Игровое слушание: «Совместная деятельность с детьми. 3-е слушание» для детей 6-7 лет
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)
Развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста на классическую музыку посредством игровых ситуаций, игре на ДМИ, музыкально-дидактических игр, ритмодекламаций, оркестровок и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3-e_slushanie_na_sayt.docx | 356.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста на музыку посредством игровых ситуаций, игре на ДМИ, музыкально-дидактических игр, ритмодекламаций, оркестровок и др.
Задачи:
- Обогащение слухового опыта при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке.
- Накопление представлений о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов.
- Обучение анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.
- Развитие умений творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
3-е слушание организовывается музыкальным руководителем в группе или театральной комнате (с использованием ИКТ), в «Музее музыкальных инструментов» в период после прогулки, перед обедом, в течении 20-25 минут.
Условия реализации:
- Реализуется в условиях активного взаимодействия музыкального руководителя, воспитателя, руководителя изостудии.
- Используются интеграция искусств, обращение к полихудожественным формам деятельности детей для развития эмоциональной отзывчивости к музыке.
Музыкальный материал подбирается по следующим принципам:
- Связь музыки с ведущими интересами детей, их жизнью на темы «Игрушки», «Животные», «Времена года», «Праздники», «Мои родные и я сам», «Как рождается музыка и какой она бывает».
- Сочетание в музыкальном репертуаре высокохудожественной народной, классической и современной музыки.
- Имровизационность – создается «установка на творчество», музыкальную импровизацию.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Период | Программные задачи | Репертуар | Интеграция с другими областями |
СЕНТЯБРЬ | |||
2-я неделя | Знакомить детей с музыкальными и немузыкальными звуками. Прочитать стихотворение «Звуки». Предложить детям озвучить его на шумовых и музыкальных инструментах. | «Песенка о звуках» | Развитие речи: Обогащение словарного запаса |
3-я неделя | Провести экскурсию в Мини-музей музыкальных инструментов. Познакомить с историей возникновения ударных, струнных и духовых инструментов. Предложить детям самостоятельно извлечь звуки из музыкальных инструментов. | Иллюстрации, музыкальные инструменты | Развитие речи: Обогащение словарного запаса Познавательное развитие: Экскурсия в музей музыкальных инструментов. |
4-я неделя | Прослушать произведение, вспомнить его название. Предложить детям оркестровать произведение, изобразить характер в движении. Сделать фотографии детских импровизаций. | Ё.Нака, «Танец дикарей» | Развитие речи: Обогащение словарного запаса. |
ОКТЯБРЬ | |||
1-я неделя | Предложить детям просмотреть презентацию. Вспомнить название маршей, изученные ранее (см.ст.группу). Предложить детям изобразить марширующих персонажей маршей. | Презентация «Три кита в музыке». Аудиотека ранее изученных маршей. | Художественно-эстетическое развитие: Рисунки с изображением марширующих персонажей. |
2-я неделя | Предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением осени (сентябрь, октябрь). Сравнить с произведения с поэтическими словами А.С.Пушкина и А.Н.Толстого. Найти отличия. Познакомить с народными приметами этих месяцев. Разучить их. | П.Чайковский «Сентябрь. Охота»; «Октябрь. Осенняя песня». | Развитие речи: Знакомство с поэзией А.С.Пушкина и А.Н.Толстого. Разучивание народных осенних примет. |
3-я неделя | Знакомить с металлическими звуками. Предложить детям рассмотреть металлические инструменты в музее музыкальных инструментов. Предложить детям оркестровать ритмодекламацию «Веселый старичок» | Экскурсия «Металлическая фантазия». Д.Хармс, «Веселый старичок» | Развитие речи: Обогащение словарного запаса |
4-я неделя | Предложить детям МДИ «Музыкальный магазин» на развитие музыкальной памяти. Вспомнить ранее изученные произведения. Уметь дать характеристику каждому произведению. | Ю.Ефимова «Вальс игрушек»; Ё.Нака, «Танец дикарей»; К.Канэда «Марш гусей»; П.Чайковский «Осенняя песня». | Развитие речи: Обогащение словарного запаса. |
НОЯБРЬ | |||
1-я неделя | Предложить детям рассмотреть русские народные инструменты и расположение их в оркестре. | РНМ «Русские наигрыши» | Развитие речи: Обогащение словарного запаса. |
2-я неделя | Знакомить детей со стеклянными звуками. Предложить детям самим извлечь звуки из стеклянных шумовых инструментов (колокольчики, баночки, палочки). Прослушать оркестровку пьесы в исполнении детей кружка по игре на ДМИ «Капельки». | Экскурсия «Стеклянное королевство». Д.Шостакович «Вальс-шутка». | Развитие речи: Обогащение словарного запаса. Познавательное развитие: Экскурсия в музей музыкальных инструментов. |
