Рабочая программа дополнительного образования по хореографии «Ритмическая мозаика» для детей 5-7 лет
рабочая программа по музыке (старшая группа)
Программа по хореографии для детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_horeografiya_5-7_l_dou.docx | 136.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рабочая программа дополнительного образования
по хореографии «Ритмическая мозаика»
для детей 5-7 лет
Содержание
1. Целевой раздел………………………………………………………………. | 3 |
| 3 |
| 5 |
| 6 |
| 7 |
| 8 |
2. Содержательный раздел……………………………………………………. | 9 |
2.1. Особенности возрастной группы детей………………………………….. | 9 |
2.2. Календарно-тематическое планирование для детей 5-6 лет…………..…. | 11 |
2.3. Календарно-тематическое планирование для детей 6-7 лет…………….. | 23 |
3. Организационный раздел…………………………………………………… | 35 |
3.1. Расписание занятий………………..………………………………………. | 35 |
3.2. Основные требования к знаниям и умениям воспитанников…………… | 35 |
3.3. Материально-технические условия……………………………………….. | 41 |
3.4. Список литературы………………………………………………………… | 43 |
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Главной задачей развитого общества всегда было формирование нового человека, гармонично развитого, умного, энергичного, здорового психически и морально, физически выносливого, способного во взрослой жизни служить обществу с полной отдачей, энтузиазмом. Нас, ныне живущих, волнует какие люди придут нам на смену, как они будут жить.
Если представить общество как организм, то ребёнок – это сердце. Детство – это экологическая ниша нашего общества, нашей духовности. Важно сохранить эту нишу, иначе экология погибнет, а общество потеряет свою духовность.
Бурный темп современной жизни зачастую не позволяет находиться в гармонии с собой и окружающим миром. Замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Помочь детям раскрыть себя, социализироваться способны занятия хореографией, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия.
Комплексы коррекционно–развивающих и психотерапевтических упражнений, игр, музыкально–ритмических композиций дают возможность самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Создание ребёнком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Интерес к результатам творчества ребёнка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности повышает самооценку, восприятие ребёнка. И в конечном итоге обеспечивает решение важнейшей задачи – адаптации ребёнка посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде.
Ребёнок, действуя в этом удивительном мире искусства, даёт позитивные изменения в своём развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений. После общения с искусством по своему психологическому состоянию дети становятся качественно другими: успокоенными, духовно обновлёнными, с положительными изменениями в эмоциональной и познавательной сферах.
Развитие ребёнка идёт от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные и пластичные образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребёнка, помогают творчески использовать пластическую выразительность.
Психологическая потребность в искусстве во многом определяется его способностью «отрабатывать переживанием» чувства, оставшиеся невостребованными в повседневной жизни человека. Помимо невостребованных чувств музыка помогает отреагировать глубоко подавленные переживания находящиеся во власти бессознательного.
Задача музыкального движения – воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и потребность в ней, готовить из них будущих чутких слушателей и любителей музыки, черпающих в ней вдохновение, радость, поддержку.
Нормативно-правовой базой для разработки рабочей программы дополнительного образования по хореографии «Ритмическая мозаика» является:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.01.2019 г. №31 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Закон «Об образовании в Республике Крым» № 131-ЗРК/2015 от 06 июля 2015 года Принят Государственным Советом Республики Крым 17 июня 2015 г.
- Концепция воспитания и социализации обучающихся Республики Крым. Утверждена Приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2020 год No1823;
- Методические рекомендации Министерства образования науки и молодежи Республики Крым 2022-2023 г.г.
- Методические рекомендации КРИППО 2022-2023 г.
- Устав, регистрационный № 2318 от 23.05.2018. утвержденный Администрацией г.Симферополя Республики Крым
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой, разработанная в соответствии с ФГОС.
- Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «КРЫМСКИЙ ВЕНОЧЕК» авторы: Мухоморина Л. Г., Кемилева Э. Ф.,Тригуб Л. М., Феклистова Е. В.
- ООП МБДОУ № 103 «Аврора» в новой редакции.
- Рабочая программа воспитания на 2021-2025 гг., утвержденная приказом № 62 от 03.08.2021 г.
Целевая группа дети дошкольного возраста от 5-7 лет. Формирование группы осуществляется в начале учебного года, согласно Устава образовательной организации. Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и рассчитана на проведение 2 занятий в неделю, во вторую половину дня. Периодичность проведения занятий - согласно разработанного расписания, длительность – согласно возрастным особенностям дошкольников.
Программа построена на основании современных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья дошкольников.
1.2. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
Актуальность программы в том, что она направлена не только на получение детьми знаний, умений и навыков движения под музыку, но и является музыкально-ритмическим психотренингом для детей, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направлена на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, требующих свободного и осознанного владения телом, способствует развитию коммуникативных навыков. Программа отвечает всем требованиям к современному педагогическому процессу, способствует вхождению ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму.
Практическая значимость данной программы заключается в комплексном использовании гимнастических, мимических, дыхательных упражнений, театрализованных жестов, творческих заданий, упражнение на построение, перестроение, коммуникативных, пальчиковых игр, музыкально – ритмических движений, композиций. Весь процесс строится в игровой форме, структурирован и подчинен динамической системе развития пластики и навыков движения под музыку.
Таким образом, ребёнок овладевает опытом творческого осмысления музыки, её эмоционально – телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно – творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а так же занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д. что соответствует целевым ориентирам Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования.
Программа по дополнительному образованию «Ритмическая мозаика» вводит детей в большой и удивительный мир движений, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами видами, стилями танцев. Помогает им влиться в огромный мир музыки – от классики до современных стилей и попытаться проявить себя посредством пластики близкой детям. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способности к самостоятельному творческому самовыражению, формируется умение передать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике.
1.3. Цель и задачи программы
ЦЕЛЬ: Содействие всестороннему развитию личности дошкольника, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребёнка, совершенствование двигательных умений и навыков средствами музыки и ритмических движений.
