни веселого, игрового характера

- учить высказываться о музыке

 «Жвачки» «Страшная сказка» «Тихо-громко» «Быстро-медленно» упражнения «Да-да-да» М.Е. Тиличеева «Ау!» (кварта) «Баю-баю» (терция) «Зима» М. В. Карасева С. Н. Френкель «Садигим» С. М. Белек-кыс  М. И. Тулуш

 3.

Январь-февраль

Восприятие музыки:

- продолжать обогащать музыкальные впечатления, воспитывать умение прислушиваться к изменениям звучания песен, реагируя на различный их характер

«Танец» «Колотки» «Массаж лица» «Вопрос-ответ» «От шепота до крика» «Пальчиковые игры» «Дутье» «Рисуем динозоавра» упражнения «Зайка» (секунда, кварта); «Ау!» (кварта, квинта вниз и вверх) «Где мои детки?» (квинта) «Опей ыры» С. О. Сувакпит М. Г. Ховалыг

4.

Март-апрель-май

Восприятие музыки:

- продолжать развивать на песни разного характера

-уметь дослушивать песню до конца, не отвлекаясь

-обогащать музыкальные впечатления детей, развивая их эмоциональную отзывчивость на песни разного характера

- самостоятельно различать и называть песни

Артикуляционные гимнастики: «Шпага» «Щелчки» «Улыбка»  упражнения «Вопрос-ответ» «Волна» «Самолет» «Молоток» «Ветер- ветерок» «Сорока-сорока» «Мы идем с флажками» М. Е. Тиличеева С. М. Долинова «Дождик» М.обр. Т. Попатенко «Хойларым» С. М. Тирчин М. Г. Ховалыг «Анайлар» созу болгаш Х. Саая.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО – СЛУХОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Период прохождения материала

Программные содержание

                   Репертуар

 1.

Сентябрь-октябрь

Усвоение певческих навыков:

-учить «подстраиваться» к интонации

-упражнять в чистом интонировании секунды, кварты, терции

- развивать навык точного интонирования несложных мелодий, построенных в поступенном движении звуков вверх и вниз.

«Пила» «Ладушки»  обр. Н. Римского-Корсакова «Петушок» обр. М. Красева «Кус» М. И. Тулуш С. М. Топчаа «Электей бээр» М. В. Хураган-оол С. Э. Кечил-оол

 2.

Ноябрь-декабрь

Усвоение певческих навыков:

-добиваться слаженного пения: учить вместе начинать и заканчивать пение.

-петь протяжно, не спеша, без крика

- упражнять в умении находить ласковые интонации, построенные на одном-двух звуках.

«Колокольчик» «Дед Мороз» М. А. Филиппенко С. Т. Волгиной «Елочка» М. Н. Бахутовой С. М. Александровской задание «»Как зовут игрушку?» «Ырлап берээл, Соок-Ирей» М. И. Тулуш

3.

Январь-февраль

Усвоение певческих навыков:

- продолжать навыки точного интонирования несложных мелодий, передавая их поступенное движение вверх и вниз

-пение знакомой песни с сопровождением

-пение малознакомой песни без сопровождения

«Топот» «Пирожок» М. Е. Тиличеева «Молодой солдат» М. М. Красева «Ачамга» М. В. Танов «Колыбельная» М. Е. Тиличеева С. Н. Найденова

4.

Март-апрель-май

Усвоение певческих навыков:

-учить начинать пение после вступления, вместе с педагогом

- пение знакомой песни без сопровождения

- пение малознакомой песни ссопровождением

«Чух-чух» «Зима прошла» М. М. Н. Метлова Самолет» М. Е. Тиличеева «Авайым» М. Г. Ховалыг С. О. Сувакпит «Ховаган» М.И. Тулуш С. О. Кан-оол

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА

 №

Период прохождения материала

         Программное содержание

         Репертуар

 1

Сентябрь-октябрь

Воспроизведение в хлопках простейшего ритм. рисунка

мелодии из 3-4 звуков

 «Цветочный магазин» «Труба» М. Е. Тиличеева «Пароход гудит» М. Т. Ломова

 2

Ноябрь-декабрь

Определяют направление мелодии и воспроизведение движение мелодии

«Свеча» «Лесенка» М. Е. Тиличеева

«Харжыгаш» М. И. Тулуш

 3

Январь-февраль

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки

«Ах, какой аромат!» «Артистка» М. Д. Кабалевского «Барабан» М. Е. Тиличеева «Койгунак» М. Р. Кенденбиль

 4

Март-апрель-май

Соответствие ритма движений ритму музыки

«Игра с мячом» «Конь» М. Е. Тиличеева «Дятел» М. Н. Леви «Уш эжишки» М. С. Соруктуу

                                    Учебно-тематический план работы

Этапы работы

Форма представления результатов

Сроки реализации

1

Проведение диагностики уровня развития музыкальности

Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности

Сентябрь

2

 Работа над развитием голоса:

- развитием диапазона голоса;

- развитие дыхания;

- работа над чувством ритма

Расширение диапазона от с1-с2;

Увеличение продолжительности дыхания

Сентябрь

3

Разучивание песни «Осень»:

Овладение вокальными навыками пения легато

Сентябрь-октябрь

4.

