МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Игровые методы и приемы пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование речи детей младшего дошкольного возраста в ГКП.
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа) на тему

Паплевина Наталья Николаевна

Для чего необходимо развивать мелкую моторику?

Существует прямая и естественная связь между движениями рук и  произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частично

формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому развитие мелкой моторики кистей рук, пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГИМНАЗИЯ №491  

СТРУКТУРНОЕ  ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ  «СВЕТ  НАДЕЖДЫ» № 1892

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

Игровые методы и приемы  пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование речи детей младшего дошкольного возраста в ГКП.

                                                               Учитель-дефектолог, учитель-логопед

                                     Паплевина Н.Н.

Адаптирована для детей раннего возраста

    

Сделать серьёзное занятие 
для ребёнка занимательным – вот 
задача первоначального обучения.
К.Д. Ушинский 

Как приятно родителю, когда у его ребёнка умелые пальчики: ловко держат карандаш, аккуратно рисуют, строят из конструктора. А если ещё ребёнок чисто и правильно говорит – вдвойне приятно.                                                                                                                  

Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику – движения пальцев и кистей рук? Почему именно «пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность?  Какую роль играют «пальчиковые» игры  с предметами в развитии  речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста?

Все эти вопросы помогли сформулировать цель данной работы: определение  своеобразия «пальчиковых»  игр с предметами в развитии мелкой моторики, в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста.

         Для чего необходимо развивать мелкую моторику?

Существует прямая и естественная связь между движениями рук и  произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частично

формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому развитие мелкой моторики кистей рук, пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга. Учеными на основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие (И.П.Павлов, А.Р.Лурия).  Исходя из системы развития мелкой моторики

опираясь на теоретические разработки М.М. Кольцовой, А.В. Антаковой-

Фоминой, А.Н.Корнева, И.Н.Садовниковой, были сделаны выводы и поставлены следующая цель и задачи:

Цель:

Развитие мелкой моторики, формирование и развитие речи у детей раннего дошкольного возраста  с помощью  пальчиковых игр с предметами.

Задачи:

1. Формировать навыки:

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- развивать силу рук;

- развивать точные и дифференцированные движения кистей

   и пальцев рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук;

- развивать навык хватания – учить детей захватывать

   предмет, действуя целенаправленно, учитывая форму и

   величину предмета;

- развивать соотносящие действия – учить детей совмещать

   два предмета или две части одного предмета;

- учить детей подражать движениям рук взрослого;

- обогащать пассивный и активный словарь ребенка;

- способствовать формированию представлений о сенсорных

   эталонах;

- развивать согласованные движения пальцев обеих рук при

   выполнении пальчиковых игр.

2. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

- произвольное внимание;

- логическое мышление;

- зрительное и слуховое восприятие;

- память, речь детей;

- умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя

   индивидуальный  темп  выполнения  с заданным, и умение

   самостоятельно продолжать выполнение поставленной

   задачи,  контроль за собственными действиями.

  Для наиболее эффективного результата выполнения намеченных задач были   использованы  Игровые методы и приемы  пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование и коррекцию речи детей младшего дошкольного возраста .

Методика рассчитана на ранний возраст детей от 1 года до 3-х лет.

Работая с детьми не первый год,  встал вопрос необходимости формирования картотеки.

                                        В картотеку вошло:

1. Игры с су-джок кольцом.

2. Игры с су-джок шаром.

3. Игры с массажным мячом.

4.Игры с массажным ковриком «Травка».

5.Игры с бусами.

6.Игры с прищепками.

7.Пальчиковые игры + кинезиологические упражнения.

     _______________________________________________________________

  1. ИГРЫ  С  СУ-ДЖОК  КОЛЬЦОМ

_______________________________________________________________

Цель: Коррекция  речевых нарушений с помощью использования Су – Джок колечка.

Задачи:                                                                                         

  • Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
  • Повысить уровень компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

Массаж эластичным кольцом -  помогает  развивать не только речевые зоны коры головного мозга, но и стимулировать работу внутренних органов.

 Инструкция: колечки катать по пальчикам — от подушечек к основанию и обратно.

РАБОЧИЙ  МАТЕРИАЛ:

№1.

Правая рука

  • Этот малыш – Илюша, (большой)
  • Этот малыш – Ванюша, (указательный)
  • Этот малыш – Алеша, (средний)
  • Этот малыш – Антоша, (безымянный)
  • А меньшего малыша  

     Мишуткою  зовут друзья  (мизинец)

Левая рука 

  • Этот малышка – Танюша, (большой)
  • Этот малышка – Ксюша, (указательный)
  • Этот малышка – Маша, (средний)
  • Этот малышка – Даша, (безымянный)
  • А меня зовут Наташа  (мизинец)

№2.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальцы погулять (разгибать пальцы по одному)

  • Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой,
  • Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
  • Этот пальчик самый  длинный и стоит он в середине.
  • Этот  пальчик безымянный, он избалованный самый
  • А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

№3.                               

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

  • Это -  мама,
  • Это – Я,
  • Это – бабушка моя,
  • Это – папа,
  • Это – дед.

И у нас разлада нет.

№4.

  • Этот пальчик – папочка,
  • Этот пальчик – мамочка,
  • Этот пальчик – дедушка,
  • Этот пальчик – бабушка,

      -      Этот пальчик – Я.  Вот и вся моя семья!

№5

  • Этот пальчик – хочет спать,
  • Этот пальчик – лег в кровать,
  • Этот пальчик – прикорнул,
  • Этот пальчик – сам уснул,
  • Этот всем кричит – Ура!

Всем вставать уже пора!

№6.

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

  • Эта долька – для чижа,
  • Эта долька – для ежа,
  • Эта долька – для котят,
  • Эта долька – для цыплят,
  • А эта долька – для маленьких ребят!

№7

(начинаем с мизинца)

1,2,3,4,5 Мы идем грибы искать!

-  Этот пальчик в лес пошел,

-  Этот пальчик – гриб нашел.

-  Этот пальчик – чистить стал.

- Этот пальчик – жарить стал,

- этот пальчик – все съел,

Оттого и потолстел.

№8.

1,2,3,4,5 Пальчики хотят играть

Мы колечко взяли и на пальчик  одевали

- Раз – большой, он красивый такой,

- Два – указательный, очень обаятельный,

- Три – средний, он совсем не вредный,

- Четыре – безымянный, пальчик очень славный.

- Пять – мизинчик, маленький счастливчик

№9.

Гномики

Жили-были в домике

Маленькие гномики (трем ладошки)

- Тики

- Ники

- Лики

- Чики

- Микки

Стали гномики стирать (и переходим к следующей руке)

- Тики – рубашки,

- Ники – платочки,

- Лики – пижамку,

- Чики – носочки,

- Микки умницей был

Всем водичку носил.

№10.

1,2,3,4,5 Вышли пальчики гулять

- Этот пальчик рыл песок

- Этот делал пирожок

- Этот с горки катался

- Этот в траве валялся

- Этот умницей был

Хорошо говорил.

  1. ИГРЫ  С  СУ-ДЖОК  ШАРОМ.

Цель: Коррекция речевых нарушений  с помощью использования Су – Джок шарика.