3-я неделя | Продолжать детей знакомить со стеклянными звуками. Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков. Предложить оркестровать ритмодекламацию. | Ритмодекламация «Хрустальные спицы». Стеклянные шумовые инструменты. | Социально-коммуникативное развитие: Формировать навыки коммуникативной культуры |
4-я неделя | Провести беседу о предстоящем празднике Дне Матери. Провести беседу. Вспомнить стихи о маме. Предложить детям выразительно прочитать их и оценить чтение товарищей. Предложить нарисовать портрет своей мамы. | Презентация «Притча о Маме». Е.Дога «Вальс» | Социально-коммуникативное развитие: Формировать семейную принадлежность. Художественно-эстетическое развитие: Нарисовать портрет мамы. |
ДЕКАБРЬ | |||
1-я неделя | Знакомить с понятием балет. Познакомить с либретто балета «Щелкунчик». Прослушать «Марш» и «Вальс снежных хлопьев» из балета, провести беседу, рассмотреть иллюстрации. | Балет «Щелкунчик» (видеозапись) | Развитие речи: Предложить детям сочинить небольшую зимнюю историю о пушистых и воздушных снежинках. |
2-я неделя | Знакомить детей с обычаями празднования нового года в разных странах. Рассмотреть иллюстрации с изображением Дедов Морозов разных стран, выучить их имена. Предложить детям написать письма Деду Морозу. | Иллюстрации Дедов Морозов разных стран. Географическая карта. | Развитие речи: Развивать речь, пополнять словарный запас детей. |
3-я неделя | Вспомнить произведение, провести беседу о его характере и изобразительности. Предложить детям вообразить себя гномами и изобразить характер героев в движении. Просмотреть мультфильм на мелодию Э.Грига и отобразить свои впечатления в рисунке. | Э.Григ «В пещере горного короля». Мультфильм «Гномы и Горный король» | Художественно-эстетическое развитие. Рисование: Отобразить свои впечатления на прослушанное произведение в рисунке. |
4-я неделя | Прослушать английскую народную песню «Рождественские колокольчики». Вспомнить слова песни на английском языке. Предложить детям спеть песню и аккомпанировать себе на колокольчиках и бубенцах. | Английская народная песня «Джинг Беллс» | Социально-коммуникативное развитие: Формировать навыки коммуникативной культуры |
ЯНВАРЬ | |||
2-я неделя | Формировать у детей интерес к празднованию Рождества на Руси.
| Презентация «Рождество Христово». Разучивание щедровок и посевалок | Развитие речи: Обогащение словарного запаса |
3-я неделя | Продолжать знакомить с пьесами П.Чайковского из цикла «Времена года». Определить изобразительный характер прослушанных произведений. | П.Чайковский «Декабрь. Святки»; «Январь. У камелька»; «Февраль. Масленица». | Художественно-эстетическое развитие. Рисование: Предложить отобразить характер произведений в иллюстрациях |
4-я неделя | Знакомить детей с русскими народными инструментами, правилами звукоизвлечения и расположением инструментов в оркестре русских народных инструментов. | Презентация «Русские народные инструменты». Русские народные мелодии: «Ах, вы сени», «Пойду ль я, выйду ль я», «Калинка» и др. | Развитие речи: Обогащение словарного запаса. Познавательное развитие: Экскурсия в музей музыкальных инструментов. |
ФЕВРАЛЬ | |||
1-я неделя | Показать детям иллюстрации с изображением флейты и контрабаса. Рассказать об этих инструментах, о способах звукоизвлечения. Послушать фонограмму их звучания. | Муз. Г. Фрида «Флейта и контрабас». Оркестровка РНП «Петушок» на блок флейтах | Познавательное развитие: Экскурсия в музей музыкальных инструментов |
2-я неделя | Знакомить с оркестром духовых инструментов и особенностью расположением инструментов в оркестре. | Презентация: «Духовые инструменты» | Развитие речи: Обогащение словарного запаса. |
3-я неделя | Знакомить детей с родами войск, с песнями солдат, с военным духовым оркестром. | Презентация «Защитникам отечества посвящается». | Художественно-эстетическое развитие. Рисование: Изготовление открытки для папы |
4-я неделя | Продолжать знакомить детей с народными обычаями, играми. Вызвать желание играть в игры. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. | Иллюстрации с изображением масленичных гуляний, Русская народная песня «Блины» | Развитие речи: Обогащение словарного запаса. |
МАРТ | |||
1-я неделя | Воспитывать чувство любви к маме, благодарности к ней. | Презентация «Притча о маме» | Социально-коммуникативное развитие: Формировать семейную принадлежность. |
2-я неделя | Продолжать знакомить с пьесами П.Чайковского из цикла «Времена года». Определить изобразительный характер прослушанных произведений. Уметь соотносить характер произведения с поэтическим словом. | П.Чайковский «Март. Жаворонок»; «Апрель. Подснежник»; «Май. Белые ночи». | Развитие речи: Обогащение словарного запаса. |