Работа над развитием голоса:

- работа над певческой дикцией и артикуляцией;

- работа над  чувством ритма

Развитие дикции и артикуляции, необходимых при пении;

Развитие чувства ритма

Сентябрь

5.

Работа над коммуникативной компетенцией с помощью неречевых средств: мимики и пластики движений

Развитие коммуникативной компетенции

Октябрь-ноябрь

6.

Разучивание песни «Ачамга» М. В. Танов

Овладение навыками исполнения песни с пластическим движением

Октябрь

7.

Участие в конкурсе «Голос дети- Бай-Тайга»» с вокальным номером  «Ачамга»

Овладение навыками исполнения песни с пластическим движением

Ноябрь

8.

Развитие движений в пространстве сцены

Формирование сценической культуры

Ноябрь –декабрь

9.

Разучивание песни «Новогодний хоровод»

Овладение навыком исполнения нон легато

Декабрь  январь

10.

Выступление на новогоднем  утреннике в роли «Снегурочка»

Раскрепощенность во время выступления  на сцене

Декабрь  – январь

11.

Интерпретация  восприятия музыки в творческой деятельности: музицировании

Использование шумовых инструментов для аккомпанемента к музыкальным произведениям

Январь-февраль

12.

Участие в конкурсах «Голос дети» и «Хамнаарак» с вокальным номером  «Родине спасибо»

Формирование желания победы и достижения ее

Апрель

13.

Разучивание песни «Самоледум» Сл.и м. М. Нурсат

Освоение умения петь в ансамбле с детьми

Май  

14

Контрольная диагностика уровня развития музыкальных способностей

Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности

Май

15.

Проектирование дальнейшего развития музыкальности

Создание образовательного маршрута  

Сентябрь

Диагностический конструктор вокальных способностей ребёнка диагностика музыкальных способностей (по методике О.П. Радыновой). (на учебный год) Диагностика по Радыновой О.П. (методический материал)

Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.\ Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.

Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.

Диагностика проводится на программном материале.

ЦЕЛЬ: Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:

  • ладового чувства,
  • музыкально – слуховых представлений,
  • чувства ритма,
  • организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

МЕТОД: Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.

ОЦЕНКА УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:

3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).

2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).

1 – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).

При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

Программа предполагает диагностику промежуточных и конечных результатов с помощью анкетирования (опроса) ребёнка и его родителей, выполнения творческих заданий, а также наблюдения педагога в ходе занятий, подготовки воспитанника к мероприятиям и участия (выступления) в них. Приложение 5.

Список использованной литературы.

1. С.И. Мерзлякова. «Учим петь детей 3-4 лет» Песни и упражнения для развития голоса. ТЦ «Сфера» - 2017.

2. С.И. Мерзлякова. «Учим петь детей 4-5 лет» Песни и упражнения для развития голоса. ТЦ «Сфера» - 2017.

3.С.И. Мерзлякова. «Учим петь детей 5-6 лет» Песни и упражнения для развития голоса. ТЦ «Сфера» - 2017.

4.С.И. Мерзлякова. «Учим петь детей 6-7 лет» Песни и упражнения для развития голоса. ТЦ «Сфера» - 2017.

5. О.Н. Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» «Учитель»

6. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.

7. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.

8. Тютюнникова Т.Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2004.

9.Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

Приложения 1

Артикуляционная гимнастика ( по системе В. Емельянова.)

Каждое упражнение выполнить по четыре раза).

Текст произносит музыкальный руководитель. Дети выполняют действия: сначала по показу, во время разучивания. Затем самостоятельно.

1.Чок, чок, чок, чок,

Покусаем язычок. ( По четыре раза слегка прикусывать кончик языка. )

2.Язычок свой без приказа

Покусаем до отказа. (Высунуть язык до отказа, слегка прикусывая от

начала языка).

3.Жвачки все мы пожуём (покусать язык попеременно правыми и левыми

боковыми зубами, как бы жуя его).

4.Танец выполнять начнём:

Меж зубами и губами

Языка начнём круженье.

Выполняй скорей движенье!

(Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым

ртом. То же в противоположном направлении).

5.Язычком мы словно шпагой

Поработаем с отвагой .( Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю

губу, в правую щёку, в левую щёку, как бы протыкая насквозь.)

6. Язычком активно щёлкай.

Как лошадка звонко цокай . (Пощёлкать языком, изменяя форму рта).

7. Что – то нам обидно стало,

Настроение пропало.

(Вытянуть нижнюю губу, обнажив дёсны.)

