МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Игровые методы и приемы пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование речи детей младшего дошкольного возраста в ГКП.
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа) на тему
Для чего необходимо развивать мелкую моторику?
Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частично
формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому развитие мелкой моторики кистей рук, пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №491
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «СВЕТ НАДЕЖДЫ» № 1892
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Игровые методы и приемы пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование речи детей младшего дошкольного возраста в ГКП.
Учитель-дефектолог, учитель-логопед
Паплевина Н.Н.
Адаптирована для детей раннего возраста
Сделать серьёзное занятие
для ребёнка занимательным – вот
задача первоначального обучения.
К.Д. Ушинский
Как приятно родителю, когда у его ребёнка умелые пальчики: ловко держат карандаш, аккуратно рисуют, строят из конструктора. А если ещё ребёнок чисто и правильно говорит – вдвойне приятно.
Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику – движения пальцев и кистей рук? Почему именно «пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность? Какую роль играют «пальчиковые» игры с предметами в развитии речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста?
Все эти вопросы помогли сформулировать цель данной работы: определение своеобразия «пальчиковых» игр с предметами в развитии мелкой моторики, в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста.
Для чего необходимо развивать мелкую моторику?
Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частично
формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому развитие мелкой моторики кистей рук, пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга. Учеными на основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие (И.П.Павлов, А.Р.Лурия). Исходя из системы развития мелкой моторики
опираясь на теоретические разработки М.М. Кольцовой, А.В. Антаковой-
Фоминой, А.Н.Корнева, И.Н.Садовниковой, были сделаны выводы и поставлены следующая цель и задачи:
Цель:
Развитие мелкой моторики, формирование и развитие речи у детей раннего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр с предметами.
Задачи:
1. Формировать навыки:
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- развивать силу рук;
- развивать точные и дифференцированные движения кистей
и пальцев рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук;
- развивать навык хватания – учить детей захватывать
предмет, действуя целенаправленно, учитывая форму и
величину предмета;
- развивать соотносящие действия – учить детей совмещать
два предмета или две части одного предмета;
- учить детей подражать движениям рук взрослого;
- обогащать пассивный и активный словарь ребенка;
- способствовать формированию представлений о сенсорных
эталонах;
- развивать согласованные движения пальцев обеих рук при
выполнении пальчиковых игр.
2. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
- произвольное внимание;
- логическое мышление;
- зрительное и слуховое восприятие;
- память, речь детей;
- умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя
индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение
самостоятельно продолжать выполнение поставленной
задачи, контроль за собственными действиями.
Для наиболее эффективного результата выполнения намеченных задач были использованы Игровые методы и приемы пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование и коррекцию речи детей младшего дошкольного возраста .
Методика рассчитана на ранний возраст детей от 1 года до 3-х лет.
Работая с детьми не первый год, встал вопрос необходимости формирования картотеки.
В картотеку вошло:
1. Игры с су-джок кольцом.
2. Игры с су-джок шаром.
3. Игры с массажным мячом.
4.Игры с массажным ковриком «Травка».
5.Игры с бусами.
6.Игры с прищепками.
7.Пальчиковые игры + кинезиологические упражнения.
_______________________________________________________________
- ИГРЫ С СУ-ДЖОК КОЛЬЦОМ
_______________________________________________________________
Цель: Коррекция речевых нарушений с помощью использования Су – Джок колечка.
Задачи:
- Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
- Повысить уровень компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
Массаж эластичным кольцом - помогает развивать не только речевые зоны коры головного мозга, но и стимулировать работу внутренних органов.
Инструкция: колечки катать по пальчикам — от подушечек к основанию и обратно.
РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ:
№1.
Правая рука
- Этот малыш – Илюша, (большой)
- Этот малыш – Ванюша, (указательный)
- Этот малыш – Алеша, (средний)
- Этот малыш – Антоша, (безымянный)
- А меньшего малыша
Мишуткою зовут друзья (мизинец)
Левая рука
- Этот малышка – Танюша, (большой)
- Этот малышка – Ксюша, (указательный)
- Этот малышка – Маша, (средний)
- Этот малышка – Даша, (безымянный)
- А меня зовут Наташа (мизинец)
№2.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальцы погулять (разгибать пальцы по одному)
- Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой,
- Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
- Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
- Этот пальчик безымянный, он избалованный самый
- А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.
№3.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
- Это - мама,
- Это – Я,
- Это – бабушка моя,
- Это – папа,
- Это – дед.
И у нас разлада нет.
№4.
- Этот пальчик – папочка,
- Этот пальчик – мамочка,
- Этот пальчик – дедушка,
- Этот пальчик – бабушка,
- Этот пальчик – Я. Вот и вся моя семья!
№5
- Этот пальчик – хочет спать,
- Этот пальчик – лег в кровать,
- Этот пальчик – прикорнул,
- Этот пальчик – сам уснул,
- Этот всем кричит – Ура!
Всем вставать уже пора!
№6.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
- Эта долька – для чижа,
- Эта долька – для ежа,
- Эта долька – для котят,
- Эта долька – для цыплят,
- А эта долька – для маленьких ребят!
№7
(начинаем с мизинца)
1,2,3,4,5 Мы идем грибы искать!
- Этот пальчик в лес пошел,
- Этот пальчик – гриб нашел.
- Этот пальчик – чистить стал.
- Этот пальчик – жарить стал,
- этот пальчик – все съел,
Оттого и потолстел.
№8.
1,2,3,4,5 Пальчики хотят играть
Мы колечко взяли и на пальчик одевали
- Раз – большой, он красивый такой,
- Два – указательный, очень обаятельный,
- Три – средний, он совсем не вредный,
- Четыре – безымянный, пальчик очень славный.
- Пять – мизинчик, маленький счастливчик
№9.
Гномики
Жили-были в домике
Маленькие гномики (трем ладошки)
- Тики
- Ники
- Лики
- Чики
- Микки
Стали гномики стирать (и переходим к следующей руке)
- Тики – рубашки,
- Ники – платочки,
- Лики – пижамку,
- Чики – носочки,
- Микки умницей был
Всем водичку носил.
№10.
1,2,3,4,5 Вышли пальчики гулять
- Этот пальчик рыл песок
- Этот делал пирожок
- Этот с горки катался
- Этот в траве валялся
- Этот умницей был
Хорошо говорил.
- ИГРЫ С СУ-ДЖОК ШАРОМ.
Цель: Коррекция речевых нарушений с помощью использования Су – Джок шарика.
Задачи:
- Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
- Оказывать оздоровительное воздействие на весь организм ребенка. Массаж с помощью Су-джок шаров – «ежиков, оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи, а так же помогает стимулировать работу внутренних органов.