Задачи:
Обучающие
- Расширять музыкальный кругозор и познавательный интерес к искусству звуков;
- Включение в процесс познания своего тела как выразительного инструмента, освоение новых движений, приобретение собственного чувственного опыта, преодоление посильных затруднений в выполнении музыкально – ритмических упражнений.
- Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку, выразительности, пластичности; вырабатывание выносливости, развитие силы, умения ориентироваться в пространстве; тренировка подвижности; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
- Мотивирование детей к активной музыкально–ритмической деятельности (дети должны получать истинное удовольствие от движения под музыку)
Развивающие
- Способствовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
- Развивать мышление, воображение, познавательную активность.
- Формировать правильную осанку.
- Стремиться к приобретению психологического комфорта, партнёрских, доверительных взаимоотношений взрослых и детей.
- Развивать эмоциональную выразительность, раскрепощенность в танце.
- Способствовать развитию творческих способностей.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к культуре танца народов проживающих в Крыму.
- Воспитывать инициативу, чувство товарищества.
- Воспитание чувства такта, культурных привычек.
Прогнозируемые результаты:
- Осваивая постепенно весь предложенный материал, дети должны уметь:
- Выполнять построения и перестроения, двигаться в разных направлениях.
- Ориентироваться в пространстве, равномерно распределяясь по музыкальному залу (площадке).
- Ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами несложный ритмический рисунок.
- Пользоваться атрибутами и музыкальными инструментами.
- Выполнять ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку.
- Представить различные образы в музыкально–подвижных играх, открытых мероприятиях ДОУ.
В итоге реализации программы могут быть отмечены следующие показатели уровня развития детей:
- выразительность, легкость исполнения движения под музыку;
- умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
- освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру;
- умение организовать игровое общение с другими детьми;
- способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
- точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.
1.4. Методические рекомендации
Для успешной реализации выше поставленных задач необходимо выполнять следующие условия:
- Использование интенсивных методов обучения, позволяющих сделать процесс движения радостным и привлекательным – выполнение большого объёма двигательных упражнений на занятиях, а так же подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребёнка.
- Обеспечение психологического комфорта детей в процессе выполнения движений под музыку.
Например, яркая художественная музыка, под которую движутся дети, развивает вкус, музыкальные способности; быстрая смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений. Музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и творческое воображение. Композиционные перестроения развивают умение ориентироваться в пространстве.
Но для успешной реализации такого комплекса разнообразных задач необходимо обеспечивать психологический комфорт, чувство защищённости каждому ребёнку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить своё неумение и т.д.
Педагог стремится сделать привлекательным процесс занятий путём подбора яркой музыки, оригинальных двигательных упражнений, вызывающих у детей эмоциональный отклик, варьированием игровых ситуаций, сюрпризных моментов.
Занятия необходимо проводить в просторном, регулярно проветриваемом зале. Так же необходимо наличие аудиотехники. Форма одежды облегчённая, предпочтительно спортивная; на ногах чешки или носки.
1.5. Структура занятия
Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Деление на части относительно. Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно связаны между собой.
Подготовительная часть занимает от 5 до 15 % общего времени и зависит от решения поставленных задач занятия. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.
Основная часть длится от 70 до 80 % общего времени. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные навыки, идёт работа над развитием двигательных способностей: гибкости, ловкости, мышечной силы, быстроты движений, выразительности, выносливости, умения ориентироваться в пространстве и т.д.
Заключительная часть длится от 3 до 7 % общего времени. В этом случае если в основной части урока имеет место большая физическая нагрузка, время заключительной части увеличивается. В заключительной части используются упражнения на расслабление мышц, двигательные и на укрепление осанки. Если занятие направлено преимущественно на разучивание нового материала и требует от детей максимального внимания, то необходима эмоциональная зарядка. В этом случае в заключительной части следует проводить музыкально–подвижные игры малой интенсивности, полюбившиеся детям музыкально-ритмические композиции.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придает образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и усвоения упражнений, движений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения, и творческих способностей ребенка.
Программа по хореографии рассчитана на один год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Формы подведения итогов реализации программы:
- открытые занятия для родителей в каждой возрастной группе;
- спортивные и музыкальные развлечения и праздники в детском саду;
- участие в районных и городских мероприятиях, конкурсах.
Форма обучения – обучение детей проходит по специально организованной деятельности во второй половине дня. Продолжительность занятий: 30 минут.
Способ организации – группа, организованная по возрастному принципу, количественный состав до 25 человек.
1.6. Планируемые результаты освоения программы.
В результате проделанной работы дети проявляют стойкий интерес и потребность к музыкально-ритмическим занятиям, осваивается необходимый объём движений классического, народного, бального танцев, а также танцев современного направления. У них формируется основа культуры движения, красивая осанка. Более совершенным становится чувство ритма, что играет важную роль в обучении их игре на детских музыкальных инструментах. Дети понимают ориентировку на себе – правая рука (нога), левая рука (нога), и от себя – (направо, налево, вперёд, назад). Они хорошо ориентируются в пространстве зала и выполняют различные построения и перестроения: в колонну, в шеренгу, по диагонали, врассыпную, по линии танца, противоходом и т.д. У детей появляются такие личностные качества, как уверенность, целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения зрителям. Меняется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения.
- Содержательный раздел
- Особенности возрастной группы детей.
5-6 лет
В этом возрасте ребёнок – дошкольник достигает больших успехов в развитии движений, что выражается в особой грации, лёгкости и изяществе. У детей резко возрастет способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Наблюдаются отличия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков – более порывистые, у девочек плавные, мягкие, уравновешенные), общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться.
6-7 лет
На седьмом году жизни у детей совершенствуются навыки выполнения разнообразных видов движений: появляется координация в движениях рук и ног, более ритмичными становятся ходьба, бег, прыжки, различные виды сложных циклических движений (шаг польки, переменный шаг и др.) Развитие воображения и фантазии способствует более выразительному и осмысленному выполнению образно – игровых движений. Дети способны запоминать достаточно большой объём различных движений и перестроений, что способствует расширению исполняемого репертуара. Дети становятся более изобретательны в импровизации движений под музыку. Зрительно – моторная координация девочек более совершенна.
