педагогический проект "Народные игры"
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей. Особенность народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Считается, что только народные игры для дошкольников являются истинно художественной и естественной основой для успешного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_igry.docx | 453.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 1392 имени Д.В. Рябинкина»
Педагогический проект
«Народные игры»
Составила: Крысенко Анастасия Валентиновна,
Воспитатель ГБОУ
«Школа № 1392 имени Д.В. Рябинкина»
г. Москва
2024 год
Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; само реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Особенность народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Считается, что только народные игры для дошкольников являются истинно художественной и естественной основой для успешного воспитания. Народные игры для дошкольников -это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей. Народные игры могут подарить дошкольникам встречи с чудными мелодиями, исполненными подлинно родным языком. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Игры в естественной форме ненавязчиво учат ребёнка быть добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем.
Дошкольники мало знают обычаи, традиции русского народа. Из наблюдений за детьми видно, что они редко играют в народные игры. Поэтому мы решили разработать педагогический проект, который направлен на приобщение детей к национальной культуре через русские народные игры.
- Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, посредством русских народных игр;
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс в рамках данного проекта;
- Развивать речь дошкольников посредством проговаривания и разучивания считалок, потешек, поговорок.
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
- Разработать картотеку народных игр для детей старшего дошкольного возраста;
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю, к народным играм.
Участники проекта:
- Воспитатели группы
- музыкальный руководитель
- инструктор по ФК
- Дети старшей группы
- Родители
Тип проекта: интегрированный
по составу участников – фронтальный (дети, родители, педагоги, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель)
по целевой установке – информационный, игровой;
по срокам реализации – (долгосрочный) сентябрь 2022-май 2023
Организация деятельности участников проекта:
Взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта.
I этап – подготовительный: сентябрь
- анкетирование родителей
- наблюдение за игровой деятельностью детей;
- выделение и уточнение целей и задач;
- подборка русских народных игр;
- создание условий для реализации проекта.
II этап – основной: октябрь - апрель
- Работа с детьми.
- Взаимодействие с родителями.
- Взаимодействие со специалистами и педагогами
III этап – заключительный: май
- Анализ деятельности системы по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры.
- Обобщение и систематизация опыта.
- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
- Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используют считалки.
- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
- Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
- Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
- Основной этап реализации проекта – октябрь – апрель 2023 г.
Срок | Направления деятельности | Вид деятельности или форма работы | Название мероприятия (игры) |
Октябрь | Работа с детьми | Беседа | «Спорт для нашего здоровья |
Праздник | «Осень в гости к нам пришла» | ||
Спортивный досуг | «Матрешки» | ||
Народная пальчиковая игра | «Этот пальчик хочет спать» | ||
Народные игры – подвижные, малоподвижные | «Кот и мыши», «Ловишка», «Жаворонок» «Эхо; У Маланьи, у старушки» | ||
Работа с родителями | Анкетирование | ||
Работа с педагогами | Анкетирование | ||
Ноябрь | Работа с детьми | Беседа | «В какие игры играли наши родители» |
Игра с движением | «Баба-Яга» | ||
Развлечение | «В гости к дедушке Лесовику» | ||
Народные игры – подвижные, малоподвижные | «Перелизы», «Ловишка», «Зюзюка» | ||
Народная пальчиковая игра | «Замок» | ||
Декабрь | Работа с родителями | Консультация | «Народные игры и современные дети» |
Работа с детьми | Аппликация | «Хоровод» | |
Народные игры – подвижные, малоподвижные | «Горелки», «Мороз», «Лиса и зайцы», «Медведь». «Скалка» | ||
Народная пальчиковая игра | «Бабушкины пирожки» | ||
Спортивный досуг | «Зимушка-зима» | ||
Январь | Работа с педагогами | Консультация | «Народные игры и их особенности» |
Работа с детьми | Беседа Досуг «Зимние Святки» | «Зимние виды спорта | |
Народные игры – подвижные, малоподвижные | Заря», «Пятнашки» «Жмурки на местах» «Слепой козел» «Много троих хватит двоих» | ||
Народная пальчиковая игра | «Сорока-белобока» | ||
Февраль | Работа с детьми | Рисование | «Моя любимая игра» |
Хороводные игры | «У Маланьи, у старушки» | ||
Праздник | «Масленица» | ||
Народные игры – подвижные, малоподвижные | «Ручеек с платочками» «Юрта», «Салки-догонялки» | ||
Народная пальчиковая игра | «Птички-невелички» | ||
Спортивный досуг | «Заюшкина избушка» | ||
Март | Работа с детьми | Дидактическая игра | «Сказочная путаница» |
Хороводные игры | «Идёт матушка, Весна» | ||
Развлечение | «Весеннее гулянье»» | ||
Народные игры – подвижные, малоподвижные | «Скок-скок-перескок», «Кошки-мышки», «Гори-гори ясно», «Воробей» | ||
Народная пальчиковая игра | «Едут-едут бабка с дедом» | ||
Спортивный досуг | «Весну красную зовем» | ||
Работа с педагогами | Семинар - практикум | «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста» | |
Апрель | Работа с детьми | Заучивание стихотворения | «Мирная считалка» |
Хороводные игры | «Ой, бежит ручьём вода» | ||
Праздник | «Весна пришла» | ||
Народные игры – подвижные, малоподвижные | «Хлопушки», «Мельница» «Тишина» «Море волнуется». «Много троих хватит двоих» «Пора бабушка в пир» «Молчанка» | ||
Народная пальчиковая игра | «Пастушок» | ||
Работа с родителями | Мастер - класс | «Русские народные игры как средство приобщения детей к истокам народной культуры» | |
Май | Работа с детьми | Праздник | «Фестиваль народных игр» |
Хороводные игры | По желанию детей | ||
Народные игры – подвижные, малоподвижные | По желанию детей «Горелки с платочком» «Здравствуй сосед». «Салки у тетки» «Поливалася вода» |
Общий результат: создание системы народных игр по приобщению детей к истокам национальной культуры (проект).
- Изготовление картотеки народных и хороводных игр (по возрастам), пособий и атрибутов по теме проекта
- Фестиваль народных игр для детей.
- Консультации для родителей и педагогов.
- Семинар – практикум для педагогов «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста».
Мониторинг: критерии оценки знаний старших дошкольников об истории и культуре русского народа (методические рекомендации кандидата педагогических наук Соломенниковой О.А.)
Критерии уровня по русской культуре дошкольников:
- знания о жанрах устного народного творчества.
- знание загадок (2-3 загадки), считалок, потешек.
- знание иллюстраторов детских книг.
- знания о народном декоративно-прикладном искусстве.
- знания о характерных особенностях народных промыслов.
- знания народных праздников, обычаев, национальных игр.
- умение назвать любимые сказки.
- умение выразительно, в собственной манере пересказать отрывок из сказки.
- умение рисовать орнамент в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы.
- умение украшать бумажный силуэт декоративной росписью.
- умение лепить игрушки из пластилина.
Высокий уровень - Ребенок активно интересуется культурой быта русского народа, ему интересно, проявляет инициативу в играх, стремится к общению, знает считалки, поговорки.
Средний уровень – У ребенка наблюдается эпизодический интерес к бытовой культуре русского народа.
Низкий уровень – У ребенка не сформирован интерес и потребность в использовании народных подвижных игр.
Результаты мониторинга
Уровень | Высокий | Средний | Низкий |
До проекта | 37% | 43% | 20% |
После проекта | 81% | 12% | 7% |
Вывод: в начале года высокий уровень – 37%, средний – 43%, низкий – 20%. В конце года – высокий – 81%, средний – 12%, низкий – 7%. Прослеживается динамика, что говорит о положительных результатах реализации интегрированного проекта. Дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Знают быт и культуру русского народа.
- М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
- Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию/ под ред. Л. В .Коломийченко.-М.:ТЦ Сфера, 2016.-192с.
- Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост. В. Н. Косарева.-Волгоград: Учитель, 2014.-166с.
- Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры/ В.В. Малова.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2013.-351с. (Пособие для педагогов дошкольных учреждений).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Игры и игрушки, в которые играли наши бабушки и дедушки (ненцы)».
Цель: проанализировать роль ненецких игр и игрушек в воспитании детейЗадачи: изучить материалы, содержащие о играх и игрушках ненецкого народа;- собрать и проанализировать материал по данной теме;- за...
КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ (В рамках педагогической недели «ИГРА И ИГРУШКИ») «ПОЕЗДКА В ТЕАТР»
Образовательные области: « Познание», « Музыка», «Художественное творчество».Старшая группа...
Педагогический проект "Играли наши мамы, играли наши папы..."
Педагогический проект для детей старшей группы, срок реализации 3 недели....
Педагогическая программа "Играй, общайся, развивайся" по направлению "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста".
Так как в современное время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьёзные затруднения в общении со сверстниками. Нашему обществу нужны люди с активной жизненно...
Педагогический проект "Играем весело и дружно" (летние подвижные игры)
Педагогический проект "Играем весело и дружно" (летние подвижные игры)...
Час педагогического мастерства «Играем в дворовые игры»
Цель: систематизация знаний педагогов о значении дворовых игр в жизни ребенка.Задачи:1. Актуализировать знания о дворовых играх, правилах проведения дворовых игр, их классификации.2. Сп...
Педагогический совет : «Развитие и педагогическая поддержка игры как ведущей деятельности дошкольника»
Педсовет: Игра в современном дошкольном образовании.Слайд1. НазваниеСлайд 2.Старший воспитатель: В современной дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Ценность игры для дет...