Использование техники body percussion для развития чувства ритма с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
консультация по музыке (старшая группа)

Гутман Ирина Ивановна

В последние годы много говорится об инклюзивном образовании. Количество детей с ОВЗ постоянно увеличивается, между тем педагоги зачастую не готовы к работе с особыми детьми, им не хватает специальных знаний и технологий работы. Одной из простых и доступных является body percussion.

Body Percussion (перкуссия тела)  - (дословный перевод - «тело-барабан»),

– это техника владения своим телом как «инструментом» с элементами танца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл body_percussion_dlya_razvitiya_chuvstva_ritma.docx92.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование технологии Body percussion в развитии чувства ритма у детей с ОВЗ

Все разделы музыкального занятия напрямую связаны со здоровьесберегающими технологиями: музыкально-ритмические движения, пение, музыкальные игры. Сегодня я хочу остановиться на развитие чувства ритма у детей, которое имеет положительное воздействие не только на физиологическое, но  и психологическое здоровье.

Много лет, работая с детьми логопедической группы,  работу свою начинала именно с работы над ритмом.

Ритм является первостепенным и важным средством музыкальной выразительности. Без ритма невозможна практически никакая музыкальная деятельность, ведь он является одним из основополагающих элементов музыки. Чувство ритма подразумевает под собой не только эмоциональную, но и двигательную основу, он помогает объединить в одно целое движение, слово и музыку.

В последние годы много говорится об инклюзивном образовании. Количество детей с ОВЗ постоянно увеличивается, между тем педагоги зачастую не готовы к работе с особыми детьми, им не хватает специальных знаний и технологий работы. Одной из простых и доступных является body percussion.

Body Percussion (перкуссия тела)  -

                            (дословный перевод - «тело-барабан»).  

– это техника владения своим телом как «инструментом» с элементами танца.

Карл Орф был одним из первых, кто заложил основу этого направления и сегодня данное направление широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности.

Перкуссия тела доступна для всех с раннего возраста. Примеры Body Percussion мы видим в детских играх, песнях, танцах («ладушки», «танец маленьких утят», считалки и др.). Чаще всего они направлены на развитие координации и владения собственным телом, включают в себя элементы различных музыкально-танцевальных направлений.

Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях. Например, это топот ногами или притопы различной силы, похлопывания по коленям или шлепки одной или двумя руками по бедру, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами. После того как ребенок начинает уверенно исполнять эти элементы, он начинает экспериментировать и в копилку «звуковых эффектов» добавляются следующие  базовые техники: растирания ладоней, свист, разнообразное бренчание, возгласы и прочие звуки, которые задействуют все части человеческого тела.

Такие упражнения помогают буквально прочувствовать ритм всем телом, научиться выражать свое состояние звуками и движениями своего тела. Воспитанники получают опыт использования тела как музыкального инструмента, создающего общий ритм. При этом игра с ритмом слов или бессмысленными слогами также может быть элементом   телесной музыки.

Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движения тела. Body Percussion способствует проявлению индивидуальности, развитию фантазии, импровизации. Вместе с тем это позволяет получить удовольствие от процесса обучения

Таким образом, научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, дети получают эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.

Оздоровительные возможности телесной перкуссии

Телесная перкуссия действует в трех областях:

  • на физическом уровне она стимулирует понимание тела,

контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;

  • на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
  • в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.

Вывод:

Плюсами телесной перкуссии являются:

  • использование музыкального инструмента, который есть у каждого, даже у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата есть возможность заниматься  телесной перкуссией;
  • инструмент, который не требует настройки, при групповой работе не нужно выбирать инструменты в одном строе;
  • хорошо привлекает внимание детей

Что дает телесная перкуссия при работе с группой:

  • возможность слышать себя и других (перекрестная игра, синхронная работа)
  • уверенность в себе, снятие зажимов и стеснения:
  • снятие мышечных зажимов;
  • возможность самовыражаться  и высказывания без слов;
  • развитие социальных и коммуникативных навыков.

Использование элементов телесной перкуссии на музыкальных занятиях с детьми с нарушениями речи позволяет сделать рабочий процесс ярким, интересным, динамичным, а самое главное, полезным. Кроме того, применение техники body percussion способствует развитию чувства коллективизма, сплоченности у детей, развивает как индивидуальное, так и групповое чувство ритма, развивает навык импровизации, координацию тела ребенка.

Я, как музыкальный руководитель, в своей работе руководствуюсь разработкой И. Новоскольцевой и И. Каплуновой «Этот удивительный ритм». Это практическая разработка, направленная на развитие чувства ритма у детей. В игровой форме детям, в соответствии с возрастом, предлагаются игры-задания, в которых движение, музыка и ритм соединились в одно целое.                                                                    Слайд 2

Интернет-ресурсы предлагают много  всевозможных игр с использованием ИКТ – это «Веселый паровозик», «Ножки и ладошки», «Ритмослов», «Овощные ритмы», «Осенние ритмы», «Узнай по ритму».

С этими играми мы уже знакомились.                            

Слайд 3

 А сегодня хочу познакомить вас с творчеством замечательного педагога Еленой Витальевной Чуриковой, чей вебинар недавно прослушала. Это настолько эмоциональный педагог: она просто заразила меня своим позитивом, зарядила и вдохновила на дальнейшую работу с телесной перкуссией.

Слайд 4

У каждого жеста есть определенное название. Вы можете придумать свои – это не столь важно.

Хлоп, Щелк, Шлеп, Топ и Пауза – молчок

Прочтем  то, что есть на слайде.                                                      Слайд 5. 6

Вот несколько композиций:

Грека

Часики

Жили у бабуси

Дум-дум, дара-дара…        Видео                                                    Слайд 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Опыт использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в совместной деятельности с детьми....

«Использование нетрадиционных техник на занятиях по изобразительной деятельностью с детьми дошкольного возраста в детском саду. Техника «торцевание»

Настоящая программа описывает курс подготовки по технике «торцевание»  детей старшего  дошкольного возраста....

Статья «Использование мнемотаблиц в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста».

Мнемотаблицы – это помощники,  которые помогают воспринимать слуховую информацию, и, не боясь ошибиться, воспроизводить её. Их можно успешно применять для обогащения словарного запаса детей...

Статья «Использование мнемотаблиц в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста».

Статья «Использование мнемотаблиц в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста»....

«Развитие музыкально – ритмических способностей дошкольников на музыкальных занятиях с использованием техники body percussion»

Цель мастер-класса:  Познакомить педагогов с инновационной техникой развития музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста «body percussion»  Практическая...

статья «Развитие музыкально – ритмических способностей дошкольников на музыкальных занятиях с использованием техники body percussion»

laquo;Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».Б.Асафьев...

Мастер-класс для педагогов «Техника «Body percussion» в развитии ритма у детей дошкольного возраста»

Цель: познакомить с техникой «body percussion», приемами использования её в работе с детьми.Задачи:- познакомить участников мастер-класса с историей зарождения техники «body percussi...