Различия в характере исполнения движений и музыкальных предпочтений у девочек и мальчиков становятся более отчётливыми. Девочки любят исполнять лирические танцы. Движения у них более плавные, изящные, мягкие.
У мальчиков движения более резкие и порывистые, они предпочитают маршеобразные чёткие ритмы.
2.2. Календарно-тематическое планирование для детей 5-6 лет
Сентябрь | |||||
Дата | Кол-во ч. | Тема | Содержание | Разминка | Основная часть |
1 1 1 1 2 1 1 | 1 сентября - День знаний! Давайте познакомимся! Что такое танец? Азбука танца Танцевальные шаги. С праздником, наши любимые воспитатели!!! | Музыкально-игровой квест. Знакомство с детьми. Основные правила поведение в танцевальном зале, правила техники безопасности. Дать детям элементарное представление о танце. Виды танцев. Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног. Обучение детей выполнять различные виды шагов. Подготовка к приставному шагу и припаданию. Подготовка и проведение праздничного концерта | Поклон-приветствие. Положение ног, рук при поклоне. Постановка корпуса, рук. ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног : 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. Упражнения: Шаг с носочка. Шаг на носочках, пятках, на внутренней и внешней стороне ступни. Шаг с высоким подниманием колен, заброс ноги назад.
Приставной шаг , припадание, упадание. Разминка по кругу. | Танцевальный флешмоб для детей. Музыкальные игры. Объяснения, пояснения, показ. Прослушивание быстрой, ритмической и медленной музыки. Основные элементы танца. Показ видеоматериала и прослушивание аудиматериалов. Танцевальные этюды: «Лесная прогулка», «Грибочки». «Дождик», «Лошадки». «Ветер, ветерок». «Листопад», «Грибочки». Разучивание танца «Цветы для любимых воспитателей» Праздничный флешмоб. Танец «Цветы для любимых воспитателей» | |
Октябрь | |||||
2 2 1 1 1 1 | «Осень золотая» «Папочке любимому моему!» Утренник ««Осень золотая»
| Различные виды бега. Прыжки Подготовка к празднику «День отца» Праздничное развлечение. Подготовка к осеннему празднику Проведение утренника | Бег с забрасыванием голени назад и выбрасывание прямых ног вперед, назад, «лошадки», «русский бег». Прыжок по VI позиции ног, прыжок по II позиции ног. Прыжки на левой и правой ноге. Разминка по кругу, с применением выученных движений Разминка по кругу, по диагонали | Танцевальные композиции:«Хорошее настроение», разучивание связок. Музыкальные игры, Танец «Хорошее настроение» Танцы: «Осенний листопад», «Осенние дорожки», изучение связок, комбинаций «Семечки», «Веселый огород», связки, комбинации.
|
Ноябрь | ||||||
2 1 1 1 1 1 1 | Шире круг «Праздник акварели» | Ознакомление детей с понятиями: линия, полукруг, круг. Повороты влево, вправо; названия рисунков танца: звездочка, улитка, змейка. Развитие умения свободно выполнять ход по диагонали. Работа с лентой Ход по кругу, парами. Подготовка к развлечению «Празднику акварели» Проведение развлечения | Упражнения: ход на носочках по кругу, диагонали, колонной. Строить круг, делать его маленьким и большим. Ходьба в шеренгах. Бег «цепочкой», «змейка» с воротцами Разминка по кругу, по диагонали, середина зала. | Веселый тренинг «Катились колеса» «Шагают ножки» «Паучок» «Морская звезда»
«Гусеница» Разучивание движений и связок к танцу с лентами «Я рисую этот мир» «Пружинка» «Упражнение с листочками» «Передача листочка» Повторение танца: «Я рисую этот мир» Танец с лентами «Я рисую этот мир» | ||
Декабрь | ||||||
Дата | № | Тема | Содержание | Разминка | Основная часть | |
2 1 1 1 1 1 1 | «Новый год у ворот»!!! | Знакомство детей с основными правилами соблюдения правильной осанки – втянуть колени, ягодицы, живот, опустить и расслабить плечи, вытянуть шею. Позиции рук. Учить ставить ноги в различные позиции. Повторение изученного раннее. Подготовка к новогодним утренникам Мимика в танце Проведение новогоднего утренника | Упражнения: Demi-plie по I, II, VI позициях, Releve по I, II,VI позициях. Скольжение ногой с I позиции в II позицию. Положения рук с I во II позицию, со II на III позицию. Разминка, положения ног. Разминка на середине зала Работа перед зеркалом. Глаза, улыбка, положение головы, корпуса. | Танцевальные композиции: «Кукляндия», «Хоровод снежинок». «Веселые гномики», «Конфетки-вкусняшки». «Снеговики», «Новогодняя полечка». «Волшебные куколки». Закрепление изученных танцевальных композиций. |
Январь | ||||||||||
2 1 1 1 1 1 1 | На детском танцполе Рождество Прощай, елочка! | Обучение выполнять поклоны, разные положения в парах. Проведение рождественского развлечения «Коляда» Закрепление умения выполнять различные движения рук. Положения рук и ног. Праздник прощания с елкой. Обучение выразительно, технично и музыкально исполнять простые детские танцы. Развивать музыкальность | Упражнения: поклон и реверанс в парах, притопы.