Постарайтесь улыбнуться,

От обиды отвернуться.

( Приподнять верхнюю губу, обнажив дёсны).

8.Массажируем лицо,

Сразу видно мастерство.

(Пройтись по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами

круговым разминающим массажем.)

9. Пальчиками поколотим

Чтоб лицо зарделось очень.

(Пройтись по всему лицу поколачивающим массажем кончиками

согнутых пальцев, чтобы лицо загорелось).

Интонационно – фонетические упражнения.

1. Раскрыть рот, показав зубы и дёсны – «А». Показ рукой на уровне рта.

Каждый звук по четыре раза:

Ш,С,Ф, К,Т,П,Б,Д,Г,В,З,Ж.( Рот активен.)

П и Б – вытянутыми в трубочку губами («Пух», «Бух».)

2. «Страшная сказка» - У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА,

ЫЭАО, ЫЭАОУ. (Произносить без видимых движений губ и челюсти).

3.  (вопрос- ответ.)

4. Штро – бас (А). хххА; хххАО; хххАОУ.

5.Рисуем динозаврика.

6. Глиссандо в любом направлении:

Ушу, ушо, уша, уше, уши

Усу, усо, уса, усэ, усы,

Уфы, уфо, уфа, уфэ,уфы,

Уку, уко, ука, укэ, укы

Уту, уто, ута, утэ, уты

Упу, упо, упа, упэ, уты.

7. Вопрос – ответ :

У – шу – жу? У- шу – жу!

У- со- зо…

Уфава…

Укэгэ…

Утыды…

Упобо…

Голосовые сигналы доречевой коммуникации .

1.Мы рекорд с тобой побили

По езде в автомобиле

(«тпр» - вибрация губ на одном уровне):

Выше в горку поднялись,(«тпр»- вибрация губ на глиссандо вверх.)

А потом спустились вниз («тпр» - вибрация губ на глиссандо вниз)

Тут препятствие объедем («тпр»- вибрация губ на небольшом глиссандо)

И до садика доедем.»Тпр» - выбрация губ на одном уровне).

2. Упражнение «Волна»: ххххА; хххА; хххА.

3. От шопота до крика – раз – два – три – четыре- 5.6.7.8.9.10!!!

4. Крик – вой: А,О,У.

5. Волна, крик, вой ххх «А».

6.«Волна с криками чаек.»

Приложения 2. Игры и упражнения для развития голоса

Как только в активном словаре ребенка появятся первые звукоподражания, продемонстрируйте малышу, как можно говорить голосом разной силы: то тихо, то громко. Например, озвучивая большую собаку, громко произнесите: «АВ-АВ!», а изображая маленькую собачку, то же звукоподражание произнесите тихо.

Учите малыша менять силу голоса не только в игре, но и в реальной жизни. Для этого сами сначала поговорите с ребенком тихо: скажите ему что-нибудь интересное, а затем продолжите разговор голосом обычной силы. В следующий раз, когда вы будете говорить тихо, малыш начнет прислушиваться.

Свяжите в сознании ребенка тихий и громкий голос с разными событиями повседневной жизни. Например, укладывая малыша спать, всегда разговаривайте с ним тихо. Перед сном пропойте тихонько колыбельную песню или расскажите ребенку сказку.

Учите малыша говорить не только голосом разной силы, но и шепотом. Объясните, что кукла спит и, чтобы ее не разбудить, надо говорить шепотом – вот так. Также объясните ребенку, что о некоторых вещах, особенно на людях, надо всегда стараться говорить очень тихо или даже шепотом, например, о том, что нужно сходить в туалет. Учите ребенка говорить голосом разной высоты. Вот издалека летит самолет – произнесите высоким голосом: «У-у-у…», а вот самолет подлетел близко и загудел низко: «У-У-У..»

Маленькие дети часто говорят в ускоренном темпе. Из-за этого ухудшаются внятность, четкость речи, артикуляция звуков, выпадают отдельные звуки и даже слоги (особенно часто «глотаются» окончания слов). Поэтому важно постепенно вырабатывать у малыша умеренный темп речи.

Кошка и котенок

Приготовьте игрушки или картинки «Кошка» и «Котенок». Озвучьте каждую из игрушек: кошка мяукает громко: «МЯУ!», а котенок – тихо: «Мяу!» Предложите ребенку самому изобразить, как мяукают мама кошка и котенок. Можно провести игры, изображая голоса коровы с теленком, мышки с мышонком, собаки со щенком и т. д.

 Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его силу, говоря то громко, то тихо.

Большой и маленький

Вам понадобятся картинки с часами, большими и маленькими. Покажите ребенку картинку с большими часами и изобразите, как они тикают. Для этого громко произносите: «ТИК-ТАК, ТИК-ТАК». Затем покажите картинку с маленькими часиками и тихо произнесите: «Тик-так, тик-так».

