Конспект интегрированного игрового занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности "Загадки Деда Мороза"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Афанасьева Людмила Петровна

Обобщение  систематизация знаний детей по теме "Зима. Признаки зимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_deda_moroza.docx40.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного игрового занятия

в подготовительной  к школе группе компенсирующей направленности  

«Загадки Деда Мороза».

Авторы:  Воспитатель: Афанасьева Л.П.

Учитель-логопед: Сизова В.А.

Дата проведения занятия: 13.12.2018

Цель – обобщение и систематизация знаний детей по теме «Зима. Признаки зимы».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в живой и неживой природе, об образе жизни и поведении животных зимой.
  2. Обогащать, уточнять и активизировать словарь по теме: «Признаки зимы».
  3. Формировать представления детей о свойствах льда.
  4. Упражнять детей в согласовании слов в предложении, используя языковые средства для соединения их  частей («потому что; за то что; когда…», «я думаю, что…»).
  5. Развивать связную речь, умение составлять предложения, рассказ по мнемотаблице.
  6. Совершенствовать фонематические представления – составление звуковой схемы слова.
  7. Закрепить навык чтения слогов, формировать умение составлять слова из слогов.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление, умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.
  2. Развивать память, зрительное и слуховое внимание.
  3. Развивать общую моторику, координацию речи с движением.
  4. Автоматизировать правильное произношение поставленных звуков.
  5. Формировать навыки учебной деятельности: «слушать и слышать, смотреть и  видеть; действовать по словесной инструкции воспитателя.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей бережное, уважительное отношение к природе.

2. Формировать у детей чувство поддержки, взаимопомощи, умение сотрудничать со сверстниками при работе в парах и в группе.

3. Воспитывать интерес к поисковой деятельности.

Оборудование:

Конверт с загадками от Деда Мороза, проектор, экран, ноутбук, презентация «Лаборатория Деда Мороза», 8-10 Снеговичков-звуковичков с цветными шарфиками и шапками, картинки («снег», «зима»), сумка-холодильник; кубики льда; тарелочки; льдинки разной формы, карточки с небольшими картинками (наклейками), 3 белых шара, карточки из мнемотаблицы; елка, елочные шарики со слогами; медальки «Помощник Деда Мороза»; музыка для подвижной игр; запись голоса Деда Мороза.

Предварительная работа:

 Чтение и обыгрывание в теневом театре сказки В.Бианки «Заяц, Косач и медведь», наблюдение за сезонными изменениями в природе  в зимний период, разучивание слов подвижной игры  «Выпал беленький снежок».

Ход занятия.

Воспитатель заводит детей в группу, дети становятся полукругом.

 

I. Организационный момент. 

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Раздается стук в дверь, сотрудник детского сада приносит письмо.

Сотрудник детского сада: Это группа «Лучик»? Вам пришло письмо в необычном конверте.

Воспитатель  читает письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Дедушка Мороз из снежного города - Великий Устюг. Прилетал ко мне на днях красногрудый снегирь и рассказал, что вы очень умные и любознательные дети. А мне как раз такие помощники нужны!  Я вам подготовил  сложные  задания. Очень  хочется проверить, что вы знаете о моем любимом времени года - зиме».

II. Основная часть.

Логопед: Ребята,  от кого пришло письмо? О чем нас просит Дед Мороз?

Логопед достает из конверта первую загадку.

Загадка №1.  

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой. (Снеговик).

Игра «Снеговички-звуковички»

Логопед: Да, думаю, вы правы.  Снеговички – это помощники Деда Мороза. Они хотят с вами поиграть. А вот и сами Снеговички.

Логопед приглашает детей подойти к столику, где стоят 8-10 снеговичков с цветными шапками и шарфиками (синего, зеленого, красного цвета).

Логопед: Помощники Мороза – Снеговички.

В разноцветных шапках и шарфиках они.

Ребята эти не простые,

Они волшебные – звуковые.

Логопед: Ребята, что необычного вы заметили в этих снеговичках? (разноцветные шапки и шарфики). Как вам кажется, какие звуки будет обозначать снеговик с красным шарфиком? (гласные звуки) А снеговик с синим шарфиком? (твердые согласные) Снеговичок с зеленым шарфиком? (мягкие согласные).

Дети поясняют, что Снеговик в красном обозначает гласный звук, в синем – согласный твердый, в зеленом – согласный мягкий звук.

Логопед: Молодцы! Посмотрите, здесь картинки. (Логопед показывает картинки «зима», «снег»).  Нашим Снеговичкам нужна помощь. Они хотели составить 2 слова, но запутались. Давайте поможем Снеговичкам составить эти слова. Для этого  разделимся на 2 команды – мальчики и девочки. Девочки будут составлять слово  «зима», а мальчики – «снег».

Детьми проводится звуковой анализ слов, дается характеристика каждому звуку в слове, выставляется соответствующий Снеговичок.

Логопед: Давайте проверим, что у вас получилось. Сколько звуков в слове «Зима»? Какой звук первый?

[з’] – согласный, мягкий [и] – гласный  [м] – согласный, твердый  [а] – гласный  

Сколько слогов в слове «зима»? Прохлопайте это слово.

Молодцы! Вы справились с заданием!

Логопед: Давайте проверим, как справились с заданием мальчики. Сколько звуков в слове «Снег»? Какой звук первый?

[c] – согласный, твердый [н’] – согласный, мягкий [э] - гласный [г] – согласный, твердый  

Сколько слогов в слове «снег»? Давайте прохлопаем это слово.

Молодцы, ребята, помогли Снеговичкам-звуковичкам найти свои места в слове.

Воспитатель: А в конверте нас ждет вторая загадка.

Воспитатель достает из конверта 2 загадку.

Загадка №2.

Может крепко толстым слоем

Тротуар закрыть собою.
Не ходьба теперь - потеха,
Оттолкнись - и можно ехать…(Лёд)

Экспериментирование. Опыты со льдом

Перед столами установлен экран с проектором.

Воспитатель: 

Опыт № 1

- Ребята, Дед Мороз приглашает нас в лабораторию «Тайны льда».

-Посмотрите, какой необычный ларец  приготовил Дед Мороз.

-Давайте посмотрим, что в нем лежит?

Воспитатель достает лед, дети рассматривают

-Давайте с вами превратимся в ученых?

- Я предлагаю ученым присесть за столы

Слайд  лед и стекло.

- Ребята, почему лед сравнивают со стеклом? (варианты ответов детей: твердый, гладкий, прозрачный).

- А давайте, проверим, так это или нет?

-Вы сказали, что лед прозрачный, как это проверить? (посмотреть через него) 

- Я предлагаю вам посмотреть через льдинку друг на друга.  

- У всех вас на столе лежит маленькая карточка с картинкой,  попробуйте  ее разглядеть через кубик льда.

-Прозрачный лед? Он такой же, как стекло? (показать на окно)

-Можно лед вставить в окно вместо стекла? (нет, он растает) 

Опыт № 2

 - Как мы можем убедиться, что лед тает? (Можно оставить на блюдце, и он постепенно растает.) Слайд Лед и лужа, вода

- Как ускорить процесс таяния льда? (Ставим лед в блюдце на батарею, держим в руке)

- Почему лед растаял? (в группе тепло, руки теплые…) 

- Во что превратился лед? (в воду)

- Значит, из чего лед состоит? (из воды)

Опыт № 3

–Какой формы наши кусочки льда? (кубики)

-А как вы думаете, лед может быть другой формы?

- Дед Мороз приготовил еще один сюрприз.

Воспитатель раздает детям лед разной формы.

-У каждого из вас разные кусочки льда и по форме, и по размеру.

- А кто догадался, как Дед Мороз сделал такие  ледяные формы? (заморозил разные формочки)

-Ребята, значит, в какой форме вода замерзнет, такая же форма будет у льда.

- Вот какие чудеса в природе происходят

 Слайд Лед разной формы

- Посмотрите на экран, в какие причудливые формы превращается лед?

Опыт №4.

 – В нашем волшебном ларце есть еще один сюрприз от Деда Мороза.

- Что это, ребята? Да, кораблик, сделанный из большого куска льда.

-  А как вы думаете, может ли  этот кораблик  плавать?

- Давайте его опустим в емкость с водой.

(Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают) 

- Что вы видите? (он плавает, не тонет) 

В холодных морях плавают огромные глыбы льда.

-Как они называются? (айсбергами) Слайд Айсберг. 

Айсберги — это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике или Антарктике и их течением  вынесло в море. Над поверхностью видна только верхушка айсберга.

- И так, юные ученые, что мы узнали про лед? (он прозрачный, тает, может принимать любую форму, плавает, не тонет)

Логопед достает из конверта 3 загадку.

Логопед: Давайте отгадаем третью загадку Деда Мороза.  

Загадки №3.

 Зимой забава есть одна.
В ней меткость, ловкость всем нужна.
А как «снаряды» называешь,
Что лепишь и в друзей бросаешь? (Снежки)

Логопед: Ребята, а какие еще зимние забавы вы знаете? (Лыжи, санки, коньки…)

Ребята, давайте с вами поиграем!

Логопед приглашает детей встать в круг на ковре.

Подвижная игра «Выпал беленький снежок».

Выпал беленький снежок,

Собрались мы все в кружок.

Дети передают снежный ком (можно несколько) по кругу.

Будем ком передавать,

Будем руки согревать.

Звучит ритмичная, веселая музыка. Дети, в чьих руках остался снежный ком, подкидывают его перед собой. Остальные дети хлопают.

Покатился снежный ком,

Вместе с нами кувырком –

Дети передают снежный ком (можно несколько) по кругу.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем мы в снежки играть.

Афанасьева Л.П.

Звучит ритмичная, веселая музыка. Дети, в чьих руках остался снежный ком, подкидывают его перед собой. Остальные дети хлопают.

Логопед достает из конверта и читает четвертую загадку.

Загадка №4.

Праздник снега и хлопушек,

Масок, елок и игрушек. (Новый год)


Игра «Наряди елочку»
Логопед:
 Новый год – любимый праздник детей и взрослых, время чудес и волшебства. Какие традиции есть на Новый год? (Наряжать елку, дарить подарки…)

В нашей группе тоже есть елочка, только она неукрашенная. Давайте  мы с вами украсим елку в нашей группе. А вот и коробка с елочными игрушками.

Логопед показывает коробку с елочными игрушками и предлагает детям взять по одному шарику.

Логопед: А елочные игрушки-то непростые. Что необычного вы заметили? (На них написаны слоги.) Давайте прочитаем слоги и украсим елочку.

Дети читают слоги по одному и вешают на елочку:

ТА, МА, ВА, МА, НО, НИ, НА, ТЫ, НО, КИ.

Логопед: Молодцы, ребята! Давайте посмотрим на нашу нарядную елочку. Что еще необычного можно заметить в наших шариках? (можно прочитать 2 слога и получится слово). Давайте составим из этих слогов слова.

Дети читают слова. При затруднении логопед показывает два шарика и просит составить из них слово.

МА-МА   ВА-ТА   НИ-НА   НО-ТЫ   КИ-НО

Воспитатель достает из конверта и читает пятую загадку.

Загадка №5.

Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года? (Зима)

Воспитатель приглашает детей сесть в круг на коврике.

Воспитатель: Дед Мороз решил проверить, что мы знаем о зиме, и отправил нам зашифрованные картинки. Давайте мы разгадаем эти картинки и все вместе составим рассказ.

 Коллективный рассказ по мнемотаблице.

Воспитатель раздает каждому карточку из мнемотаблицы.

Дети по очереди придумывают предложения по своей карточке.  

1 – 2 карточки можно разобрать вместе.  

  1. Зимой все покрыто снегом, много сугробов.
  2. Зимой часто идет снег.
  3. Зимой дуют холодные ветра, метели, вьюги.
  4. Зимой температура воздуха низкая, мороз.
  5. Зимой солнце светит, но не греет.
  6. Зимой день стал короче, а ночь длиннее.
  7. Зимой реки и водоемы сковал лед.
  8. Зимой животные сменили летние шубки на зимние.
  9. Зимой люди вешают кормушки и подкармливают зимующих птиц.
  10.  Зимой люди носят теплую зимнюю одежду.
  11.  Зимой дети зимой катаются на санках, лыжах и коньках, лепят снеговиков.
  12.  Зимой мы отмечаем праздник Новый год.

III. Итог занятия.

Логопед: Ребята, у нас получился замечательный рассказ! А вы заметили, что с обратной стороны что-то нарисовано? Как же нам понять, что нарисовано? (собрать вместе пазл). 

Дети собирают из частей общую «Зимнюю картинку».

Воспитатель:  Молодцы, дети! Что у нас получилось?   (зимняя картина)

 Звучит голос Деда Мороза: «Молодцы ребята! Справились с моими сложными загадками.  Я вижу, что вы мои настоящие помощники!  А теперь вас ждет награда!  Загляните еще раз в мой конверт и посмотрите внимательнее. До скорой встречи на вашем утреннике!»

Воспитатель и логопед  достают из конверта медальки «Помощник Деда Мороза»,

вручают  их детям.

Используемая литература:

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 6-7 лет. Подготовительная к школе группа. Коллажи, мнемоталлицы, модели, пиктограммы. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017

 2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2008

3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. – СПб.: «Литера», 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного физкультурного занятия в подготовительной к школе группе

Интеграция образовательных областей: физическое и речевое развитие. Воспитание желания и умения слушать художественное произведение, следить за развитием действия;- Совершенствовать технику основ...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)

Этот конспект и приложения к нему мне особенно дороги, потому что при его подготовке мне помогали замечательные люди. Во-первых, мама придумала стихи для зрительной гимнастики (она у меня всю жизнь до...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Конспект логопедического квест-занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Путешествие в сказочный зимний лес"

Логопедическое занятие в форме квест - игры направленное на формирование грамматического строя речи, на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, на развитие умения отвечать на воп...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности "Путешествие в осенний лес"

Цель данной образовательной деятельности - закрепить знания детей об осени, сохранять и укреплять физическое здоровье и приобщать к здоровому образу жизни.Учить согласованию имен числительных с сущест...