Задачи:                                                                                         

  • Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
  • Оказывать оздоровительное воздействие на весь организм ребенка. Массаж с   помощью Су-джок  шаров – «ежиков,  оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи, а так же помогает стимулировать работу внутренних органов.

 Инструкция: шарик нужно просто легко катать по ладошкам  и по пальчикам  (проговаривая стихи пальчиковой гимнастики).

РАБОЧИЙ  МАТЕРИАЛ:

№1.

          ЕЖИК

Ежик, ежик, хитрый еж,

На клубочек ты похож

(катаем мяч между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень – очень колкие.

( массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ежик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи

(дети катают Су-Джок между ладонями).

№2.

На полянке, на лужайке ( катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки (прыгать по ладошке шаром)

И катались по траве (катать вперед-назад)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)

Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)

Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)

«С добрым утром! – им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха – мать (гладить шаром каждый палец)

№3.

Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке)

А за нею – медвежонок.  (шагать тихо шариком по руке)

А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке)

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать (нажимать шариком на каждый палец)

И в тетрадочках писать.

№4.

Гладь мои ладошки еж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить!

Я хочу с тобой поладить.

№5.

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки

Но еще сильней, чем ельник

Вас уколет можжевельник!

(катаем мяч между ладонями с ускорением)

№6.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

№7.

1,2,3,4,5 Вышел ежик погулять

Вышел ежик погулять,

свежей травки пощипать,

Свежей травки пощипать,

А потом пошел гулять.

№8.

(Выполняем движения с ёжиком в соответствии с текстом)

Наш волшебный мудрый ёжик- (прокатываем по левой руке)

Не нашёл в лесу дорожек. - (прокатываем по правой руке)

Ежик колет нам ладошки, - (катаем между ладоней вертикально)

Поиграем с ним немножко.

№9.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха ,(катаем мяч между ладонями)

Кусь, кусь, кусь, кусь, кусь, кусь (пощипываем большим и указательным

                                        пальцем      Су-джок шарик)                                             

Никого я не боюсь,(катаем мяч между ладонями)

№10.

            ЕЖОНОК

Под  сосной живет ежонок.

Много у него иголок.

До чего же он хорош-

Весь на щеточку похож!

А захочется еды –

Еж пойдет искать грибы.

  1. ИГРЫ  С  МАССАЖНЫМ  МЯЧОМ

     Цель: Развивать мелкую моторику.

Задачи:                                                                                         

  • Развивать ручную умелость;
  • Формировать навыки выразительности, пластичности в движении рук;
  • Соотносить игры с массажным мячом с речевым сопровождением.

- Массажные  мячи (резиновые, латексные, пластмассовые) с шершавой

поверхностью прекрасно массажируют и развивают кисти рук.

При перекатывании- воздействуют на нервные окончания, стимулируют кровообращение, развивают мелкую моторику.

 Инструкция:  массируем  ладонь и тыльную сторону руки,

    а   также остальные части тела в  речевом сопровождении.

РАБОЧИЙ  МАТЕРИАЛ:

№1.

Этот мячик не простой

Весь колючий вот такой (катаем мяч вверх-ввниз)

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем (катаем мяч между ладоней)

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем. (катаем мяч вверх-ввниз)

Можно мяч катать по кругу, (катаем мяч по тыльной стороне правой руки)

Перекидывать друг другу. (катаем мяч по тыльной стороне левой руки)

1,2,3,4,5 Нам пора и отдыхать!(перекладываем мяч из руки-  в руку)

№2.

Ежик выбился из сил-

Яблоки, грибы носил. (катаем мяч вверх-ввниз)

  • Мы потрем ему бока – (движения выполняются по тексту)

Надо из размять слегка.

  • А потом погладим ножки,

Что бы отдохнул немножко.

  • А потом почешем брюшко,
  • Пощекочем возле ушка

      Еж в лесочек убежал(катаем мяч по тыльной стороне левой руки)

      Нам «спасибо» пропищал. (катаем мяч по тыльной стороне левой руки)

№3.

Месим, месим тесто (сжимаем мяч в правой руке)

Есть в печи место (сжимаем мяч в левой руке)

Испечем мы каравай  (сжимаем обеими руками)

Перекладывай, валяй (перекладываем мяч из руки в руку)

   №4.                

    ПИРОГ

Подготовим место (правая рука)

Раскатаем тесто  (левая рука)

Слой – варенье (правая рука)

Слой – творог (левая рука)

Испечем большой пирог

 (Месим двумя руками)

№5.

Муку в тесто замесили, (круговые вращения мячом по столу правой рукой)

А из теста мы слепили(круговые вращения мячом по столу левой  рукой)

Пирожки и плюшки, («печем пирожки»)

Сдобные ватрушки, («печем пирожки»)

Булочки и калачи –

Все мы испечем в печи. (перекладываем мяч из руки в руку)

№6.

Тише мяч, не торопись,  (катаем мяч между ладоней)

Ты по ручкам прокатись,  

Ты по ножкам прокатись,

И обратно воротись.

№7.

Мячик-мячик, мой дружок (катаем мяч между ладоней)

Звонкий разноцветный бок

По мячу ладошкой бью,

И рукой его ловлю. (перекладываем мяч из руки в руку)

№8.

Мячик-ежик мы возьмем,             (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем.                      (катаем между ладошек) 

Вверх подбросим и поймаем,       (можно просто поднять мячик вверх)

И иголки посчитаем.                    (пальчиками одной руки нажимаем на шипики) 

Пустим ежика на стол,                 (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем                (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем…               (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем.               (меняем ручку и тоже катаем мячик)

№9.

Ежик» в руки нужно взять,         (берем массажный мячик)

Чтоб иголки посчитать.                (катаем между ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять!        (пальчиками одной руки нажимаем на шипики) 

Начинаем счет опять.                    (перекладываем мячик в другую руку) 

Раз, два, три, четыре, пять!        (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

И закончили считать.

№10.

По столу круги катаю, (катаем мяч правой рукой)

Из-под рук не выпускаю. (катаем мяч левой  рукой)

Взад-вперед его качу; (катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, вперед-назад)

Вправо-влево – как хочу

(Катать мяч ладошкой левой  руки вправо-влево, вперед-назад)

  1. ИГРЫ  С  МАССАЖНЫМ  КОВРИКОМ  «ТРАВКА»

________________________________________________________________

Цель: Ускорить процесс формирования  и коррекции речи у детей.

Задачи:                                                                                         

  • Обучать детей приемам самомассажа в игровой форме.
  • Нормализовать тонус и эластичность  мышц, повышать

               работоспособность.

  • Мобилизовать защитные  силы  организма.
  • Повышать интересс к занятиям.

- Массажный коврик «Травка» - игровой самомассаж рук для активизации речи и мышления,  развития мелкой моторики и повышения иммунитета.

 Инструкция:  (массаж ладоней, обыгрываем

   детский стишок, попеременно постукивая или скребясь по коврику).

РАБОЧИЙ  МАТЕРИАЛ:

№1.

                        СКАЧЕТ  ЛЯГУШОНОК

Скачет лягушонок, (Прыжки руками по коврику)

Ква-ква-ква!  (Хлопки в ладоши)

Плавает утенок,

Кря-кря-кря!