Попросите ребенка самого озвучить каждую из картинок. Показывайте ребенку по очереди изображения то больших, то маленьких часов.

Аналогичным образом можно обыграть картинки «Большой и маленький

молоток» («ТУК» – «тук»), «Колокольчик» («ДИНЬ-ДОН» – «динь-дон»).

Игра способствует развитию силы голоса ребенка.

Скажи на ушко

Для игры понадобится игрушка-собачка.

Возьмите игрушечную собачку и на глазах ребенка шепните ей на ушко,

чтобы она легла малышу на колени. Собачка «выполняет» вашу просьбу. Потом шепотом скажите собачке, чтобы она лизнула ребенка в щеку.

Собачка с радостью это сделает.

Предложите малышу самому попросить о чем-нибудь собачку, но предупредите, что на ушко надо говорить только шепотом.

 Игра способствует развитию силы голоса ребенка, учит говорить шепотом.

Передай

Приготовьте игрушечную кошку и блюдце.

Поручите ребенку спросить у кошки шепотом на ушко, хочет ли она молочка. После того как кошка «полакает молоко», попросите малыша узнать у нее, что киса хочет сказать. Скорее всего, вежливая кошечка скажет: «Спасибо».

Так же шепотом малыш может спросить у кошки, во что она хочет поиграть (в мячик или в прятки), нет ли в доме мышей, дружит ли она с собачкой.

 Игра закрепляет навык ребенка говорить шепотом.

Две машинки

Приготовьте две машинки: побольше и поменьше. Покажите ребенку, как можно рукой вести машинки по воображаемой дорожке и одновременно длительно пропевать звукоподражание: «Би-би-и-и…» Обратите внимание малыша, что большая машина гудит низким голосом, а маленькая – высоким голоском.

Предложите ребенку поиграть сначала с большой, а потом с маленькой машинкой, меняя при этом высоту голоса. Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.

Быстро и медленно

Вам понадобится игрушка-зайчик.

Покажите ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг-скок, прыг-скок!» Затем скажите, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорьте темп движений и темп произнесения звукоподражаний: «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!»

Попросите ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов движений.

Аналогичным образом можно с помощью пальчиковых игр показать, как быстро и медленно стучит молоток (тук-тук) – стучите кулачком по столу в разном темпе, пилит пила (вжик-вжик) – ребром ладони водите по столу вперед-назад в разном темпе, звенит колокольчик (динь-дон) – соберите пальцы в щепоть и качайте ими воображаемый колокольчик в разном темпе, идет человечек (топ-топ) – средним и указательным пальцем шагайте по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками, сжатыми в

кулаки, перед грудью, изображая колеса поезда, капает дождик (кап

кап) – стучите пальцами по столу в разном темпе.

 Игра развивает у ребенка чувство темпа, учит его менять темп произнесения одних и тех же звукоподражаний.

Ветер и ветерок (с 3 лет)

Покажите ребенку, как дует сильный ветер. Для этого длительно и громко пропевайте звук У и энергично качайте руками над головой – так дерево качает ветвями на ветру. Потом продемонстрируйте, как веет легкий ветерок, – тихо и долго пропевайте звук У и лишь слегка покачивайте руками.

Предложите малышу самому изобразить дерево на ветру. Для этого ребенку нужно встать, поднять вверх руки-ветви и качать ими с определенной силой, в зависимости от ваших команд. Сначала скажите: «Дует сильный ветер», а затем: «Дует легкий ветерок».

Одновременно с движениями пусть малыш пропевает звук У с разной силой.

Игра способствует развитию силы голоса, речевого дыхания и слухового

внимания.

Три медведя (с 3 лет)

Для подготовки к игре понадобится книга Л. Толстого «Три медведя». Расскажите ребенку сказку, а затем вместе с малышом изобразите голоса всех трех медведей: самым низким голосом говорите за Михайлу Ивановича, обычным голосом – за медведицу Настасью Петровну и высоким голоском – за медвежонка Мишутку.

Дайте задание повторить голосом разной высоты сначала звукоподражание:

«Э!», а затем и некоторые фразы из сказки (например: «Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из моей чашки?»).

Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.

Карусели (с 3 лет)

Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за руки и идите по кругу, говоря:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись

Карусели

(идите и говорите в медленном темпе).

А потом, потом, потом

(темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом

(двигайтесь и говорите в быстром темпе)!

Тише, тише, не спешите

(темп постепенно замедляется) —

Карусель остановите

(идите и говорите в медленном темпе)!

Раз, два, раз, два

(хлопать в ладоши и говорить медленно) – Вот и кончилась игра!

При повторении игры слова произносите вместе с ребенком.

 Игра учит ребенка координировать речь с движением, постепенно меняя

в игре темп речи и движений.

Вьюга (с 4 лет)

Расскажите малышу, что зимой часто бывает вьюга – сильный холодный ветер, который несет с собой снег. Снег падает на лицо, забивается под одежду. В такую погоду гулять нельзя. Голосом изобразите, как завывает за окном вьюга. Для этого длительно произносите звук В.

Предложите малышу послушать вас внимательно и определить, начинается вьюга или кончается. Предупредите: если звук сначала был тихий, а потом становится все громче, то вьюга усиливается. Если же звук сначала был сильным, а потом постепенно затих, то вьюга заканчивается и, значит, скоро можно будет идти гулять.

Попросите ребенка самого загадать вам такие же звуковые загадки.

Комплекс упражнения по развитию:
Артикуляционной моторики, силы, высоты, тембра голоса.
1. Артикуляционная гимнастика.
- челюсти
Открывание и закрывание рта
Имитация жевания
Боковые движения
Беззвучное произнесение гласных А,Э,И,О,У
- губы
Трубочка
Кружком
Улыбка
Укрепление при беззвучном произнесении ПППП и гласных У-О-И
- язык
Высовывание
Повороты вправо влево
Облизывание губ
Укрепление кончика языка (покусывание. Щелканье. Присасывание к
нижним и верхним резцам Проталкивание сквозь сомкнутые губы
Произнесение ТТТ ДДД РРР
Высовывание широкого расслабленного языка.
- шея
Опускание головы вниз
Запрокидывание назад
Повороты влево вправо
Сочетание этих упражнений с произнесением гласных А_Э_И_О_У_

Вибрационный массаж гортани (ритмичные движения пальцами по передней поверхности шеи в вертикальном и горизонтальном направлении
с легким надавливанием на область щитовидного хряща)
Подражание голубиному воркованию, стону, мычанию . лаю. плачу.
-мягкое небо.
Массаж
Позевывание
Глотание слюны. воды
Покашливание
Полоскание горла
Произнесение А Э на твердой атаке.
2.
Дыхательная гимнастика
А) - Дутье на вату . на воду. надувание мыльных пузырей, резиновых
игрушек, шаров.
- игра на губной гармошке, дудочке
- Цветочный магазин. (Глубокий медленный вдох через нос ) Ах!
- «Свеча» - медленный выдох.
- «Упрямая свеча» - интенсивный сильный выдох.
- «Погашу свечу» - сильный прерывистый выдох. –Фу Фу Фу!
- «Насос» - сильный выдох Пш-П-ш Пш!
- «Проколотый мяч» - продолжительный выдох.С-С-С!
Б) громкое и длительное произнесение
А- аэ… эа… аэи… а__э__ а__
э__и…..
Э- аи… эи.. аои а__и__ а__о
__и
О- ао…. эо… ауи. а__.о__ а__у_

У- ау… эу.. аио а__у__. а__и_

З. Развитие высоты голоса.
3.1- пение вокализов на один гласный звук А__О__У__И__Э
- пение гаммы с постепенным увеличением числа тонов.
- пение мелодии песен на гласных
- пение песен.
3.2 речевое произнесение гласных
4. Развитие силы голоса.
А А А А А А А А А А
О О О О О О О О О О
У У У У У У У У У У
ау. ау ау ау ау ау ау
Аналогично слоговые сочетания: ауи. ав, аза и другие
5. Тембр голоса.
1.Повышение . понижение голоса и длительное произнесение У,О и их сочетаний.
2. в одной тональности с с повышением и понижением голоса: Бум бум бум
Бом, бом, бом,
Чтение стихов при произнесении сочетания ба-ба-ба-
3. Чтение стихов на одних гласных
Развитие мелодико – интонационной стороны речи
- подражание голосам героев сказок.
- чтение потешек. загадок, считалок. поговорок, скороговорок и т.д.
Игры на формирование певчески-правильного дыхания (активный,
быстрый, бесшумный вдох носом, длительный выдох ртом):
1. «Ах, какой аромат!» Мы стоим на полянке, видим перед собой цветочек,
срываем его и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо
следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом.
2.«Береги огонь!». Берем свечку, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она
не погасла. У кого получится дольше всех дуть на свечу, и не потушить ее
при этом, тот победил.
3. «Надуваем шарик!» Ставим руки возле губ – это импровизированный
шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень
осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех,
а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение
также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.
4. «Шарик лопнул»! Встать ровно, в руках (между ладоней) держать
воображаемый шарик. Затем в шарике образуется маленькая дырочка. На
звук «с-с-с-с» шарик медленно сдувается. Задача воспитанников –
максимально экономить выдох, постепенно приближая ладони друг к другу
(шарик уменьшается).
5. «Аквалангисты!» Представили себя в бассейне. «Нырнули под воду»
(вдох носом, и сразу же его зажать пальцами, присесть на корточки), и
потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась – «всплывает» (встает
 2. Песенка – это ниточка, она должна тянуться без узелков, ровно-ровно.
Для мальчишек: песенка – это дорога, по которой мы едем на хорошей
машине; дорога гладкая, без кочек, а машина хорошая – не глохнет на
каждом шагу, а едет ровно.
6. «Игра с мячом» Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь так же ровно и протяжно, как катится мячик. Для формирования навыка отрывистого пения мячик можно подбрасывать, и петь так же упруго и отрывисто. Как прыгает мячик. Особое место в наших занятиях занимает формирование навыка фальцетного пения. Фальцетное пение – самое естественное, фонопедически правильное для детского голоса.
Игровые приемы для выхода в фальцет:
1. Толкаем машину – руки перед собой, одна ладошка на другой, с вибрацией губами «отталкиваем машину от себя» (при каждом выталкивании звук переходит из нижнего регистра в верхний).
2. Едем на машине – «руль» взяли в руки, поворачиваем, наезжаем на кочки,
скатываемся и поднимаемся в горку – вибрация губами с разной
звуковысотностью.
3. «Буратино и Карабас». Одна рука вверх (Это буратино, который сидит на
дереве и боится Карабас), другая вниз (это Карабас, который стоит под
деревом и не может поймать Буратино). Голос работает на «Ой», участвуют
два голосовых регистра – высокий и низкий.
Для развития дикции и артикуляции нам очень помогают скороговорки. Но
говорить их просто так скучно и неинтересно. Поэтому предлагаем использовать следующие игровые приемы:
1. Говорим скороговорки голосом героев сказок (Буратино, Карабас, Мальвина, Пьеро, Артемон. Карлсон и других).
2. Говорим скороговорки с разной звуковысотностью: то «сидя на Луне» - высоко, то «находясь под землей» - низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука.
3. Говорим скороговорки тихо или громко, увеличивая или уменьшая громкость. Можно так же при этом формировать навык работы по руке
Пример использования методических приемов в работе над вокально-хоровыми навыками с детьми старшего дошкольного возраста.
Дети свободно входят в зал, останавливаются ближе к инструменту.
Приветствие друг друга «по трезвучию».
Муз.руководитель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте! (1 – 3 раза)
Упражнение: «Правильная осанка». [2]
И.п. стоя на месте, руки на поясе.
Муз.руководитель и дети:
У меня спина прямая
Я наклонов не боюсь, - пружинка на месте
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
Поворачиваюсь.
Раз, два - наклон, выпрямиться
Три, четыре - прогнуться, выпрямиться
Три, четыре - поворот туловища вправо
Раз, два - поворот туловища влево
Я хожу с осанкой гордой
Прямо голову держу, - пружинка на месте
Никуда я не спешу.
Раз, два, - руки за голову,
Три, четыре - 4 шага вперед
Три, четыре, - руки на поясе,
Раз, два - 4 шага назад
Ну-ка, дружно не лениться - стоя на месте, руки на поясе
И присесть, и наклониться - присесть, выпрямиться, наклониться,
выпрямиться
Повернусь туда-сюда - повороты вправо, влево
Ох, прямешенька спина. - притопнуть ногой, руки на поясе
Упражнение на дыхание.
1. «Паровозик».
И.п. стоя на месте, руки вдоль туловища.
Вдох через нос, через сомкнутые зубы выпустить воздух, сомкнуть губы
(закрылись воротики на звуке «м-м-м»).
2. «Заведем мотор у самолета».

Медленный выдох, руки вниз на звуке «У», постепенно динамика звука
ослабевает.
у-у у-у у
Упражнение для речевого аппарата.
«Укольчик» языком в щеку
«Кусака» разминаем губы.
«Сладкое варенье» облизываем рот.
«Мамочка-папочка» повторить в быстром темпе несколько раз
(«разогреваем» губы).
Скороговорки повторить несколько раз четко, в быстром темпе:
«Три сороки-тараторки тараторили на горке».
«Наш Полкан попал в капкан».
Упражнение для разогрева связок.
«Волна»
ХХХ – скрип
- восходящая интонация
А - произнести звук «А» максимально открытым ртом, протяжно.
ХХХ А, ХХХ А, ХХХ А
Распевание на гласные звуки (а, о, у, я), а также траспонирование
несложных русских народных напевок («Веселые гуси» и др.), послушаем
себя и товарища (пропевание звука «М»).