Хлопки друг с другом отдельно. Движения «качалочка». Позиции в бальном танце. Повороты в стороны, движения рук вверх, вниз. Специальные упражнения: укрепление позвоночника. | Танцевальные этюды: «Вальс цветов», «Менуэт»
«Танец - приглашение», «Топотушки». «Полька с хлопками» Повторения новогодних танцев «Французская полечка» «маятник», «месяц», «муравей». | ||||||
Февраль | ||||||||||
2 1 1 1 2 1 | Крымские узоры «Наши папы лучше всех» | Показать детям представление о том, что народный танец является первоосновой хореографического искусства Подготовка к проведению конкурса для пап «Наши папы лучше всех» к празднику Защитника Отечества Проведение праздника Ознакомление детей с элементами русского, татарского,украинского танцев. Подготовка к проведению праздника для мам! | Упражнения: русский, украинский, татарский поклон, шаг с притопом. Пластичность рук в татарских и турецких танцах. Разминка на середине зала, растяжка parter Простые положения рук в зависимости от национальных особенностей и традиций. Повороты и наклоны корпуса. | Танцевальные этюды: «Цветы яйлы», «Гопачок», «Валенки» «Русский перепляс» Хоровод «Березы», «Рушничок Танец «Я солдат» со стульями.« Яблочко» «Хайтарма», «Халай!» болгарский танец «Их, ха». Танцевальные этюды: «Вальс цветов», «Подружки», «Мама». | ||||||
Март | ||||||||||
1 1 2 1 1 2 | Весенний бал «Мамочке любимой» | Ознакомление детей с основными правилами приглашения на парный танец. Проведение утренника для любимых мам ! Правила уважительного отношения к партнеру. Обучение выполнять танцевальные шаги. Шаги в движениях танца Формирование умение ориентироваться в пространстве. | Упражнения: боковой галоп с притопом. Кружиться в паре под рукой Прямой галоп, боковой галоп, подскоки в парах Галоп боковой в парах. Образные игры. Перестроение из круга в колонну и обратно. Шаг польки. | Отработка танцев к празднику Танцы: «Вальс цветов», «Подружки», «Мама». «Финская полька».
«Джентельмены», «На лугу» Игровой стретчинг «Качалочка», «Лодочка» Музыкальные игры: «Кукла и мишка», «Коршун и цыплята» | ||||||
Апрель | ||||||||||
1 2 1 1 1 1 1 | «День смеха» Вот как мы умеем | Равлечение, посвященное дню смеха Обучение выразительно, технично и музыкально выпонять простые танцевальные движения Обучение пониманию и различию элементов народного, бального и эстрадного танца. Добиваться исполнения партнерских ролей и четкого выполнения движений. Положение рук в парах Выработать прямую осанку, красивую походку, развивать чувство ритма, внимание, память. Учить ритмично выполнять движения с предметами и способствовать развитию мягкости, выразительности и плавности движений. | Разминка на середине зала и по диагонали, стретчинг. «березка», «рыбка», «улитка» Приставной шаг, бег, галоп Подскоки, пластика рук. Различные позиции рук и ног. Постановка корпуса. «Корзиночка» «Лодочка» Специальные упражнения: укрепление позвоночника методом поворотов и наклонов в стороны – «маятник», «месяц», «муравей». Специальные упражнения: веселый тренинг (« Достань мяч», «Соедини ладошки»). Портерная гимнастика: «поплавок», «качалочка», «березка», «улитка». | Музыкальные игры: «Мы сейчас пойдем направо», «Повар Булочка», «Крокодильчик просто класс» Танцевальные этюды: «Мы маленькие дети», «Буратино» «В ритме вальса», «Танец-приглашение», «Цыплята», «Веселая пчела», «Полька-бабочка», «Хоровод дружбы» Полька «Не шали» |
Май | ||||||||
1 2 1 1 1 1 1 | Танцуют – все «День победы» | Закрепление и совершенствование танцевальных движений на творческо-интуативном уровне. Подготовка к празднику «День победы» Проведение праздника Развитие способности детей передавать разное настроение посредством мимики, жестов. Добиваться четкого выполнения движений. Способствовать развитию координации движений. Закрепление знаний | Упражнения: выразительные жесты, движения-брови приподняты
Разминка по кругу, диагонали, середина зала, партер. Уголки рта опущены, плечи подняты, руки разведены ладони раскрыты. Упражнения на передачу чувств - радости. Огорчения, удивления т. д. Разминка на середине: повороты и наклоны головы, работа руками (кисти, локти, плечи – круговые движения). Повороты туловища. Повторение разминки и растяжки прошлого года. | Танцевальные этюды: «Сладкоежка», «Непослушные дети» Разучивание движений, связок, комбинаций к празднику Танцы «Смуглянка», «Танец летчиков» «Фокусники» «Кривляки» «Веселуха». Игра «Море волнуется раз…» Игры на координацию «Веселый паучок», « Цыпленок Пи» Повторение танцев. | ||||
Календарно-тематическое планирование на летний период | ||||||||
Июнь | ||||||||
1 2 2 2 1 | День защиты детей Топни ножка моя | Проведение праздничного мероприятия ко «Дню защиты детей» Праздничный концерт. Развитие чувства ритма, ориентации в пространстве. Совершенствование выполнение хороводного и дробного шага. Обучение движений в характере и темпе музыки (быстро, медленно). Сопоставление начала и конца движений одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы. Обучение детей выполнять различные виды шагов. | Виды шага (совершенствование); повторение: галоп вперед, сужение, расширение круга различными танцевальными шагами: пружинистым шагом, топотушками. Линия танца. Переходы из диагонали в круг, улитку, полукруг. Из круга в колонну и в 2 круга. Приставной шаг , припадание, упадание. | Изучение движений к танцу «Детство, детство» , « Дискотека на болоте».Соединение движений в связки и комбинации к танцам. Постановка танца «Детство, детство», « Дискотека на болоте» Повторение танцев «Веселая пчела», «Полька-бабочка». | ||||
Июль | ||||||||
Дата | № | Тема | Содержание | Разминка | Основная часть | |||