Инструкция: шарик нужно просто легко катать по ладошкам и по пальчикам (проговаривая стихи пальчиковой гимнастики).
РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ:
№1.
ЕЖИК
Ежик, ежик, хитрый еж,
На клубочек ты похож
(катаем мяч между ладонями)
На спине иголки
(массажные движения большого пальца)
очень – очень колкие.
( массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ежик мал,
(массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал,
(массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже
(массажные движения мизинца)
на ежа похожи
(дети катают Су-Джок между ладонями).
№2.
На полянке, на лужайке ( катать шарик между ладонями)
Целый день скакали зайки (прыгать по ладошке шаром)
И катались по траве (катать вперед-назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)
Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)
Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)
«С добрым утром! – им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха – мать (гладить шаром каждый палец)
№3.
Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке)
А за нею – медвежонок. (шагать тихо шариком по руке)
А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке)
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать (нажимать шариком на каждый палец)
И в тетрадочках писать.
№4.
Гладь мои ладошки еж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить.
№5.
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки
Но еще сильней, чем ельник
Вас уколет можжевельник!
(катаем мяч между ладонями с ускорением)
№6.
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
№7.
1,2,3,4,5 Вышел ежик погулять
Вышел ежик погулять,
свежей травки пощипать,
Свежей травки пощипать,
А потом пошел гулять.
№8.
(Выполняем движения с ёжиком в соответствии с текстом)
Наш волшебный мудрый ёжик- (прокатываем по левой руке)
Не нашёл в лесу дорожек. - (прокатываем по правой руке)
Ежик колет нам ладошки, - (катаем между ладоней вертикально)
Поиграем с ним немножко.
№9.
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха ,(катаем мяч между ладонями)
Кусь, кусь, кусь, кусь, кусь, кусь (пощипываем большим и указательным
пальцем Су-джок шарик)
Никого я не боюсь,(катаем мяч между ладонями)
№10.
ЕЖОНОК
Под сосной живет ежонок.
Много у него иголок.
До чего же он хорош-
Весь на щеточку похож!
А захочется еды –
Еж пойдет искать грибы.
- ИГРЫ С МАССАЖНЫМ МЯЧОМ
Цель: Развивать мелкую моторику.
Задачи:
- Развивать ручную умелость;
- Формировать навыки выразительности, пластичности в движении рук;
- Соотносить игры с массажным мячом с речевым сопровождением.
- Массажные мячи (резиновые, латексные, пластмассовые) с шершавой
поверхностью прекрасно массажируют и развивают кисти рук.
При перекатывании- воздействуют на нервные окончания, стимулируют кровообращение, развивают мелкую моторику.
Инструкция: массируем ладонь и тыльную сторону руки,
а также остальные части тела в речевом сопровождении.
РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ:
№1.
Этот мячик не простой
Весь колючий вот такой (катаем мяч вверх-ввниз)
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем (катаем мяч между ладоней)
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем. (катаем мяч вверх-ввниз)
Можно мяч катать по кругу, (катаем мяч по тыльной стороне правой руки)
Перекидывать друг другу. (катаем мяч по тыльной стороне левой руки)
1,2,3,4,5 Нам пора и отдыхать!(перекладываем мяч из руки- в руку)
№2.
Ежик выбился из сил-
Яблоки, грибы носил. (катаем мяч вверх-ввниз)
- Мы потрем ему бока – (движения выполняются по тексту)
Надо из размять слегка.
- А потом погладим ножки,
Что бы отдохнул немножко.
- А потом почешем брюшко,
- Пощекочем возле ушка
Еж в лесочек убежал(катаем мяч по тыльной стороне левой руки)
Нам «спасибо» пропищал. (катаем мяч по тыльной стороне левой руки)
№3.
Месим, месим тесто (сжимаем мяч в правой руке)
Есть в печи место (сжимаем мяч в левой руке)
Испечем мы каравай (сжимаем обеими руками)
Перекладывай, валяй (перекладываем мяч из руки в руку)
№4.
ПИРОГ
Подготовим место (правая рука)
Раскатаем тесто (левая рука)
Слой – варенье (правая рука)
Слой – творог (левая рука)
Испечем большой пирог
(Месим двумя руками)
№5.
Муку в тесто замесили, (круговые вращения мячом по столу правой рукой)
А из теста мы слепили(круговые вращения мячом по столу левой рукой)
Пирожки и плюшки, («печем пирожки»)
Сдобные ватрушки, («печем пирожки»)
Булочки и калачи –
Все мы испечем в печи. (перекладываем мяч из руки в руку)
№6.
Тише мяч, не торопись, (катаем мяч между ладоней)
Ты по ручкам прокатись,
Ты по ножкам прокатись,
И обратно воротись.
№7.
Мячик-мячик, мой дружок (катаем мяч между ладоней)
Звонкий разноцветный бок
По мячу ладошкой бью,
И рукой его ловлю. (перекладываем мяч из руки в руку)
№8.
Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
№9.
Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)
И закончили считать.
№10.
По столу круги катаю, (катаем мяч правой рукой)
Из-под рук не выпускаю. (катаем мяч левой рукой)
Взад-вперед его качу; (катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, вперед-назад)
Вправо-влево – как хочу
(Катать мяч ладошкой левой руки вправо-влево, вперед-назад)
- ИГРЫ С МАССАЖНЫМ КОВРИКОМ «ТРАВКА»
________________________________________________________________
Цель: Ускорить процесс формирования и коррекции речи у детей.
Задачи:
- Обучать детей приемам самомассажа в игровой форме.
- Нормализовать тонус и эластичность мышц, повышать
работоспособность.
- Мобилизовать защитные силы организма.
- Повышать интересс к занятиям.
- Массажный коврик «Травка» - игровой самомассаж рук для активизации речи и мышления, развития мелкой моторики и повышения иммунитета.
Инструкция: (массаж ладоней, обыгрываем
детский стишок, попеременно постукивая или скребясь по коврику).
РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ:
№1.
СКАЧЕТ ЛЯГУШОНОК
Скачет лягушонок, (Прыжки руками по коврику)
Ква-ква-ква! (Хлопки в ладоши)
Плавает утенок,
Кря-кря-кря!
Прыгает козленок,
Ме-ме-ме!
А за ним ягненок,
Бе-бе-бе!
Вот мы на занятиях,
Раз-два-три!
Ручки развиваем,
Посмотри!
Все вокруг стараются,
Раз-два-три!
Славно занимаются!
Мо-лод-цы!
№2.
Стоит на задних лапках кот (руки на запястьях)
И в гости мышек он зовет (поочередно скребемся руками по коврику)
Показывает лапки,
А в лапках – цап-царапки.
