Психогимнастика с детьми с ОВЗ.
материал по музыке

Фёдорова Елена Григорьевна

Психогимнастика. Для чего она нужна? Комплексы психогимнастики для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihogimnastika_s_detmi_s_ovz.docx23.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально- личностной сферы). (СНОСКА: Из книги: Чистякова М.И. Психогимнастика. М.,1990).

В её основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника. Прежде всего, такие занятия, или элементы показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, детям с речевыми нарушениями, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно- психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Для этого педагогу необходимо решать следующие методические задачи:
фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;
учить подражательно воспроизводить чужие эмоции; фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций;
анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций;
повторно воспроизводить эмоции в заданных упражнениях; контролировать ощущения.

СТРУКТУРА ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ.

Начальный этап- беседа с детьми, художественное слово, загадка, яркая, красочная игрушка, сюрпризный момент и другое.

Цель: мотивация детей на тематику занятия или другую форму работы.

Этап проживания действий- отработка основных движений, гимнастических упражнений и другое.

Цель: достижение результата обучающих, воспитательных и развивающих задач.

Этап организации эмоционального общения. 

Цель: тренировка общих способностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга. В содержание общения ребенка со взрослым или сверстником включаются такие упражнения, как обмен ролями партнеров по общению, оценка своих эмоций и эмоций партнера. Ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, учится сопереживать.

Этап организации контролируемого поведения. 

Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции. Методические задачи: показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов.

Заключительный этап. 

Цель: закрепление содержания предлагаемого материала, а также положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

Пластические этюды: изобразить ласковую кошечку, игривого жеребенка; довольную, полакомившуюся капустой козочку; бодливую корову, грозного быка; поросенка, валяющегося в грязи; верблюда, идущего по пустыне. Обыгрывание ситуаций Кошка и мышка. Изобразить мышонка, попавшего в лапы кошки, и довольную кошку. Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.

Этот комплекс психогимнастики разработан для детей с ОВЗ (в том числе ЗПР, УО, РАС). Исходя из того, что данная категория детей существенно отстают от нормы развития, в методическую разработку занятий по психогимнастике внесены дополнения. Так, например, обязательно используется наглядность, что является необходимым элементом при привлечении внимания детей, особенно  в начале занятия. Дети с задержкой в развитии, больше других детей своего возраста нуждаются в тактильном «общении» с предметом, после чего ребёнок может воспроизвести свои ощущения в психогимнастике, игре на основе своего представления.

ПСИХОГИМНАСТИКА «КОТЯТА».

Задачи: Выразительное изображение эмоциональных состояний. Коррекция настроения и отдельных черт характера. Развитие произвольного внимания, поведения.

Ход.

Вступление. Приходит «мама- кошка» (один ребёнок в кокошнике «кошка»)

- Здравствуйте, ребята! Не видели моих котяток здесь? Где мои котята?             (эмоция удивления). Дети повторили, изобразили мимикой, жестами – удивление).

- Давайте превратимся в котяток, поможем маме- кошке! Раз- два- повернись, в котёнка превратись.

1. Игровой этюд. Сон котят. В клубочек свернулись на ковре. Муз. (№7).
Проснулись, потянулись, умываются- имитация движений котят.

2. Прогулка. Высунули мордочки, понюхали запахи, послушали музыку, птичек. Пошли, аккуратно на цыпочках. Дождик прошел? Встали - удивились. Перепрыгивают через лужи. Отряхивают лапки.

3. Дерево и птица. Увидели птичку, хотят с ней поиграть. Прыгают, пытаются достать лапками. Она улетела, села на дерево. Полезли за ней котятки, коготки выпустили, лезут на самую верхушку. Зацепились за верхушку, испугались. Раскачиваются на стволе, вниз боятся смотреть (Эмоция. Испуг.) Спускаются.

4. Устали котятки. Отдыхают. Сели на корточки. Лежат на коврике, на животе. Катаются на спине.

5. Встреча с друзьями утятами. Танец маленьких утят. (муз. «Танец утят»). Прощание с утятами. Машут рукой.

6. Возвращение мамы- кошки. Кто это мяукает? Мама кошка пришла. Нашла своих котят. (эмоция радости). «Расколдовывает» котят, превращая их в детей.

ПСИХОГИМНАСТИКА «В ОСЕННЕМ ЛЕСУ».

Задачи: Выразительное изображение эмоциональных состояний. Коррекция настроения и отдельных черт характера. Развитие произвольного внимания, поведения.

Ход.

Вступление. Дети сидят на стульях. Поодаль на полу разложены разноцветные осенние листья. Персонаж игрушка (собачка) приветствует детей каждого индивидуально. Тактильные прикосновения. Дети отвечают именем. Приглашает в осенний лес. (звучит муз.7).

1.Игровой этюд. Ходим среди листьев на цыпочках. Слушаем осенний лес, звуки леса, называем их. Одним ухом, вторым. Удивляемся (эмоция удивления).

