Методическая разработка. Игровая ритмика - картотека.
методическая разработка по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Картотека
Игровая ритмика
Подготовила: музыкальный руководитель Мимаева А.Г.
Введение
Игра является ведущей в деятельности дошкольников, потому игровой метод особенно применим для дошкольников и младших школьников. А преподавание заключается в организации детей для занятий, в руководстве их вниманием, любознательностью, активностью во время учебного процесса, целенаправленной деятельностью.
Игроритмика включает в себя движения под стихи (сипелки), игры с ускорением, пальчиковые игры, которые развивают ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Я использую их как упражнения, дающие отдых после или во время игр и занятий, требующих физической нагрузки.
Цель использования игроритмики - это развитие музыкальности и чувства ритма, творческих способностей, координации, умения воплощать музыкально-двигательный образ.
Задачи:
- развивать коммуникативные умения, в условиях ситуации психологического комфорта,
-развивать пространственное мышление, умение ориентироваться в пространстве,
- развивать творческое воображение, внимание и способность к двигательной импровизации,
- формировать тактильные ощущения, самоощущения, развивать самосознание,
- воспитывать интерес к музыкальному движению, танцевальному творчеству.
В картотеку включила игротанцы, сипелки (сильно инсценированные песни), массовые и парные танцы-игры, музыкально-ритмические упражнения на ускорение, пантомимические движения.
Данная брошюра предназначена для музыкальных руководителей детского сада, и других педагогов работающих с детьми дошкольного возраста. Игры упражнения апробированы на практике в своих занятиях.
- ИГРА + ТАНЕЦ
Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. Игра на занятиях хореографией может быть использована для обучения детей. С ее помощью решаются различные психологические проблемы детского коллектива.
Игра – самая близкая форма деятельности детей, в ней ребенок черпает образы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Опора на игру - это важнейший путь включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Игра погружает ребенка в самоисследование, учит понимать себя и справляться с трудностями. Изучение развития детей показывают, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в советской психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей.
Трудно представить сегодня игровую программу для детей, а зачастую и взрослых без игротанца.
Игра и танец. Что главное в игре? Кто скажет, что получение наслаждения, кто-то вспомнит про радость и удовольствие.
Что главное в танце? Во-первых, движение, во-вторых, ритм, в-третьих, музыка. То есть танец — это ритмичные движения под музыку.
Игротанец включает в себя: танцевальные игровые песенки, массовые танцы, танцы по показу (зеркальный танец), ритмические игры, анимационные танцы, танец-игра и т.д. Каждый игротанец рассчитан на свою аудиторию, направлен на развитие то на чувства ритма, то на создание особой атмосферы, то на умение быстро менять роли, то на воспроизведение давно знакомого.
Введение игровых ситуаций создаёт на занятиях непринуждённую атмосферу; облегчает процесс запоминания, освоения и выполнения упражнений; повышает эмоциональный настрой, а также способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей детей. Такие упражнения оказывают положительное влияние на организм детей: осуществляется профилактика заболеваний сердечнососудистой системы; улучшается осанка; повышается выносливость и сила; развивается гибкость; приобретаются жизненно-необходимые двигательные умения и навыки. Такие занятия доставляют детям радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус.
- Сипелка (новое звучание)
Классификации танцев – игр не существует, но давайте попробуем разделить их на несколько видов для того, чтобы понять, где можно их применять и с какой целью.
Сипелка — это сильно инсценированная песня. В чем же здесь сила? Просто изменился подход к демонстрации песни. Массовым это действие быть не перестало, но совсем не обязательны стали слаженность, использование костюмов и т. д. Прием в новой интерпретации предполагал, что любое возможное слово или действие по тексту музыкального произведения можно было показать только с помощью тела и движений рук, ног, головы.
- ТАНЦУЮТ ВСЕ!
Что такое массовый танец? Заглянув в словарь, понимаем, что это популярный танец, предназначенный для широких слоев населения. Популярными, т. е. массовыми танцами в разные времена были кадриль, вальс, рок-н-ролл и т. д. А то, что предполагается для массового исполнения, обязательно должно быть простым и понятным. Перечисленные выше танцы были легки в исполнении теми, кто жил во времена их славы и расцвета.