№3.
(начинаем с мизинца, топаем двумя пальцами)
- Пальчик топал по дорожке топ-топ-топ, топ-топ-топ.
- Топать стал второй немножко топ-топ-топ, топ-топ-топ.
- Третий пальчик попал долго топ-топ-топ, топ-топ-топ.
- А четвертый только раз – топ.
- Вот большой спешит по кочкам,,
Будет слушаться он нас!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ, завершаем наш рассказ.
№4.
Ежик
Ёжик топал по тропинке
Топ-топ-топ, топ-топ-топ,
И грибочек нес на спинке.
Топ-топ-топ, топ-топ-топ,
Ёжик топал не спеша (топаем пальцами медленно)
Тихо листьями шурша (трем ладошками)
№5.
Травка
Любят дети летом босиком гулять( топаем пальчиками по коврику)
На зеленой травке ножками стоять ( сильный нажим ладошек на коврик)
Бегать, прыгать, баловаться (постукивание пальцев по коврику)
И на травке кувыркаться (перекатываем ладони от кончиков пальцев к запястью).
№6.
Поросята
- Этот толстый поросенок целый день хвостом вилял, («топают» мизинцы)
- Этот толстый поросенок спинку об забор чесал. (безымянные)
- Этот толстый поросенок носом землю ковырял , (средние)
- Этот толстый поросенок что-то сам нарисовал. (указательные)
- Этот толстый поросенок – лежебока и нахал, ( большие)
Захотел спать в середине и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь – разжимаем руку)
№7.
Как на пишущей машинке
Как на пишущей машинке (топаем пальчиками по коврику)
Две хорошенькие свинки
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!
И постукивают,
И похрюкивают:
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
№8.
БАРАБАН
Барабанит барабан
Слышен грохот тут и там (Все пальцы)
Бам-бам-бам,
Бам-бам-бам,
Бам-бам-бам,
Бам-бам-бам,
Бам-бам-бам,
Так грохочет барабан.(Пальцы поочередно,начиная с мизинца)
№9.
ХИТРЫЙ КОТ
Хитрый кот по дому рыщет.(скребемся по коврику)
Мышку маленькую ищет.
Мышка в подполе живет,
Тихо досочки скребет,
Не поймает котик (трем ладошки)
Мышеньку за хвостик!
№10.
Точит кошка коготки, (скребемся по коврику)
Сидя на окошке.
Ах, какие же они, острые у кошки!
Ах, какие у неё, маленькие лапки! (поглаживаем свои ручки)
В этих лапках иногда, прячутся царапки. (показываем ладошки, зажимаем кулачки)
- ИГРЫ С БУСАМИ.
__________________________________________________________________
Цель: Развивать межполушарное взаимодействие.
Задачи:
- Развивать тактильную чувствительность, скоординированность движений пальцев и кистей рук.
-Игры с бусами помогут скоординировать движения в системе «глаз-рука».
Инструкция: пересчитывать бусы в разных направлениях поочередно правой - левой рукой (захват производить двумя пальчиками большим и указательным).
________________________________________________________________
- ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ.
________________________________________________________________
Цель: Развивать мелкую моторику рук; сенсомоторные функции.
Задачи:
- Учить детей правильно открывать прищепку и прикреплять ее к
«персонажу».
- Учить детей различать цвета.
-Игры с разноцветными прищепками стимулируют созреванию клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев, развивают мелкую моторику, зрительное восприятие.
Инструкция: цеплять прищепки определенного цвета на предложенные
«персонажи»; чередование цветов.
_______________________________________________________________
- ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ +
кинезиологические упражнения.
________________________________________________________________
Цель: Развивать межполушарные связи.
Задачи:
- Учить детей по подражанию переключаться с одного движения на другое.
- Пальчиковые игры - переключают внимание, улучшают координацию и мелкую моторику, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Инструкция: выполнять движения по подражанию в стихотворном сопровождении.
РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ:
№1.
На лужайке две подружки
(хлопки руками по столу)
Ква-ква-ква, ква-ква-ква
(хлопаем в ладоши)
Две зеленые лягушки
Ква-ква-ква, ква-ква-ква
(хлопаем в ладоши)
Хором песни распевают
( сложить ладони и чуть-чуть приоткрыть лягушкам ротик)
Ква-ква-ква, ква-ква-ква
И спокойно засыпают
(складываем ручки под голову, покачиваемся)
ква-ква-ква, ква-ква-ква
№2.
Видим, скачут по опушке
Две веселые лягушки, (поочередно топаем ладошками по столу)
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок. (перекатываем ладони от кончиков пальцев к запястью)
№3.
Под грибом шалашик – домик (руки домиком над головой)
Там живет веселый гномик (руки домиком над глазами)
Мы тихонько постучим (стучим кулачками по столу)
В колокольчик позвоним (руки вытянуты вперед, круговые вращения кистями)
Двери нам откроет гномик (хлопок в ладоши , открываем дверь)
Станет звать в шалашик – домик (руки домиком над головой)
В домике дощатый пол (трем ладошками по столу)
А на нем дощатый стол ( кулачок – ладошка, имитация стола)
Рядом стул с высокой спинкой ( кулачок – ладошка, имитация стула)
На столе тарелка с вилкой ( одна ладошка – тарелка, вторая – вилка)
И блины горой стоят (руками имитируем гору)
Угощенье для ребят ( руки вытянуты вперед
№4.
(и.п. руки в кулаке прижаты – пальчики здороваются)
- Наш мизинчик утром встал,
- Безымянного поднял.
- Средний пальчик потянулся,
- Указательный - проснулся.
- Должен и большой вставать
Братьев в школу провожать.
№5.
Мама отпустила деток погулять (загибаем поочередно кулачок-ладонь)
Их у мамы много. Деток смелых – пять!
Погуляли, детки? А теперь домой!
- Приходи скорее, пальчик ты большой (загибаем поочередно пальцы)
- А теперь внимательный, пальчик указательный,
- А теперь и средний. Это – не последний.
- Безымянный пальчик, к дому ты беги
- И мизинца – братика с собою прихвати!
№6.
Кто живет у нас в квартире?
- Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
- Кто живет у нас в квартире?
- Раз, два, три, четыре, пять (пересчет пальцев)
Всех могу пересчитать
- Папа, мама, брат, сестра, кошка Мурка,
- Два котенка, мой щегол, сверчок и я –
- Вот и вся моя семья (хлопки в ладоши).
№7.
