Конспект интегрированного игрового занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности "Загадки Деда Мороза"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Обобщение систематизация знаний детей по теме "Зима. Признаки зимы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_deda_moroza.docx | 40.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого интегрированного игрового занятия
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
«Загадки Деда Мороза».
Авторы: Воспитатель: Афанасьева Л.П.
Учитель-логопед: Сизова В.А.
Дата проведения занятия: 13.12.2018
Цель – обобщение и систематизация знаний детей по теме «Зима. Признаки зимы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в живой и неживой природе, об образе жизни и поведении животных зимой.
- Обогащать, уточнять и активизировать словарь по теме: «Признаки зимы».
- Формировать представления детей о свойствах льда.
- Упражнять детей в согласовании слов в предложении, используя языковые средства для соединения их частей («потому что; за то что; когда…», «я думаю, что…»).
- Развивать связную речь, умение составлять предложения, рассказ по мнемотаблице.
- Совершенствовать фонематические представления – составление звуковой схемы слова.
- Закрепить навык чтения слогов, формировать умение составлять слова из слогов.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление, умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.
- Развивать память, зрительное и слуховое внимание.
- Развивать общую моторику, координацию речи с движением.
- Автоматизировать правильное произношение поставленных звуков.
- Формировать навыки учебной деятельности: «слушать и слышать, смотреть и видеть; действовать по словесной инструкции воспитателя.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей бережное, уважительное отношение к природе.
2. Формировать у детей чувство поддержки, взаимопомощи, умение сотрудничать со сверстниками при работе в парах и в группе.
3. Воспитывать интерес к поисковой деятельности.
Оборудование:
Конверт с загадками от Деда Мороза, проектор, экран, ноутбук, презентация «Лаборатория Деда Мороза», 8-10 Снеговичков-звуковичков с цветными шарфиками и шапками, картинки («снег», «зима»), сумка-холодильник; кубики льда; тарелочки; льдинки разной формы, карточки с небольшими картинками (наклейками), 3 белых шара, карточки из мнемотаблицы; елка, елочные шарики со слогами; медальки «Помощник Деда Мороза»; музыка для подвижной игр; запись голоса Деда Мороза.
Предварительная работа:
Чтение и обыгрывание в теневом театре сказки В.Бианки «Заяц, Косач и медведь», наблюдение за сезонными изменениями в природе в зимний период, разучивание слов подвижной игры «Выпал беленький снежок».
Ход занятия.
Воспитатель заводит детей в группу, дети становятся полукругом.
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Раздается стук в дверь, сотрудник детского сада приносит письмо.
Сотрудник детского сада: Это группа «Лучик»? Вам пришло письмо в необычном конверте.
Воспитатель читает письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Дедушка Мороз из снежного города - Великий Устюг. Прилетал ко мне на днях красногрудый снегирь и рассказал, что вы очень умные и любознательные дети. А мне как раз такие помощники нужны! Я вам подготовил сложные задания. Очень хочется проверить, что вы знаете о моем любимом времени года - зиме».
II. Основная часть.
Логопед: Ребята, от кого пришло письмо? О чем нас просит Дед Мороз?
Логопед достает из конверта первую загадку.
Загадка №1.
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой. (Снеговик).
Игра «Снеговички-звуковички»
Логопед: Да, думаю, вы правы. Снеговички – это помощники Деда Мороза. Они хотят с вами поиграть. А вот и сами Снеговички.
Логопед приглашает детей подойти к столику, где стоят 8-10 снеговичков с цветными шапками и шарфиками (синего, зеленого, красного цвета).
Логопед: Помощники Мороза – Снеговички.
В разноцветных шапках и шарфиках они.
Ребята эти не простые,
Они волшебные – звуковые.
Логопед: Ребята, что необычного вы заметили в этих снеговичках? (разноцветные шапки и шарфики). Как вам кажется, какие звуки будет обозначать снеговик с красным шарфиком? (гласные звуки) А снеговик с синим шарфиком? (твердые согласные) Снеговичок с зеленым шарфиком? (мягкие согласные).
Дети поясняют, что Снеговик в красном обозначает гласный звук, в синем – согласный твердый, в зеленом – согласный мягкий звук.
Логопед: Молодцы! Посмотрите, здесь картинки. (Логопед показывает картинки «зима», «снег»). Нашим Снеговичкам нужна помощь. Они хотели составить 2 слова, но запутались. Давайте поможем Снеговичкам составить эти слова. Для этого разделимся на 2 команды – мальчики и девочки. Девочки будут составлять слово «зима», а мальчики – «снег».
Детьми проводится звуковой анализ слов, дается характеристика каждому звуку в слове, выставляется соответствующий Снеговичок.
Логопед: Давайте проверим, что у вас получилось. Сколько звуков в слове «Зима»? Какой звук первый?
[з’] – согласный, мягкий [и] – гласный [м] – согласный, твердый [а] – гласный
Сколько слогов в слове «зима»? Прохлопайте это слово.
Молодцы! Вы справились с заданием!
Логопед: Давайте проверим, как справились с заданием мальчики. Сколько звуков в слове «Снег»? Какой звук первый?
[c] – согласный, твердый [н’] – согласный, мягкий [э] - гласный [г] – согласный, твердый
Сколько слогов в слове «снег»? Давайте прохлопаем это слово.
Молодцы, ребята, помогли Снеговичкам-звуковичкам найти свои места в слове.
Воспитатель: А в конверте нас ждет вторая загадка.
Воспитатель достает из конверта 2 загадку.
Загадка №2.
Может крепко толстым слоем
Тротуар закрыть собою.
Не ходьба теперь - потеха,
Оттолкнись - и можно ехать…(Лёд)
Экспериментирование. Опыты со льдом
Перед столами установлен экран с проектором.
Воспитатель:
Опыт № 1
- Ребята, Дед Мороз приглашает нас в лабораторию «Тайны льда».
-Посмотрите, какой необычный ларец приготовил Дед Мороз.
-Давайте посмотрим, что в нем лежит?
Воспитатель достает лед, дети рассматривают
-Давайте с вами превратимся в ученых?
- Я предлагаю ученым присесть за столы
Слайд лед и стекло.
- Ребята, почему лед сравнивают со стеклом? (варианты ответов детей: твердый, гладкий, прозрачный).
- А давайте, проверим, так это или нет?
-Вы сказали, что лед прозрачный, как это проверить? (посмотреть через него)
- Я предлагаю вам посмотреть через льдинку друг на друга.
- У всех вас на столе лежит маленькая карточка с картинкой, попробуйте ее разглядеть через кубик льда.
-Прозрачный лед? Он такой же, как стекло? (показать на окно)
-Можно лед вставить в окно вместо стекла? (нет, он растает)
Опыт № 2
- Как мы можем убедиться, что лед тает? (Можно оставить на блюдце, и он постепенно растает.) Слайд Лед и лужа, вода
- Как ускорить процесс таяния льда? (Ставим лед в блюдце на батарею, держим в руке)
- Почему лед растаял? (в группе тепло, руки теплые…)
- Во что превратился лед? (в воду)
- Значит, из чего лед состоит? (из воды)
Опыт № 3
–Какой формы наши кусочки льда? (кубики)
-А как вы думаете, лед может быть другой формы?
- Дед Мороз приготовил еще один сюрприз.
Воспитатель раздает детям лед разной формы.
-У каждого из вас разные кусочки льда и по форме, и по размеру.
- А кто догадался, как Дед Мороз сделал такие ледяные формы? (заморозил разные формочки)
-Ребята, значит, в какой форме вода замерзнет, такая же форма будет у льда.
- Вот какие чудеса в природе происходят
Слайд Лед разной формы
- Посмотрите на экран, в какие причудливые формы превращается лед?
Опыт №4.
– В нашем волшебном ларце есть еще один сюрприз от Деда Мороза.
- Что это, ребята? Да, кораблик, сделанный из большого куска льда.
- А как вы думаете, может ли этот кораблик плавать?
- Давайте его опустим в емкость с водой.
(Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают)
- Что вы видите? (он плавает, не тонет)
В холодных морях плавают огромные глыбы льда.
-Как они называются? (айсбергами) Слайд Айсберг.
Айсберги — это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике или Антарктике и их течением вынесло в море. Над поверхностью видна только верхушка айсберга.
- И так, юные ученые, что мы узнали про лед? (он прозрачный, тает, может принимать любую форму, плавает, не тонет)
Логопед достает из конверта 3 загадку.
Логопед: Давайте отгадаем третью загадку Деда Мороза.
Загадки №3.
Зимой забава есть одна.
В ней меткость, ловкость всем нужна.
А как «снаряды» называешь,
Что лепишь и в друзей бросаешь? (Снежки)
Логопед: Ребята, а какие еще зимние забавы вы знаете? (Лыжи, санки, коньки…)
Ребята, давайте с вами поиграем!
Логопед приглашает детей встать в круг на ковре.
Подвижная игра «Выпал беленький снежок».
Выпал беленький снежок, Собрались мы все в кружок. | Дети передают снежный ком (можно несколько) по кругу. |
Будем ком передавать, Будем руки согревать. | |
Звучит ритмичная, веселая музыка. Дети, в чьих руках остался снежный ком, подкидывают его перед собой. Остальные дети хлопают. | |
Покатился снежный ком, Вместе с нами кувырком – | Дети передают снежный ком (можно несколько) по кругу. |
Через кустики и кочки, Через ветви и пенечки. Раз, два, три, четыре, пять – Будем мы в снежки играть. Афанасьева Л.П. | |
Звучит ритмичная, веселая музыка. Дети, в чьих руках остался снежный ком, подкидывают его перед собой. Остальные дети хлопают. |
Логопед достает из конверта и читает четвертую загадку.
Загадка №4.
Праздник снега и хлопушек,
Масок, елок и игрушек. (Новый год)
Игра «Наряди елочку»
Логопед: Новый год – любимый праздник детей и взрослых, время чудес и волшебства. Какие традиции есть на Новый год? (Наряжать елку, дарить подарки…)
В нашей группе тоже есть елочка, только она неукрашенная. Давайте мы с вами украсим елку в нашей группе. А вот и коробка с елочными игрушками.
Логопед показывает коробку с елочными игрушками и предлагает детям взять по одному шарику.
Логопед: А елочные игрушки-то непростые. Что необычного вы заметили? (На них написаны слоги.) Давайте прочитаем слоги и украсим елочку.
Дети читают слоги по одному и вешают на елочку:
ТА, МА, ВА, МА, НО, НИ, НА, ТЫ, НО, КИ.
Логопед: Молодцы, ребята! Давайте посмотрим на нашу нарядную елочку. Что еще необычного можно заметить в наших шариках? (можно прочитать 2 слога и получится слово). Давайте составим из этих слогов слова.
Дети читают слова. При затруднении логопед показывает два шарика и просит составить из них слово.
МА-МА ВА-ТА НИ-НА НО-ТЫ КИ-НО
Воспитатель достает из конверта и читает пятую загадку.
Загадка №5.
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года? (Зима)
Воспитатель приглашает детей сесть в круг на коврике.
Воспитатель: Дед Мороз решил проверить, что мы знаем о зиме, и отправил нам зашифрованные картинки. Давайте мы разгадаем эти картинки и все вместе составим рассказ.
Коллективный рассказ по мнемотаблице.
Воспитатель раздает каждому карточку из мнемотаблицы.
Дети по очереди придумывают предложения по своей карточке.
1 – 2 карточки можно разобрать вместе.
- Зимой все покрыто снегом, много сугробов.
- Зимой часто идет снег.
- Зимой дуют холодные ветра, метели, вьюги.
- Зимой температура воздуха низкая, мороз.
- Зимой солнце светит, но не греет.
- Зимой день стал короче, а ночь длиннее.
- Зимой реки и водоемы сковал лед.
- Зимой животные сменили летние шубки на зимние.
- Зимой люди вешают кормушки и подкармливают зимующих птиц.
- Зимой люди носят теплую зимнюю одежду.
- Зимой дети зимой катаются на санках, лыжах и коньках, лепят снеговиков.
- Зимой мы отмечаем праздник Новый год.
III. Итог занятия.
Логопед: Ребята, у нас получился замечательный рассказ! А вы заметили, что с обратной стороны что-то нарисовано? Как же нам понять, что нарисовано? (собрать вместе пазл).
Дети собирают из частей общую «Зимнюю картинку».
Воспитатель: Молодцы, дети! Что у нас получилось? (зимняя картина)
Звучит голос Деда Мороза: «Молодцы ребята! Справились с моими сложными загадками. Я вижу, что вы мои настоящие помощники! А теперь вас ждет награда! Загляните еще раз в мой конверт и посмотрите внимательнее. До скорой встречи на вашем утреннике!»
Воспитатель и логопед достают из конверта медальки «Помощник Деда Мороза»,
вручают их детям.
Используемая литература:
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 6-7 лет. Подготовительная к школе группа. Коллажи, мнемоталлицы, модели, пиктограммы. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2008
3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. – СПб.: «Литера», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного физкультурного занятия в подготовительной к школе группе
Интеграция образовательных областей: физическое и речевое развитие. Воспитание желания и умения слушать художественное произведение, следить за развитием действия;- Совершенствовать технику основ...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)
Этот конспект и приложения к нему мне особенно дороги, потому что при его подготовке мне помогали замечательные люди. Во-первых, мама придумала стихи для зрительной гимнастики (она у меня всю жизнь до...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Домашние животные"
Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР....
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...
Конспект логопедического квест-занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Путешествие в сказочный зимний лес"
Логопедическое занятие в форме квест - игры направленное на формирование грамматического строя речи, на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, на развитие умения отвечать на воп...
Конспект итогового выпускного занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) по теме: «Путешествие в страну Знаний»
Конспект: "Путешествие в страну Знаний"...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности "Путешествие в осенний лес"
Цель данной образовательной деятельности - закрепить знания детей об осени, сохранять и укреплять физическое здоровье и приобщать к здоровому образу жизни.Учить согласованию имен числительных с сущест...