Методическая разработка "Игровые упражнения для коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия детей дошкольного возраста "
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Эту подборку игровых упражнений можно использовать в качестве средства коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Их можно использовать как в процессе занятий с детьми, так и при организации детской деятельности во второй половине дня (самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа).
В целях постепенного овладения детьми техникой зрительного восприятия на первых порах в играх следует использовать реальные предметы, и лишь убедившись в том, что детям доступны их легкое узнавание, запоминание и правильный анализ, можно использовать реалистические изображения предметов, цветные и черно-белые предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, схематические изображения, чертежи и прочее. Связано это с тем, что восприятие изображения представляет собой психологически более сложный процесс, поскольку не просто повторяет собой реальный предмет, а передает его на плоскости с помощью особых приемов и средств.
В подборку включены упражнения, направленные на :
- совершенствование зрительного анализа,
- развитие целостности зрительного восприятия,
- развитие зрительно-пространственного восприятия.
Упражнения на совершенствование зрительного анализа
« Волшебные картинки »
Оборудование: предметные и сюжетные картинки , цветные карандаши.
Проведение: ребёнку по очереди предъявляют картинки и педагог просит раскрасить их, ориентируясь на условные обозначения, которые написаны в нижней части листа.
« Сложи пуговицы в коробки »
Оборудование: картинка, на которой изображены пуговицы разной формы , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит раскрасить пуговицы разными цветами в соответствии с их формой. Затем разложить пуговицы в коробки нужной формы, соединяя пуговицу с коробкой волшебной ниточкой.
«Из каких фигур предметы?»
Оборудование: карточка с изображением предметов, составленных из геометрических фигур различной формы , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит рассмотреть нарисованные на ней предметы: « Из каких геометрических фигур состоят эти рисунки? » После рассматривания педагог предлагает раскрасить их в соответствии с заданием на карточке.
« Составь фигуры»
Оборудование: карточки с заданием , цветные карандаши.
Проведение: ребёнку предлагается карточка и педагог просит раскрасить только те детали, из которых можно составить геометрическую форму (круг, прямоугольник).
« Составь кубик »
Оборудование: карточка с заданием , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит найти на карточке к каждому кубику недостающий кусочек. Затем взять цветные карандаши и раскрасить кубики и соответствующие им кусочки в один цвет.
« Какой формы предметы? »
Оборудование: картинка, на левой стороне которой нарисованы геометрически фигуры, на правой - различные изображения предметов , простой карандаш.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит рассмотреть изображённые на ней предметы и ответить на вопрос: «Какой формы эти предметы? » Затем предлагает взять карандаш и соединить линией предмет и ту форму, на которую он похож.
« Прятки »
Оборудование: карточка с заданием , цветные карандаши.
Проведение: ребёнку предъявляют карточку и педагог просит рассмотреть фигурки изображённые в верхней части карточки, затем даёт инструкцию: « Эти фигурки спрятались среди других фигурок, они надели на себя разные украшения. Найди их на нижней части картинки и соедини их линиями».
« Исправь ошибки »
Оборудование: карточка, на которой правильно и зеркально изображены буквенные и цифровые знаки , простой карандаш.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и задаёт вопрос: «Какие буквы и цифры написаны неправильно? Найди и зачеркни их ».
« Нарисуй такую же картинку »
Оборудование: карточка, на левой стороне которой изображён предмет, а на правой – оставлено свободное пространство , простой карандаш.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит нарисовать рядом с изображённым предметом точно такую же картинку.
«Найди такую же картинку »
Оборудование: карточки с нарисованными в ряд предметами и фигурами, на которых изображены парные и лишние изображения, простой карандаш .
Проведение: ребёнку по очереди предъявляют карточки и педагог просит рассмотреть картинку и найти такую же как на образце.
Усложнение: сначала показывают цветные изображения, затем контурные и теневые.
« Найди пару»
Оборудование: карточки с нарисованными в ряд предметами, на которых изображены парные и лишние изображения, простой карандаш .
Проведение: ребёнку по очереди предъявляют карточки и педагог просит рассмотреть картинку и найти 2 одинаковых рисунка в каждом ряду. Усложнение: сначала показывают цветные изображения, затем контурные и теневые.
«Найди отличия»
Оборудование: парные картинки с изображением похожих, но не одинаковых предметов, например, чашки, одинаковые по форме, но разные по цвету, карточки с различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д. .
Проведение: педагог предъявляет два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие отличия, затем предлагает найти эти отличия и раскрасить картинки.
Варианты:
- нахождение различий у нескольких предметных изображений (до 6);
- нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок;
- используются парные игрушки;
-предъявляют предмет и его изображение.
« Найди такой же »
Оборудование: карточки с нарисованными по кругу силуэтами предметов (фигур), на которых изображены парные и лишние изображения, цветные карандаши.
Проведение: ребёнку по очереди предъявляют карточки и педагог просит рассмотреть и найти 2 одинаковых изображённых предмета
( фигуры), соединить их линиями и одинаково раскрасить.
« Почини коврик »
Оборудование: 2 варианта картинок, на которых изображён коврик, с «вырезанными» в нём отверстиями (1, 2 отверстия) и нарисованными к нему «заплатками» , простой и цветные карандаши.
Проведение: 1 вариант - педагог предъявляет ребёнку картинку и просит подобрать из нескольких кусочков материала, такой который бы подошёл к рисунку коврика, затем взять карандаш и показать его стрелочкой.
2 вариант - педагог предъявляет ребёнку картинку и задаёт вопрос: «Какая заплатка подходит к этому коврику?» Затем просит раскрасить коврик и подходящие к нему заплатки.
« Что здесь спряталось? »
( « зашумлённые» изображения»)
Оборудование: карточки с контурными изображениями предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации, цветные карандаши .
Проведение: педагог предъявляет по очереди карточки и просит найти
спрятанные в них фигурки, назвать их и обвести цветными карандашами.
« Что здесь спряталось?»
( «наложенные изображения»)
Оборудование: карточки с контурными изображениями предметов, наложенных друг на друга, простой карандаш .
Проведение: ребенку предъявляют по очереди карточки и предлагают найти и назвать все изображённые предметы, обвести их карандашом. Затем педагог спрашивает: «Как можно назвать одним словом каждую группу предметов?»
«Что забыл дорисовать художник?»
Оборудование: карточки с изображениями предметов с недорисованными элементами, цветные карандаши .
Проведение: ребёнку предъявляют по очереди карточки, на которых знакомые изображения даны не полностью, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т.д.
Ему предлагается подумать и сказать, узнал ли он, кому принадлежат те или иные элементы изображения. Затем нужно назвать недостающие детали (или дорисовать их).
Варианты:
— предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить всё изображение.
«Послушный карандаш »
Оборудование: карточка с заданием, простой карандаш .
Проведение: предложить ребёнку карточку и попросить заштриховать предмет, в том направлении как показывает стрелочка.
« Домино»
Оборудование: карточка», на которой нарисованы геометрические фигуры по типу « Домино » , простой и цветные карандаши.
Проведение: предложить ребёнку карточку и попросить дорисовать фигуры в домино. Затем раскрасить их в соответствии с условием, написанным на карточке.
« Узнай картинку »
Оборудование: карточки с изображёнными на них предметами, геометрическими фигурами буквами, цифрами, выполненные в виде точек или пунктиров , простой карандаш .
Проведение: педагог предъявляет ребёнку по очереди карточки и предлагает прослушать инструкцию: «Посмотри, пожалуйста, на картинку. Попробуй соединить точки линиями и тогда узнаешь что на ней изображено. Назови, что получилось». Усложнение: - начинать от крупных изображений к более мелким изображениям;
-от предметных изображений к сюжетным картинкам;
- изображения выполнены сначала пунктирной (точечной) линиями, затем в виде последовательного ряда цифр.
« Крутые виражи»
Оборудование: карточки с заданиями , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку по очереди карточки и предлагает выполнить написанные на них задания.
« Картинка – невидимка»
Оборудование: картинка с изображёнными предметами в виде переплетённых нитей , цветные карандаши.
Проведение: ребёнку предъявляют картинку, и педагог даёт инструкцию: «Всмотрись в причудливые линии и постарайся увидеть очертания какого-то предмета». Затем возьми карандаши и раскрась его как мозаику.
“Путаница”
Оборудование: сюжетные картинки с изображением по типу «Путаница» , простой и цветные карандаши.