Раз, два, три, четыре(хлопки в ладоши)
Мы посуду перемыли: (загибаем поочередно кулачок-ладонь)
- Чайник,(загибаем поочереди пальчики)
- Чашку,
- Ковшик,
- Ложку и
- Большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
- Только чашку мы разбили,
- Ковшик тоже развалился,
- Нос у чайника отбился.
- Ложку мы чуть-чуть сломали –
- Так мы маме помогали.
№8.
Ладошки вверх!
(Положить ладони на стол внешней стороной вниз)
Ладошки вниз!
(Повернуть ладони)
А теперь их на бочок!
(Поставить ладони на ребро)
И зажали в кулачок!
№9.
Стол стоит на толстой ножке («Стол»),
Рядом стульчик у окошка («Стул»).
Два бочонка под столом («Бочонки»).
Вот такой я видел дом («Дом).
№10.
ДЕРЕВО
В поле дерево стоит (2 руки вместе)
Ветер ветки шевелит
(покачивание рук из стороны в сторону)
Дует ветер нам в лицо
Закачалось деревцо!
(Покачивание рук от себя к себе).
Правила, которые необходимо соблюдать в процессе выполнения пальчиковой гимнастики с предметами:
1. нагрузка на левую и правую руки ребенка должна быть равномерной;
2. пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому должна быть использована ежедневно.
Шагая в ногу с новыми ФГОСами в дошкольном образовании, ребенок должен проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности и мы должны отталкиваться от его желания, позволять ему самостоятельно выбирать ритм, темп игры, цвет, размер персонажей и предметов, не навязывать ничего против его воли, внимательно следить за теми действиями, к которым он проявляет особый интерес, давать ребенку больше самостоятельности.
Регулярно занимаясь со своим ребенком, и вызывая у малыша интерес к пальчиковой гимнастике с предметами, мы добьемся потрясающих результатов. Занимаясь по 5-10 минут в день, включая в одно занятие по одному виду упражнений, мы тем самым не только оказываем благотворное влияние на весь организм и реже болеем, но также помогаем решать наши коррекционные задачи:
-активизируем мозг,
-развиваем межполушарное взаимодействие,
-иннервацию речедвигательных анализаторов,
-способствуем развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия, мелкой моторики рук, так необходимой для успешной подготовки детей к обучению в школе.
Список использованной литературы:
- Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали [Текст]: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. – 20 с., ил.
- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: практич. пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004. – 236 с.
- Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ [Текст]: метод, пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
- Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с., ил.
- Лопухина, И.С. Логопедия – речь, ритм, движение [Текст]: Пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. – СПб.:Дельта, 1997. – 256 с., ил.
- Оригинальные пальчиковые игры [Текст] / Сост. Е.Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2008. – 186 с.
- Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – С. 60-64.
- Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – С. 34-36.
- Янушко Е.А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2–3 лет. Развитие понимания речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 5. – С. 12–19.
- Янушко Е.А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2–3 лет. Развитие общего и речевого подражания в играх // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – С. 22–28.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Коррекционно-развивающее занятие с детьми раннего возраста в ГКП для детей с отклонениями в развитии Паплевина Н.Н. –
учитель-дефектолог, учитель-логопед
- Игра с су-джок кольцом.
Здравствуйте, ребята!
Посмотрите, какие разноцветные у меня шарики! Только берите их осторожно, они колючие и напоминают нам ежа, а внутри с сюрпризом.
Давайте осторожно откроем наши шарики и посмотрим, что же там интересного?
А там…? Волшебные колечки!
Надеваем наше колечко на большой пальчик правой руки
(педагог показывает на себе)
И рассказываем стихотворение про пальчики
Этот пальчик – хочет спать (массируем большой пальчик)
Этот пальчик – лег в кровать (массируем указательный пальчик)
Этот пальчик – прикорнул (массируем средний пальчик)
Этот пальчик – сам уснул (массируем безымянный пальчик)
Этот – всем кричит УРА! Всем вставать уже пора! (массируем мизинчик)
А теперь надеваем колечко на самый маленький пальчик -мизинчик левой руки
И рассказываем стихотворение
Наш мизинчик утром встал (массируем мизинец)
Безымянного поднял (массируем безымянный палец)
Средний палец потянулся (массируем средний палец)
Указательный проснулся (массируем указательный палец)
Хочет и большой вставать, деток в садик провожать (массируем мизинец).
2. Игра су-джок шаром.
Очень хорошо у вас получается!
А теперь спрячем наши колечки в шарики и покатаем их по ладошке
Я мячом круги катаю,(круговые вращения шариком по ладошке)
Взад-вперед его гоняю.(катаем шарик вверх-вниз)
Им поглажу я ладошку,(гладим ладошку правой руки)
Будто я сметаю крошку,(гладим ладошку шариком (сметаем крошки)с левой руки)
И сожму его немножко(сжимаем шарик в правой руке)
Как сжимает лапу кошка, (сжимаем шарик в левой руке)
Каждым пальцем мяч прижму,(поочереди прижимаем пальчики к шарику)
И другой рукой начну.
3. Игра с массажным мячом.
Хорошо! А теперь наши маленькие «ежики» укатились в лес, а к нам
в гости прикатились ...
Большие мячи. Посмотрите, пожалуйста, они тоже все
разноцветные и колючие, но они гораздо больше, чем предыдущие.
А какого животного напоминает наш мячик? Он тоже похож на ежа!
Вот сейчас мы с вами расскажем стихотворение о еже.
Ежик выбился из сил-
Яблоки, грибы носил.(катаем мяч между ладошками)
- Мы потрем ему бока –
Надо их размять слегка.
- А потом погладим ножки,
Что бы отдохнул немножко.
- А потом почешем брюшко,
- Пощекочем возле ушка
Еж в лесочек убежал
Нам «спасибо» пропищал.(массируем тыльную сторону ладони)
4. Кинезиологические упражнения
Убежал в лесочек наш ёжик, а в лесу…
Под грибом шалашик – домик (руки домиком над головой)
Там живет веселый гномик (руки домиком над глазами)
Мы тихонько постучим (стучим кулачками по столу)
В колокольчик позвоним (руки вытянуты вперед, круговые вращения кистями)
Двери нам откроет гномик (хлопок в ладоши , открываем дверь)
Станет звать в шалашик – домик (руки домиком над головой)
В домике дощатый пол (трем ладошками по столу)
А на нем дощатый стол ( кулачок – ладошка, имитация стола)
Рядом стул с высокой спинкой ( кулачок – ладошка, имитация стула)
На столе тарелка с вилкой ( одна ладошка – тарелка, вторая – вилка)
И блины горой стоят (руками имитируем гору)
Угощенье для ребят (руки вытянуты вперед)
Ребята, а рядом с домиком в лесу есть болото, а в болоте живут…..! Правильно лягушки! Посмотрите, какие замечательные лягушата к нам
прискакали! Как они квакают? Ква-ква-ква!