2 2 2 2 | Солнечные зайчики! | Развитие творческих способностей: воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку. Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку; Развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения. | Ритмические упражнения и игры: «Упражнение с цветами», «Качание рук», «Бег с ленточками». Упражнения на середине зала: «Марш», «Торжественная ходьба». Ритмические упражнения и игры: «Делаем красиво». | Изучение элементов танца «Флешмоб» ко спортивному празднику и танцу «Мамочка родная» ко Дню любви , семьи и верности. Постановка связок и комбинаций к танцам. Постановка танцев «Флешмоб» и «Мамочка родная» Повторение ранее изученных танцев по желанию детей. | ||||
Август | ||||||||
Дата | № | Тема | Содержание | Разминка | Основная часть | |||
2 2 2 2 | Радуга-дуга! | Игровые танцы –что это? Музыкальные игры в хореографии. Познакомить детей с основными правилами приглашения на парный танец.Учить выполнять танцевальные шаги, соединять их с разными позами и движениями. Добиваться исполнения партнерских ролей и четкого выполнения движений | Шаг по кругу, различные виды бега Разминка на середине зала, партер. Разминка по диагонали. Полная разминка по кругу, по диагонали, середина зала, партер. | Танцевальный этюд “Оранжевое лето…” Изучение движений к танцу с тканью «Цветик-семицветик» и к танцу с лентами «Мир в котором мы живем», посвященного открытию недели красок в ДУ. Постановка танцев с предметами «Цветик-семицветик», «Мир в котором мы живем» Повторение танцев «Детство, детство» , « Дискотека на болоте» |
- Календарно-тематическое планирование для детей 6-7 лет
Сентябрь | ||||||||||
Дата | № | Тема | Содержание | Разминка | Основная часть | |||||
1 3 2 1 3 2 | Музыкальная шкатулка | Развитие умения обозначать характер, темп, динамику, жанр музыкального произведения. Выполнение движения соответственно его характера. Выполнение различные виды шага, бега и прыжков. Простой шаг. Упражнения на развитие музыкально-ритмических навыков. Упражнение с предметами «Цветные флажки». | Ходьба различного характера, легкие прыжки на двух ногах. Ходьба пружинистым шагом. Различные виды шага, бега и прыжков: простой танцевальный шаг Шаг с подниманием колен Разновидности танцевальной ходьбы и бега, поскоки с ноги на ногу. Ходьба с высоким подниманием бедра, с различным положением рук Танцевальный шаг с носка, переменный шаг, шаг на носок одновременно с различными положениями рук. | Танцевальные этюды: «Лесная прогулка», «Дружба» «Замри и попляши». «Ветер и ветерок», «Тихий танец». «Лошадки» «Бабочки и жуки». «Улетай, туча», «Мы не боимся дождя», хоровод «Листочки». | ||||||
Октябрь | ||||||||||
Дата | № | Тема | Содержание | Разминка | Основная часть | |||||
2 2 3 2 1 2 | Малыши - карандаши | Знакомство детей с понятиями: линия, полукруг, круг, интервал Обучение рисунку танца: «змейка», «улитка», «цепочка». Обучение свободно ориентироваться в пространстве. Ходьба по диагонали. Мимика в танце. Коллективно – порядковые упражнения «Часики» Упражнения на развитие музыкально-ритмических навыков. | Упражнения: «Найди свое место в колонне», Кружки и цепочки». «Стройте круг», «Выворачивание круга», «Ходьба в шеренгах», «Змейка с воротцами». «Змейка с воротцами». «Если весело живется» Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Танцевальные шаги с носка. Приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, в круг. | Танцевальные этюды: «Танец-приглашение» «Танцуем вместе», «Кривой танец». «Улетай, туча», «Мы не боимся дождя» Танец с дисками «Разноцветная игра» Танец с дисками «Разноцветная игра» «Мы не боимся дождя» |
Ноябрь | |||||
Дата | № | Тема | Содержание | Разминка | Основная часть |
1 3 2 2 2 2 | Танцуем сидя | Ознакомление детей с понятиями: подъем, выворот, гибкость. Обучение музыкально выполнять на полу танцевально-гимнастический комплекс Развитие умения держать корпус Удерживать натянутый подъем стопы Танцевальные элементы и композиции с музыкальными инструментами: «Бубен на двоих», «Колокольчики, динь, динь». Знакомство с новогодними танцем «Гномики». | Упражнения: «Веселые ножки» «Едем, едем на велосипеде». «Танцуем сидя» «Танцующие кисточки», «Качельки», «Заячьи ушки». Под музыку исполняют движения ладонями: «хлопки», «удары» образуя при этом круг, линию, стойка в паре. Дети образуют круг и делают движения «Встреча», по парам делают движение «Ворота». Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса, основные движения. | Танцевальный этюд: «Рисуем на песке». «Расцветающий цветок» «Крошки-сороконожки» «На морском берегу». Танец с бубнами «Тарантелла», основные движения Игры «У оленя дом большой», « Толстый бегемот» Танец «Гномики», « Льдинки и снежинки» |
Декабрь | |||||
Дата | № | Тема | Содержание | Разминка | Основная часть |
1 2 3 2 2 2 | Страна Терпсихоры | Понятия хореография – это искусство создания танца Виды танца: классический, народный, современный Формировать представление о том, что каждое движение передает особое настроение Положение в паре Ориентирование в пространстве «Рисунок танца» | Упражнения: «Покажи, как я» (различная позиция ног), «Бабочки и жуки». «Как Буратино», «Носок-пяточка», «Кружки и цепочки». Хореографический вечер к новогоднему утреннику «Елочкины сказки». Разучивание основных элементов эстрадного танца в паре. Построение круга из шеренги. «Круг», шахматный порядок, «птичка», «колонна». Построение круга из шеренги. | Танцевальные этюды: «Танцующие куколки», «Весело-грустно». «Волшебные снежинки», «Новогодняя полечка» «Гномики» «Снеговики», «Танцующие елочки» Танец «Новый год» |
Январь | |||||
Дата | № | Тема | Содержание | Разминка | Основная часть |
3 1 1 2 2 3 | Украинские узоры | Знакомство детей с названиями украинских хороводов, этюдов и упражнений. Костюм украинского народа, основные элементы, ознакомление. Поход в музей национальной культуры , находящийся в ДУ. Обучение основным положениям рук. Основные положения ног. Характерный рисунок украинских танцев. | Упражнения: «Поклоны-приветствия». «Бегунец»
«Присядка», «Веревочка» «Припадание» «Ручеек», «Косичка». | Танцы: «Журавли и журавушки». «Гоп-гопачок». «Подоляночка» «Віночок» «Повзунець» |
Февраль | |||||
Дата | № | Тема | Содержание | Разминка | Основная часть |
1 2 1 1 2 2 2 1 | Крымско-татарские узоры | Знакомство детей с традициями крымско-татарских танцев. Постановка хороводов, этюдов и упражнений. Костюм крымскотатарского народа, основные элементы, ознакомление. Поход в музей национальной культуры , находящийся в ДУ. Постановка рук. Основные положения ног. Обучение простым характерным движениям танца. Характерный рисунок крымскотатарских танцев. | Национальный поклон «Повороты», «Па де баск», «До-за-до». «Переменный ход», положения рук «Упадание», «Припадание». Упражнения: «Плавные руки» | Танцы:
«Явлукъ оюны» «Мисхор Къызы». «Хайтарма». Танец «Horan-oyuni » |
Март | |||||
Дата | № | Тема | Содержание | Разминка | Основная часть |
1 2 1 1 2 2 2 2 | Русские узоры | Знакомство детей с особенностями русского народного танца Постановка хороводов, этюдов и упражнений. Костюм русского народа, основные элементы, ознакомление. Поход в музей национальной культуры , находящийся в ДУ. Обучение основным положениям рук. Положение ног в русском танце. Доступные движения русского танца. Формирование умения музыкального исполнения русского танца. Разновидности танца | Национальный поклон Упражнения: Шаги с притопом, пружинящий, переменный Боковой, с каблука, русский бег «Припадание», «присядки» «Гармошка» «Ковырялочка». Узоры хороводов | Танец: «Матрешки», «Калинка» Игра: «Шел козел по лесу» «Русский перепляс» «Барыня» Этюды на творчество «Попляши-ка» Хоровод «Полинушка» |
Апрель | |||||
Дата | № | Тема | Содержание | Разминка | Основная часть |
2 1 2 2 2 2 1 | На детском танцполе | Формирование представления детей о бальном танце. История бального танца Обучение выполнению поклона для мальчиков, реверанса – для девочек Положения рук в парах. Положения ног в танце. Формирование навыков исполнения несложных танцевальных движений. Постановка выпускного вальса | Упражнения: Положение в парах лицом, спиной друг к другу, рядом друг с другом. Реверанс-поклон. Покружилися-поклон. «Вальсовая дорожка». Шаг «Мазурки», «Полонеза» | «Приглашение» «Вальс цветов», «Танго» «Смени пару» «Пригласи меня на танец». «Полонез». «Выпускной вальс» |
Май | |||||
Дата | № | Тема | Содержание | Разминка | Основная часть |
2 2 1 2 2 2 1 | До свидания, детский сад!!!! | Формирование представления детей о современных направлениях в хореографии. Обучение выполнения несложные движений под современную музыку. Подготовка к выпускному балу! Разучивание вальса парами, рисунок танца. Разучивание танца « Малявка» Разучивание танца « Учат в школе» Выпускной бал! | Разминка по кругу, по диагонали, на середине зала, партер. Включается в разминку шаг вальса, прыжки , повороты. | Танец: «Выпускной вальс» « Мы маленькие дети» Танец « Малявка» Танец « Учат в школе» |
Календарно-тематическое планирование на летний период
Июнь | |||||
Дата | № | Тема | Содержание | Разминка | Основная часть |
1 3 2 2 2 2 | Вместе весело живется! | День защиты детей! Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Развитие умений ориентироваться в пространстве. Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов. Формирование представления детей о современных направлениях в хореографии. | Основные: ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках; бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки", "птички", "ручейки" и т.д.), широкий ("волк в лесу») | Праздничный квест Повторение элементов танцев и уже изученных связок и комбинаций к танцам. Подготовка к празднику «Мой любимый Симферополь», постановка танца «Пчелки». Подготовка к неделе молока, постановка этюда «Молочница». Повторение и отработка танцев. |
Июль | |||||
Дата | № | Тема | Содержание | Разминка | Основная часть |
2 2 2 2 2 2 | Вот так лето! | Развивать чувства ритма и умение слышать музыкальные фразы, добиваясь выразительности движения. Развивать внимание, точность движения, фантазию и учить выражать эмоции в мимике. Развивать умение ориентироваться в пространстве; обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений. Хип-хоп, брейк, диско, джаз. Обучение выполнения несложные движений под современную музыку. | общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность); упражнения на гибкость, плавность вижений; имитационные движения —"хитрая лиса", "усталая старушка", "бравый солдат" и т.д.). | Подготовка с спортивному празднику «Мама, папа, я –спортивная семья», постановка общего флешмоба. Изучение танцевальных элементов и связок к французскому танцу с корзинками «Цветочницы». Постановка танца «Цветочницы» и танцевального этюда «Мир цветов» к неделе «В королевстве цветов». Упражнения: «Неуклюжий медвежонок», «Тик- так», «Жу-Жу» |
Август | |||||
Дата | № | Тема | Содержание | Разминка | Основная часть |
3 2 3 3 1 | Этот прекрасный мир! | Развивать выразительность движений и пластики, формировать чувство такта и культурных привычек в процессе группового танцевального общения детей. Развивать координацию, точность движения, выразительность пластики, умения вслушиваться в слова и музыку, точно передавая все нюансы песни в движениях. Итоговое занятие | Специальные упражнения: укрепление позвоночника методом поворотов и наклонов в стороны – «маятник», «месяц», «муравей». Специальные упражнения: веселый тренинг («Достань мяч», «Соедини ладошки»). Портерная гимнастика: «поплавок», «качалочка» | Подготовка ко «Дню солнца», танец «Солнечные лучики», изучение элементов танца, отработка несложных движений. Постановка танца «Там на неведомых дорожках» и танцевальных этюдов с разноцветными шариками «Радуга» и «На лужайке». |
- Организационный раздел.
Модель образовательного процесса.
Программа рассчитана на один год обучения и рекомендуется для занятий детей с 5 до 7 лет. Рабочая программа по хореографии «Ритмическая мозаика» предлагает проведение занятий для детей старшей группы 2 раза в неделю, для детей подготовительной группы 3 раза в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий старших групп 76 ч., подготовительных групп 114 ч.Занятия длятся 30 минут.
3.1. Расписание занятий
День недели | Время | Деятельность педагога дополнительного образования |
Понедельник | 1515-1545 | НОД с воспитанниками подготовительной группы №8 |
1555-1625 | НОД с воспитанниками подготовительной группы №9 | |
1635-1705 | НОД с воспитанниками подготовительной группы №4 | |
1715-1745 | Индивидуальная работа | |
Вторник | 1515-1545 | НОД с воспитанниками старшей группы №5 |
1555-1625 | НОД с воспитанниками старшей группы №7 | |
1635-1705 | НОД с воспитанниками старшей группы №12 | |
1715-1745 | НОД с воспитанниками старшей группы №13 | |
Среда | 1515-1545 | НОД с воспитанниками подготовительной группы №8 |
1555-1625 | НОД с воспитанниками подготовительной группы №9 | |
1635-1705 | НОД с воспитанниками подготовительной группы №4 | |
1715-1745 | Индивидуальная работа | |
Четверг | 1515-1545 | НОД с воспитанниками старшей группы №5 |
1555-1625 | НОД с воспитанниками старшей группы №7 | |
1635-1705 | НОД с воспитанниками старшей группы №12 | |
1715-1745 | НОД с воспитанниками старшей группы №13 | |
Пятница | 1515-1545 | НОД с воспитанниками подготовительной группы №8 |
1555-1625 | НОД с воспитанниками подготовительной группы №9 | |
1635-1705 | НОД с воспитанниками подготовительной группы №4 | |
1715-1745 | Индивидуальная работа |
3.2. Основные требования к знаниям и умениям воспитанников
Система отслеживания и оценивания результатов работы
В ФГОС ДО отмечено: художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
При реализации Программы по дополнительному образованию «Ритмическая мозаика» проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом по дополнительному образованию в рамках педагогической диагностики.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются педагогом дополнительного образования исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования;
2) оптимизации работы с группой детей.
В процессе занятий хореографией у детей формируются психические процессы, развиваются творческие, музыкальные способности, двигательные качества. Формирование разнообразных навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с музыкой и ритмическими движениями. Умения и навыки делают движения понятными и осознанными, помогают детям проявить себя творчески.
Оценка развития детей и соответствие умений и навыков программным задачам показывает качество образовательного процесса. Для педагога важно иметь объективную картину развития каждого ребёнка. Основной метод педагогической диагностики – систематическое наблюдение проявлений детей в музыкально – ритмической деятельности, оценка выполнения ими различных игровых заданий.
Самым главным результатом музыкально – ритмического воспитания нужно считать любовь и интерес к музыке, ритмическим движениям, проявления творчества и выразительности движений.
Основные требования к знаниям и умениям воспитанников
Дети 5-6 лет должны иметь следующие знания, умения, навыки:
- определять характер музыки словами (грустный, веселый, спокойный, плавный и т.д.) исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно;
- уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;
- чувствовать характер музыки и передавать в движении;
- выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами; знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям; владеть элементарными плясовыми и образно – игровыми движениями, выполнять по показу однонаправленные общеразвивающие движения и несложные перестроения (круг парами по кругу и врассыпную; начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;
- уметь грамотно исполнять движения;
- уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;
- уметь координировать движения рук, ног и головы, при ходьбе, беге, галопе;
- уметь ориентироваться в пространстве: выполнять несложные перестроения (круг – врассыпную, парами по кругу)
- уметь работать в паре и синхронизировать движения;
- иметь представление о разных жанрах;
- владеть элементарными музыкальными понятиями (динамика, темп, звуковысотное соотношение)
- эмоционально откликаться на музыку различного характера
- выражать эмоции в образно – игровых движениях
- с удовольствием участвовать в групповых формах музыкальной деятельности, активно взаимодействовать;
- реагировать на требования взрослого, способен осознанно выполнять требования к поведению в детском коллективе;
- правильно выбирает атрибуты для исполнения знакомых танцев;
- проявлять спонтанное творчество в различных видах музыкальной деятельности.
Дети 6-7 лет должны иметь следующие знания, умения, навыки:
- сформированна культура движения (красивая осанка, пружинность, мягкость, плавность движений, навык прослеживания взглядом движения;
- ребёнок ритмично двигается под музыку в любом темпе, умеет замедлять и ускорять движения. Владеет навыками различных основных видов, общеразвивающих, имитационных, танцевальных движений, может выполнять их по показу и самостоятельно;
- умеет импровизировать движения, демонстрировать их другим детям. Сформированы основные навыки движения в пространстве, умение выполнять перестроения под музыку, двигаться в разных направлениях;
- проявляет устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкальной деятельности, проявляет инициативы в музыкально – игровом творчестве, понимает форму музыкального произведения;
- понимает и чувствует оттенки средств музыкальной выразительности;
- активно взаимодействует с детьми и взрослыми в различных формах и видах музыкальной деятельности;
- способность выполнять требования к поведению в детском коллективе, активно проявляет творчество в ритмической деятельности;
- выполняет действия по образцу, правилу, владеет элементарным самоконтролем;
- сформированы элементарные представления о танцах народов Крыма.
Таблица параметров оценки:
Ф.И. ребёнка | Год рождения | ||
№п/п | Параметры | Начало года | Конец года |
1 | Интерес и потребность в музыкальном движении | ||
2 | Музыкальность (способность к отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности) | ||
3 | Эмоциональность, выразительность исполнения | ||
4 | Креативность (способность к импровизации в движении под музыку: оригинальность, разнообразие используемость движений) | ||
5 | Развитие двигательных навыков: освоение разнообразных видов движений в соответствии с программным содержанием | ||
6 | Формирование двигательных качеств: координации, точности, ловкости движений; гибкости, пластичности | ||
7 | Подвижность лабильных нервных процессов (умение переключаться с одного движения на другое в соответствии с музыкой. Менять направление движения, перестраиваться) | ||
8 | Формирование правильной осанки | ||
9 | Формирование навыков ориентирования в пространстве |
Оценивание выполняется по трёх уровневой системе:
- Достаточный уровень
- Уровень близко к достаточному
- Недостаточный уровень
.Оценки уровня развития дошкольников:
Интерес и потребность в движении – оценивается устойчивость и выраженность интереса ребёнка к музыкально – ритмическим движениям.
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений под музыкальное сопровождение (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога).
Оценка уровня музыкальности и психомоторного развития детей 5-7 лет:
- Достаточный уровень – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами.
- Уровень близко к достаточному – движения ребенка передают только общий характер, темп и метроритм.
- Недостаточный уровень – движения ребенка не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение переживать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции, умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается это показатель по внешним проявлениям.
По тому, какое место ребенок занимает в зале (если предлагается встать на любое место) и насколько этот выбор постоянен, можно оценивать проявление экстраверсии или интроверсии. Если ребенок постоянно встает поближе к педагогу, чтобы его было видно, то это характеризует его как экстраверта, и наоборот, если ребенок всегда старается спрятаться за спину других, то, скорее всего, его можно определить как интроверта. При сопоставлении этих наблюдений с другими проявлениями детей педагог может сделать выводы о внутреннем мире ребенка (благополучии или наличии тревожности в эмоциональном фоне), о его состоянии на данный момент по типичности или не типичности поведения и т.д.
Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных в процессе НОД движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па». Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и усвоенных навыков ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку.
Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения.
- Достаточный уровень - если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно.
- Уровень близко к достаточному – если ребенок выполняет с некоторыми подсказками.
- Недостаточный уровень – большие затруднения в исполнении композиции из-за рассеянности внимания.
Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений. Это можно оценить как норму.
- Достаточный уровень – если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу.
- Уровень близкий к достаточному – если ребенок запоминает последовательность упражнений с 6-8 повторений композиции вместе с педагогом.
- Недостаточный уровень – ребенок неспособен запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз).
Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки.
- Норма, эталон – соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д. (Н)
- Заторможенность – запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность. (З)
- Повышенная возбудимость – ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость). (В)
Координация, ловкость движений – точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений). Гибкость, пластичность – мягкость, плавность, музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат» и др.)
Программа подразумевает развития чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия хореографией дают организму:
- физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта
- огромные возможности для полноценного эстетического совершенствования ребенка,
- гармоничное духовное и физическое развития
- являются богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка
- формируют его художественное «я»
В соответствии с ФГОСДО требования к условиям реализации программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Условия реализации Программы дополнительного образования «Ритмическая мозаика» обеспечивают полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
3.3. Материально-технические обеспечение программы
Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала МБДОУ №103 «Аврора» обеспечивает реализацию образовательного потенциала для занятий хореографией; материалом, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, охраны и укрепления их здоровья.
Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала обеспечивает:
- возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых;
- учитывает национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
Образовательное пространство зала оснащено средствами обучения и воспитания:
Оборудование музыкального зала
1 . Музыкальные инструменты:
- пианино;
- детские музыкальные инструменты (погремушки, бубны, колокольчики, трещётка, треугольники, деревянные ложки, свистульки и др.).
2.Технические средства и оборудование:
- музыкальный центр;
- мультимедийное оборудование;
- аудио и видео диски;
- Ноутбук Lenovo.
3. Музыкально—дидактические пособия
- портреты композиторов;
- фотоматериалы, иллюстрации;
- не озвученные музыкальные игрушки (гитара, балалайка);
- папки с тематическими иллюстрациями;
- музыкально-дидактические игры.
4. Оборудование для музыкальных игр-драматизаций
- костюмы карнавальные;
- атрибуты для игр (платочки, веночки, ленточки, листочки, султанчики цветочки, шарфики);
- шапочки-маски;
- ширма для кукольного театра (напольная);
- декорации, «карусель»;
- различные виды театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, теневой, бибабо).
5. Картотеки:
- музыкально-дидактических игр
- пальчиковой гимнастики
- логоритмической гимнастики
3.4. Список литературы
- Буренина, А.И. «Ритмическая мозаика» / А.И. Буренина. – СПб.,2000.
- Чибрикова-Луговская А.Е. «Музыкальное и физическое развитие на занятиях ритмикой».-М.: Классикс Стиль, 2003 г.
- Пустовойтова, М.Б. Ритмика для детей. Учебно – методическое пособие/М.Б. Пустовойтова. - М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008
- Танцы народов СССР. Выпуск второй. - М.: Искусство, 1955
- Бальные танцы/Сост. А.Н. Беликова.-М.:Сов.Россия,1985
- Степанова, Л. «Танцы народов России»/Л.Степанова. -М.:Сов.Россия,1973 г
- Джемилев,А. «Танцы ансамбля «Хайтарма»/А.Джемилев.- Изд.им Гафура Гуляма, 1984
- Алимов А. «Танцы крымских татар»/А.Алимов.-Симферополь.:ТПО «Вариант»,1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию "Россинка" детей 4 - 6 лет
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче вс...
Авторская рабочая программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности. Рецензия и Свидетельство. Рецензент и эксперт – Н.Н.Калацкая к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и образования Казанског
“Сюжетные танцы и этюды – средство развития танцевальноготворчества у детей старшего дошкольного возраста “Срок реализации: 1 год...
Программа дополнительной образовательной услуги «Игровая ритмическая мозаика» для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)
Дополнительная оздоровительно - развивающая программа «Игровая ритмическая мозаика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на два года обу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по хореографии на 2018 – 2019 учебный год
Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненнойэнергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности...
Рабочая программа дополнительного образования по хореографии
Программа разработана на четыре года, для детей дошкольного возраста 3-7 лет....
Рабочая программа дополнительного образования "Топотушки" (Хореография)
Рабочая программа дополнительного образования "Топотушки" (Хореография)Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной...
рабочая программа дополнительного образования по хореографии "Сюрприз"
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Хореография" танцевального кружка "Сюрприз" для детей 5-7 лет. Новизна настоящей программы ...