Музыкальная гостиная "Весна".
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Кирющенко Ольга Викторовна

В рамках семинара "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством использования разнообразных видов деятельности по художественно-эстетическому развитию в соответствии с ФОП ДО".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz._gos._vesna_-_semenar.docx34.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Встречи в музыкальной гостиной

Тема: Здравствуй, гостья Весна!

Звучит муз. («Подснежник» П. Чайковского из ф-нного цикла «Времена года») Дети входят, свободно располагаются в музыкальном зале. У боковой стены – экспозиция репродукций картин русских живописцев.

Фея Музыки: – Здравствуйте, друзья! Я Фея музыки очень рада вновь видеть вас у себя в музыкальной гостиной.

Льётся музыка рекой.

Вьётся нотною строкой,

Снова звуков половодье

Захлестнуло всё вокруг,

И кораблики мелодий

Выплывают из-под рук.   К. Ибряев

Музыка, которая встретила нас сегодня, уже знакома и понятна вам. Как называется пьеса?

Фея Музыки: Пьеса П.И. Чайковского «Подснежник»

                                         В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

                                         Подснежника глянул глазок голубой.

                                         Сперва понемножку,

                                         Зелёную выставил ножку,

         Потом потянулся

         Из всех своих маленьких сил

         И тихо спросил:

         «Я вижу, погода тепла и ясна.

         Скажите, ведь правда, что это весна?

                                                                                                     П. Соловьёва

Фея Музыки: – Мы сегодня поговорим о весне. Весна - это светлый праздник рождения природы. Она приходит на смену зиме. В народе говорят, что весна – утро года: природа просыпается после долгого зимнего сна.

Смотрим отрывок из мультфильма

«Песни и пляски птиц» и хор «Прощай масленица»

из оперы Н. Римского–Корсакова «Снегурочка».

Вопросы.   
 - Какое настроение выразил композитор в музыке? (звонкое, весёлое, радостное)
  - А везде музыка была одинаковой? / импровизация детей/  ( потом музыка стала тяжёлой,  звуки низкие, наверное ворон танцевал или тревога, зима не хочет уходить, пугает всех своим  холодом) птички поют свои песенки на разные голоса и танцуют – согреваются от холода каждая по-своему.

Весна. А вот и я, Весна-красна! Здравствуйте!

            Я - Весна-красна,

            Бужу землю ото сна,

            Наполняю соком почки,

 На лугах ращу цветочки,

         Прогоняю с речек лѐд,

         Светлым делаю восход.

         Всюду, в поле и в лесу

         Людям радость я несу!

Здравствуйте ребята,

Веcна: Наверное, нет ни одного композитора, живописца или поэта, который не воспевал бы весну. И я хочу пригласить вас в нашу картинную галерею.

Рассмотрите внимательно картины.

(Дети рассматривают репродукции картин ранней весны Март Левитан,

Весна, грачи прилетели Саврасова)

Весна: Какое время года изображено на картине? А какой период ранняя или поздняя?

Какие цвета использует художник в изображении весны? Какая картина вас привлекла? Чем? Какое у неё настроение?

Все они объединены одним радостным настроением: воздух как будто прозрачный, даже чуть- чуть звенящий, краски светлые, чистые. Смотрите картины и слушайте музыку Майкапара Весной.

Весна: Картины и музыка так дополняют друг друга, что кажется, что не нужно и слов, но тем не менее есть множество стихотворений о весне, природе, родине. Давайте вспомним их и прочтём.

Дети читают стихи

Алексей Николаевич Плещеев                                                          

Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

 Пора метелей злых и бурь

Опять на долго миновала.

Иван Бунин.

Бушует полая вода.

Шумит и глухо и протяжно

Грачей пролётные стада

Кричат и весело и важно

Дымятся чёрные бугры.

И  утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом

А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут

Что ярким солнечным теплом

По залу зайчики трепещут.

Иван Бунин. «После половодья»

Прошли дожди, апрель теплеет,

Всю ночь-туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далёких просеках в бору

И тихо дремлет бор зелёный.

И в серебре лесных озёр

Ещё стройней его колонны

Ещё свежее сосен кроны

И нежных лиственниц узор!

Е Карганова «К нам пришла весна»

Если снег повсюду тает

День становиться длинней

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей

Если солнце ярче светит

Если птицам не до сна

Если стал теплее ветер

Значит к нам пришла весна.

Весна: - Прислушайтесь, а чьё это пение раздаётся в вышине? Да это же жаворонок, это его трели заставляют сердце радостно биться. Весной жаворонок, с виду скромная, неказистая птичка, но как красиво поёт, взлетая высоко в небо!