Приложение 3

Консультация для родителей
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Одна из главных задач, которые ставит перед педагогами программа
дошкольного образования и сама жизнь – это развивать эстетическое
восприятие, эмоции, изобразительные способности, художественный вкус,
воспитывать любовь к изобразительному искусству.
Чтобы ребенок стал творческой личностью, в детстве необходимо
развивать его способность видеть, чувствовать и осознавать
выразительность образов, замечать неповторимость, оригинальность
окружающего мира, уметь передавать впечатления в своем творчестве.
Потребность детей проявлять свои творческие способности велика. Ее
удовлетворение дает детям интенсивное ощущение радости жизни. Надо
сберегать в ребенке мечтателя, чтобы он вырос активным творцом научной,
производственной, общественной жизни; творцом своей собственной
личности.
Способности – это такие психологические особенности человека, от
которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но
которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.
Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства в том
или ином деле – это действительность. Выявившиеся у ребенка
художественные способности ни в коей мере не являются гарантией того,
что ребенок будет художником. Для того, чтобы это произошло,
необходимо специальное обучение, настойчивость, наличие
художественных материалов и многих других условий, без которых
способности могут заглохнуть, так и не развившись.
Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может
осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о
способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать,
если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной
деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и
живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это
обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы,
цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире.
Существуют дети, не опережающие своих сверстников по общему
развитию, но выделяющиеся своеобразием, оригинальностью,
 Первое, что должен сделать педагог, – это помочь родителям изменить
свою позицию, внутренний настрой по отношению к этим детям, помочь
создать для них благоприятную, «теплую» атмосферу. Немаловажно также
помочь ребенку понять самого себя, а родителям – своего неординарного
ребенка.
Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей, а, наоборот,
стимулировать их развитие, воспитатели и родители должны позволять
детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, находить для
этого время, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым
слушателем.
Для того чтобы ребенок смог реализовать свои творческие способности, у
него должна быть сформирована достаточно высокая самооценка, которая
стимулировала бы его к деятельности. Поэтому творческие достижения
ребенка не следует оценивать с позиции общепринятых нормативных
стандартов. Особо следует отмечать индивидуальные достижения ребенка,
при этом оценка должна быть перенесена с самого ребенка на то дело,
открытие, которое им сделано.
В заключении хотелось бы сказать следующее. По отношению к детям
с различными видами способностей часто демонстрируется или восхищение
или наоборот, скептическое, настороженное поведение. Следует помнить,
 что по отношению к любым детям являются неуместными как неумеренные
восторги, так и проявления весьма критического, недостоверного
отношения. Единственное, что следует поощрять в ребенке, – это его
желание работать ради работы, а не его стремление обогнать товарищей.

Приложение 4

Консультация для воспитателей
Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных
навыков детей
Основное название музыкально-дидактических игр - формировать у
детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь им
разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма,
тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями,
развивает у них самостоятельность, способность к восприятию, различению
основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность
музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком
путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны,
интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся
своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, танцевать и
играть.
В процессе игр дети не только приобретаются специальные
музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности.
Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального
воспитания в детском саду. Музыкально-дидактические игры,
 используемые в процессе пения, помогают научить детей петь
выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными
фразами, удерживать его до конца фразы.

В детском саду дошкольники поют песни различного характера.
Постепенно дети начинают понимать: чтобы передать то или иное
настроение в песне, надо исполнять их по-разному: одни песни отрывисто
или протяжно, другие - легко или напевно. Использование приема
исполнения песни подгруппами или с солистом окажет действенную
помощь.
Для закрепления знакомых песен можно использовать игру
«Волшебный волчок», которую можно проводить в нескольких вариантах:
дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые
исполняются на фортепиано; 2-3 детей должны узнать песню по
музыкальной фразе, спетой всеми или индивидуально; узнать песню,
 сыгранную на металлофоне или аккордеоне.
Дети часто обращаются к песне с целью выразить через нее свое
настроение. При исполнении песен ребят учат правильно передавать
динамические оттенки, которые помогают почувствовать красоту звучания
мелодии, особенно, когда песня звучит тихо. В свободное время от занятий
с детьми целесообразно организовывать различные музыкальнодидактические игры, связанные с пением. В таких играх у детей развивается
чувство товарищества, ответственность. В качестве примера можно при
вести музыкально-дидактическую игру «Музыкальный магазин».Таких
музыкально-дидактических игр много, и дети с удовольствием в них
играют, развивая своеобразное творческое отношение к музыкальным
произведениям.
Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки.
Попевку «Бубенчики» можно использовать по-разному: для закрепления
знаний о звуках разной высоты и в качестве музыкально-дидактической
игры. Раздают карточки, на которых изображены три колокольчика, разные
по цвету, соответствующие звучанию того или иного колокольчика.
В старшем дошкольном возрасте проводится более разнообразная работа по
различению звуков по высоте и длительности. Попевки помогают детям
определить направление мелодии, они учатся находить в мелодии два
коротких и один длинный звук.
Для развития ритмического чувства используются различные
музыкальные инструменты. Начинать надо с простейших мелодий на одном
звуке. Например, можно взять народную прибаутку.
Музыкально-дидактические игры направлены на развитие разных
музыкальных способностей детей. Существуют игры для развития
звуковысотного слуха, для развития чувства ритма, тембрового слуха,
 диатонического слуха, для развития детского творчества.