Но шли годы, и ритмы становились быстрее. Очень трудно в суматохе будней прочувствовать красоту и плавность вальса, величественность и грациозность менуэта. А где найти партнера для таких танцев? Но желание танцевать оказалось сильнее. И тогда стали появляться танцы, популярные уже много лет: «Летка-Енька» (Финляндия), «Макарена» (Испания), «Танец маленьких утят» (Швейцария), «Сиртаки» (Греция), «Ламбада» (Бразилия), «Арам-зам-зам» (Марокко). Задумаемся, а что же их объединяет? Во-первых, отсутствие постоянного партнера, с которым необходимо взаимодействовать в танце. Каждый может ошибиться, т. е. перепутать движения, сбить ритм и т. д., но танец при этом существенно не изменится. Во-вторых, эти танцы небогаты на рисунки: круг, линия — вот, пожалуй, и все. И даже если хочется пойти вприсядку, то придется подождать подходящего момента. И в третьих, самое главное - в этих танцах нет импровизации.
Но какой бы массовый танец ни оказался в центре нашего внимания: хоровод или ламбада, — цели их схожи и очень важны. Эти танцы объединяют людей!
На музыкальных занятиях данные игротанцы используются для сплочения детей, в конце занятия для снятия усталости, зажатости, а так же для развития чувства ритма и координации.
Далее представлен практический материал.
«Часики идут»
Атрибуты: обручи по количеству детей, палки деревянные в две руки по количеству детей.
Цель: Развивать умение воспроизводить ритмические рисунки, внимание, ловкость.
Музыкальное сопровождение из мультфильма Фиксики «Часики идут»
Музыкальный размер 2/4
Ход игры:
Разложить обручи по количеству детей образовав большой круг. Каждый ребенок встает к своему обручу. Музыкальный руководитель раздает палки в обе руки.
1 куплет:
- Проигрыш: делают пружинку
- Заходят в обруч (на слова тики-тики-тики-тики)
- Стучат палочками ( на слова так –так-так 3 раза) - повтор 2 раза
- Выходят из обруча (на слова тики-тики-тики-тики-)
- Стучат палочками (на слова так-так-так 3 раза)
- Стучат палочками (после слов часики минуты берегут 1 раз)
Припев:
- Стучат 2 раза ( после слов тики –так, тики-так)
- Переходят на соседний обруч (на слова нам без часиков ни как)
2 куплет повтор 1 куплета
«Карусель»
Музыкальный размер 4/4
Один круг обвязанный шнурами в виде солнца.
Цель: Научить детей реагировать на смену мелодии и уметь менять движения.
Ход игры:
Дети стоят по кругу с веревками в руках.
Такт-1-2-ходят по кругу
Такт -3- приседают
Такт -4- поднимаются, держа веревку
Такт-5- заворачиваются веревкой в круг
Такт-6- разворачиваются с круга
Остальные такты точно так же повторяются.
«Хор рук»
(игра с пластиковыми тарелками)
Музыка My Dog Is Happy (Some Baby Music)
Музыкальный размер 4/4
Цель: развивать уметь различать ритмические рисунки, внимание ловкость.
Ход игры:
1 куплет
Дети стоят в ряд, в руках по две пластиковой тарелки.
Такт -1-4- вступление дети стоят
Такт -5- правая рука под музыку поднимается вверх
Такт-6- правая рука отводится назад, ребенок кладет руку на спину соседа, стоящего рядом
Такт-7- левая рука под музыку поднимается вверх
Такт-8- левая рука отводится назад, ребенок кладет руку на спину соседа, стоящего рядом
Такт-9- левая рука поднимается со спины соседа вверх
Такт-10- левая рука опускается до уровня груди
Такт-11- правая рука поднимается со спины соседа вверх
Такт-12- правая рука опускается до уровня груди
Припев:
Такт-1-на счет 1и 2и – 3 удара, 3и 4и – 3 удара тарелками друг о друга
Такт-2- на счет 1и 2и - 3удара, 3и 4и – 3 удара тарелками об колено
Такт-3- счет 1и 2и – 3 удара, 3и 4и – 3 удара тарелками друг о друга
Такт-4- на счет 1и 2и - 3 удара об колено, 3и 4и на первую долю 1 удар тарелками об колено
2 куплет
Такт-1-2 поднимается правая рука вверх
Такт-3-4 поднимается левая рука вверх
Такт-5- 6 правая рука опускается вниз соседу спереди
Такт-7-8- левая рука опускается вниз соседу спереди
Припев повтор
3 куплет
Такт-1-2- правая рука поднимается вверх
Такт-3-4- правая рука опускается вниз
Такт-5-6-левая рука поднимается вверх
Такт-7-8- левая рука опускается вниз
Припев повтор
«Виртуозные тарелки»
Музыка П.И.Чайковского, «Трепак» отрывок из балета «Щелкунчик»
Музыкальный размер 4/4
Цель: развивать уметь различать ритмические рисунки, внимание ловкость.
