«Путешествие в старину»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

«Путешествие в старину»

(интегрированное занятие с родителями, подготовительная группа)

 

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через совместную деятельность с родителями.

Задачи: - обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус;

- способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха;

- закреплять практические навыки выразительного исполнения;

- способствовать дальнейшему развитию танцевально-игрового творчества;

- содействовать проявлению активности и самостоятельности;

- закреплять знания о музыкальных инструментах;

- развивать тембровый, ритмический слух, умение исполнять музыкальные произведения в оркестре;

- развивать умение самостоятельно составлять узоры по мотивам народного искусства;

- продолжать развивать чувства цвета, колорита;

- вовлекать семьи воспитанников в активную совместную деятельность;

- поощрять проявления творчества;

- воспитывать художественный вкус и интерес к истокам народной культуры.

Предварительная работа:

дети знакомы с русским фольклором (сказки, потешки, игры, хороводы, музыкальные инструменты и т.д.), предметами ДПИ (дымковская игрушка, городецкая, хохломская, гжельская, жостоская росписи, филимоновская свистулька, матрёшки), русскими народными костюмами.

- разучивание песен, хороводов, музыкально-ритмических упражнений;

- заготовки силуэтов матрёшек.

 

Материал:

- мультимедийное оборудование, музыкальный центр;

- фортепиано;

- ритмические карточки;

- музыкальные инструменты:

- русские народные костюмы;

- пластилин, стека, доска для лепки, силуэт матрёшки.

 

Музыкальный репертуар:

- р.н. хоровод «Перед весной»;

- р.н. танец «Топотушки»;

- р.н. танец «Кадриль»;

- В. Темнов «Русские матрёшечки»;

- Ю. Слонов «Весёлые матрёшечки»;

- р.н. игра «Золотые ворота».

 

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети в русских народных костюмах вместе с родителями заходят в музыкальный зал, оформленный в народном стиле. Встают в круг.

Муз. рук.: обращается к детям Здравствуйте, молодцы! Здравствуйте, девицы! обращается к родителям Здравствуйте, гости дорогие!

Попевка «Здравствуйте!».

(по ступеням мажорного трезвучия)

Воспитатель: Ребята, какие вы все нарядные! А что это за костюмы?

Дети: Русские народные костюмы.

Воспитатель: Да, так одевались люди в старину. Девицы носили сарафаны с рубашками, волосы у них были заплетены в косу, а на голову надевали кокошники или повязывали красивую ленту. У молодцев же рубашка называлась косовороткой из-за того, что ворот открывался с боку, и обязательно завязывалась поясом. А в праздничные дни люди одевались нарядно, ярко, красиво, как вы сейчас.

Муз. рук.: А какой праздник без игр, забав, плясок, хороводов! А ведь хоровод - самый древний вид русского танца. В нём много перестроений, движений, узоров. Давайте и мы с вами заведём хоровод. И гости нам помогут.

 

Музыкально-ритмическое упражнение «Хороводные узоры».

 Перестроения: «воротики», «корзинка», движение в двух кругах противоходом, перестроение в один круг, «выворачивание» круга,

перестроение в «ручеёк», выход в общий круг.

 

Муз. рук.: Ребята, этот танец вам что-то напомнил?

Ответы детей.

Муз. рук.: Молодцы, вспомнили наш хоровод «Перед весной». Давайте ещё раз поблагодарим зиму за её игры и забавы и проводим до следующего года.

 

Хоровод «Вот уж зимушка проходит…».

После хоровода дети садятся на ковёр в круг.

Воспитатель: Мы уже знаем, что народными бывают костюм, песни, хороводы, пляски, а что ещё?

Ответы детей.

Воспитатель: Сколько всего народного вы назвали, и про музыкальные инструменты не забыли. А какие вы знаете русские народные инструменты?

 

Словесная игра «Назови инструмент».

Описание игры: дети передают друг другу мяч и называют р.н. инструмент.

Воспитатель: Молодцы! Много вы знаете инструментов, а вот сможете ли вы их отгадать по звучанию.

Муз. рук.: А в этом нам поможет сказка.

Звери жили в доме том,

Но медведь сломал их дом,C:\Users\Домашний.Home\Desktop\муз игра.mp4_snapshot_03.27.209.jpg

Он залезть в него не смог… 

Это сказка ...

Дети: Теремок!

 

Муз.-дид. игра «Музыкальный Теремок».

Описание игры: звучит музыкальный инструмент, дети и родители по очереди называют его, на экране появляется правильный ответ – изображение инструмента. Инструменты: балалайка, гармошка, гусли, трещотка, бубен, ложки, свистульки, жалейка.

Муз. рук.: А теперь приглашаем всех в весёлый оркестр! Выбирайте инструменты.

Дети и родители подходят к инструментам, выбирают, возвращаются на ковёр.

 

Музыкально-ритмическая игра «Весёлый оркестр». Р.н. танец «Кадриль».

D:\муз инст\треуг 3.jpg

D:\муз инст\ложки 2.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

D:\муз инст\трещотка 4.jpg

D:\муз инст\вместе.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: А у меня для вас ещё одна загадка припасена.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут, 

Всех …

Дети: Матрёшками зовут.

Воспитатель: А откуда появилась Матрёшка?

Ответы детей.

Воспитатель: Действительно, раньше у детей не было игрушек и взрослые придумали и изготовили для них куколку-матрёшку. Значит, это игрушка?

Дети: Русская-народная.

Воспитатель: Верно! Народ придумывал узоры, расписывал их, и поэтому в каждом селе матрёшки отличались друг от друга. Сейчас я вам предлагаю вместе с гостями придумать свой узор для матрёшки.

 

Художественно-творческая деятельность – рисование пластилином

«Укрась Матрёшку».

Столы стоят буквой полукругом. На столах коробки с пластилином, стека, доска для лепки, силуэт матрёшки. Совместная работа детей и родителей.

 

Ведущий: Молодцы, посмотрите, ни одной одинаковой матрёшки! У каждой из них свой праздничный наряд. Делу время, а потехе час – приглашайте гостей на весёлую игру!

Игра «Золотые ворота».

Описание игры: взрослые стоят в большом кругу, открывают «воротики». Дети выстраиваются «змейкой», под музыку проходят в воротики в круг, из круга до окончания музыки. Затем «воротики» закрываются, дети, которые остались внутри круга (пойманные) присоединяются к взрослым. Игра повторяется.

 

После игры дети с родителями проходят в группу, где их ждёт чай с угощением.

 

 

 

 

Список литературы:

1. Алёхин А. Матрёшки. – М.: «Издательство Малыш», 1989.

2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013.

3. Михайлова М.А. А у наших у ворот развесёлый хоровод: Нар. праздники, игры и развлечения / М. А. Михайлова. - Ярославль : Акад. развития [и др.], 2001.

4. Скорлупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

5. Тютюнникова Т.Э. Шумовой оркестр снаружи и изнутри. /Музыкальная палитра №6, 2006.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_0_1.docx408.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Путешествие в старину»

(интегрированное занятие с родителями, подготовительная группа)

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через совместную деятельность с родителями.

Задачи: - обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус;

- способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха;

- закреплять практические навыки выразительного исполнения;

- способствовать дальнейшему развитию танцевально-игрового творчества;

- содействовать проявлению активности и самостоятельности;

- закреплять знания о музыкальных инструментах;

- развивать тембровый, ритмический слух, умение исполнять музыкальные произведения в оркестре;

- развивать умение самостоятельно составлять узоры по мотивам народного искусства;

- продолжать развивать чувства цвета, колорита;

- вовлекать семьи воспитанников в активную совместную деятельность;

- поощрять проявления творчества;

- воспитывать художественный вкус и интерес к истокам народной культуры.

Предварительная работа:

- дети знакомы с русским фольклором (сказки, потешки, игры, хороводы, музыкальные инструменты и т.д.), предметами ДПИ (дымковская игрушка, городецкая, хохломская, гжельская, жостоская росписи, филимоновская свистулька, матрёшки), русскими народными костюмами.

- разучивание песен, хороводов, музыкально-ритмических упражнений;

- заготовки силуэтов матрёшек.

Материал:

- мультимедийное оборудование, музыкальный центр;

- фортепиано;

- ритмические карточки;

- музыкальные инструменты:

- русские народные костюмы;

- пластилин, стека, доска для лепки, силуэт матрёшки.

Музыкальный репертуар:

- р.н. хоровод «Перед весной»;

- р.н. танец «Топотушки»;

- р.н. танец «Кадриль»;

- В. Темнов «Русские матрёшечки»;

- Ю. Слонов «Весёлые матрёшечки»;

- р.н. игра «Золотые ворота».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети в русских народных костюмах вместе с родителями заходят в музыкальный зал, оформленный в народном стиле. Встают в круг.

Муз. рук.: обращается к детям Здравствуйте, молодцы! Здравствуйте, девицы! обращается к родителям Здравствуйте, гости дорогие!

Попевка «Здравствуйте!».

(по ступеням мажорного трезвучия)

Воспитатель: Ребята, какие вы все нарядные! А что это за костюмы?

Дети: Русские народные костюмы.

Воспитатель: Да, так одевались люди в старину. Девицы носили сарафаны с рубашками, волосы у них были заплетены в косу, а на голову надевали кокошники или повязывали красивую ленту. У молодцев же рубашка называлась косовороткой из-за того, что ворот открывался с боку, и обязательно завязывалась поясом. А в праздничные дни люди одевались нарядно, ярко, красиво, как вы сейчас.

Муз. рук.: А какой праздник без игр, забав, плясок, хороводов! А ведь хоровод - самый древний вид русского танца. В нём много перестроений, движений, узоров. Давайте и мы с вами заведём хоровод. И гости нам помогут.

Музыкально-ритмическое упражнение «Хороводные узоры».

 Перестроения: «воротики», «корзинка», движение в двух кругах противоходом, перестроение в один круг, «выворачивание» круга,

перестроение в «ручеёк», выход в общий круг.

Муз. рук.: Ребята, этот танец вам что-то напомнил?

Ответы детей.

Муз. рук.: Молодцы, вспомнили наш хоровод «Перед весной». Давайте ещё раз поблагодарим зиму за её игры и забавы и проводим до следующего года.

Хоровод «Вот уж зимушка проходит…».

После хоровода дети садятся на ковёр в круг.

Воспитатель: Мы уже знаем, что народными бывают костюм, песни, хороводы, пляски, а что ещё?

Ответы детей.

Воспитатель: Сколько всего народного вы назвали, и про музыкальные инструменты не забыли. А какие вы знаете русские народные инструменты?

Словесная игра «Назови инструмент».

Описание игры: дети передают друг другу мяч и называют р.н. инструмент.

Воспитатель: Молодцы! Много вы знаете инструментов, а вот сможете ли вы их отгадать по звучанию.

Муз. рук.: А в этом нам поможет сказка.

Звери жили в доме том,

Но медведь сломал их дом,C:\Users\Домашний.Home\Desktop\муз игра.mp4_snapshot_03.27.209.jpg

Он залезть в него не смог… 

Это сказка ...

Дети: Теремок!

Муз.-дид. игра «Музыкальный Теремок».

Описание игры: звучит музыкальный инструмент, дети и родители по очереди называют его, на экране появляется правильный ответ – изображение инструмента. Инструменты: балалайка, гармошка, гусли, трещотка, бубен, ложки, свистульки, жалейка.

Муз. рук.: А теперь приглашаем всех в весёлый оркестр! Выбирайте инструменты.

Дети и родители подходят к инструментам, выбирают, возвращаются на ковёр.

Музыкально-ритмическая игра «Весёлый оркестр». Р.н. танец «Кадриль».

D:\муз инст\треуг 3.jpg

D:\муз инст\ложки 2.jpg

D:\муз инст\трещотка 4.jpg

D:\муз инст\вместе.jpg

Воспитатель: А у меня для вас ещё одна загадка припасена.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут, 

Всех …

Дети: Матрёшками зовут.

Воспитатель: А откуда появилась Матрёшка?

Ответы детей.

Воспитатель: Действительно, раньше у детей не было игрушек и взрослые придумали и изготовили для них куколку-матрёшку. Значит, это игрушка?

Дети: Русская-народная.

Воспитатель: Верно! Народ придумывал узоры, расписывал их, и поэтому в каждом селе матрёшки отличались друг от друга. Сейчас я вам предлагаю вместе с гостями придумать свой узор для матрёшки.

Художественно-творческая деятельность – рисование пластилином

«Укрась Матрёшку».

Столы стоят буквой полукругом. На столах коробки с пластилином, стека, доска для лепки, силуэт матрёшки. Совместная работа детей и родителей.

Ведущий: Молодцы, посмотрите, ни одной одинаковой матрёшки! У каждой из них свой праздничный наряд. Делу время, а потехе час – приглашайте гостей на весёлую игру!

Игра «Золотые ворота».

Описание игры: взрослые стоят в большом кругу, открывают «воротики». Дети выстраиваются «змейкой», под музыку проходят в воротики в круг, из круга до окончания музыки. Затем «воротики» закрываются, дети, которые остались внутри круга (пойманные) присоединяются к взрослым. Игра повторяется.

После игры дети с родителями проходят в группу, где их ждёт чай с угощением.

Список литературы:

1. Алёхин А. Матрёшки. – М.: «Издательство Малыш», 1989.

2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013.

3. Интернет-ресурс: Семинар-практикум «Фольклор в ДОУ» http://madou9-blag.do.am/metodithka/seminar_folklor_v_dou.doc.

4. Михайлова М.А. А у наших у ворот развесёлый хоровод: Нар. праздники, игры и развлечения / М. А. Михайлова. - Ярославль : Акад. развития [и др.], 2001.

5. Скорлупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

6. Тютюнникова Т.Э. Шумовой оркестр снаружи и изнутри. /Музыкальная палитра №6, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Путешествие в старину" подготовительная группа

Закрепить знания детей о народных традициях, о праздновании Рождества, Крещении; обучать детей элементам театрализованной деятельности; обогащать знаниями о фольклоре, формировать заинтересованное , у...

Путешествие в старину или история одной пуговицы.

В этой статье рассказывается о том, как я начала работать над проектом "Волшебные пуговицы"....

Коспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в старину (Русская культура и традиции)"

Изучение наследия русской культуры и исскуства помогает составить представление об окружающем мире и исторических преобразованиях, происходящих в сознании человека, а приобщение к мааетиальной ультуре...

Путешествие в старину

Занятие знакомит детей  с жизнью их предков....

Путешествие в старину "В гости к бабушке Любавушке"

Занятие направлено на изучение старинной избы и предметы быта на Руси....

Развлечение "Путешествие в старину глубокую".

Это развлечение явилось итоговым мероприятием работы с детьми в кружке "Ладушки" по приобщению к истокам русской народной культуры. Оно было представлено на методическом объединении....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Путешествие в старину"

Продолжать знакомить с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, прибаутками.Обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора.Закрепить приемы лепки.Воспи...