Встреча с дятлом (нарисована картинка дятла). Кто стучит? Показ картинки. Дятел! Поздоровались с дятлом.(эмоция радости, удивления).

Встреча с совой. Шум над головой. Испугались (эмоция испуга). Это сова. Показ картинки совы. Читаем стих:

Совушка- сова, большая голова
На ветвях сидит во все стороны глядит.

Встреча с ежом.

Игра: «Шли по лесу не спеша, вдруг увидели ежа»

Ёжик, ёжик мы друзья,
Дай погладим мы тебя.

Танец с листьями. Релаксация. (муз.5).

Прощание с собачкой.

ПСИХОГИМНАСТИКА: «ЗАЙЦЫ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ».

Задачи: Психомышечная тренировка. Фиксация внимания на проявлении своих и чужих эмоций. Развитие представлений.

Вступление: сказочная фея в волшебном колпачке приглашает в зимний лес, волшебной палочкой дотрагивается до каждого, превращая в зайцев.

Игра «Зайцы». Читается стих, дети выполняют.

«Зайка серенький сидит и ушами шевелит,
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать,
Кто-то зайку напугал, зайка- прыг и убежал!»

1.Этюд. Пошли зайцы в лес. ( муз.7). Пролезают сквозь сугробы, высоко поднимая ноги, помогают руками- напряжение. Большие снежные кочки- перепрыгиваем.

2.Этюд. Вышли на поляну. Отряхиваются. Стучат ножками по полу, катаются на спине, лежат на животике- отдыхают. Расслабление.

3.Танец. Что это? (эмоция удивления) пошел снег, играют со снежинками.

(на ладонь каждому по снежинке). Танец- импровизация со снежинками.

ПСИХОГИМНАСТИКА: «РОСТОЧЕК».

Задачи: Выразительное изображение эмоциональных состояний. Коррекция настроения и отдельных черт характера. Развитие произвольного внимания, поведения. Психомышечная тренировка.

Вступление: Персонаж- ребёнок в венке из цветов с волшебной палочкой, изображая весну.

-Кто к нам пришел? Весна. Идет весна- тает снег, распускаются первые цветы, прилетели птицы, ярко светит солнце.

И мы с вами будем играть в маленький росточек.

«Весна» превращает  детей в росточки. Муз. №7.

Этюд. Росточки в земле. Свернувшись клубком на ковре. Сидят росточки в земле. Спят. Ждут, когда придет весна. Вдруг слышат капель КАП- КАП. Это дождик поливает.

Этюд. Рост. Медленно поднимают голову росточки, вытянули одну руку, вторую. Какой теплый воздух! Как хорошо. Поднимаются на ноги и тянутся к свету. Вытянули головку. Как тепло! Как радостно! Улыбаются росточки. Выросли росточки!

Этюд. Цветок. Из росточка появился  бутон. Руки ладонями вместе над головой. Распускается бутон. Появился цветок. Подул ветерок. Раскачивается наш цветочек. Какого цвета у тебя цветок, Оля? А у тебя, Саша? Раскачиваются цветочки. Все разные.

Танец цветов. Муз.5.

Этюд. Ночь. Солнышко спряталось. Наступает ночь. Цветочки закрылись в бутоны. Приседают на корточки дети. И засыпают.

Пришла «Весна» расколдовала  цветы, превратив их в детей.

Психогимнастика в детском саду- это коррекционная работа с воспитанниками, которую может организовать любой педагог вне зависимости от квалификации и стажа. Папам и мамам также стоит прислушаться, чтобы их ребенок не вырос зажатым и закомплексованным.

Таким образом, детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы ко Дню здоровья. Тема: «Мое душевное здоровье» (занятие с элементами психогимнастики, психотехнических игр и упражнений).

Данное занятие знакомит детей с понятием «душевное здоровье» и его составляющим. Происходит бучение навыкам взаимодействия, сотрудничества, адекватным способам выражения своих эмоций. Благодаря предст...

Использование психогимнастик в работе с детьми

Использование психогимнастик в работе с детьми...

Использование психогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

Описание что такое психогимнастика. Пример игр и упражнений....

Взаимодействие специалистов ДОУ в рамках непосредственной образовательной деятельности с элементами логоритмики и психогимнастики с детьми дошкольного возраста.

Увеличение контингента детей с речевыми нарушениями, посещающих образовательное дошкольное учреждение, отмечается все чаще....

Психогимнастика с детьми средней группы. Тема: «Превращение в медвежат»

Цель: - снятие психоэмоционального напряжения;            - тренировка мышц лица и туловища...

Психо-коррекционная программа "Психогимнастика с детьми дошкольного возраста"

Программа предназначена для работы педагога-психолога детского сада. В сонове программы - психогимнастика Чистяковой....

Психогимнастика с детьми средней группы Тема: «Превращение в медвежат»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения;          тренировка мышц лица и туловища;           развитие...