Прыгает козленок,

Ме-ме-ме!

А за ним ягненок,

Бе-бе-бе!

Вот мы на занятиях,

Раз-два-три!

Ручки развиваем,

Посмотри!

Все вокруг стараются,

Раз-два-три!

Славно занимаются!

Мо-лод-цы!

№2.

Стоит на задних лапках кот (руки на запястьях)

И в гости мышек он зовет (поочередно скребемся руками по коврику)

Показывает лапки,

А в лапках – цап-царапки.

№3.

(начинаем с мизинца, топаем двумя пальцами)

- Пальчик топал по дорожке топ-топ-топ, топ-топ-топ.

- Топать стал второй немножко топ-топ-топ, топ-топ-топ.

- Третий пальчик попал долго топ-топ-топ, топ-топ-топ.

- А четвертый только раз – топ.

- Вот большой  спешит по  кочкам,,

Будет слушаться он нас!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ, завершаем наш рассказ.

№4.

                                     Ежик

Ёжик топал по тропинке

Топ-топ-топ, топ-топ-топ,

И грибочек нес на спинке.

Топ-топ-топ, топ-топ-топ,

Ёжик топал не спеша (топаем пальцами медленно)

 Тихо листьями шурша (трем ладошками)

№5.

                                  Травка

Любят дети летом босиком гулять( топаем пальчиками по коврику)

На зеленой травке ножками стоять ( сильный нажим ладошек на коврик)

Бегать, прыгать, баловаться (постукивание пальцев по коврику)

И на травке кувыркаться (перекатываем ладони от кончиков пальцев к запястью).  

№6.

                               Поросята

- Этот толстый поросенок целый день хвостом вилял, («топают»   мизинцы)

- Этот толстый поросенок спинку об забор чесал. (безымянные)

- Этот толстый поросенок носом землю ковырял , (средние)

- Этот толстый поросенок что-то сам нарисовал. (указательные)

- Этот толстый поросенок – лежебока и нахал, ( большие)

Захотел спать в середине и всех братьев растолкал.

(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь – разжимаем руку)

№7.

                        Как на пишущей машинке

Как на пишущей машинке (топаем пальчиками по коврику)

Две хорошенькие свинки

Туки-туки-туки-тук!

Туки-туки-туки-тук!

И постукивают,

И похрюкивают:

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

№8.

                    БАРАБАН

Барабанит барабан

Слышен грохот тут и там (Все пальцы)

Бам-бам-бам,

Бам-бам-бам,

Бам-бам-бам,

Бам-бам-бам,

Бам-бам-бам,

Так грохочет барабан.(Пальцы поочередно,начиная с мизинца)

№9.

ХИТРЫЙ КОТ

Хитрый кот по дому рыщет.(скребемся по коврику)

Мышку маленькую ищет.

Мышка в  подполе живет,

Тихо досочки скребет,

Не поймает котик (трем ладошки)

Мышеньку за хвостик!

№10.

Точит кошка коготки, (скребемся по коврику)

Сидя на окошке.

Ах, какие же они, острые у кошки!

Ах, какие у неё, маленькие лапки! (поглаживаем свои ручки)

В этих лапках иногда, прячутся царапки. (показываем ладошки, зажимаем кулачки)

  1. ИГРЫ  С  БУСАМИ.

__________________________________________________________________

Цель: Развивать межполушарное взаимодействие.

Задачи:    

  • Развивать тактильную чувствительность, скоординированность движений пальцев и кистей рук.

-Игры с бусами  помогут скоординировать движения  в системе «глаз-рука».

                                                                                     

 Инструкция: пересчитывать  бусы  в разных направлениях поочередно правой - левой рукой (захват производить двумя пальчиками  большим и указательным).

   

________________________________________________________________

  1. ИГРЫ  С  ПРИЩЕПКАМИ.

________________________________________________________________

Цель: Развивать мелкую моторику рук; сенсомоторные функции.

 Задачи:    

  • Учить детей правильно открывать прищепку и прикреплять ее к  

               «персонажу».

  • Учить детей различать цвета.

-Игры с разноцветными прищепками  стимулируют созреванию клеток коры головного мозга путем механического  сдавливания подушек пальцев, развивают мелкую моторику, зрительное восприятие.  

                                                                                   

  Инструкция: цеплять прищепки  определенного  цвета на предложенные  

   «персонажи»; чередование цветов.

_______________________________________________________________

  1. ПАЛЬЧИКОВЫЕ  ИГРЫ +

кинезиологические упражнения.

________________________________________________________________

Цель: Развивать межполушарные связи.

Задачи:    

  • Учить детей по подражанию переключаться с одного движения на другое.            

- Пальчиковые игры -  переключают внимание, улучшают координацию и мелкую моторику, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

                                                                                   

  Инструкция: выполнять движения по подражанию в стихотворном сопровождении.

РАБОЧИЙ  МАТЕРИАЛ:

№1.

На лужайке две подружки

(хлопки руками по столу)

Ква-ква-ква, ква-ква-ква

(хлопаем в ладоши)

Две зеленые лягушки

Ква-ква-ква, ква-ква-ква

     (хлопаем в ладоши)

     Хором песни распевают

     ( сложить ладони и чуть-чуть приоткрыть лягушкам ротик)

     Ква-ква-ква, ква-ква-ква

     И спокойно засыпают

     (складываем ручки под голову, покачиваемся)

     ква-ква-ква, ква-ква-ква

№2.

Видим, скачут по опушке

Две веселые лягушки, (поочередно топаем ладошками по столу)

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгай с пятки на носок. (перекатываем ладони от кончиков пальцев к запястью)

№3.

Под грибом шалашик – домик (руки домиком над головой)

Там живет веселый гномик (руки домиком над глазами)

Мы тихонько постучим (стучим кулачками по столу)

В колокольчик позвоним (руки вытянуты вперед, круговые вращения кистями)

Двери нам откроет гномик (хлопок в ладоши , открываем дверь)

Станет звать в шалашик – домик  (руки домиком над головой) 

В домике дощатый пол (трем ладошками по столу)

А на нем дощатый стол ( кулачок – ладошка, имитация стола)

Рядом стул с высокой спинкой ( кулачок – ладошка, имитация стула)

На столе тарелка с вилкой ( одна ладошка – тарелка, вторая – вилка)

И блины горой стоят (руками имитируем гору)

Угощенье для ребят ( руки вытянуты вперед

№4.

 (и.п. руки в кулаке прижаты – пальчики здороваются)

- Наш мизинчик утром встал,

- Безымянного поднял.

- Средний пальчик потянулся,

- Указательный - проснулся.

- Должен и большой вставать

Братьев в школу провожать.

№5.

Мама отпустила деток погулять (загибаем поочередно кулачок-ладонь)

 Их у мамы много. Деток смелых – пять!

Погуляли, детки? А теперь домой!

- Приходи скорее, пальчик ты большой (загибаем поочередно пальцы)

- А теперь внимательный, пальчик указательный,

- А теперь и средний. Это – не последний.

- Безымянный пальчик, к дому ты беги

- И мизинца – братика с собою прихвати!

№6.

Кто живет у нас в квартире?

- Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

- Кто живет у нас в квартире?

- Раз, два, три, четыре, пять (пересчет пальцев)

  Всех могу пересчитать

- Папа, мама, брат, сестра, кошка Мурка,

- Два котенка, мой щегол, сверчок и я –

- Вот и вся моя семья (хлопки в ладоши).

№7.

Раз, два, три, четыре(хлопки в ладоши)

Мы посуду перемыли: (загибаем поочередно кулачок-ладонь)

- Чайник,(загибаем поочереди пальчики)

- Чашку,

- Ковшик,

- Ложку и

- Большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

- Только чашку мы разбили,

- Ковшик тоже развалился,

- Нос у чайника отбился.

- Ложку мы чуть-чуть сломали –

- Так мы маме помогали.

№8.

Ладошки вверх!

(Положить ладони на стол внешней стороной вниз)

Ладошки вниз!

(Повернуть ладони)

А теперь их на бочок!

(Поставить ладони на ребро)

И зажали в кулачок!

№9.

Стол стоит на толстой ножке («Стол»),

Рядом стульчик у окошка («Стул»).

Два бочонка под столом («Бочонки»).

Вот такой         я видел дом («Дом).

№10.

            ДЕРЕВО

В поле дерево стоит (2 руки вместе)

Ветер ветки шевелит

(покачивание рук из стороны в сторону)

Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо!

 (Покачивание рук от себя к себе).

Правила, которые необходимо соблюдать в процессе выполнения пальчиковой гимнастики с предметами:

1. нагрузка на левую и правую руки ребенка должна быть равномерной;

2. пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому должна быть использована ежедневно.

       Шагая в ногу с новыми ФГОСами в дошкольном образовании, ребенок должен проявлять инициативность и  самостоятельность в разных видах деятельности  и мы должны отталкиваться  от его желания,  позволять ему самостоятельно выбирать ритм, темп игры, цвет, размер персонажей и предметов, не навязывать  ничего против его воли, внимательно следить за теми действиями, к которым он проявляет особый интерес, давать  ребенку больше самостоятельности.

     Регулярно занимаясь со своим ребенком, и вызывая у малыша интерес к пальчиковой гимнастике с предметами, мы добьемся потрясающих результатов. Занимаясь по 5-10 минут в день, включая  в одно занятие по одному виду упражнений, мы тем самым  не только оказываем благотворное влияние на весь организм и  реже болеем, но также помогаем решать наши коррекционные задачи:

-активизируем мозг,

-развиваем  межполушарное взаимодействие,

-иннервацию речедвигательных  анализаторов,

-способствуем развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия, мелкой моторики рук, так необходимой для успешной подготовки детей к обучению в школе.

           

                        Список  использованной  литературы:

  1. Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали [Текст]: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. – 20 с., ил.
  2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: практич. пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004. – 236 с.
  3. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ [Текст]: метод, пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
  4. Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с., ил.
  5. Лопухина, И.С. Логопедия – речь, ритм, движение [Текст]: Пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. – СПб.:Дельта, 1997. – 256 с., ил.
  6. Оригинальные пальчиковые игры [Текст] / Сост. Е.Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2008. – 186 с.
  7. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – С. 60-64.
  8. Соколова,  Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – С. 34-36. 
  9.  Янушко Е.А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2–3 лет. Развитие понимания речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 5. – С. 12–19.
  10. Янушко Е.А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2–3 лет. Развитие общего и речевого подражания в играх // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – С. 22–28.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Коррекционно-развивающее  занятие с детьми раннего возраста в ГКП для детей с отклонениями в развитии                                                              Паплевина Н.Н. –  

                                                                                                                  учитель-дефектолог, учитель-логопед

  1. Игра с су-джок кольцом.

     Здравствуйте, ребята!

Посмотрите, какие разноцветные у меня шарики! Только берите их осторожно, они колючие и напоминают нам ежа, а внутри с сюрпризом.

Давайте осторожно откроем наши шарики и посмотрим, что же там интересного?

А там…? Волшебные колечки!

Надеваем наше колечко  на большой пальчик правой руки

(педагог показывает на себе)

И рассказываем стихотворение  про  пальчики

Этот пальчик – хочет спать (массируем большой пальчик)                                                                            

Этот пальчик – лег в кровать (массируем указательный пальчик) 

Этот пальчик – прикорнул (массируем средний пальчик)

Этот пальчик – сам уснул (массируем безымянный пальчик)

Этот – всем кричит УРА! Всем вставать уже пора! (массируем мизинчик)

А теперь надеваем колечко на  самый маленький пальчик -мизинчик левой руки

И рассказываем стихотворение

Наш мизинчик утром встал (массируем мизинец)

Безымянного поднял (массируем безымянный палец)

Средний палец потянулся (массируем средний палец)

Указательный проснулся (массируем указательный палец)

Хочет и большой вставать, деток в садик провожать (массируем мизинец).

             

2. Игра су-джок шаром.

Очень хорошо у вас получается!

         А теперь спрячем наши  колечки в  шарики и покатаем их по ладошке

Я мячом круги катаю,(круговые вращения шариком по ладошке)

Взад-вперед его гоняю.(катаем шарик вверх-вниз)

Им поглажу я ладошку,(гладим ладошку правой руки)

Будто я сметаю крошку,(гладим ладошку шариком (сметаем крошки)с левой  руки)

И сожму его немножко(сжимаем шарик в правой руке)

Как сжимает лапу кошка, (сжимаем шарик в левой  руке)

Каждым пальцем мяч прижму,(поочереди прижимаем пальчики к шарику)

И другой рукой начну.

3. Игра с массажным мячом.

      Хорошо! А теперь наши маленькие «ежики» укатились в лес, а к нам

       в   гости  прикатились ...

      Большие  мячи. Посмотрите,  пожалуйста, они тоже все  

      разноцветные и колючие, но они  гораздо больше, чем предыдущие.

      А какого животного напоминает наш мячик? Он тоже похож на ежа!

      Вот сейчас мы  с вами расскажем  стихотворение  о еже.  

Ежик выбился из сил-

Яблоки, грибы носил.(катаем мяч между ладошками)

  • Мы потрем ему бока –

Надо их  размять слегка.

  • А потом погладим ножки,

Что бы отдохнул немножко.

  • А потом почешем брюшко,
  • Пощекочем возле ушка

Еж в лесочек убежал

Нам «спасибо» пропищал.(массируем тыльную сторону ладони)

4. Кинезиологические упражнения

Убежал в лесочек наш ёжик, а в лесу…

Под грибом шалашик – домик (руки домиком над головой)

Там живет веселый гномик (руки домиком над глазами)

Мы тихонько постучим (стучим кулачками по столу)

В колокольчик позвоним (руки вытянуты вперед, круговые вращения кистями)

Двери нам откроет гномик (хлопок в ладоши , открываем дверь)

Станет звать в шалашик – домик  (руки домиком над головой) 

В домике дощатый пол (трем ладошками по столу)

А на нем дощатый стол ( кулачок – ладошка, имитация стола)

Рядом стул с высокой спинкой ( кулачок – ладошка, имитация стула)

На столе тарелка с вилкой ( одна ладошка – тарелка, вторая – вилка)

И блины горой стоят (руками имитируем гору)

Угощенье для ребят (руки вытянуты вперед)

  Ребята, а рядом   с домиком в лесу есть болото, а в болоте живут…..! Правильно лягушки! Посмотрите, какие замечательные лягушата к нам  

 прискакали! Как они квакают?  Ква-ква-ква!

  А теперь вместе со мной, ква-ква-ква!

                              

На болоте две подружки,

 (Стучим поочередно ладошками по столу)

Ква-ква-ква, ква-ква-ква (хлопаем в ладошки)

Две зеленые лягушки(Стучим поочередно ладошками по столу)

Ква-ква-ква, ква-ква-ква(хлопаем в ладошки)

Хором песни распевают( сложить ладони и чуть-чуть приоткрыть лягушкам ротик)

Ква-ква-ква, ква-ква-ква(хлопаем в ладошки)

 И спокойно засыпают (складываем ручки под голову, покачиваемся)

Кква-ква-ква, ква-ква-ква(хлопаем в ладошки)

КВА-КВА-КВА (Хлопки ладошками по столу)

  1. Игра с бусами.

           Ускакали наши лягушки в болото, а в нашем волшебном

     лоточке мы найдем бусы. Будем считать наши бусинки.

     Для того, чтобы выполнить это   упражнение,  мы должны попросить

     наших мам помочь нам.  

     Считаем бусинки сверху – вниз, при этом берем по  одной, чередуя  

          правую и левую руку.    

                     

Один, два, три, четыре, пять…(считаем от 1-10 по возрасту)

Пять, четыре, три, два, один.

  1. Массажный коврик «Травка».

           А теперь заглянем в наши лоточки и  возьмем волшебный коврик.

А  волшебный он потому, что как только мы положим на него ручку, он начинает петь песенку и рассказывать стихи вместе с нами.

Положим правую ладошку на коврик и…

Скачет лягушонок, (Прыжки руками по коврику)

Ква-ква-ква!  (Хлопки в ладоши)

Плавает утенок,

Кря-кря-кря!

Прыгает козленок,

Ме-ме-ме!

А за ним ягненок,

Бе-бе-бе!

Вот мы на занятиях,

Раз-два-три!

Ручки развиваем,

Посмотри!

Все вокруг стараются,

Раз-два-три!

Славно занимаются!

МОЛОДЦЫ!

             

  1. Игра с прищепками.

              Уберем в сторонку наши коврики, а к нам, прямо из

     леса спешат в гости ежи   (педагог раздает детям  «ежей») .

             Что же не хватает нашим ежам? Правильно, колючек.

     Вот сейчас мы с вами и займемся этим интересным занятием.

     А колючки мы будем делать из прищепок.

     А пока мы делаем колючки нашему ёжику, стоит вспомнить, какое мы  

     знаем стихотворение об  этом животном.

Под  сосной живет ежонок.

Много у него иголок.

До чего же он хорош-

Весь на щеточку похож!

А захочется еды –

Еж пойдет искать грибы.

                             

                   Какие же замечательные ежи у вас получились, ну совсем,

             как настоящие

           ( аккуратно снимаем «колючки» с нашего ежика чередуя правую и левую руку).

            Скажем нашим ежам…

            До свидания!

            До свидания, ежики!

           

А теперь звенит звонок.

Продолжается урок!

   

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КАРТОТЕКА  ИГР

РАБОЧИЙ  МАТЕРИАЛ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ИГРЫ  С  ПРИЩЕПКАМИ

       

       



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГИМНАЗИЯ №491  

СТРУКТУРНОЕ  ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

 «СВЕТ  НАДЕЖДЫ» № 1892

КАРТОТЕКА  ИГР

РАБОЧИЙ  МАТЕРИАЛ

_____________________________

  1. ИГРЫ  С  СУ-ДЖОК  КОЛЬЦОМ

___________________________

Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су – Джок колечка.

Задачи:                                            

  • Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
  • Повысить уровень компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

 Массаж эластичным кольцом -  помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев  эластичным кольцом.

 Инструкция: колечки катать по пальчикам — от подушечек к основанию и обратно.

№1.

Правая рука

  • Этот малыш – Илюша, (большой)
  • Этот малыш – Ванюша, (указательный)
  • Этот малыш – Алеша, (средний)
  • Этот малыш – Антоша, (безымянный)
  • А меньшего малыша  

     Мишуткою  зовут друзья  (мизинец)

Левая рука 

  • Этот малышка – Танюша, (большой)
  • Этот малышка – Ксюша, (указательный)
  • Этот малышка – Маша, (средний)
  • Этот малышка – Даша, (безымянный)
  • А меня зовут Наташа  (мизинец)

№2.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальцы погулять (разгибать пальцы по одному)

  • Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой,
  • Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
  • Этот пальчик самый  длинный и стоит он в середине.
  • Этот  пальчик безымянный, он избалованный самый
  • А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

№3.                               

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

  • Это -  мама,
  • Это – Я,
  • Это – бабушка моя,
  • Это – папа,
  • Это – дед.

И у нас разлада нет.

№4.

  • Этот пальчик – папочка,
  • Этот пальчик – мамочка,
  • Этот пальчик – дедушка,
  • Этот пальчик – бабушка,
  • Этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья!

№5

  • Этот пальчик – хочет спать,
  • Этот пальчик – лег в кровать,
  • Этот пальчик – прикорнул,
  • Этот пальчик – сам уснул,
  • Этот всем кричит – Ура!

Всем вставать уже пора!

№6.

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

  • Эта долька – для чижа,
  • Эта долька – для ежа,
  • Эта долька – для котят,
  • Эта долька – для цыплят,
  • А эта долька – для маленьких ребят!

№7

(начинаем с мизинца)

1,2,3,4,5 Мы идем грибы искать!

-  Этот пальчик в лес пошел,

-  Этот пальчик – гриб нашел.

-  Этот пальчик – чистить стал.

- Этот пальчик – жарить стал,

- этот пальчик – все съел,

Оттого и потолстел.

№8.

1,2,3,4,5 Пальчики хотят играть

Мы колечко взяли и на пальчик  одевали

- Раз – большой, он красивый такой,

- Два – указательный, очень обаятельный,

- Три – средний, он совсем не вредный,

- Четыре – безымянный, пальчик очень славный.

- Пять – мизинчик, маленький счастливчик

№9.

Гномики

Жили-были в домике

Маленькие гномики (трем ладошки)

- Тики

- Ники

- Лики

- Чики

- Микки

Стали гномики стирать (и переходим к следующей руке)

- Тики – рубашки,

- Ники – платочки,

- Лики – пижамку,

- Чики – носочки,

- Микки умницей был

Всем водичку носил.

№10.

1,2,3,4,5 Вышли пальчики гулять

- Этот пальчик рыл песок

- Этот делал пирожок

- Этот с горки катался

- Этот в траве валялся

- Этот умницей был

Хорошо говорил.

  1. ИГРЫ  С  СУ-ДЖОК  ШАРОМ.

Цель: Коррекция речевых нарушений с помощью использования Су – Джок шарика.

Задачи:                                                     

  • Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
  • Оказывать оздоровительное воздействие на весь организм ребенка.

Массаж с   помощью Су-джок  шаров – «ежиков,  оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи, а так же помогает стимулировать работу внутренних органов.