Проведение: ребёнку по очереди предлагаются карточки, и одновременно взрослым даётся инструкция: « Я предлагаю тебе распутать узелок из ниток, изображённый на картинке. Для этого нужно зрительно проследить, где начинается нить, куда ведёт и где заканчивается её путь. А затем взять карандаш и нарисовать этот путь».
« Найди дорогу из лабиринта»
Оборудование: сюжетные картинки с изображением по типу «Лабиринт » , простой и цветные карандаши.
Проведение: ребёнку предъявляют по очереди карточки и предлагают помочь героям пройти по лабиринту. Педагогом даётся инструкция:
« Зрительно проследи, где начинается нить, куда ведёт и где заканчивается её путь. Затем возьми карандаш и нарисуй этот путь».
« Найди такую же фигуру»
Оборудование: карточка, на левой стороне которой изображён предмет, а на правой – свободное пространство , простой карандаш.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и даёт инструкцию: «Посмотри, слева нарисована фигура, возьми карандаш и постарайся справа нарисовать точно такую же фигуру ».
\
« Большой – маленький »
Оборудование: карточка с нарисованными в разнобой различными по форме и по размеру геометрическими фигурами , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и даёт инструкцию: «Раскрась большие фигуры – красным цветом, маленькие – синим». Затем просит сосчитать их и записать их количество на карточке.
« Что изменилось?»
Оборудование: картинка, на которой изображены нарисованные 2 -е половинки рисунков .
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и даёт инструкцию: «Рассмотри внимательно 2-е половинки рисунков справа и слева. Сравни их и скажи, что изменилось на правом рисунке? »
« Найди такие же»
Оборудование: карточка с буквами (цифрами), выполненными разными видами печатного и рукописного шрифта , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и предлагает её рассмотреть, спрашивает: « Какие буквы написаны? Сколько их? » После просит взять цветные карандаши и все буквы « А »- обвести синим карандашом, буквы « Б »– зелёным, а буквы « Е» - красным.
«Найди похожие»
Оборудование: карточка, разделённая на 2 части: в верхней части - изображены буквы, в нижней - оставлено пустое пространство , простой карандаш.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит разделить все написанные на ней буквы на 3 группы и написать эти группы в нижней части карточки. После выполнения задания спрашивает: «Чем похожи эти буквы?».
Игры на развитие целостности зрительного восприятия
«Сложи картинку»
Оборудование: 2-3 изображения предметов, разрезанные на части (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.) .
Проведение: 1 вариант - ребёнку предъявляют картинки, на которых изображены части 2—3 изображений и просят собрать из этих частей целые изображения.
2 вариант - ребёнку предъявляют картинки, и педагог просит найти выделенные фрагменты на целой картинке и раскрасить их.
Усложнения: начинать нужно с предметных картинок, затем усложнять сюжетными картинками.
Варианты:
— предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).
« Половинки »
Оборудование: карточка с нарисованными по разные стороны половинками фигур , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит найти и соединить две половинки так, чтобы получилась фигура и их раскрасить.
“ Сложи фигуру ”
Оборудование: карточка, на которой изображены в верхней части листа геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.), в нижней – части этих фигур .
Проведение: ребёнку по очереди предлагаются карточки, и одновременно взрослым даётся инструкция: « На карточке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.), за чертой изображены их части, но не все они составляют целое. Необходимо найти только те, которые при зрительном их соединении дадут целую фигуру, и соединить их линией (верёвочкой) ».
“Дорисуй картинку и раскрась”
Оборудование: набор картинок, на которых изображена только левая сторона предмета, простой и цветные карандаши .
Проведение: педагог даёт ребёнку инструкцию: «Посмотри на левую половину картинки, а теперь правую. Нарисуй простым карандашом такую же половинку, чтобы вместе они представляли собой одно целое изображение. Раскрась его».
Упражнения на развитие зрительно-пространственного
восприятия
« Кто есть кто?»
Оборудование: карточка с нарисованными на ней в 2-а ряда группами предметов , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить её героев в соответствии с заданием, написанным карточке.
« Куда ползут улитки?»
Оборудование: карточка с нарисованными улитками, ползущими в разные стороны , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить улиток разноцветными карандашами, в соответствии с условиями, написанными на карточке.
«Куда летят самолёты?»
Оборудование: карточка с нарисованными самолётами, летящими в разные стороны , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить самолёты разноцветными карандашами, в соответствии с условиями, написанными на карточке. После выполнения этого задания предлагает посчитать и написать по сколько нарисовано самолётов, летящих в одну и ту же сторону .
« Помоги Красной Шапочке »
Оборудование: картинка, на которой нарисован путь Красной Шапочки ,простой карандаш.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит нарисовать её путь до домика бабушки, начиная от нарисованной на ней стрелки.
« Помоги Саше и Маше »
Оборудование: карточка с заданием , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит помочь Саше и Маше нарисовать предметы. Затем читает условия, написанные на карточке, а ребёнок слушает и выполняет их.
« Раскрась рисунок »
Оборудование: карточка, на которой изображены в разных пространственных положениях геометрические формы , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить рисунок цветными карандашами по условию, написанному на карточке.
« Стрелочки »
Оборудование: карточка, на которой изображены стрелки, указывающие в разные стороны , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить стрелочки цветными карандашами, по условию, написанному на карточке.
«Кто где спрятался?»
Оборудование: карточка с заданием , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить, по условию, написанному на ней, картинки.
«Игра-путешествие»
Оборудование: сюжетные картинки .
Проведение: ребёнку предъявляются картинки и на их основе педагогом задаются вопросы по формированию представлений о системе координат.
Список литературы
1. Моргачёва И.И. Ребёнок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений . Методическое пособие .-СПб., изд-во Детство – пресс, 2009.- с.212 .
2.интернет- ресурсы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
"Игровые упражнения для коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия детей дошкольного возраста "
Составила :
Гужова Наталья Геннадьевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Эту подборку игровых упражнений можно использовать в качестве средства коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Их можно использовать как в процессе занятий с детьми, так и при организации детской деятельности во второй половине дня (самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа).
В целях постепенного овладения детьми техникой зрительного восприятия на первых порах в играх следует использовать реальные предметы, и лишь убедившись в том, что детям доступны их легкое узнавание, запоминание и правильный анализ, можно использовать реалистические изображения предметов, цветные и черно-белые предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, схематические изображения, чертежи и прочее. Связано это с тем, что восприятие изображения представляет собой психологически более сложный процесс, поскольку не просто повторяет собой реальный предмет, а передает его на плоскости с помощью особых приемов и средств.
В подборку включены упражнения, направленные на :
- совершенствование зрительного анализа,
- развитие целостности зрительного восприятия,
- развитие зрительно-пространственного восприятия.
Упражнения на совершенствование зрительного анализа
« Волшебные картинки »
Оборудование: предметные и сюжетные картинки , цветные карандаши.
Проведение: ребёнку по очереди предъявляют картинки и педагог просит раскрасить их, ориентируясь на условные обозначения, которые написаны в нижней части листа.
« Сложи пуговицы в коробки »
Оборудование: картинка, на которой изображены пуговицы разной формы , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит раскрасить пуговицы разными цветами в соответствии с их формой. Затем разложить пуговицы в коробки нужной формы, соединяя пуговицу с коробкой волшебной ниточкой.
«Из каких фигур предметы?»
Оборудование: карточка с изображением предметов, составленных из геометрических фигур различной формы , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит рассмотреть нарисованные на ней предметы: « Из каких геометрических фигур состоят эти рисунки? » После рассматривания педагог предлагает раскрасить их в соответствии с заданием на карточке.
« Составь фигуры»
Оборудование: карточки с заданием , цветные карандаши.
Проведение: ребёнку предлагается карточка и педагог просит раскрасить только те детали, из которых можно составить геометрическую форму (круг, прямоугольник).
« Составь кубик »
Оборудование: карточка с заданием , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит найти на карточке к каждому кубику недостающий кусочек. Затем взять цветные карандаши и раскрасить кубики и соответствующие им кусочки в один цвет.
« Какой формы предметы? »
Оборудование: картинка, на левой стороне которой нарисованы геометрически фигуры, на правой - различные изображения предметов , простой карандаш.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит рассмотреть изображённые на ней предметы и ответить на вопрос: «Какой формы эти предметы? » Затем предлагает взять карандаш и соединить линией предмет и ту форму, на которую он похож.
« Прятки »
Оборудование: карточка с заданием , цветные карандаши.
Проведение: ребёнку предъявляют карточку и педагог просит рассмотреть фигурки изображённые в верхней части карточки, затем даёт инструкцию: « Эти фигурки спрятались среди других фигурок, они надели на себя разные украшения. Найди их на нижней части картинки и соедини их линиями».
« Исправь ошибки »
Оборудование: карточка, на которой правильно и зеркально изображены буквенные и цифровые знаки , простой карандаш.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и задаёт вопрос: «Какие буквы и цифры написаны неправильно? Найди и зачеркни их ».
« Нарисуй такую же картинку »
Оборудование: карточка, на левой стороне которой изображён предмет, а на правой – оставлено свободное пространство , простой карандаш.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит нарисовать рядом с изображённым предметом точно такую же картинку.
«Найди такую же картинку »
Оборудование: карточки с нарисованными в ряд предметами и фигурами, на которых изображены парные и лишние изображения, простой карандаш .
Проведение: ребёнку по очереди предъявляют карточки и педагог просит рассмотреть картинку и найти такую же как на образце.
Усложнение: сначала показывают цветные изображения, затем контурные и теневые.
« Найди пару»
Оборудование: карточки с нарисованными в ряд предметами, на которых изображены парные и лишние изображения, простой карандаш .
Проведение: ребёнку по очереди предъявляют карточки и педагог просит рассмотреть картинку и найти 2 одинаковых рисунка в каждом ряду. Усложнение: сначала показывают цветные изображения, затем контурные и теневые.
«Найди отличия»
Оборудование: парные картинки с изображением похожих, но не одинаковых предметов, например, чашки, одинаковые по форме, но разные по цвету, карточки с различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д. .
Проведение: педагог предъявляет два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие отличия, затем предлагает найти эти отличия и раскрасить картинки.
Варианты:
- нахождение различий у нескольких предметных изображений (до 6);
- нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок;
- используются парные игрушки;
-предъявляют предмет и его изображение.
« Найди такой же »
Оборудование: карточки с нарисованными по кругу силуэтами предметов (фигур), на которых изображены парные и лишние изображения, цветные карандаши.
Проведение: ребёнку по очереди предъявляют карточки и педагог просит рассмотреть и найти 2 одинаковых изображённых предмета
( фигуры), соединить их линиями и одинаково раскрасить.
« Почини коврик »
Оборудование: 2 варианта картинок, на которых изображён коврик, с «вырезанными» в нём отверстиями (1, 2 отверстия) и нарисованными к нему «заплатками» , простой и цветные карандаши.
Проведение: 1 вариант - педагог предъявляет ребёнку картинку и просит подобрать из нескольких кусочков материала, такой который бы подошёл к рисунку коврика, затем взять карандаш и показать его стрелочкой.
2 вариант - педагог предъявляет ребёнку картинку и задаёт вопрос: «Какая заплатка подходит к этому коврику?» Затем просит раскрасить коврик и подходящие к нему заплатки.
« Что здесь спряталось? »
( « зашумлённые» изображения»)
Оборудование: карточки с контурными изображениями предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации, цветные карандаши .
Проведение: педагог предъявляет по очереди карточки и просит найти
спрятанные в них фигурки, назвать их и обвести цветными карандашами.
« Что здесь спряталось?»
( «наложенные изображения»)
Оборудование: карточки с контурными изображениями предметов, наложенных друг на друга, простой карандаш .
Проведение: ребенку предъявляют по очереди карточки и предлагают найти и назвать все изображённые предметы, обвести их карандашом. Затем педагог спрашивает: «Как можно назвать одним словом каждую группу предметов?»
«Что забыл дорисовать художник?»
Оборудование: карточки с изображениями предметов с недорисованными элементами, цветные карандаши .
Проведение: ребёнку предъявляют по очереди карточки, на которых знакомые изображения даны не полностью, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т.д.
Ему предлагается подумать и сказать, узнал ли он, кому принадлежат те или иные элементы изображения. Затем нужно назвать недостающие детали (или дорисовать их).
Варианты:
— предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить всё изображение.
«Послушный карандаш »
Оборудование: карточка с заданием, простой карандаш .
Проведение: предложить ребёнку карточку и попросить заштриховать предмет, в том направлении как показывает стрелочка.
« Домино»
Оборудование: карточка», на которой нарисованы геометрические фигуры по типу « Домино » , простой и цветные карандаши.
Проведение: предложить ребёнку карточку и попросить дорисовать фигуры в домино. Затем раскрасить их в соответствии с условием, написанным на карточке.
« Узнай картинку »
Оборудование: карточки с изображёнными на них предметами, геометрическими фигурами буквами, цифрами, выполненные в виде точек или пунктиров , простой карандаш .
Проведение: педагог предъявляет ребёнку по очереди карточки и предлагает прослушать инструкцию: «Посмотри, пожалуйста, на картинку. Попробуй соединить точки линиями и тогда узнаешь что на ней изображено. Назови, что получилось». Усложнение: - начинать от крупных изображений к более мелким изображениям;
-от предметных изображений к сюжетным картинкам;
- изображения выполнены сначала пунктирной (точечной) линиями, затем в виде последовательного ряда цифр.
« Крутые виражи»
Оборудование: карточки с заданиями , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку по очереди карточки и предлагает выполнить написанные на них задания.
« Картинка – невидимка»
Оборудование: картинка с изображёнными предметами в виде переплетённых нитей , цветные карандаши.
Проведение: ребёнку предъявляют картинку, и педагог даёт инструкцию: «Всмотрись в причудливые линии и постарайся увидеть очертания какого-то предмета». Затем возьми карандаши и раскрась его как мозаику.
“Путаница”
Оборудование: сюжетные картинки с изображением по типу «Путаница» , простой и цветные карандаши.
Проведение: ребёнку по очереди предлагаются карточки, и одновременно взрослым даётся инструкция: « Я предлагаю тебе распутать узелок из ниток, изображённый на картинке. Для этого нужно зрительно проследить, где начинается нить, куда ведёт и где заканчивается её путь. А затем взять карандаш и нарисовать этот путь».
« Найди дорогу из лабиринта»
Оборудование: сюжетные картинки с изображением по типу «Лабиринт » , простой и цветные карандаши.
Проведение: ребёнку предъявляют по очереди карточки и предлагают помочь героям пройти по лабиринту. Педагогом даётся инструкция:
« Зрительно проследи, где начинается нить, куда ведёт и где заканчивается её путь. Затем возьми карандаш и нарисуй этот путь».
« Найди такую же фигуру»
Оборудование: карточка, на левой стороне которой изображён предмет, а на правой – свободное пространство , простой карандаш.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и даёт инструкцию: «Посмотри, слева нарисована фигура, возьми карандаш и постарайся справа нарисовать точно такую же фигуру ».
\
« Большой – маленький »
Оборудование: карточка с нарисованными в разнобой различными по форме и по размеру геометрическими фигурами , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и даёт инструкцию: «Раскрась большие фигуры – красным цветом, маленькие – синим». Затем просит сосчитать их и записать их количество на карточке.
« Что изменилось?»
Оборудование: картинка, на которой изображены нарисованные 2 -е половинки рисунков .
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и даёт инструкцию: «Рассмотри внимательно 2-е половинки рисунков справа и слева. Сравни их и скажи, что изменилось на правом рисунке? »
« Найди такие же»
Оборудование: карточка с буквами (цифрами), выполненными разными видами печатного и рукописного шрифта , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и предлагает её рассмотреть, спрашивает: « Какие буквы написаны? Сколько их? » После просит взять цветные карандаши и все буквы « А »- обвести синим карандашом, буквы « Б »– зелёным, а буквы « Е» - красным.
«Найди похожие»
Оборудование: карточка, разделённая на 2 части: в верхней части - изображены буквы, в нижней - оставлено пустое пространство , простой карандаш.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит разделить все написанные на ней буквы на 3 группы и написать эти группы в нижней части карточки. После выполнения задания спрашивает: «Чем похожи эти буквы?».
Игры на развитие целостности зрительного восприятия
«Сложи картинку»
Оборудование: 2-3 изображения предметов, разрезанные на части (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.) .
Проведение: 1 вариант - ребёнку предъявляют картинки, на которых изображены части 2—3 изображений и просят собрать из этих частей целые изображения.
2 вариант - ребёнку предъявляют картинки, и педагог просит найти выделенные фрагменты на целой картинке и раскрасить их.
Усложнения: начинать нужно с предметных картинок, затем усложнять сюжетными картинками.
Варианты:
— предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).
« Половинки »
Оборудование: карточка с нарисованными по разные стороны половинками фигур , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит найти и соединить две половинки так, чтобы получилась фигура и их раскрасить.
“ Сложи фигуру ”
Оборудование: карточка, на которой изображены в верхней части листа геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.), в нижней – части этих фигур .
Проведение: ребёнку по очереди предлагаются карточки, и одновременно взрослым даётся инструкция: « На карточке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.), за чертой изображены их части, но не все они составляют целое. Необходимо найти только те, которые при зрительном их соединении дадут целую фигуру, и соединить их линией (верёвочкой) ».
“Дорисуй картинку и раскрась”
Оборудование: набор картинок, на которых изображена только левая сторона предмета, простой и цветные карандаши .
Проведение: педагог даёт ребёнку инструкцию: «Посмотри на левую половину картинки, а теперь правую. Нарисуй простым карандашом такую же половинку, чтобы вместе они представляли собой одно целое изображение. Раскрась его».
Упражнения на развитие зрительно-пространственного
восприятия
« Кто есть кто?»
Оборудование: карточка с нарисованными на ней в 2-а ряда группами предметов , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить её героев в соответствии с заданием, написанным карточке.
« Куда ползут улитки?»
Оборудование: карточка с нарисованными улитками, ползущими в разные стороны , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить улиток разноцветными карандашами, в соответствии с условиями, написанными на карточке.
«Куда летят самолёты?»
Оборудование: карточка с нарисованными самолётами, летящими в разные стороны , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить самолёты разноцветными карандашами, в соответствии с условиями, написанными на карточке. После выполнения этого задания предлагает посчитать и написать по сколько нарисовано самолётов, летящих в одну и ту же сторону .
« Помоги Красной Шапочке »
Оборудование: картинка, на которой нарисован путь Красной Шапочки ,простой карандаш.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит нарисовать её путь до домика бабушки, начиная от нарисованной на ней стрелки.
« Помоги Саше и Маше »
Оборудование: карточка с заданием , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит помочь Саше и Маше нарисовать предметы. Затем читает условия, написанные на карточке, а ребёнок слушает и выполняет их.
« Раскрась рисунок »
Оборудование: карточка, на которой изображены в разных пространственных положениях геометрические формы , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить рисунок цветными карандашами по условию, написанному на карточке.
« Стрелочки »
Оборудование: карточка, на которой изображены стрелки, указывающие в разные стороны , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить стрелочки цветными карандашами, по условию, написанному на карточке.
«Кто где спрятался?»
Оборудование: карточка с заданием , цветные карандаши.
Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить, по условию, написанному на ней, картинки.
«Игра-путешествие»
Оборудование: сюжетные картинки .
Проведение: ребёнку предъявляются картинки и на их основе педагогом задаются вопросы по формированию представлений о системе координат.
Список литературы
1. Моргачёва И.И. Ребёнок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений . Методическое пособие .-СПб., изд-во Детство – пресс, 2009.- с.212 .
2.интернет- ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые упражнения с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.
Материал содержит игры с мячом для развития речи детей раннего, младшего и старшего возраста. Может быть использован педагогами детского сада и родителями воспитанников....
Инновационные технологии коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста.
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду....
Методическая разработка на тему:- «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мы с вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста, в которой развиваются все психические процессы. Сегодня мы рассмотрим как это происходит...
Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста
* Кинезиологические приёмы в логопедической практике это:*Артикуляционные упражнения*Упражнения, направленные на развитие пальчиковой моторики*Упражнения на развитие общей двигательной активности...
Кинезиология как средство коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовке их к поступлению в школу.Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексно...
Выявление уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Задания для выявления уровня речевого развития детей,комплексный тестовый метод речевого развития детей дошкольного возраста....
«Кинезиология, как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с эмоционально-волевыми и коммуникативными нарушениями»
Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, и ориентироваться в нем, стараться быть успешны...