Слушаем пение жаворонка запись голоса птиц

- Композитор Чайковский услышал пение жаворонка и языком музыки рассказал об этом.

Слушаем «Песня жаворонка» П. Чайковского «Детский альбом»

- Как поёт жаворонок?

Дети: - Весело, нежно, звонко.

 - Да, музыка светлая, беззаботная, приветливая, игривая, нежная.

Жаворонок словно купается в ветерке и солнечных лучах! Весной столько в душе надежд и светлых устремлений!

На солнце тёмный лес зардел

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая

Я здесь пою приход весны.

                               В. А. Жуковский

Весна: - А русский композитор Михаил Глинка написал песню, которая тоже называется «Жаворонок», предлагаю её послушать.

Песня «Жаворонок» Михаил Глинка

Весна: - Как красиво в лесу весной! Попробуйте представить весенний день, один из многих, которым живёт лес.

    Зима недаром злится,

    Прошла её пора-

    Весна в окно стучится

    И гонит со двора

           И всё засуетилось.

           Всё нудит зиму вон

           И жаворонки в небе

           Уж подняли трезвон

Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит..

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя

Весне и горя мало

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

                             Ф. И.Тютчев

Этюд – пантомима «Мороз, солнце, весна»

Весна: До чего же красива наша родная природа, наша родина, как прекрасен мир, который нас окружает!

«Моя Россия» Шаман

Весна: Вы сейчас прослушали песню современного исполнителя. Он так же как и те кто жил давным-давно продолжает воспевать, гордиться своей Родиной. Родина…Россия… Край где мы родились, где живём, где наш дом. И его надо любить и беречь. «…Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила и синее что-то…» - так писал о России поэт Сергей Есенин много лет тому назад. А вот эти строки о России написаны недавно современным поэтом С Васильевым.

Дети: 1. Россия… Как из песни слово
              Берёзок юная листва.
              Кругом леса, поля и реки.
              Раздолье, русская душа.

2. Люблю тебя, моя Россия,
   За ясный свет твоих очей,
   За ум, за подвиги святые,
   За голос звонкий, как ручей,

            3. Люблю, всем сердцем понимаю
               Степей таинственную грусть.
               Люблю всё то, что называют
               Одним широким словом — Русь.

Весна: - Я снова приглашаю вас в нашу галерею, посмотреть на картины русских художников и послушать стихи.

Весна: - Какое настроение у этих картин? Обратите внимание на цвета, которые использовали художники. Какое настроение вызывают у вас эти картины? Чем вас привлекла эта картина? Какой период весны изображён на этих картинах? (поздняя весна).

Рассматриваем картины поздней весны «Весна – большая вода» Левитан, Заросший пруд, Пейзаж, Пруд в старом парке Шишкина, Тёплый вечер Соколова

Константин Бальмонт (из стихотворения Россия)

                     На иве распустились почки

                     Берёза слабые листочки

                     Раскрыла-больше снег не враг

                     Трава взошла на каждой кочке

                     Заизумрудился овраг.

Георгий Ладонщиков. В апрельском лесу.

Хорошо в лесу в апреле

Пахнет лиственною прелью

Птицы разные поют

На деревьях гнезда вьют

На полянах медуница

Выйти к солнышку стремиться

Между травами сморчки

Поднимают колпачки

Набухают веток почки

Пробиваются листочки

Начинают муравьи

Поправлять свои дворцы.

 Весна: - Русские поэты всегда вдохновлялись красотами России, её природой. Ими написано много стихов о берёзе. Наверное, ни об одном дереве не сложено столько красивых строк, как о берёзе.

И.Агеева.

Белоствольная берёза

Символ Родины моей

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей

Изумрудная весною

А зимою-в серебре

Машет веткой золотою

Всем детишкам в сентябре.

Каждый листик , как сердечко

Полюбуйся. Погляди

У родимого крылечка

Ты берёзку посади.

            Е.Серова

     Деревьев разных не сочтешь

     Одно другого краше

     Но где ты дерево найдёшь

     Родней берёзки нашей.

С. Есенин

Улыбнулись сонные берёзки

Растрепали шёлковые косы

Шелестят зелёные серёжки

И горят серебряные росы.

 Весна: - А вот и красавица берёзка тихо шелестит молодыми листочками. Ей скучно одной, и она тихонько шепчет «Девочки-подруженьки, где вы? Выходите гулять, потанцуйте со мной!»

На середину выносят берёзу

Танец «Во поле берёза стояла» 8 девочек

Весна: Весной оживает и поёт сама природа, сама сочиняет свою весеннюю песню, это пение птиц, звон капели, журчание ручейков. Я предлагаю взять инструменты и сыграть свою мелодию весны.

«Весенний оркестр»

 Весна: - Пробуждение природы никого не оставляет равнодушным.  Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень  травы; мы  ждём весны,  ждём тепла, солнца,  радостного  шума  вешней  воды,  буйного  птичьего  гама. И вот она появилась долгожданная весенняя пора. И я приглашаю вас на весёлый танец

Ритмика «Что за музыка на улице слышна!»

Весна: - Подходит к концу наша встреча, я уверена, что вас не оставит равнодушным увиденное и услышанное сегодня. Может быть кто-то из вас ребята, когда вырастет, станет знаменитым музыкантом, и сочинит очень красивую музыку, а может поэтом и напишет прекрасные стихи или художником, и создаст картину, которая станет знаменитой на весь мир. И тогда о вас так же будут говорить люди, а ваше творчество будет волновать и заставлять ещё больше любить свою Родину. А помогут вам в этом наши встречи в музыкальной гостиной.

А пока вы ещё дети, и только мечтаете кем будете, но я точно знаю, что любовь к прекрасному, не пройдёт у вас никогда!

Весна: Вышел месяц молодой

            Зажёг звёзды чередой

            И пришла пора прощаться,

            Хоть и жаль нам расставаться. О. Котова

Звучит пьеса Апрель. Подснежник П.И. Чайковского 

Весна: (гасит свет). Стихает музыка, погасли свечи!

                                    До новой встречи! До новой встречи!

Под затихающую музыку Весна уходит.         

Фея Музыки: – Вот она какая красавица весна! Чтобы подольше её образ оставался в вашей памяти, постарайтесь дома нарисовать её: яркую, нарядную, светлую. Из лучших работ мы составим выставку.

Сегодня мы познакомились с творчеством русских поэтов Сергея Есенина, Ивана Бунина, Плещеева, Бальмонта, Тютчева, художников Левитана, Саврасова, Брюлова, Клевера, Константина Юона, Игоря Грабаря, и слушали музыку композиторов –  Чайковского, Глинки, Римского- Корсакова. Мы ещё раз убедились, что музыка может сочетаться со стихами, стихи – с картинами, и всё это связано между собой, выражает один образ, подчинено одному настроению.

И всё это музыка! Музыка звуков, стихов, красок! Музыка – это всё прекрасное, что нас окружает!

А теперь, наша музыкальная гостиная закрывается, я прощаюсь с вами до новых встреч!

Приложение:

Мороз и солнце

Этюд – пантомима на выражение различных эмоций

Музыка – «Вальс» П.И.Чайковского из «Детского альбома

Ведущий: Ранней весной зима ещё даёт о себе знать. Напускает ветры, снежные метели. Вот и в эту ночь в лесу царствовал мороз, укрывая землю снежным покрывалом.

Часть А

Такты 1-12 А на утро тучи расступились, и заспанное солнышко выглянуло в голубое небесное окошко. Первые робкие лучи каснулись земли, пробежали по верхушкам столетних дубов, ласково скользнули по белоснежным стволам берёз и ольховым веткам.

Такты 13-16 …Просыпается лес…

Такты 17-24 Молодые ёлочки, почувствовав тепло солнечных лучей, встрепенулись, задышали. Потянулись к солнцу первые цветы.

Такты 25-32 И зазвучала прекрасная музыка природы!

Часть В

Такты 33-51 …Но вдруг, ледяное дыхание мороза коснулось леса! Всё замерло, не шепчутся между собой берёзы, молчат дубы-великаны, затихли, замерли ёлочки, цветы… Ещё суров мороз!

 - Ах, испуганно воскликнуло солнышко, заметалось оно по небу. – Цветочки, милые, проснитесь! Подруженьки мои, мне скучно без вас!

Часть А

Такты 52-67 Горячим дыханием своим согрело солнышко озябшие лепестки цветов.

Танец

Такты 68-75 И снова закружился вечный прекрасный танец весны!

Часть А

Такты 75-84 Весенний день ещё короток. Усталое солнышко неторопливо возвращается домой. Да и цветочкам пора спать! А завтра они встретятся вновь, и вновь зазвучтит лесная музыка весны!

Солнышко, ёлочки (девочки) выполняют плавные мягкие движения руками, на лицах – улыбки. Мороз (мальчик с суровым лицом) важно, величаво обходит «владенья свои».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально-  дидактические игры.Использование  музыкально- дидактических игр помо...

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...

Средства музыкальной выразительности. Их характеристика. Значение средств музыкальной выразительности на понимание музыкального образа. Методы научного исследования в музыкальной педагогике.

Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она бывает разной &nda...

Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год

Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное...