«Путешествие в старину»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
«Путешествие в старину»
(интегрированное занятие с родителями, подготовительная группа)
Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через совместную деятельность с родителями.
Задачи: - обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус;
- способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха;
- закреплять практические навыки выразительного исполнения;
- способствовать дальнейшему развитию танцевально-игрового творчества;
- содействовать проявлению активности и самостоятельности;
- закреплять знания о музыкальных инструментах;
- развивать тембровый, ритмический слух, умение исполнять музыкальные произведения в оркестре;
- развивать умение самостоятельно составлять узоры по мотивам народного искусства;
- продолжать развивать чувства цвета, колорита;
- вовлекать семьи воспитанников в активную совместную деятельность;
- поощрять проявления творчества;
- воспитывать художественный вкус и интерес к истокам народной культуры.
Предварительная работа:
- дети знакомы с русским фольклором (сказки, потешки, игры, хороводы, музыкальные инструменты и т.д.), предметами ДПИ (дымковская игрушка, городецкая, хохломская, гжельская, жостоская росписи, филимоновская свистулька, матрёшки), русскими народными костюмами.
- разучивание песен, хороводов, музыкально-ритмических упражнений;
- заготовки силуэтов матрёшек.
Материал:
- мультимедийное оборудование, музыкальный центр;
- фортепиано;
- ритмические карточки;
- музыкальные инструменты:
- русские народные костюмы;
- пластилин, стека, доска для лепки, силуэт матрёшки.
Музыкальный репертуар:
- р.н. хоровод «Перед весной»;
- р.н. танец «Топотушки»;
- р.н. танец «Кадриль»;
- В. Темнов «Русские матрёшечки»;
- Ю. Слонов «Весёлые матрёшечки»;
- р.н. игра «Золотые ворота».
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети в русских народных костюмах вместе с родителями заходят в музыкальный зал, оформленный в народном стиле. Встают в круг.
Муз. рук.: обращается к детям Здравствуйте, молодцы! Здравствуйте, девицы! обращается к родителям Здравствуйте, гости дорогие!
Попевка «Здравствуйте!».
(по ступеням мажорного трезвучия)
Воспитатель: Ребята, какие вы все нарядные! А что это за костюмы?
Дети: Русские народные костюмы.
Воспитатель: Да, так одевались люди в старину. Девицы носили сарафаны с рубашками, волосы у них были заплетены в косу, а на голову надевали кокошники или повязывали красивую ленту. У молодцев же рубашка называлась косовороткой из-за того, что ворот открывался с боку, и обязательно завязывалась поясом. А в праздничные дни люди одевались нарядно, ярко, красиво, как вы сейчас.
Муз. рук.: А какой праздник без игр, забав, плясок, хороводов! А ведь хоровод - самый древний вид русского танца. В нём много перестроений, движений, узоров. Давайте и мы с вами заведём хоровод. И гости нам помогут.
Музыкально-ритмическое упражнение «Хороводные узоры».
Перестроения: «воротики», «корзинка», движение в двух кругах противоходом, перестроение в один круг, «выворачивание» круга,
перестроение в «ручеёк», выход в общий круг.
Муз. рук.: Ребята, этот танец вам что-то напомнил?
Ответы детей.
Муз. рук.: Молодцы, вспомнили наш хоровод «Перед весной». Давайте ещё раз поблагодарим зиму за её игры и забавы и проводим до следующего года.
Хоровод «Вот уж зимушка проходит…».
После хоровода дети садятся на ковёр в круг.
Воспитатель: Мы уже знаем, что народными бывают костюм, песни, хороводы, пляски, а что ещё?
Ответы детей.
Воспитатель: Сколько всего народного вы назвали, и про музыкальные инструменты не забыли. А какие вы знаете русские народные инструменты?
Словесная игра «Назови инструмент».
Описание игры: дети передают друг другу мяч и называют р.н. инструмент.
Воспитатель: Молодцы! Много вы знаете инструментов, а вот сможете ли вы их отгадать по звучанию.
Муз. рук.: А в этом нам поможет сказка.
Звери жили в доме том,
Но медведь сломал их дом,
Он залезть в него не смог…
Это сказка ...
Дети: Теремок!
Муз.-дид. игра «Музыкальный Теремок».
Описание игры: звучит музыкальный инструмент, дети и родители по очереди называют его, на экране появляется правильный ответ – изображение инструмента. Инструменты: балалайка, гармошка, гусли, трещотка, бубен, ложки, свистульки, жалейка.
Муз. рук.: А теперь приглашаем всех в весёлый оркестр! Выбирайте инструменты.
Дети и родители подходят к инструментам, выбирают, возвращаются на ковёр.
Музыкально-ритмическая игра «Весёлый оркестр». Р.н. танец «Кадриль».
Воспитатель: А у меня для вас ещё одна загадка припасена.
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех …
Дети: Матрёшками зовут.
Воспитатель: А откуда появилась Матрёшка?
Ответы детей.
Воспитатель: Действительно, раньше у детей не было игрушек и взрослые придумали и изготовили для них куколку-матрёшку. Значит, это игрушка?
Дети: Русская-народная.
Воспитатель: Верно! Народ придумывал узоры, расписывал их, и поэтому в каждом селе матрёшки отличались друг от друга. Сейчас я вам предлагаю вместе с гостями придумать свой узор для матрёшки.
Художественно-творческая деятельность – рисование пластилином
«Укрась Матрёшку».
Столы стоят буквой полукругом. На столах коробки с пластилином, стека, доска для лепки, силуэт матрёшки. Совместная работа детей и родителей.
Ведущий: Молодцы, посмотрите, ни одной одинаковой матрёшки! У каждой из них свой праздничный наряд. Делу время, а потехе час – приглашайте гостей на весёлую игру!
Игра «Золотые ворота».
Описание игры: взрослые стоят в большом кругу, открывают «воротики». Дети выстраиваются «змейкой», под музыку проходят в воротики в круг, из круга до окончания музыки. Затем «воротики» закрываются, дети, которые остались внутри круга (пойманные) присоединяются к взрослым. Игра повторяется.
После игры дети с родителями проходят в группу, где их ждёт чай с угощением.
Список литературы:
1. Алёхин А. Матрёшки. – М.: «Издательство Малыш», 1989.
2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013.
3. Михайлова М.А. А у наших у ворот развесёлый хоровод: Нар. праздники, игры и развлечения / М. А. Михайлова. - Ярославль : Акад. развития [и др.], 2001.
4. Скорлупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
5. Тютюнникова Т.Э. Шумовой оркестр снаружи и изнутри. /Музыкальная палитра №6, 2006.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie_0_1.docx | 408.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Путешествие в старину»
(интегрированное занятие с родителями, подготовительная группа)
Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через совместную деятельность с родителями.
Задачи: - обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус;
- способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха;
- закреплять практические навыки выразительного исполнения;
- способствовать дальнейшему развитию танцевально-игрового творчества;
- содействовать проявлению активности и самостоятельности;
- закреплять знания о музыкальных инструментах;
- развивать тембровый, ритмический слух, умение исполнять музыкальные произведения в оркестре;
- развивать умение самостоятельно составлять узоры по мотивам народного искусства;
- продолжать развивать чувства цвета, колорита;
- вовлекать семьи воспитанников в активную совместную деятельность;
- поощрять проявления творчества;
- воспитывать художественный вкус и интерес к истокам народной культуры.
Предварительная работа:
- дети знакомы с русским фольклором (сказки, потешки, игры, хороводы, музыкальные инструменты и т.д.), предметами ДПИ (дымковская игрушка, городецкая, хохломская, гжельская, жостоская росписи, филимоновская свистулька, матрёшки), русскими народными костюмами.
- разучивание песен, хороводов, музыкально-ритмических упражнений;
- заготовки силуэтов матрёшек.
Материал:
- мультимедийное оборудование, музыкальный центр;
- фортепиано;
- ритмические карточки;
- музыкальные инструменты:
- русские народные костюмы;
- пластилин, стека, доска для лепки, силуэт матрёшки.
Музыкальный репертуар:
- р.н. хоровод «Перед весной»;
- р.н. танец «Топотушки»;
- р.н. танец «Кадриль»;
- В. Темнов «Русские матрёшечки»;
- Ю. Слонов «Весёлые матрёшечки»;
- р.н. игра «Золотые ворота».
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети в русских народных костюмах вместе с родителями заходят в музыкальный зал, оформленный в народном стиле. Встают в круг.
Муз. рук.: обращается к детям Здравствуйте, молодцы! Здравствуйте, девицы! обращается к родителям Здравствуйте, гости дорогие!
Попевка «Здравствуйте!».
(по ступеням мажорного трезвучия)
Воспитатель: Ребята, какие вы все нарядные! А что это за костюмы?
Дети: Русские народные костюмы.
Воспитатель: Да, так одевались люди в старину. Девицы носили сарафаны с рубашками, волосы у них были заплетены в косу, а на голову надевали кокошники или повязывали красивую ленту. У молодцев же рубашка называлась косовороткой из-за того, что ворот открывался с боку, и обязательно завязывалась поясом. А в праздничные дни люди одевались нарядно, ярко, красиво, как вы сейчас.
Муз. рук.: А какой праздник без игр, забав, плясок, хороводов! А ведь хоровод - самый древний вид русского танца. В нём много перестроений, движений, узоров. Давайте и мы с вами заведём хоровод. И гости нам помогут.
Музыкально-ритмическое упражнение «Хороводные узоры».
Перестроения: «воротики», «корзинка», движение в двух кругах противоходом, перестроение в один круг, «выворачивание» круга,
перестроение в «ручеёк», выход в общий круг.