3-я неделя | Знакомить с медной духовой группой музыкальных инструментов, учить различать тембры этих инструментов. | Экскурсия в музей «Медная группа духовых инструментов» | Познавательное развитие: Экскурсия в музей музыкальных инструментов |
4-я неделя | Предложить детям МДИ «Веселые диски» на развитие музыкальной памяти. Вспомнить ранее изученные произведения. Определять характер произведений с помощью средств музыкальной выразительности. | Ранее изученные произведения | Социально-коммуникативное развитие: Формировать навыки коммуникативной культуры |
АПРЕЛЬ | |||
1-я неделя | Знакомить с клавишной группой музыкальных инструментов, учить различать тембры этих инструментов, развивать инструментальное творчество. Предложить детям исполнить знакомую попевку «В школу» Е.Тиличеевой на клавишных инструментах (фортепиано, аккордеон, синтезатор). | Экскурсия в музей «Знакомство с клавишной группой инструментов» Прослушивание произведений в исполнении рояля, аккордеона, клавесина. | Познавательное развитие: Экскурсия в музей музыкальных инструментов |
2-я неделя | Знакомить с историческими традициями праздника русской Пасхи посредством восприятия классических произведений и шедевров художественной культуры. | П.И.Чайковский «В церкви»; «Песнопения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры»; Презентация «Пасха», | Познавательное развитие: Расширять кругозор детей |
3-я неделя | Знакомить с особенностью симфонического оркестра; пополнять словарный запас; расширять и обогащать музыкально-слуховой опыт детей, их представления о музыкальной культуре. | Презентация «Симфонический оркестр». МДИ «Дирижер» | Познавательное развитие: Экскурсия в музей музыкальных инструментов |
4-я неделя | Продолжать знакомство с инструментами симфонического оркестра на примере симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и Волк». | Просмотр мультфильма «Петя и Волк», иллюстрации инструментов. | Познавательное развитие: Расширять кругозор детей |
МАЙ | |||
1-я неделя | Знакомить детей с историей создания сюиты К.Сен-Санса «Карнавал животных». Рассмотреть иллюстрации, прослушать фрагменты пьес, предложить найти соответствующие характеру иллюстрации | Портрет К.Сен-Санса. Иллюстрации персонажей. Пьесы из цикла «Карнавал животных» | Развитие речи: Обогащение словарного запаса. |
2-я неделя | Воспитывать нравственно-патриотическое чувство дошкольников на основе формирования представлений о ВОВ и людях, одерживающих победу на фронте и в тылу. | Презентация «Великий праздник Победы». Песни военных лет. | Познавательное развитие: Расширять кругозор детей |
3-я неделя | Знакомить детей с народными инструментами Алтая, природой и обычаями края. Учить приемам звукоизвлечения. Предложить детям подыграть мелодию песни «Янгар» на алтайских народных инструментах. | Экскурсия «Музыкальные инструменты Алтая». CD «Алтайские напевы» | Познавательное развитие: Экскурсия в музей музыкальных инструментов |
4-я неделя | Знакомить детей с инструментами народов мира, воспитывать любовь к Родине, интерес к народной музыке других стран. | Экскурсия «Музыкальные инструменты народов мира» | Познавательное развитие: Экскурсия в музей музыкальных инструментов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность с детьми. О.Б.Ж. " Спички детям не игрушка"
В мире опасных предметов...
Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет
В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...
Сценарий открытого тематического мероприятия совместной деятельности с детьми с использованием элементов, здоровьесберегающих и игровых технологий для детей средней группы детского сада « Лесная Спартакиада»
Создать у детей представление об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей.Закрепить знания детей о символах и ритуалах Олимпийских игр....
Конспект итоговой совместной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «Достопримечательности Санкт-Петербурга» с использованием технологии «Обучение через игровую деятельность»
Цель: развитие интереса у детей к культурному наследию Санкт-Петербурга.Задачи:1) Уточнить и систематизировать знания детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга.2) Формировать репродуктивную позн...
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Воспитание у детей нравственных качеств: дружбы и взаимопомощи, на примере русской народной сказки»
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Воспитание у детей нравственных качеств: дружбы и взаимопомощи, на примере русской народной сказки»...
Совместная деятельность с детьми по ПДД «Безопасное поведение детей на дорогах»
Совместная деятельность с детьми по ПДД «Безопасное поведение детей на дорогах»...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Детям об этикете
Цель: формировать у дошкольников культуру поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности....