Психо-коррекционная программа "Психогимнастика с детьми дошкольного возраста"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа предназначена для работы педагога-психолога детского сада. В сонове программы - психогимнастика Чистяковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihogimnastika_.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание программы
1. Пояснительная записка………………………………………………………………………3
2. Содержание занятий………………………………………………………………………….4
3. Тематическое планирование…………………………………………………………………5
4. Ожидаемые результаты……………………………………………………………………….7
5. Критерии и нормы оценки эффективности программы...…………………………………..7
6. Используемая литература……………………………………………………………….….8
1. Пояснительная записка
То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не нужно. В настоящее время в дошкольных учреждениях используются различные методы психопрофилактики и психокоррекции. Психогимнастика как метод практической психокоррекции наиболее доступна в применении, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника. Это эффективное средство оптимизации социально-перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения.
Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами и т.д. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми.
Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания. Эмоции у него становятся более дифференцированными.
Цель и задачи программы
Цель: способствовать гармоничному развитию личности ребенка, с учетом психофизиологических особенностей развития детей в старшем дошкольном возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Повысить уровень психического здоровья:
• создать условия для развития умения выражать свои чувства и лучше понимать чувства других по мимике, жестикуляции, телодвижениям и пр. ;
• способствовать активной разрядке эмоционального напряжения в течение занятия;
• способствовать понятию своего психического состояния и умению его контролировать;
• способствовать умению адекватно реагировать в различных стрессовых ситуациях;
2. Способствовать эмоциональному сближению в межличностных отношениях в микроструктуре группы со сверстниками и родителями;
3. Способствовать развитию самосознания, общения, учебной деятельности, познавательных процессов, произвольности поведения старших дошкольников.
2. Структура занятия:
1. Снятие эмоционального напряжения.
2. Психогимнастические упражнения на определенные группы мышц тела.
3. Обучающие и поведенческие задания на развитие произвольных психических процессов и формирование произвольности поведенческих реакций у ребенка-дошкольника, развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в различных ситуациях.
- Принципы проведения занятий
1. Безопасность.
Создание атмосферы доброжелательности, принятие каждого ребёнка.
2. Возрастное соответствие.
Предлагаемые упражнения учитывают возможности детей данного возраста.
3. Преемственность.
Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».
4. Сочетание статичного и динамичного положения детей.
Упражнения и игры статичного характера перемежаются подвижными играми.
5. Рефлексия.
Совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.
Учебный год состоит из 36 занятий. Продолжительность занятия – 25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Возраст детей –5-7 лет, срок реализации программы – 1 год.
При реализации программы используются такие формы работы, как:
- игры;
- упражнения;
- этюды;
- элементы сказкотерапии с импровизацией;
- дыхательная гимнастика;
- мимическая гимнастика;
- беседы.
3. Календарно-тематическое планирование
Месяц | № п/п | Тема занятия | Задачи | Содержание занятий |
Октябрь | 1 | Мы из Простоквашино | Тренировать детей в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств. | 1.Разминка «Любимая игрушка» 2.Гимнастика «Ванька-встанька» 3.Общение. Отработка эмоций презрения и отвращения. 4.Поведение. Обсуждение неприятия детей. 5.Этюд на внимание 6.Завершение «Все мы добрые друзья» |
2 | Игры гномиков | Дать детям возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога. | 1.Разминка «гномики танцуют» 2.Гимнастика «Как гномики силами мерялись» 3.Общение «Перехитрим медведя» 4.Поведение «Когда всем весело, а одному грустно». 5.Этюд на внимание | |
3 | Магазин игрушек | Тренировать детей в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их. | 1.Разминка «Любимая игрушка» 2.Гимнастика «Ванька-встанька» 3.Общение. Отработка эмоций презрения и отвращения. 4.Поведение. Обсуждение неприятия детей. 5.Этюд на внимание 6.Завершение «Все мы добрые друзья» | |
4 | Встреча с Бабой-Ягой | Тренировать детей в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями. | 1.Разминка «Волшебный платочек» 2.Гимнастика «Гуси- лебеди» 3.Общение «Дразнилка для Бабы-Яги». 4.Поведение. Разыгрывание злых героев. 5.Этюд на развитие памяти 6.Завершение. Полька-хоровод «майский жук». | |
Ноябрь | 5 | В кукольном театре | Тренировать детей в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств. | 1. Разминка «Маленькая страна» 2.Гимнастика «Волшебные часы» 3.Общение «Прогоним жабу» 4.Поведение Буратино 5.Этюд на внимание 6.Завершение под песенку из кинофильма «Буратино» |
6 | Встреча с Дюймовочкой | Тренировать детей в направлении выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. | 1. Разминка «Цветок Дюймовочки» 2. Гимнастика «Жуки» 3. Общение «Жаба» 4. Поведение «Упрямство – Создание положительного настроя. Профилактика психофизического переутомления. Отработка эмоций отвращения, презрения. сочувствие» 5. Этюд на внимание 6.Завершение песенку «Майский жук» | |
7 | Котята отправляются в путешествие | Тренировать детей в направлении выразительного изображения черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.д.) | 1. Разминка «Превратимся в маленьких котят» 2. Гимнастика «Прогулка» 3. Общение «Мама кошка потеряла котят» 4. Поведение «Упрямый котенок» 5. Этюд на внимание 6.Завершение. Пение с показом действий. | |
8 | Прогулка в осенний лес | Корректировать настроение и отдельные черты характера детей посредством мимических и пантомимических способностей детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. | 1. Разминка «Звуки леса» 2. Гимнастика «Лесные зверята» 3. Общение «Согреем друга своей улыбкой» 4. Поведение «Жадный пес» 5. Этюд на внимание 6. Завершение. Песенка о дружбе. Подведение итогов. | |
Декабрь | 9 | Цирк | Моделировать стандартные ситуации, поведения персонажей с различными чертами характера. | 1.Разминка «Что мы наденем в цирк?» 2.Гимнастика «Начало представления» 3.Общение «Круг общения» 4.Поведение «Грустный клоун, веселый клоун». 5. Этюд на внимание 6.Завершение «Веселый танец» |
10 | Зоопарк | Тренировать детей в направлении выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. | 1.Разминка «Круг добра» 2.Гимнастика «Вот какой я красивый!» 3.Общение «Злая мартышка» 4.Поведение «Сочувствие» 5.Этюд на внимание 6.Завершение «Хоровод» | |
11 | Звездочеты | Тренировать детей в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств. | 1.Разминка «Звездочеты» 2.Гимнастика «Звездный хоровод» 3.Общение. Большая и Малая медведица. 4.Поведение «Пожалеем медвежонка». 5. Этюд на развитие памяти. 6.Завершение. «Ритмичное совместное исполнение песни». | |
12 | Путешествие в Изумрудный город | Моделировать выражение основных эмоций (радость, удивление, гнев, отвращение, презрение, страх и т.д.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость и т.д.). | 1.Разминка «Путешествие в изумрудный город». 2.Гимнастика «Волшебные башмачки» 3.Общение «Трусливый лев. Храбрый лев» 4.Поведение. «Волшебное превращение Бастинды» 5.Этюд на внимание 6.Завершение. Хоровод с пением. | |
Январь | 13 | Птичий двор | Дать детям возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога. | 1.Разминка «Птичий двор» 2.Гимнастика «Гадкий утенок» 3.Общение «Превращение гадкого утенка» 4.Поведение «Гордые лебеди» 5.Этюд на развитие памяти. 6.Завершение «Круг добра» |
14 | Волшебные цветы | Тренировать детей в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их. | 1.Разминка «Волшебные цветы» 2.Гимнастика «Ловим бабочек» 3.Общение «Танец под теплым дождем» 4.Поведение «Красная книга» 5.Этюд на развитие памяти 6.Завершение «Вальс цветов» | |
15 | Кот Леопольд и мыши | Тренировать детей в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями. | 1.Разминка. Игра «Мыши и кот» 2.Гимнастика «Мышки- шалунишки» 3.Общение. Этюды зависти, страха и радости. 4.Поведение «Упрямая мышь». 5.Этюд на внимание 6.Завершение. Игра «мышки-норушки». | |
16 | Волк и семеро козлят | Тренировать детей в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств. | 1.Разминка «Круг добра» 2.Гимнастика «Мама коза и козлята» 3.Общение. Этюды на эмоции страха, удовольствия. 4.Поведение 5.Этюд на развитие памяти 6 .Завершение «Песенка мамы- козы» | |
Февраль | 17 | Дождевые червячки | Тренировать детей в направлении выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. | 1.Разминка «Танец под теплым дождем» 2.Гимнастика «Вороны прилетели» 3.Общение. Эмоции гнева, обиды, радости 4.Поведение. Смелые червячки, трусливые червячки. 5. Этюд на развитие памяти 6.Завершение «Веселый ручеек». |
18 | Прогулка в зимнем лесу | Тренировать детей в направлении выразительного изображения черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.д.) | 1.Разминка «Птичий двор» 2.Гимнастика «Гадкий утенок» 3.Общение «Превращение гадкого утенка» 4.Поведение «Гордые лебеди» 5.Этюд на развитие памяти. 6.Завершение «Круг добра» | |
19 | Теремок | Корректировать настроение и отдельные черты характера детей посредством мимических и пантомимических способностей детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. | 1.Разминка «Кто в теремочке живет?» 2.Гимнастика «Ребятки-зверятки» 3.Общение.Эмоции страха, испуга, вины. 4.Поведение. «Благодарный волк». 5.Этюд на развитие памяти | |
Март | 20 | Колобок | Моделировать стандартные ситуации, поведения персонажей с различными чертами характера. | 1.Разминка «Колобки» 2.Гимнастика «Колобки идут по следу» 3.Общение «Застенчивый носорог» 4.Поведение «Дружелюбие» 5.Этюд на внимание 6.Завершение |
21 | У Винни-Пуха в гостях | Тренировать детей в направлении выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. | 1. Разминка «Маленькая страна» 2.Гимнастика «Волшебные часы» 3.Общение «В гости к пятачку» 4.Поведение «Злые пчелы» 5.Этюд на внимание 6.Завершение под песенку из кинофильма «Буратино» | |
22 | Волшебница | Тренировать детей в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств. | 1. Разминка «Цветок Дюймовочки» 2. Гимнастика «Жуки» 3. Общение «Жаба» 4. Поведение «Упрямство – сочувствие» 5. Этюд на внимание 6.Завершение песенку «Майский жук» | |
23 | Мамонтенок | Моделировать выражение основных эмоций (радость, удивление, гнев, отвращение, презрение, страх и т.д.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость и т.д.). | 1. Разминка «Превратимся в маленьких котят» 2. Гимнастика «Прогулка» 3. Общение «Мама кошка потеряла котят» 4. Поведение «Упрямый котенок» 5. Этюд на внимание 6.Завершение. Пение с показом действий. | |
Апрель | 24 | Освободим принцессу | Дать детям возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога. | 1. Разминка «Звуки леса» 2. Гимнастика «Лесные зверята» 3. Общение «Согреем друга своей улыбкой» 4. Поведение «Жадный пес» 5. Этюд на внимание 6. Завершение. Песенка о дружбе. |
25 | Дракончики | Тренировать детей в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их. | 1. Разминка «Деревья, кустарники, Травы» 2.Гимнастика «Маленькие зайчики» 3.Общение «Мышонок – хвастун» 4.Поведение «Совет мышонку» 5. Этюд на внимание 6.Завершение. Поем песенку «Какой чудесный день» | |
26 | Лизунчик | Тренировать детей в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями. | 1.Разминка «Что мы наденем в цирк?» 2.Гимнастика «Начало представления» 3.Общение «Круг общения» 4.Поведение «Грустный клоун, веселый клоун». 5. Этюд на внимание 6.Завершение «Веселый танец» | |
27 | Поляна волшебных цветов | Тренировать детей в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств. | 1.Разминка «Колобки» 2.Гимнастика «Колобки идут по следу» 3.Общение «Застенчивый носорог» 4.Поведение «Дружелюбие» 5.Этюд на внимание 6.Завершение «Улыбка» | |
Май | 28 | Страна Трямляндия | Тренировать детей в направлении выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. | 1.Разминка «Круг добра» 2.Гимнастика «Вот какой я красивый!» 3.Общение «Злая мартышка» 4.Поведение «Сочувствие» 5.Этюд на внимание 6.Завершение «Хоровод» |
29 | Лесные жители | Тренировать детей в направлении выразительного изображения черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.д.) | 1.Разминка «Звездочеты» 2.Гимнастика «Звездный хоровод» 3.Общение. Большая и Малая медведица. 4.Поведение «Пожалеем медвежонка». 5. Этюд на развитие памяти. 6.Завершение. «Ритмичное совместное исполнение песни». | |
30 | Два жадных медвежонка | Корректировать настроение и отдельные черты характера детей посредством мимических и пантомимических способностей детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. | 1.Разминка «Путешествие в изумрудный город». 2.Гимнастика «Волшебные башмачки» 3.Общение «Трусливый лев. Храбрый лев» 4.Поведение. «Волшебное превращение Бастинды» 5.Этюд на внимание | |
31 | Путешествие в джунглях | Моделировать стандартные ситуации, поведения персонажей с различными чертами характера. | 1.Разминка «Лианы» 2.Гимнастика «Ловкие обезьянки» 3.Общение. Эмоции удивления и интереса. 4.Поведение «Взаимопомощь» 5.Этюд на внимание 6.Завершение. Хоровод с песней «Дружба». |
4. Ожидаемые результаты
В результате работы эмоции детей становятся предметом осознания, предметом их душевной работы. Дети научатся понимать свои чувства, рассказывать о них другому, адекватно дифференцировать их (в соответствии с возрастными возможностями). Дети научаться распознавать эмоции, как на телесном уровне, так и на символическом (например, в изображении, вычленяя значимые элементы, изменение которых выполняет сигнальную функцию). Упражнения позволят детям быть открытыми, доверчивыми и бесстрашными в «мире эмоций». В результате работы по данной теме возрастает групповая сплочённость, уменьшается конфликтность детей. Знание социальных норм позволяет детям адекватно строить общение как со сверстниками, так и со взрослыми.
5. Критерии и нормы оценки эффективности программы
Для определения эффективности проводимой работы по коррекции психического развития детей старшего дошкольного возраста используются следующие психологические методики:
1. Корректурная проба - определение способности распределения внимания.
2. Графический диктант – выявление умения действовать по инструкции, определение свойств внимания.
3. Методика заучивания «10 слов » А.Р. Лурия – определения уровня слуховой, кратковременной и долговременной памяти.
4. Разрезные картинки – диагностика воображения, мыслительных операций.
5. Последовательность событий – диагностика уровня развития мышления.
6. Классификация - диагностика уровня развития мышления.
6. Список использованной литературы:
1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2002
2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996
3. Степанов С.С. Азбука детской психологии. М., 2004
4. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение правильной речи заикающихся детей дошкольного возраста (план-программа коррекционной работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет)
Составлен учителями-логопедами ГБДОУ №116 Фрунзенского района Санкт-Петербурга...
Выступление на окружной зимней методической неделе «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в зимний период» на тему «Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста».
Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста....
Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"
Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...
Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...
Конспект психолого-педагогического занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «На помощь Снеговику», описание работы с детьми дошкольного возраста с СДВГ
Материалы с РМО педагогов-психологов...
Районный конкурс методических разработок педагогических работников « Мир LEGO» Номинация: «Использование LEGO-технологий с детьми дошкольного возраста» Подноминация: «Проект «Использование LEGO-технологий с детьми дошкольного возраста»
Паспорт проекта Актуальность: В жизни человека речь имеет социально значимую роль. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развит...