Ход игры:
Дети стоят в шахматном порядке, в руках у каждого по две пластиковой тарелки
Такт-1-на 1 долю 1 удар снизу вверх тарелками друг о друга
Такт-2- на 1 долю 1 удар снизу вверх тарелками друг о друга
Такт-3- 4 удара тарелками друг о друга с правой стороны - 2 раза повтор
Такт-4- 4 удара тарелками друг о друга с левой стороны
Такт-5- на 1 долю 1 удар снизу вверх тарелками друг о друга
Такт-6- на 1 долю 1 удар снизу вверх тарелками друг о друга
Такт-7- 4 удара об колено
Такт-8-4 удара об колено
Такт-9-12- по 2 удара (16 раз) с правой стороны рисуем радугу
Такт-13-16-по 2 удара (16 раз) с левой стороны рисуем радугу
Такт-17-2 удара на первую долю
Такт-18-2 удара на первую долю
Такт-19- 2 удара на первую долю, 2 удара на вторую долю
Такт-20- по 2 удара на каждую долю
Такт-21- снизу вверх на 1 долю 1 удар
Такт-22- снизу вверх на 1 долю 1 удар
Такт-23- 4 удара с правой стороны
Такт-24- 4 удара с левой стороны
Такт-25-снизу вверх на 1 долю 1 удар
Такт-26- снизу вверх на 1 долю 1 удар
Такт-27-4 удара по колено поочередно
Такт-28-4 удара по колено поочередно
Такт-29-4 удара тарелками
Такт-30-4 удара тарелками
Такт-31-4 удара тарелками с правой стороны
Такт-32-4 удара тарелками с левой стороны
Такт-33- 7 ударов друг о друга на последнюю долю 1 удар
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безусловно, танцевальное искусство очень многогранно в плане воспитания личности, и не только. Использование на музыкальных занятиях танцев-игр развивает умение понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивая мышечную силу организма, пластику, грацию и выразительность. А еще дает представление об актерском мастерстве.
Для обучения танцам детей дошкольного возраста игровой метод просто необходим. Игра - средство достижения цели, которую поставил педагог, способ обучения детей умению трудиться. И тогда нудная рутинная работа для дошкольников будет интересной. Сюжетный танец помогает развить выразительность и эмоциональность.
Данные танцы-игры нравятся детям и становятся основой творческой работы музыкального руководителя. Можно адаптировать игротанцы под свою аудиторию и экспериментировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по ритмике для подготовительного класса ДМШ и ДШИ.
Методическая разработка по ритмике для подготовительного класса ДМШ и ДШИ. Тема: "Упражнения с предметами". Э. Григ «Колыбельная»....
Методическая разработка игрового занятия "Мышка в норке" (конспект занятия)
Методическая разработка. Конспект игры-занятия "Мышка в норке" с детьми старшего возраста (оригами + грамота)...
Методическая разработка игрового досуга по ПДД для детей старшей группы «Спасатели в Цветочном городе»
Современный технократический мир предъявляет ребёнку высокие требования. И одно из них – разумное поведение на улице, в различных ситуациях дорожного движения. Зачастую виновниками ДТП являются ...
Методическая разработка "Игровые упражнения для коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия детей дошкольного возраста "
Эту подборку игровых упражнений можно использовать в качестве средства коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями реч...
Методическая разработка "Игровая деятельность как средство развития культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста"
в данном учебно-методическом комплексе Вы сможете ознакомиться с теоретическими основами развития КГН у детей раннего возраста и с проектом по развитию данных навыков у дошкольников...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Игровые методы и приемы пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование речи детей младшего дошкольного возраста в ГКП.
Для чего необходимо развивать мелкую моторику?Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частичноформируются под влия...
Методические разработки. Игровые технологии участия куклы в формировании первых игровых действий у детей раннего возраста.
Здесь представлены подробные примеры занятий различной направленности - конструирование, развитие речи и т.п. Все эти занятия объединяет то, что во всех них используется кукла в качестве основного пре...