Приложение 5

Диагностика в первый год

1. ВНИМАНИЕ

 Ладовое чувство

3 - Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено.

2 - Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.

1 - Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.

2. ПРОСЬБА  ПОВТОРИТЬ

3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых музыкальных произведениях. Просит повторить.

2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение. Просит повторить с наводящих вопросов педагога.

1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.

3.   НАЛИЧИЕ ЛЮБИМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт музыкальное произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся.

2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.

1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.

4.   ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и её содержания (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.

2 – не ярко проявляет свою эмоциональность.

1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении.

5.   ВЫСКАЗЫВАНИЯ О МУЗЫКЕ С КОНТРАСТНЫМИ ЧАСТЯМИ

3 - Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму.

2 - Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.

1 - Не различает форму музыкального произведения.

6.   УЗНАВАНИЕ ЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ ПО ФРАГМЕНТУ

3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.

2 - Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки.

1 - Затрудняется с выполнением задания.

7.   ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОКОНЧАНИЯ  МЕЛОДИИ

3 - Точно определяет окончание мелодии с первого раза.

2 - Определяет окончание мелодии с помощью педагога.

1 - Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога.

8.   ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОСТИ  ИНТОНАЦИИ В ПЕНИИ У СЕБЯ И У ДРУГИХ

3 – Очень чувствителен к точности интонации.

2 – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других.

1 – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛАДОВОГО ЧУВСТВА

№ п/п

ПАРАМЕТРЫ

Итог

Ф. И.

ребёнка

Внимание

Просьба повторить

Любимые произ ведения

Внешние проявления (эмоциональные)

Высказывания о характере музыки (двухчастная форма)

Узнавание знакомой мелодии по    фрагменту

Определение окончания мелодии

Определение правильности интонации в пении у себя и у других.

н.г.

К г

нг.

К н

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г

К г.

Н г

к.г.

н.г.

 К г

Н г.

к.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

 1.

Салчак Айыран 

2

 3

2

 3

 2

 3

 1

 2

 1

 2

 2

 3

 2

 3

 2

 3

14

 21

 

 

 

 

 

 2.

 Артына Саян

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

Высокий –на конец года 21 балл

Средний – на начало года 14 балл

Низкий - 0

Диагностика на второй год

 Музыкально – слуховые представления

1.   ПЕНИЕ ЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ С СОПРОВОЖДЕНИЕМ

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поёт, не всегда чисто интонируя.

1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога.

2.   ПЕНИЕ ЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.

3.   ПЕНИЕ МАЛОЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ С СОПРОВОЖДЕНИЕМ

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поёт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога.

1 – Поет, неточно интонируя, или вообще не поёт.

4.   ПЕНИЕ МАЛОЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.

5.   ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ХОРОШО ЗНАКОМОЙ ПОПЕВКИ ИЗ 3 – 4 ЗВУКОВ НА МЕТАЛЛОФОНЕ

3 - Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.

1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.

6.   ПОДБОР ПО СЛУХУ МАЛОЗНАКОМОЙ ПОПЕВКИ

3 - Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.

1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО – СЛУХОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

№ п/п

Ф.И.ребёнка

ПАРАМЕТРЫ

Итог

Пение знакомой мелодии  сопровождением

Пение малознакомой попевки (после

нескольких её прослушиваний)

Воспроизведение хорошо знакомой попевки извуков на металлофоне

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

к.г.

н.г.

н.г.

к.г.

 1.

 Салчак Айыран

 2

 3

 2

 3

 2

 3

 6

  9

 2

Артына Саян

  2

 3

 2

 3

 2

 3

 6

 9

Вывод:

Высокий – на конец года 9 балл

Средний –на начало года 6 балл

Низкий –0

Диагностика на третий год

 Чувство ритма

1.     Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);

2.     Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;

3.     Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма). ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА

№ п/п

Ф. И. ребёнка

ПАРАМЕТРЫ

Итог

Воспроизведение в хлопках простейшего ритм. рисунка

мелодии из 3-4 звуков

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки

Соответствие ритма движений ритму музыки

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

К.г.

н.г.

к.г.

 1.

Салчак

Айыран 

 2

 3

 2

 3

 2

 3

 6

 9

 2.

 Артына Саян

  2

  3

 2

 3

  2

 3

  6

 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

Высокий –на конец года 9 балл

Средний –на начало года 6 балл

Низкий -0

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО УРОВНЯМ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

№ п/п

Ф. И.

ребёнка

ПАРАМЕТРЫ

Итог

Ладовое чувство

2018-2019 гг

Музыкально – слуховые представления

2019-2020 гг

Чувство ритма

2020-2021 гг.

нг

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

 1.

 Салчак Айыран

 14

 21

 6

  9

   6

   9

  26

 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

Высокий – на конец года 39 балл

Средний –на начало года 26 балл

Низкий -0

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

занятие по обучению грамоте "Посылка от феи Грамоты"

Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...