 Инструкция: шарик нужно просто легко катать по ладошкам  и по пальчикам  (проговаривая стихи пальчиковой гимнастики).

№1.

          ЕЖИК

Ежик, ежик, хитрый еж,

На клубочек ты похож

(катаем мяч между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень – очень колкие.

( массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ежик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи

(дети катают Су-Джок между ладонями).

№2.

На полянке, на лужайке ( катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки (прыгать по ладошке шаром)

И катались по траве (катать вперед-назад)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)

Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)

Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)

«С добрым утром! – им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха – мать (гладить шаром каждый палец)

№3.

Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке)

А за нею – медвежонок.  (шагать тихо шариком по руке)

А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке)

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать (нажимать шариком на каждый палец)

И в тетрадочках писать.

№4.

Гладь мои ладошки еж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить!

Я хочу с тобой поладить.

№5.

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки

Но еще сильней, чем ельник

Вас уколет можжевельник!

(катаем мяч между ладонями с ускорением)

№6.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

№7.

1,2,3,4,5

Вышел ежик погулять

Вышел ежик погулять,

свежей травки пощипать,

Свежей травки пощипать,

А потом пошел гулять.

№8.

(Выполняем движения с ёжиком в соответствии с текстом)

Наш волшебный мудрый ёжик- (прокатываем по левой руке)

Не нашёл в лесу дорожек. - (прокатываем по правой руке)

Ежик колет нам ладошки, - (катаем между ладоней вертикально)

Поиграем с ним немножко.

№9.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха ,(катаем мяч между ладонями)

Кусь, кусь, кусь, кусь, кусь, кусь (пощипываем большим и указательным

                                        пальцем      Су-джок шарик)                                             

Никого я не боюсь,(катаем мяч между ладонями)

№10.

            ЕЖОНОК

Под  сосной живет ежонок.

Много у него иголок.

До чего же он хорош-

Весь на щеточку похож!

А захочется еды –

Еж пойдет искать грибы.

  1. ИГРЫ  С  МАССАЖНЫМ  МЯЧОМ

___________________________

Цель: Развивать мелкую моторику.

Задачи:                                             

  • Развивать ручную умелость;
  • Формировать навыки выразительности, пластичности в движении рук;
  • Соотносить игры с массажным мячом с речевым сопровождением.

- Массажные  мячи (резиновые, латексные, пластмассовые) с шершавой

поверхностью прекрасно массажируют и развивают кисти рук.

При перекатывании- воздействуют на нервные окончания, стимулируют кровообращение.

 Инструкция:  массируем  ладонь и тыльную сторону руки,

    а   также круговые вращения мячом головы, туловища, конечностей).

№1.

Этот мячик не простой

Весь колючий вот такой

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем.

Можно мяч катать по кругу,

Перекидывать друг другу.

1,2,3,4,5 Нам пора и отдыхать!

№2.

Ежик выбился из сил-

Яблоки, грибы носил.

  • Мы потрем ему бока –

Надо из размять слегка.

  • А потом погладим ножки,

Что бы отдохнул немножко.

  • А потом почешем брюшко,
  • Пощекочем возле ушка

Еж в лесочек убежал

Нам «спасибо» пропищал.

№3.

Месим, месим тесто (сжимаем мяч в правой руке)

Есть в печи место (сжимаем мяч в левой руке)

Испечем мы каравай  (сжимаем обеими руками)

Перекладывай, валяй (перекладываем мяч из руки в руку)

   

№4.                

    ПИРОГ

Подготовим место (правая рука)

Раскатаем тесто  (левая рука)

Слой – варенье (правая рука)

Слой – творог (левая рука)

Испечем большой пирог

 (Месим двумя руками)

№5.

Муку в тесто замесили,

А из теста мы слепили

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Все мы испечем в печи.

№6.

Тише мяч, не торопись,

Ты по ручкам прокатись,

Ты по ножкам прокатись,

И обратно воротись.

№7.

Мячик-мячик, мой дружок

Звонкий разноцветный бок

По мячу ладошкой бью,

И рукой его ловлю.

№8.

Мячик-ежик мы возьмем,             (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем.                      (катаем между ладошек) 

Вверх подбросим и поймаем,       (можно просто поднять мячик вверх)

И иголки посчитаем.                    (пальчиками одной руки нажимаем на шипики) 

Пустим ежика на стол,                 (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем                (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем…               (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем.               (меняем ручку и тоже катаем мячик)

№9.

Ежик» в руки нужно взять,         (берем массажный мячик)

Чтоб иголки посчитать.                (катаем между ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять!        (пальчиками одной руки нажимаем на шипики) 

Начинаем счет опять.                    (перекладываем мячик в другую руку) 

Раз, два, три, четыре, пять!        (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

И закончили считать.

№10.

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево – как хочу

(Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, вперед-назад).

__________________________________

  1. ИГРЫ  С  МАССАЖНЫМ  КОВРИКОМ  «ТРАВКА»

________________________

Цель: Ускорить процесс формирования  и коррекции речи у детей.

Задачи:                             

  • Обучать детей приемам самомассажа в игровой форме.
  • Нормализовать тонус и эластичность мышц, повышать

               работоспособность.

  • Мобилизовать защитные силы организма.
  • Повышать интерес к занятиям.

- Массажный коврик «Травка» - игровой самомассаж рук для активизации речи и мышления,  развития мелкой моторики и повышения иммунитета.

 Инструкция:  (массаж ладоней, обыгрываем

   детский стишок, попеременно постукивая или скребясь по коврику).

№1.

                        СКАЧЕТ  ЛЯГУШОНОК

Скачет лягушонок, (Прыжки руками по коврику)

Ква-ква-ква!  (Хлопки в ладоши)

Плавает утенок,

Кря-кря-кря!

Прыгает козленок,

Ме-ме-ме!

А за ним ягненок,

Бе-бе-бе!

Вот мы на занятиях,

Раз-два-три!

Ручки развиваем,

Посмотри!

Все вокруг стараются,

Раз-два-три!

Славно занимаются!

Мо-лод-цы!

№2.

Стоит на задних лапках кот (руки на запястьях)

И в гости мышек он зовет (поочередно скребемся руками по коврику)

Показывает лапки,

А в лапках – цап-царапки.

№3.

(начинаем с мизинца, топаем двумя пальцами)

- Пальчик топал по дорожке топ-топ-топ, топ-топ-топ.

- Топать стал второй немножко топ-топ-топ, топ-топ-топ.

- Третий пальчик попал долго топ-топ-топ, топ-топ-топ.

- А четвертый только раз – топ.

- Вот большой  спешит по  кочкам,,

Будет слушаться он нас!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ, завершаем наш рассказ.

№4.

                                     Ежик

Ёжик топал по тропинке

Топ-топ-топ, топ-топ-топ,

И грибочек нес на спинке.

Топ-топ-топ, топ-топ-топ,

Ёжик топал не спеша (топаем пальцами медленно)

 Тихо листьями шурша (трем ладошками)

№5.

                                  Травка

Любят дети летом босиком гулять

( топаем пальчиками по коврику)

На зеленой травке ножками стоять

( сильный нажим ладошек на коврик)

Бегать, прыгать, баловаться (постукивание пальцев по коврику)

И на травке кувыркаться (перекатываем ладони от кончиков пальцев к запястью).  

№6.

                               Поросята

- Этот толстый поросенок целый день хвостом вилял, (мизинцы)

- Этот толстый поросенок спинку об забор чесал. (безымянные)

- Этот толстый поросенок носом землю ковырял , (средние)

- Этот толстый поросенок что-то сам нарисовал. (указательные)

- Этот толстый поросенок – лежебока и нахал, ( большие)

Захотел спать в середине и всех братьев растолкал.

(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь – разжимаем руку)

№7.

                        Как на пишущей машинке

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки

Туки-туки-туки-тук!

Туки-туки-туки-тук!

И постукивают,

И похрюкивают:

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

№8.

                    БАРАБАН

Барабанит барабан

Слышен грохот тут и там (Все пальцы)

Бам-бам-бам,

Бам-бам-бам,

Бам-бам-бам,

Бам-бам-бам,

Бам-бам-бам,

Так грохочет барабан.(Пальцы поочередно,

Начиная с мизинца)

№9.

ХИТРЫЙ КОТ

Хитрый кот по дому рыщет.

Мышку маленькую ищет.

Мышка в  подполе живет,

Тихо досочки скребет,

Не поймает котик

Мышеньку за хвостик!

№10.

Точит кошка коготки,

Сидя на окошке.

Ах, какие же они, острые у кошки!

Ах, какие у неё, маленькие лапки!

В этих лапках иногда, прячутся царапки.

(скребем ручками по коврику)

      __________________________

  1. ИГРЫ  С  БУСАМИ.

___________________________

Цель: Развивать межполушарное взаимодействие.

Задачи:    

  • Развивать тактильную чувствительность, скоординированность движений пальцев и кистей рук.

-Игры с бусами  помогут скоординировать движения  в системе «глаз-рука».

                                                                                     

 Инструкция: пересчитывать  бусы  в разных направлениях поочередно правой - левой рукой (захват производить двумя пальчиками  большим и указательным).

   

______________________

  1. ИГРЫ  С  ПРИЩЕПКАМИ.

__________________________

Цель: Развивать мелкую моторику рук; сенсомоторные функции.

Задачи:    

  • Учить детей правильно открывать прищепку и прикреплять ее к  

               «персонажу».

  • Учить детей различать цвета.

-Игры с разноцветными прищепками  стимулируют созреванию клеток коры головного мозга путем механического  сдавливания подушек пальцев.  

                                                                                   

  Инструкция: цеплять прищепки  определенного  цвета на предложенные  

   «персонажи»; чередовать цвета.

_____________________________

  1. ПАЛЬЧИКОВЫЕ  ИГРЫ +

кинезиологические упражнения.

_________________________

Цель: Развивать межполушарное взаимодействие.

Задачи:    

  • Учить детей по подражанию переключаться с одного движения на другое.              

- Пальчиковые игры -  переключают внимание, улучшают координацию и мелкую моторику, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

                                                                                   

  Инструкция: выполнять движения по подражанию в стихотворном сопровождении.

№1.

На лужайке две подружки

(хлопки руками по столу)

Ква-ква-ква, ква-ква-ква

(хлопаем в ладоши)

Две зеленые лягушки

Ква-ква-ква, ква-ква-ква

     (хлопаем в ладоши)

     Хором песни распевают

     ( сложить ладони и чуть-чуть приоткрыть лягушкам ротик)

     Ква-ква-ква, ква-ква-ква

     И спокойно засыпают

     (складываем ручки под голову, покачиваемся)

     ква-ква-ква, ква-ква-ква

КВА (удары двумя руками по столу)

№2.

Видим, скачут по опушке

Две веселые лягушки, (поочередно топаем ладошками по столу)

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгай с пятки на носок. (перекатываем ладони от кончиков пальцев к запястью)

№3.

ДОМИК

Под грибом шалашик – домик (руки домиком над головой)

Там живет веселый гномик (руки домиком над глазами)

Мы тихонько постучим (стучим кулачками по столу)

В колокольчик позвоним (руки вытянуты вперед, круговые вращения кистями)

Двери нам откроет гномик (хлопок в ладоши , открываем дверь)

Станет звать в шалашик – домик  (руки домиком над головой) 

В домике дощатый пол (трем ладошками по столу)

А на нем дощатый стол ( кулачок – ладошка, имитация стола)

Рядом стул с высокой спинкой ( кулачок – ладошка, имитация стула)

На столе тарелка с вилкой ( одна ладошка – тарелка, вторая – вилка)

И блины горой стоят (руками имитируем гору)

Угощенье для ребят ( руки вытянуты вперед

№4.

Мизинчик

(и.п. руки в кулаке прижаты – пальчики здороваются)

- Наш мизинчик утром встал,

- Безымянного поднял.

- Средний пальчик потянулся,

- Указательный - проснулся.

- Должен и большой вставать

Братьев в школу провожать.

№5.

Мама отпустила деток погулять (загибаем поочередно кулачок-ладонь)

 Их у мамы много. Деток смелых – пять!

Погуляли, детки? А теперь домой!

- Приходи скорее, пальчик ты большой (загибаем поочередно пальцы)

- А теперь внимательный, пальчик указательный,

- А теперь и средний. Это – не последний.

- Безымянный пальчик, к дому ты беги

- И мизинца – братика с собою прихвати!

№6.

Кто живет у нас в квартире?

- Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

- Кто живет у нас в квартире?

- Раз, два, три, четыре, пять (пересчет пальцев)

  Всех могу пересчитать

- Папа, мама, брат, сестра, кошка Мурка,

- Два котенка, мой щегол, сверчок и я –

- Вот и вся моя семья (хлопки в ладоши).

№7.

Раз, два, три, четыре(хлопки в ладоши)

Мы посуду перемыли: (загибаем поочередно кулачок-ладонь)

- Чайник,

- Чашку,

- Ковшик,

- Ложку и

- Большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

- Только чашку мы разбили,

- Ковшик тоже развалился,

- Нос у чайника отбился.

- Ложку мы чуть-чуть сломали –

- Так мы маме помогали.

№8.

Ладошки вверх!

(Положить ладони на стол внешней стороной вниз)

Ладошки вниз!

(Повернуть ладони)

А теперь их на бочок!

(Поставить ладони на ребро)

И зажали в кулачок!

№9.

Стол стоит на толстой ножке («Стол»),

Рядом стульчик у окошка («Стул»).

Два бочонка под столом («Бочонки»).

Вот такой         я видел дом («Дом).

№10.

            ДЕРЕВО

В поле дерево стоит (2 руки вместе)

Ветер ветки шевелит

(покачивание рук из стороны в сторону)

Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо!

 (Покачивание рук от себя к себе).



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Коррекционно-развивающее  занятие с детьми раннего возраста в ГКП для детей с отклонениями в развитии                                                              Паплевина Н.Н. –  

                                                                                                                  учитель-дефектолог, учитель-логопед

  1. Игра с су-джок кольцом.

     Здравствуйте, ребята!

Посмотрите, какие разноцветные у меня шарики! Только берите их осторожно, они колючие и напоминают нам ежа, а внутри с сюрпризом.

Давайте осторожно откроем наши шарики и посмотрим, что же там интересного?

А там…? Волшебные колечки!

Надеваем наше колечко  на большой пальчик правой руки

(педагог показывает на себе)

И рассказываем стихотворение  про  пальчики

Этот пальчик – хочет спать (массируем большой пальчик)                                                                            

Этот пальчик – лег в кровать (массируем указательный пальчик) 

Этот пальчик – прикорнул (массируем средний пальчик)

Этот пальчик – сам уснул (массируем безымянный пальчик)

Этот – всем кричит УРА! Всем вставать уже пора! (массируем мизинчик)

А теперь надеваем колечко на  самый маленький пальчик -мизинчик левой руки

И рассказываем стихотворение

Наш мизинчик утром встал (массируем мизинец)

Безымянного поднял (массируем безымянный палец)

Средний палец потянулся (массируем средний палец)

Указательный проснулся (массируем указательный палец)

Хочет и большой вставать, деток в садик провожать (массируем мизинец).

             

2. Игра су-джок шаром.

Очень хорошо у вас получается!

         А теперь спрячем наши  колечки в  шарики и покатаем их по ладошке

Я мячом круги катаю,(круговые вращения шариком по ладошке)

Взад-вперед его гоняю.(катаем шарик вверх-вниз)

Им поглажу я ладошку,(гладим ладошку правой руки)

Будто я сметаю крошку,(гладим ладошку шариком (сметаем крошки)с левой  руки)

И сожму его немножко(сжимаем шарик в правой руке)

Как сжимает лапу кошка, (сжимаем шарик в левой  руке)

Каждым пальцем мяч прижму,(поочереди прижимаем пальчики к шарику)

И другой рукой начну.

3. Игра с массажным мячом.

      Хорошо! А теперь наши маленькие «ежики» укатились в лес, а к нам

       в   гости  прикатились ...

      Большие  мячи. Посмотрите,  пожалуйста, они тоже все  

      разноцветные и колючие, но они  гораздо больше, чем предыдущие.

      А какого животного напоминает наш мячик? Он тоже похож на ежа!

      Вот сейчас мы  с вами расскажем  стихотворение  о еже.  

Ежик выбился из сил-

Яблоки, грибы носил.(катаем мяч между ладошками)

  • Мы потрем ему бока –

Надо их  размять слегка.

  • А потом погладим ножки,

Что бы отдохнул немножко.

  • А потом почешем брюшко,
  • Пощекочем возле ушка

Еж в лесочек убежал

Нам «спасибо» пропищал.(массируем тыльную сторону ладони)

4. Кинезиологические упражнения

Убежал в лесочек наш ёжик, а в лесу…

Под грибом шалашик – домик (руки домиком над головой)

Там живет веселый гномик (руки домиком над глазами)

Мы тихонько постучим (стучим кулачками по столу)

В колокольчик позвоним (руки вытянуты вперед, круговые вращения кистями)

Двери нам откроет гномик (хлопок в ладоши , открываем дверь)

Станет звать в шалашик – домик  (руки домиком над головой) 

В домике дощатый пол (трем ладошками по столу)

А на нем дощатый стол ( кулачок – ладошка, имитация стола)

Рядом стул с высокой спинкой ( кулачок – ладошка, имитация стула)

На столе тарелка с вилкой ( одна ладошка – тарелка, вторая – вилка)

И блины горой стоят (руками имитируем гору)

Угощенье для ребят (руки вытянуты вперед)

  Ребята, а рядом   с домиком в лесу есть болото, а в болоте живут…..! Правильно лягушки! Посмотрите, какие замечательные лягушата к нам  

 прискакали! Как они квакают?  Ква-ква-ква!

  А теперь вместе со мной, ква-ква-ква!

                              

На болоте две подружки,

 (Стучим поочередно ладошками по столу)

Ква-ква-ква, ква-ква-ква (хлопаем в ладошки)

Две зеленые лягушки(Стучим поочередно ладошками по столу)

Ква-ква-ква, ква-ква-ква(хлопаем в ладошки)

Хором песни распевают( сложить ладони и чуть-чуть приоткрыть лягушкам ротик)

Ква-ква-ква, ква-ква-ква(хлопаем в ладошки)

 И спокойно засыпают (складываем ручки под голову, покачиваемся)

Кква-ква-ква, ква-ква-ква(хлопаем в ладошки)

КВА-КВА-КВА (Хлопки ладошками по столу)

  1. Игра с бусами.

           Ускакали наши лягушки в болото, а в нашем волшебном

     лоточке мы найдем бусы. Будем считать наши бусинки.

     Для того, чтобы выполнить это   упражнение,  мы должны попросить

     наших мам помочь нам.  

     Считаем бусинки сверху – вниз, при этом берем по  одной, чередуя  

          правую и левую руку.    

                     

Один, два, три, четыре, пять…(считаем от 1-10 по возрасту)

Пять, четыре, три, два, один.

  1. Массажный коврик «Травка».

           А теперь заглянем в наши лоточки и  возьмем волшебный коврик.

А  волшебный он потому, что как только мы положим на него ручку, он начинает петь песенку и рассказывать стихи вместе с нами.

Положим правую ладошку на коврик и…

Скачет лягушонок, (Прыжки руками по коврику)

Ква-ква-ква!  (Хлопки в ладоши)

Плавает утенок,

Кря-кря-кря!

Прыгает козленок,

Ме-ме-ме!

А за ним ягненок,

Бе-бе-бе!

Вот мы на занятиях,

Раз-два-три!

Ручки развиваем,

Посмотри!

Все вокруг стараются,

Раз-два-три!

Славно занимаются!

МОЛОДЦЫ!

         

  1. Игра с прищепками.

              Уберем в сторонку наши коврики, а к нам, прямо из

     леса спешат в гости ежи   (педагог раздает детям  «ежей») .

             Что же не хватает нашим ежам? Правильно, колючек.

     Вот сейчас мы с вами и займемся этим интересным занятием.

     А колючки мы будем делать из прищепок.

     А пока мы делаем колючки нашему ёжику, стоит вспомнить, какое мы  

     знаем стихотворение об  этом животном.

Под  сосной живет ежонок.

Много у него иголок.

До чего же он хорош-

Весь на щеточку похож!

А захочется еды –

Еж пойдет искать грибы.

                             

                   Какие же замечательные ежи у вас получились, ну совсем,

             как настоящие

           ( аккуратно снимаем «колючки» с нашего ежика чередуя правую и левую руку).

            Скажем нашим ежам…

            До свидания!

            До свидания, ежики!

 А теперь звенит звонок.

Продолжается урок!



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГИМНАЗИЯ №491  

СТРУКТУРНОЕ  ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ  «СВЕТ  НАДЕЖДЫ» № 1892

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ИГРЫ  С  ПРИЩЕПКАМИ

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста»

Одной из задач ФГОС ДО является формирование предпосылок учебной деятельности. Поэтому в ходе образовательной деятельности я широко использую приемы и методы развития мелкой моторики рук....

Буклет "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"

Буклет "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"...

Презентация "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"

Презентация на тему "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"....

Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, как средство развития речи»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:Педагог:Ознакомиться с инновационными технология...

ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Дружные пальчики» во второй младшей группе

Актуальность Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных дви-жениях – это движения пальцев руки и органов артикуля...