Муз. рук.: Ребята, этот танец вам что-то напомнил?
Ответы детей.
Муз. рук.: Молодцы, вспомнили наш хоровод «Перед весной». Давайте ещё раз поблагодарим зиму за её игры и забавы и проводим до следующего года.
Хоровод «Вот уж зимушка проходит…».
После хоровода дети садятся на ковёр в круг.
Воспитатель: Мы уже знаем, что народными бывают костюм, песни, хороводы, пляски, а что ещё?
Ответы детей.
Воспитатель: Сколько всего народного вы назвали, и про музыкальные инструменты не забыли. А какие вы знаете русские народные инструменты?
Словесная игра «Назови инструмент».
Описание игры: дети передают друг другу мяч и называют р.н. инструмент.
Воспитатель: Молодцы! Много вы знаете инструментов, а вот сможете ли вы их отгадать по звучанию.
Муз. рук.: А в этом нам поможет сказка.
Звери жили в доме том,
Но медведь сломал их дом,
Он залезть в него не смог…
Это сказка ...
Дети: Теремок!
Муз.-дид. игра «Музыкальный Теремок».
Описание игры: звучит музыкальный инструмент, дети и родители по очереди называют его, на экране появляется правильный ответ – изображение инструмента. Инструменты: балалайка, гармошка, гусли, трещотка, бубен, ложки, свистульки, жалейка.
Муз. рук.: А теперь приглашаем всех в весёлый оркестр! Выбирайте инструменты.
Дети и родители подходят к инструментам, выбирают, возвращаются на ковёр.
Музыкально-ритмическая игра «Весёлый оркестр». Р.н. танец «Кадриль».
Воспитатель: А у меня для вас ещё одна загадка припасена.
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех …
Дети: Матрёшками зовут.
Воспитатель: А откуда появилась Матрёшка?
Ответы детей.
Воспитатель: Действительно, раньше у детей не было игрушек и взрослые придумали и изготовили для них куколку-матрёшку. Значит, это игрушка?
Дети: Русская-народная.
Воспитатель: Верно! Народ придумывал узоры, расписывал их, и поэтому в каждом селе матрёшки отличались друг от друга. Сейчас я вам предлагаю вместе с гостями придумать свой узор для матрёшки.
Художественно-творческая деятельность – рисование пластилином
«Укрась Матрёшку».
Столы стоят буквой полукругом. На столах коробки с пластилином, стека, доска для лепки, силуэт матрёшки. Совместная работа детей и родителей.
Ведущий: Молодцы, посмотрите, ни одной одинаковой матрёшки! У каждой из них свой праздничный наряд. Делу время, а потехе час – приглашайте гостей на весёлую игру!
Игра «Золотые ворота».
Описание игры: взрослые стоят в большом кругу, открывают «воротики». Дети выстраиваются «змейкой», под музыку проходят в воротики в круг, из круга до окончания музыки. Затем «воротики» закрываются, дети, которые остались внутри круга (пойманные) присоединяются к взрослым. Игра повторяется.
После игры дети с родителями проходят в группу, где их ждёт чай с угощением.
Список литературы:
1. Алёхин А. Матрёшки. – М.: «Издательство Малыш», 1989.
2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013.
3. Интернет-ресурс: Семинар-практикум «Фольклор в ДОУ» http://madou9-blag.do.am/metodithka/seminar_folklor_v_dou.doc.
4. Михайлова М.А. А у наших у ворот развесёлый хоровод: Нар. праздники, игры и развлечения / М. А. Михайлова. - Ярославль : Акад. развития [и др.], 2001.
5. Скорлупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
6. Тютюнникова Т.Э. Шумовой оркестр снаружи и изнутри. /Музыкальная палитра №6, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Путешествие в старину" подготовительная группа
Закрепить знания детей о народных традициях, о праздновании Рождества, Крещении; обучать детей элементам театрализованной деятельности; обогащать знаниями о фольклоре, формировать заинтересованное , у...
Путешествие в старину или история одной пуговицы.
В этой статье рассказывается о том, как я начала работать над проектом "Волшебные пуговицы"....
Коспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в старину (Русская культура и традиции)"
Изучение наследия русской культуры и исскуства помогает составить представление об окружающем мире и исторических преобразованиях, происходящих в сознании человека, а приобщение к мааетиальной ультуре...
Путешествие в старину
Занятие знакомит детей с жизнью их предков....
Путешествие в старину "В гости к бабушке Любавушке"
Занятие направлено на изучение старинной избы и предметы быта на Руси....
Развлечение "Путешествие в старину глубокую".
Это развлечение явилось итоговым мероприятием работы с детьми в кружке "Ладушки" по приобщению к истокам русской народной культуры. Оно было представлено на методическом объединении....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Путешествие в старину"
Продолжать знакомить с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, прибаутками.Обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора.Закрепить приемы лепки.Воспи...