«Использование сюжетно-ролевой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста»
статья по музыке

Игошина Евгения Владимировна

Особенности проведения образовательной деятельности с использованием музыкально-ритмических игр-сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сюжетно-ролевая гимнастика49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Использование сюжетно-ролевой гимнастики

в работе с детьми дошкольного возраста»

Актуальность.  В нашем дошкольном учреждении находятся дети с ограниченными возможностями здоровья. Помимо нарушения речи у детей нарушена ориентировка в пространстве, координация, недостаточно сформирована эмоционально-волевая сфера, имеются  нарушения опорно-двигательного аппарата. Чтобы раскрепостить и объединить детей, появилась необходимость использования  ритмической гимнастики сюжетно-ролевого характера. Сочетание ритмической гимнастики с сюжетно-ролевой игрой является мощным средством воздействия, позволяющие успешно решать задачи как двигательного, так и психического развития эмоционально-волевой сферы ребенка, способствовать формированию здоровьесберегающего поведения ребенка в образовательном и воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Новизна. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика представляет собой занятия, построенные на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

Основной целью является создание условий для развития двигательной и познавательной активности, формирование здоровьесберегающего и здоровьеукрепляющего поведения у детей дошкольного возраста через использование музыкально-ритмических игр-сказок.

Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:

  1. Образовательные:

- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного - аппарата;

- формировать правильную осанку;

- совершенствовать основные виды движений, двигательные способности (координационные, гибкости и др.);

  1.  Развивающие:

- развивать чувство ритма, музыкального слуха;

- развивать умение согласовывать движения с музыкой;

- развивать выразительность движений, пластичность, грациозность;

- способствовать эмоциональному развитию через двигательно-игровую деятельность;

- развивать мышление, воображение, познавательную активность, расширять кругозор;

- развивать крупную и мелкую моторику.

  1.  Воспитательные:

- воспитывать желание научиться управлять своим телом под музыку;

- воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности;

- совершенствовать такие качества как дисциплинированность, выдержка, творческая активность, инициатива, самостоятельность;

- воспитывать чувство такта, умения вести себя в зале во время занятий.

Организационные и методические особенности проведения образовательной деятельности с использованием

музыкально-ритмических игр-сказок.

           В основу работы входит ритмическая гимнастика, общеразвивающие упражнения, которые удачно сочетаются с элементами танцев, образуя оригинальную двигательную композицию, выполняемую под музыку. Такое сочетание разнохарактерных движений позволяет развивать общую культуру движений, здоровьесберегающее поведение дошкольников, ориентировку в музыкальных ритмах, комплексно воздействовать на развитие функциональных систем детского организма. Основными компонентами воздействия являются: движение, игра, сюжет, музыка.

Движение направлено на развитие физических качеств, координационных способностей и функциональных возможностей организма ребенка, а также воспитание выразительности, формирование базы и культуры движений, здоровьесберегающего и здоровьеукрепляющего поведения.

Основными средствами двигательного воздействия являются:

-основные виды движений (ходьба, бег, упражнения на равновесие);

-упражнения гимнастики (основной, спортивной, художественной);

-элементы стретчинга (гимнастика поз для развития гибкости);

-элементы спортивного, народного, современного танца;

-элементы пантомимы;

-пальчиковая гимнастика;

-дыхательные упражнения;

-самомассаж.

Перечисленные средства объединяются в определенной последовательности в комплексы мини-программ, составленных по сюжетам сказок и объединенных соответствующей музыкой. Музыка создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы музыкальных сказок и мультфильмов.

Игра является основной формой познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая активизирует мыслительные процессы и двигательные возможности ребенка, а также создает положительный эмоциональный фон работы и позволяет более мягко и гуманно решать воспитательные и образовательные задачи.

Основные требования к подбору комплексов:

-подбор упражнений соответствует возрасту и подготовленности занимающихся;

-продолжительность непосредственно-образовательной деятельности обусловлена возрастом занимающихся (23-26 мин);

-упражнения согласованы с музыкой и передают ее настроение (на сильные музыкальные части - сильные движения, например прыжки, махи; на быстрые части - беговые, прыжковые серии; под медленную музыку - упражнения в равновесии, расслаблении);

-упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки к основной части, к заключительной части нагрузка постепенно снижается;

-для разгрузки позвоночника и постановки осанки включены упражнения из положения лежа на полу;

Занятия ритмической гимнастикой сюжетно-ролевого характера благотворно влияет на развитие всех систем организма, а усилия, которые затрачиваются на занятиях, компенсируются веселой, заводной и ритмичной музыкальной сказкой. Дети занимаются с большим удовольствием и усердием, и движения выполняются более качественно. Ритмическая гимнастика на основе игры-сказки помогает детям глубже почувствовать, понять, оценить события и поступки персонажей сказочных произведений. Можно говорить о возможности "прочтения" сказок всем телом, каждой мышцей, клеткой организма.

Источники: 

1.Н.А. Фомина Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика. Методические рекомендации к программе по физическому воспитанию дошкольников.  - М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005, - 144с.

2.Социальная сеть работников образования nsportal.ru

https://nsportal.ru/detskiy-sad/.../03/.../syuzhetno-rolevaya-ritmicheskaya-gimnastika 

3.Юркова А.С. В музыкальном ритме сказок

detsad-detctvo.ru/konkurs-zdorovyie.../yurkova-as-v-muzyikalnom-ritme-skazok/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Картотека сюжетно-ролевых игр для работы с детьми дошкольного возрвста в совместной деятельности...

Тема опыта работы «Использование здоворьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Гимнастика для глаз»

В данной работе показана актуальность и цель работы со старшими дошкольниками с использованием здоровозберегающих технологий, а именно гимнастики для глаз....

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ  «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

План работы по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика».

Данные медицинских исследований неутешительны. Установлено, что удельный вес часто болеющих детей первых шести лет жизни колеблется в пределах 20-25 %, то есть часто болеющим является каждый четвертый...

Картотека сюжетно - ролевых игр в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Данная картотека, поможет педагогам работающим с детьми дошкольного возраста с нарушением  интеллекта, правильно выстроить обучение игре....