Конспект занятия по музыкальной деятельности фрагмент масленичного обряда
материал по музыке (старшая группа)
Фрагмент масленичного обряда для детей старшей группы (участники - дети)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa_1.docx | 27.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по музыкальной деятельности
фрагмент масленичного обряда
Старшая группа
Курилова Юлия Алексеевна,
музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №394 г. Челябинска»
Вид детской деятельности: музыкальная (музыкально-ритмическая деятельность, пение, танцевально-игровое творчество, игра на детских музыкальных инструментах), игровая, коммуникативная.
Задачи образовательные:
- Способствовать развитию артикуляционного аппарата посредством отработки четкого произношения слов и формированию физиологического дыхания детей.
- Формировать певческие умения чистого интонирования, протяжного плавного пения.
-Упражнять в умении двигаться в перестроении «ручеек», двигаться с лентой в «ленточной карусели»..
Задачи развивающие:
- Обогащать представления детей о народных обычаях, предметах быта, песнях, играх, устном творчестве русского народа Южного Урала (пословицы, поговорки), о Великом Посте, масленичном обряде: названия дней недели, традиционная одежда, атрибуты данного обряда.
- Накапливать положительный эмоциональный опыт в игровой, музыкальной деятельности на основе русского народного творчества.
- Развивать умение импровизировать в игровой музыкальной деятельности, передавая характер музыки.
- Вызывать познавательный интерес, обогащать словарный запас.
- Стимулировать детей в подыгрывании на шумовых музыкальных инструментах, соблюдая общую динамику и темп.
- Способствовать умению передавать детьми весёлый, шуточный, игривый характер песни.
Задачи воспитательные:
- Приобщать к культурному наследию родного края.
Материал и оборудование:
Предметы быта русского народа, муляж русской избы с внутренним убранством: стол, деревянные лавки, скатерть, самовар, посуда, рушники, «карусель» из лент, чучело Масленицы, тележка, проектор, экран, музыкальный центр, флешка, фортепиано, музыкальные инструменты: ложки, трещотки, бубны.
Место проведения:
Музыкальный зал.
Ход занятия:
Дети произносят за дверями.
Ребенок: Эй, веселей собирайся, народ!
Нынче масленка в гости идет.
Ребенок: Спешите, спешите!
Друзей с собой захватите!
Дети входят в музыкальный зал, где их встречает музыкальный руководитель в русском костюме – тетка Матрена и воспитатель – тетка Лукерья. Половина зала задекорировано под русскую избу: печь, стол, лавки, предметы народного быта, вторая половина зала задекорирована под уличные, масленичные гуляния.
Русская народная песня «А мы масленицу дожидаем»
Дети: Здравствуй, тетка Матрена! Здравствуй, тетка Лукерья!
Взрослые: Здравствуйте! И вам не хворать!
Ребенок: Тин - тинка, подай блинка,
Оладышка –прибавышка,
Ребенок: Тетушка, не скупися,
Масленым кусочком поделися!
Попевка «Здравствуйте, здравствуйте, люди добрые!»
Тетка Лукерья: (русский поклон) И вы здоровы будьте! Проходите в избу, детвора!
Тетка Матрена: Гостей всех привечаем.
На чашку чая приглашаем.
С блином румяным и горячим.
Тетка Лукерья: День короток, вечер долог, чем себя занять, как не гостей привечать? Красному гостю – красное место, присаживайтесь на лавочки.
Дети раздеваются: девочки снимают платки, мальчики – шапки и картузы. Присаживаются на лавочки за стол. Имитируют чаепитие с блинами.
Ребенок: Где блины, тут и мы, где с маслом каша, тут место наше.
Тетка Матрена: Сухой блин горло дерет. Пейте, пейте чаек.
Ребенок: Блин не клин, брюха не расколет.
Тетка Лукерья: Без блина - не Масленица! Сегодня почитай уж третий день. Как зовется то он?
Дети: Лакомка!
Тетка Матрена: Есть надо сытно, жирно и вволю!
Ребенок: Спасибо, тетка Матрена! Спасибо, тетка Лукерья! Накормили!
Ребенок: Ой, вкусны блины!
Ребенок: Делу время – потехе час!
Дети становятся в круг, берутся за руки.
Хороводная игра «Блинок»
Дети: Месим, месим, месим тесто (Топающим шагом идут в центр)
Разливайся блинок (Расходятся)
Разливайся большой.
Оставайся такой
Да не подгорай! П-ш-ш-ш (Приседают на корточки.)
Тетка Лукерья: В пары вставайте, ручеек зачинайте!
Фольклорная масленичная игра «Ручеек»
Старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело Землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Участник игры, кому пара не досталась, идет к "истоку ручейка" и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разъединили, идет в начало "ручейка" и проходя под сцепленными руками, уводит с собой того/ту, что выбрал.
Так «ручеек» движется. Чем больше участников, тем радостнее игра.
Ребенок: Дом хозяевами красится!
Ребенок: Каков хозяин, таков и дом! Ваш дом сытный, да щедрый! Спасибо вам, хозяева!
Дети: Спасибо!
Тетка Лукерья: Так за пустой стол гостей не сажаем!
Тетка Матрена: А желанный гость зова не ждет!
Ребенок: Ну что, ребята, идем на улицу? На горах покататься, да в блинах поваляться!
Дети: Идем!
Девочки одевают платки, мальчики – шапки и картузы. Звучит музыка, дети перемещаются в другую половину зала.
Взрослые: Так и мы с вами пойдем!
Ребенок: Масленица, покажись! Мы тебя заждались!
Ребенок вывозит чучело Масленицы на тележке.
Ребенок: Ой, да, Масленица, на двор въезжает, широкая на двор въезжает!
Ребенок: Здравствуй, Масленица годовая, гостюшка наша дорогая!
Ребенок: Едет Масленица дорогая, наша гостьюшка годовая!
Ребенок: Живет Масленица семь деньков, оставайся, Масленица, семь годков!
Ребенок: Обманула, провела, до Поста довела!
Ребенок: А на Великий Пост дала редьки хвост!
Ребенок: Раздайся, народ!
Меня пляска берет!
Дети выстраиваются в хоровод у «ленточной карусели», берут по ленте.
Русская народная песня «Масленка, масленка, погулёна – масленка»
Ребенок: Ох, и холодно стоять
Надо, братцы, поиграть!
Ребенок: Давайте валенок возьмем!
Да и с ним играть начнем!
Народная масленичная игра «Валенок»
Дети встают «стенкой». Каждый по очереди кидает валенок — кто дальше. Тот, кто кинул дальше продолжает соревнование. Кто ближе — переходит в команду болельщиков.
Ребенок: Масленица в гости пришла! Масленица счастья принесла!
Ребенок: Масленица, зиму унеси! Весна, скорей к нам приходи!
Песня «Разрумяными блинами» Сл. и муз. Д. Трубачев
А мы Масленицу дожидаем
Масленка, масленка Масленка, масленка, Погулена –масленка, Ой, ладушки, ладу, Погулена – масленка. Блинами богатая Маслом дароватая. Ой, ладушки, ладу, С крыши капели, Грачи прилетели, Ой, ладушки, ладу, Грачи прилетели. Воробьи чирикают, Они весну кликают, Ой, ладушки, ладу, Они весну кликают, | Масленица Автор: Дмитрий Трубачёв 1. Разрумяными блинами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по музыкальной деятельности для детей старшей группы "Музыкальная шкатулка"
Занятие по музыкальной деятельности составлено для детей старшего дошкольного возраста с целью развития музыкальных способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности....
Конспект занятия по музыкальной деятельности
Конспекут занятия по музыкальной деятельности во второй младшей группе "В гости к Мишеньке"...
Конспект занятия по музыкальной деятельности с элементами театрализации "В гостях у сказки"
Конспект занятия по музыкальной деятельности с элементами театрализации во второй младшей группе по мотивам русской народной сказки "Колобок"....
Конспект занятия по музыкальной деятельности «Встреча весны» Старшая группа
Конспект занятия на основе русского народного творчества...
Конспект занятия по музыкальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста занятие по теме:"Святки"
Коллективный просмотр по теме"Инновационные технологии в работе специалистов", в соответствии с планом воспитательно-образовательной работы МБДОУ"Детский сад комбинированного вида №167...
Конспект занятия по музыкальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Страна музыкальных инструментов"
Конспект занятия по музыкальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Страна музыкальных инструментов» Цели: Эмоциональное и творческое раскрепощение детей, развить тонкость и чу...
Конспект занятия по музыкальной деятельности " Прогулка по музыкальной тропинке"
Задачи:Обучение детей через творчество. Развитие природной музыкальности ребёнка, способности к творческому самовыражению.Развивать умение воспроизводить ритм в речевых играх.Формировать устойчивый ин...