А теперь вместе со мной, ква-ква-ква!
На болоте две подружки,
(Стучим поочередно ладошками по столу)
Ква-ква-ква, ква-ква-ква (хлопаем в ладошки)
Две зеленые лягушки(Стучим поочередно ладошками по столу)
Ква-ква-ква, ква-ква-ква(хлопаем в ладошки)
Хором песни распевают( сложить ладони и чуть-чуть приоткрыть лягушкам ротик)
Ква-ква-ква, ква-ква-ква(хлопаем в ладошки)
И спокойно засыпают (складываем ручки под голову, покачиваемся)
Кква-ква-ква, ква-ква-ква(хлопаем в ладошки)
КВА-КВА-КВА (Хлопки ладошками по столу)
- Игра с бусами.
Ускакали наши лягушки в болото, а в нашем волшебном
лоточке мы найдем бусы. Будем считать наши бусинки.
Для того, чтобы выполнить это упражнение, мы должны попросить
наших мам помочь нам.
Считаем бусинки сверху – вниз, при этом берем по одной, чередуя
правую и левую руку.
Один, два, три, четыре, пять…(считаем от 1-10 по возрасту)
Пять, четыре, три, два, один.
- Массажный коврик «Травка».
А теперь заглянем в наши лоточки и возьмем волшебный коврик.
А волшебный он потому, что как только мы положим на него ручку, он начинает петь песенку и рассказывать стихи вместе с нами.
Положим правую ладошку на коврик и…
Скачет лягушонок, (Прыжки руками по коврику)
Ква-ква-ква! (Хлопки в ладоши)
Плавает утенок,
Кря-кря-кря!
Прыгает козленок,
Ме-ме-ме!
А за ним ягненок,
Бе-бе-бе!
Вот мы на занятиях,
Раз-два-три!
Ручки развиваем,
Посмотри!
Все вокруг стараются,
Раз-два-три!
Славно занимаются!
МОЛОДЦЫ!
- Игра с прищепками.
Уберем в сторонку наши коврики, а к нам, прямо из
леса спешат в гости ежи (педагог раздает детям «ежей») .
Что же не хватает нашим ежам? Правильно, колючек.
Вот сейчас мы с вами и займемся этим интересным занятием.
А колючки мы будем делать из прищепок.
А пока мы делаем колючки нашему ёжику, стоит вспомнить, какое мы
знаем стихотворение об этом животном.
Под сосной живет ежонок.
Много у него иголок.
До чего же он хорош-
Весь на щеточку похож!
А захочется еды –
Еж пойдет искать грибы.
Какие же замечательные ежи у вас получились, ну совсем,
как настоящие
( аккуратно снимаем «колючки» с нашего ежика чередуя правую и левую руку).
Скажем нашим ежам…
До свидания!
До свидания, ежики!
А теперь звенит звонок.
Продолжается урок!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КАРТОТЕКА ИГР
РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №491
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
«СВЕТ НАДЕЖДЫ» № 1892
КАРТОТЕКА ИГР
РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ
_____________________________
- ИГРЫ С СУ-ДЖОК КОЛЬЦОМ
___________________________
Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су – Джок колечка.
Задачи:
- Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
- Повысить уровень компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
Массаж эластичным кольцом - помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев эластичным кольцом.
Инструкция: колечки катать по пальчикам — от подушечек к основанию и обратно.
№1.
Правая рука
- Этот малыш – Илюша, (большой)
- Этот малыш – Ванюша, (указательный)
- Этот малыш – Алеша, (средний)
- Этот малыш – Антоша, (безымянный)
- А меньшего малыша
Мишуткою зовут друзья (мизинец)
Левая рука
- Этот малышка – Танюша, (большой)
- Этот малышка – Ксюша, (указательный)
- Этот малышка – Маша, (средний)
- Этот малышка – Даша, (безымянный)
- А меня зовут Наташа (мизинец)
№2.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальцы погулять (разгибать пальцы по одному)
- Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой,
- Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
- Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
- Этот пальчик безымянный, он избалованный самый
- А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.
№3.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
- Это - мама,
- Это – Я,
- Это – бабушка моя,
- Это – папа,
- Это – дед.
И у нас разлада нет.
№4.
- Этот пальчик – папочка,
- Этот пальчик – мамочка,
- Этот пальчик – дедушка,
- Этот пальчик – бабушка,
- Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья!
№5
- Этот пальчик – хочет спать,
- Этот пальчик – лег в кровать,
- Этот пальчик – прикорнул,
- Этот пальчик – сам уснул,
- Этот всем кричит – Ура!
Всем вставать уже пора!
№6.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
- Эта долька – для чижа,
- Эта долька – для ежа,
- Эта долька – для котят,
- Эта долька – для цыплят,
- А эта долька – для маленьких ребят!
№7
(начинаем с мизинца)
1,2,3,4,5 Мы идем грибы искать!
- Этот пальчик в лес пошел,
- Этот пальчик – гриб нашел.
- Этот пальчик – чистить стал.
- Этот пальчик – жарить стал,
- этот пальчик – все съел,
Оттого и потолстел.
№8.
1,2,3,4,5 Пальчики хотят играть
Мы колечко взяли и на пальчик одевали
- Раз – большой, он красивый такой,
- Два – указательный, очень обаятельный,
- Три – средний, он совсем не вредный,
- Четыре – безымянный, пальчик очень славный.
- Пять – мизинчик, маленький счастливчик
№9.
Гномики
Жили-были в домике
Маленькие гномики (трем ладошки)
- Тики
- Ники
- Лики
- Чики
- Микки
Стали гномики стирать (и переходим к следующей руке)
- Тики – рубашки,
- Ники – платочки,
- Лики – пижамку,
- Чики – носочки,
- Микки умницей был
Всем водичку носил.
№10.
1,2,3,4,5 Вышли пальчики гулять
- Этот пальчик рыл песок
- Этот делал пирожок
- Этот с горки катался
- Этот в траве валялся
- Этот умницей был
Хорошо говорил.
- ИГРЫ С СУ-ДЖОК ШАРОМ.
Цель: Коррекция речевых нарушений с помощью использования Су – Джок шарика.
Задачи:
- Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
- Оказывать оздоровительное воздействие на весь организм ребенка.
Массаж с помощью Су-джок шаров – «ежиков, оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи, а так же помогает стимулировать работу внутренних органов.
Инструкция: шарик нужно просто легко катать по ладошкам и по пальчикам (проговаривая стихи пальчиковой гимнастики).
№1.
ЕЖИК
Ежик, ежик, хитрый еж,
На клубочек ты похож
(катаем мяч между ладонями)
На спине иголки
(массажные движения большого пальца)
очень – очень колкие.
( массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ежик мал,
(массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал,
(массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже
(массажные движения мизинца)
на ежа похожи
(дети катают Су-Джок между ладонями).
№2.
На полянке, на лужайке ( катать шарик между ладонями)
Целый день скакали зайки (прыгать по ладошке шаром)
И катались по траве (катать вперед-назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)
Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)
Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)
«С добрым утром! – им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха – мать (гладить шаром каждый палец)
№3.
Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке)
А за нею – медвежонок. (шагать тихо шариком по руке)
А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке)
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать (нажимать шариком на каждый палец)
И в тетрадочках писать.
№4.
Гладь мои ладошки еж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить.
№5.
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки
Но еще сильней, чем ельник
Вас уколет можжевельник!
(катаем мяч между ладонями с ускорением)
№6.
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
№7.
1,2,3,4,5
Вышел ежик погулять
Вышел ежик погулять,
свежей травки пощипать,
Свежей травки пощипать,
А потом пошел гулять.
№8.
(Выполняем движения с ёжиком в соответствии с текстом)
Наш волшебный мудрый ёжик- (прокатываем по левой руке)
Не нашёл в лесу дорожек. - (прокатываем по правой руке)
Ежик колет нам ладошки, - (катаем между ладоней вертикально)
Поиграем с ним немножко.
№9.
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха ,(катаем мяч между ладонями)
Кусь, кусь, кусь, кусь, кусь, кусь (пощипываем большим и указательным
пальцем Су-джок шарик)
Никого я не боюсь,(катаем мяч между ладонями)
№10.
ЕЖОНОК
Под сосной живет ежонок.
Много у него иголок.
До чего же он хорош-
Весь на щеточку похож!
А захочется еды –
Еж пойдет искать грибы.
- ИГРЫ С МАССАЖНЫМ МЯЧОМ
___________________________
Цель: Развивать мелкую моторику.
Задачи:
- Развивать ручную умелость;
- Формировать навыки выразительности, пластичности в движении рук;
- Соотносить игры с массажным мячом с речевым сопровождением.
- Массажные мячи (резиновые, латексные, пластмассовые) с шершавой
поверхностью прекрасно массажируют и развивают кисти рук.
При перекатывании- воздействуют на нервные окончания, стимулируют кровообращение.
Инструкция: массируем ладонь и тыльную сторону руки,
а также круговые вращения мячом головы, туловища, конечностей).
№1.
Этот мячик не простой
Весь колючий вот такой
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем.
Можно мяч катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
1,2,3,4,5 Нам пора и отдыхать!
№2.
Ежик выбился из сил-
Яблоки, грибы носил.
- Мы потрем ему бока –
Надо из размять слегка.
- А потом погладим ножки,
Что бы отдохнул немножко.
- А потом почешем брюшко,
- Пощекочем возле ушка
Еж в лесочек убежал
Нам «спасибо» пропищал.
№3.
Месим, месим тесто (сжимаем мяч в правой руке)
Есть в печи место (сжимаем мяч в левой руке)
Испечем мы каравай (сжимаем обеими руками)
Перекладывай, валяй (перекладываем мяч из руки в руку)
№4.
ПИРОГ
Подготовим место (правая рука)
Раскатаем тесто (левая рука)
Слой – варенье (правая рука)
Слой – творог (левая рука)
Испечем большой пирог
(Месим двумя руками)
№5.
Муку в тесто замесили,
А из теста мы слепили
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Все мы испечем в печи.
№6.
Тише мяч, не торопись,
Ты по ручкам прокатись,
Ты по ножкам прокатись,
И обратно воротись.
№7.
Мячик-мячик, мой дружок
Звонкий разноцветный бок
По мячу ладошкой бью,
И рукой его ловлю.
№8.
Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
№9.
Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)
И закончили считать.
№10.
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево – как хочу
(Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, вперед-назад).
__________________________________
- ИГРЫ С МАССАЖНЫМ КОВРИКОМ «ТРАВКА»
________________________
Цель: Ускорить процесс формирования и коррекции речи у детей.
Задачи:
- Обучать детей приемам самомассажа в игровой форме.
- Нормализовать тонус и эластичность мышц, повышать
работоспособность.
- Мобилизовать защитные силы организма.
- Повышать интерес к занятиям.
- Массажный коврик «Травка» - игровой самомассаж рук для активизации речи и мышления, развития мелкой моторики и повышения иммунитета.
Инструкция: (массаж ладоней, обыгрываем
детский стишок, попеременно постукивая или скребясь по коврику).
№1.
СКАЧЕТ ЛЯГУШОНОК
Скачет лягушонок, (Прыжки руками по коврику)
Ква-ква-ква! (Хлопки в ладоши)
Плавает утенок,
Кря-кря-кря!
Прыгает козленок,
Ме-ме-ме!
А за ним ягненок,
Бе-бе-бе!
Вот мы на занятиях,
Раз-два-три!
Ручки развиваем,
Посмотри!
Все вокруг стараются,
Раз-два-три!
Славно занимаются!
Мо-лод-цы!
№2.
Стоит на задних лапках кот (руки на запястьях)
И в гости мышек он зовет (поочередно скребемся руками по коврику)
Показывает лапки,
А в лапках – цап-царапки.
№3.
(начинаем с мизинца, топаем двумя пальцами)
- Пальчик топал по дорожке топ-топ-топ, топ-топ-топ.
- Топать стал второй немножко топ-топ-топ, топ-топ-топ.
- Третий пальчик попал долго топ-топ-топ, топ-топ-топ.
- А четвертый только раз – топ.
- Вот большой спешит по кочкам,,
Будет слушаться он нас!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ, завершаем наш рассказ.
№4.
Ежик
Ёжик топал по тропинке
Топ-топ-топ, топ-топ-топ,
И грибочек нес на спинке.
Топ-топ-топ, топ-топ-топ,
Ёжик топал не спеша (топаем пальцами медленно)
Тихо листьями шурша (трем ладошками)
№5.
Травка
Любят дети летом босиком гулять
( топаем пальчиками по коврику)
На зеленой травке ножками стоять
( сильный нажим ладошек на коврик)
Бегать, прыгать, баловаться (постукивание пальцев по коврику)
И на травке кувыркаться (перекатываем ладони от кончиков пальцев к запястью).
№6.
Поросята
- Этот толстый поросенок целый день хвостом вилял, (мизинцы)
- Этот толстый поросенок спинку об забор чесал. (безымянные)
- Этот толстый поросенок носом землю ковырял , (средние)
- Этот толстый поросенок что-то сам нарисовал. (указательные)
- Этот толстый поросенок – лежебока и нахал, ( большие)
Захотел спать в середине и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь – разжимаем руку)
№7.
Как на пишущей машинке
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!
И постукивают,
И похрюкивают:
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
№8.
БАРАБАН
Барабанит барабан
Слышен грохот тут и там (Все пальцы)
Бам-бам-бам,
Бам-бам-бам,
Бам-бам-бам,
Бам-бам-бам,
Бам-бам-бам,
Так грохочет барабан.(Пальцы поочередно,
Начиная с мизинца)
№9.
ХИТРЫЙ КОТ
Хитрый кот по дому рыщет.
Мышку маленькую ищет.
Мышка в подполе живет,
Тихо досочки скребет,
Не поймает котик
Мышеньку за хвостик!
№10.
Точит кошка коготки,
Сидя на окошке.
Ах, какие же они, острые у кошки!
Ах, какие у неё, маленькие лапки!
В этих лапках иногда, прячутся царапки.
(скребем ручками по коврику)
__________________________
- ИГРЫ С БУСАМИ.
___________________________
Цель: Развивать межполушарное взаимодействие.
Задачи:
- Развивать тактильную чувствительность, скоординированность движений пальцев и кистей рук.
-Игры с бусами помогут скоординировать движения в системе «глаз-рука».
Инструкция: пересчитывать бусы в разных направлениях поочередно правой - левой рукой (захват производить двумя пальчиками большим и указательным).
______________________
- ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ.
__________________________
Цель: Развивать мелкую моторику рук; сенсомоторные функции.
Задачи:
- Учить детей правильно открывать прищепку и прикреплять ее к
«персонажу».
- Учить детей различать цвета.
-Игры с разноцветными прищепками стимулируют созреванию клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев.
Инструкция: цеплять прищепки определенного цвета на предложенные
«персонажи»; чередовать цвета.
_____________________________
- ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ +
кинезиологические упражнения.
_________________________
Цель: Развивать межполушарное взаимодействие.
Задачи:
- Учить детей по подражанию переключаться с одного движения на другое.
- Пальчиковые игры - переключают внимание, улучшают координацию и мелкую моторику, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Инструкция: выполнять движения по подражанию в стихотворном сопровождении.
№1.
На лужайке две подружки
(хлопки руками по столу)
Ква-ква-ква, ква-ква-ква
(хлопаем в ладоши)
Две зеленые лягушки
Ква-ква-ква, ква-ква-ква
(хлопаем в ладоши)
Хором песни распевают
( сложить ладони и чуть-чуть приоткрыть лягушкам ротик)
Ква-ква-ква, ква-ква-ква
И спокойно засыпают
(складываем ручки под голову, покачиваемся)
ква-ква-ква, ква-ква-ква
КВА (удары двумя руками по столу)
№2.
Видим, скачут по опушке
Две веселые лягушки, (поочередно топаем ладошками по столу)
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок. (перекатываем ладони от кончиков пальцев к запястью)
№3.
ДОМИК
Под грибом шалашик – домик (руки домиком над головой)
Там живет веселый гномик (руки домиком над глазами)
Мы тихонько постучим (стучим кулачками по столу)
В колокольчик позвоним (руки вытянуты вперед, круговые вращения кистями)
Двери нам откроет гномик (хлопок в ладоши , открываем дверь)
Станет звать в шалашик – домик (руки домиком над головой)
В домике дощатый пол (трем ладошками по столу)
А на нем дощатый стол ( кулачок – ладошка, имитация стола)
Рядом стул с высокой спинкой ( кулачок – ладошка, имитация стула)
На столе тарелка с вилкой ( одна ладошка – тарелка, вторая – вилка)
И блины горой стоят (руками имитируем гору)
Угощенье для ребят ( руки вытянуты вперед
№4.
Мизинчик
(и.п. руки в кулаке прижаты – пальчики здороваются)
- Наш мизинчик утром встал,
- Безымянного поднял.
- Средний пальчик потянулся,
- Указательный - проснулся.
- Должен и большой вставать
Братьев в школу провожать.
№5.
Мама отпустила деток погулять (загибаем поочередно кулачок-ладонь)
Их у мамы много. Деток смелых – пять!
Погуляли, детки? А теперь домой!
- Приходи скорее, пальчик ты большой (загибаем поочередно пальцы)
- А теперь внимательный, пальчик указательный,
- А теперь и средний. Это – не последний.
- Безымянный пальчик, к дому ты беги
- И мизинца – братика с собою прихвати!
№6.
Кто живет у нас в квартире?
- Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
- Кто живет у нас в квартире?
- Раз, два, три, четыре, пять (пересчет пальцев)
Всех могу пересчитать
- Папа, мама, брат, сестра, кошка Мурка,
- Два котенка, мой щегол, сверчок и я –
- Вот и вся моя семья (хлопки в ладоши).
№7.
Раз, два, три, четыре(хлопки в ладоши)
Мы посуду перемыли: (загибаем поочередно кулачок-ладонь)
- Чайник,
- Чашку,
- Ковшик,
- Ложку и
- Большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
- Только чашку мы разбили,
- Ковшик тоже развалился,
- Нос у чайника отбился.
- Ложку мы чуть-чуть сломали –
- Так мы маме помогали.
№8.
Ладошки вверх!
(Положить ладони на стол внешней стороной вниз)
Ладошки вниз!
(Повернуть ладони)
А теперь их на бочок!
(Поставить ладони на ребро)
И зажали в кулачок!
№9.
Стол стоит на толстой ножке («Стол»),
Рядом стульчик у окошка («Стул»).
Два бочонка под столом («Бочонки»).
Вот такой я видел дом («Дом).
№10.
ДЕРЕВО
В поле дерево стоит (2 руки вместе)
Ветер ветки шевелит
(покачивание рук из стороны в сторону)
Дует ветер нам в лицо
Закачалось деревцо!
(Покачивание рук от себя к себе).
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Коррекционно-развивающее занятие с детьми раннего возраста в ГКП для детей с отклонениями в развитии Паплевина Н.Н. –
учитель-дефектолог, учитель-логопед
- Игра с су-джок кольцом.
Здравствуйте, ребята!
Посмотрите, какие разноцветные у меня шарики! Только берите их осторожно, они колючие и напоминают нам ежа, а внутри с сюрпризом.
Давайте осторожно откроем наши шарики и посмотрим, что же там интересного?
А там…? Волшебные колечки!
Надеваем наше колечко на большой пальчик правой руки
(педагог показывает на себе)
И рассказываем стихотворение про пальчики
Этот пальчик – хочет спать (массируем большой пальчик)
Этот пальчик – лег в кровать (массируем указательный пальчик)
Этот пальчик – прикорнул (массируем средний пальчик)
Этот пальчик – сам уснул (массируем безымянный пальчик)
Этот – всем кричит УРА! Всем вставать уже пора! (массируем мизинчик)
А теперь надеваем колечко на самый маленький пальчик -мизинчик левой руки
И рассказываем стихотворение
Наш мизинчик утром встал (массируем мизинец)
Безымянного поднял (массируем безымянный палец)
Средний палец потянулся (массируем средний палец)
Указательный проснулся (массируем указательный палец)
Хочет и большой вставать, деток в садик провожать (массируем мизинец).
2. Игра су-джок шаром.
Очень хорошо у вас получается!
А теперь спрячем наши колечки в шарики и покатаем их по ладошке
Я мячом круги катаю,(круговые вращения шариком по ладошке)
Взад-вперед его гоняю.(катаем шарик вверх-вниз)
Им поглажу я ладошку,(гладим ладошку правой руки)
Будто я сметаю крошку,(гладим ладошку шариком (сметаем крошки)с левой руки)
И сожму его немножко(сжимаем шарик в правой руке)
Как сжимает лапу кошка, (сжимаем шарик в левой руке)
Каждым пальцем мяч прижму,(поочереди прижимаем пальчики к шарику)
И другой рукой начну.
3. Игра с массажным мячом.
Хорошо! А теперь наши маленькие «ежики» укатились в лес, а к нам
в гости прикатились ...
Большие мячи. Посмотрите, пожалуйста, они тоже все
разноцветные и колючие, но они гораздо больше, чем предыдущие.
А какого животного напоминает наш мячик? Он тоже похож на ежа!
Вот сейчас мы с вами расскажем стихотворение о еже.
Ежик выбился из сил-
Яблоки, грибы носил.(катаем мяч между ладошками)
- Мы потрем ему бока –
Надо их размять слегка.
- А потом погладим ножки,
Что бы отдохнул немножко.
- А потом почешем брюшко,
- Пощекочем возле ушка
Еж в лесочек убежал
Нам «спасибо» пропищал.(массируем тыльную сторону ладони)
4. Кинезиологические упражнения
Убежал в лесочек наш ёжик, а в лесу…
Под грибом шалашик – домик (руки домиком над головой)
Там живет веселый гномик (руки домиком над глазами)
Мы тихонько постучим (стучим кулачками по столу)
В колокольчик позвоним (руки вытянуты вперед, круговые вращения кистями)
Двери нам откроет гномик (хлопок в ладоши , открываем дверь)
Станет звать в шалашик – домик (руки домиком над головой)
В домике дощатый пол (трем ладошками по столу)
А на нем дощатый стол ( кулачок – ладошка, имитация стола)
Рядом стул с высокой спинкой ( кулачок – ладошка, имитация стула)
На столе тарелка с вилкой ( одна ладошка – тарелка, вторая – вилка)
И блины горой стоят (руками имитируем гору)
Угощенье для ребят (руки вытянуты вперед)
Ребята, а рядом с домиком в лесу есть болото, а в болоте живут…..! Правильно лягушки! Посмотрите, какие замечательные лягушата к нам
прискакали! Как они квакают? Ква-ква-ква!
А теперь вместе со мной, ква-ква-ква!
На болоте две подружки,
(Стучим поочередно ладошками по столу)
Ква-ква-ква, ква-ква-ква (хлопаем в ладошки)
Две зеленые лягушки(Стучим поочередно ладошками по столу)
Ква-ква-ква, ква-ква-ква(хлопаем в ладошки)
Хором песни распевают( сложить ладони и чуть-чуть приоткрыть лягушкам ротик)
Ква-ква-ква, ква-ква-ква(хлопаем в ладошки)
И спокойно засыпают (складываем ручки под голову, покачиваемся)
Кква-ква-ква, ква-ква-ква(хлопаем в ладошки)
КВА-КВА-КВА (Хлопки ладошками по столу)
- Игра с бусами.
Ускакали наши лягушки в болото, а в нашем волшебном
лоточке мы найдем бусы. Будем считать наши бусинки.
Для того, чтобы выполнить это упражнение, мы должны попросить
наших мам помочь нам.
Считаем бусинки сверху – вниз, при этом берем по одной, чередуя
правую и левую руку.
Один, два, три, четыре, пять…(считаем от 1-10 по возрасту)
Пять, четыре, три, два, один.
- Массажный коврик «Травка».
А теперь заглянем в наши лоточки и возьмем волшебный коврик.
А волшебный он потому, что как только мы положим на него ручку, он начинает петь песенку и рассказывать стихи вместе с нами.
Положим правую ладошку на коврик и…
Скачет лягушонок, (Прыжки руками по коврику)
Ква-ква-ква! (Хлопки в ладоши)
Плавает утенок,
Кря-кря-кря!
Прыгает козленок,
Ме-ме-ме!
А за ним ягненок,
Бе-бе-бе!
Вот мы на занятиях,
Раз-два-три!
Ручки развиваем,
Посмотри!
Все вокруг стараются,
Раз-два-три!
Славно занимаются!
МОЛОДЦЫ!
- Игра с прищепками.
Уберем в сторонку наши коврики, а к нам, прямо из
леса спешат в гости ежи (педагог раздает детям «ежей») .
Что же не хватает нашим ежам? Правильно, колючек.
Вот сейчас мы с вами и займемся этим интересным занятием.
А колючки мы будем делать из прищепок.
А пока мы делаем колючки нашему ёжику, стоит вспомнить, какое мы
знаем стихотворение об этом животном.
Под сосной живет ежонок.
Много у него иголок.
До чего же он хорош-
Весь на щеточку похож!
А захочется еды –
Еж пойдет искать грибы.
Какие же замечательные ежи у вас получились, ну совсем,
как настоящие
( аккуратно снимаем «колючки» с нашего ежика чередуя правую и левую руку).
Скажем нашим ежам…
До свидания!
До свидания, ежики!
А теперь звенит звонок.
Продолжается урок!
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №491
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «СВЕТ НАДЕЖДЫ» № 1892
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста»
Одной из задач ФГОС ДО является формирование предпосылок учебной деятельности. Поэтому в ходе образовательной деятельности я широко использую приемы и методы развития мелкой моторики рук....
Буклет "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"
Буклет "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"...
Презентация "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"
Презентация на тему "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"....
Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, как средство развития речи»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:Педагог:Ознакомиться с инновационными технология...
ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Дружные пальчики» во второй младшей группе
Актуальность Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных дви-жениях – это движения пальцев руки и органов артикуля...