Использование техники body percussion для развития чувства ритма с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
консультация по музыке (старшая группа)
В последние годы много говорится об инклюзивном образовании. Количество детей с ОВЗ постоянно увеличивается, между тем педагоги зачастую не готовы к работе с особыми детьми, им не хватает специальных знаний и технологий работы. Одной из простых и доступных является body percussion.
Body Percussion (перкуссия тела) - (дословный перевод - «тело-барабан»),
– это техника владения своим телом как «инструментом» с элементами танца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
body_percussion_dlya_razvitiya_chuvstva_ritma.docx | 92.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование технологии Body percussion в развитии чувства ритма у детей с ОВЗ
Все разделы музыкального занятия напрямую связаны со здоровьесберегающими технологиями: музыкально-ритмические движения, пение, музыкальные игры. Сегодня я хочу остановиться на развитие чувства ритма у детей, которое имеет положительное воздействие не только на физиологическое, но и психологическое здоровье.
Много лет, работая с детьми логопедической группы, работу свою начинала именно с работы над ритмом.
Ритм является первостепенным и важным средством музыкальной выразительности. Без ритма невозможна практически никакая музыкальная деятельность, ведь он является одним из основополагающих элементов музыки. Чувство ритма подразумевает под собой не только эмоциональную, но и двигательную основу, он помогает объединить в одно целое движение, слово и музыку.
В последние годы много говорится об инклюзивном образовании. Количество детей с ОВЗ постоянно увеличивается, между тем педагоги зачастую не готовы к работе с особыми детьми, им не хватает специальных знаний и технологий работы. Одной из простых и доступных является body percussion.
Body Percussion (перкуссия тела) -
(дословный перевод - «тело-барабан»).
– это техника владения своим телом как «инструментом» с элементами танца.
Карл Орф был одним из первых, кто заложил основу этого направления и сегодня данное направление широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности.
Перкуссия тела доступна для всех с раннего возраста. Примеры Body Percussion мы видим в детских играх, песнях, танцах («ладушки», «танец маленьких утят», считалки и др.). Чаще всего они направлены на развитие координации и владения собственным телом, включают в себя элементы различных музыкально-танцевальных направлений.
Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях. Например, это топот ногами или притопы различной силы, похлопывания по коленям или шлепки одной или двумя руками по бедру, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами. После того как ребенок начинает уверенно исполнять эти элементы, он начинает экспериментировать и в копилку «звуковых эффектов» добавляются следующие базовые техники: растирания ладоней, свист, разнообразное бренчание, возгласы и прочие звуки, которые задействуют все части человеческого тела.
Такие упражнения помогают буквально прочувствовать ритм всем телом, научиться выражать свое состояние звуками и движениями своего тела. Воспитанники получают опыт использования тела как музыкального инструмента, создающего общий ритм. При этом игра с ритмом слов или бессмысленными слогами также может быть элементом телесной музыки.
Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движения тела. Body Percussion способствует проявлению индивидуальности, развитию фантазии, импровизации. Вместе с тем это позволяет получить удовольствие от процесса обучения
Таким образом, научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, дети получают эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.
Оздоровительные возможности телесной перкуссии
Телесная перкуссия действует в трех областях:
- на физическом уровне она стимулирует понимание тела,
контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
- на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
- в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
Вывод:
Плюсами телесной перкуссии являются:
- использование музыкального инструмента, который есть у каждого, даже у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата есть возможность заниматься телесной перкуссией;
- инструмент, который не требует настройки, при групповой работе не нужно выбирать инструменты в одном строе;
- хорошо привлекает внимание детей
Что дает телесная перкуссия при работе с группой:
- возможность слышать себя и других (перекрестная игра, синхронная работа)
- уверенность в себе, снятие зажимов и стеснения:
- снятие мышечных зажимов;
- возможность самовыражаться и высказывания без слов;
- развитие социальных и коммуникативных навыков.
Использование элементов телесной перкуссии на музыкальных занятиях с детьми с нарушениями речи позволяет сделать рабочий процесс ярким, интересным, динамичным, а самое главное, полезным. Кроме того, применение техники body percussion способствует развитию чувства коллективизма, сплоченности у детей, развивает как индивидуальное, так и групповое чувство ритма, развивает навык импровизации, координацию тела ребенка.
Я, как музыкальный руководитель, в своей работе руководствуюсь разработкой И. Новоскольцевой и И. Каплуновой «Этот удивительный ритм». Это практическая разработка, направленная на развитие чувства ритма у детей. В игровой форме детям, в соответствии с возрастом, предлагаются игры-задания, в которых движение, музыка и ритм соединились в одно целое. Слайд 2
Интернет-ресурсы предлагают много всевозможных игр с использованием ИКТ – это «Веселый паровозик», «Ножки и ладошки», «Ритмослов», «Овощные ритмы», «Осенние ритмы», «Узнай по ритму».
С этими играми мы уже знакомились.
Слайд 3
А сегодня хочу познакомить вас с творчеством замечательного педагога Еленой Витальевной Чуриковой, чей вебинар недавно прослушала. Это настолько эмоциональный педагог: она просто заразила меня своим позитивом, зарядила и вдохновила на дальнейшую работу с телесной перкуссией.
Слайд 4
У каждого жеста есть определенное название. Вы можете придумать свои – это не столь важно.
Хлоп, Щелк, Шлеп, Топ и Пауза – молчок
Прочтем то, что есть на слайде. Слайд 5. 6
Вот несколько композиций:
Грека
Часики
Жили у бабуси
Дум-дум, дара-дара… Видео Слайд 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Опыт использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в совместной деятельности с детьми....
«Использование нетрадиционных техник на занятиях по изобразительной деятельностью с детьми дошкольного возраста в детском саду. Техника «торцевание»
Настоящая программа описывает курс подготовки по технике «торцевание» детей старшего дошкольного возраста....
Статья «Использование мнемотаблиц в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста».
Мнемотаблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, и, не боясь ошибиться, воспроизводить её. Их можно успешно применять для обогащения словарного запаса детей...
Статья «Использование мнемотаблиц в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста».
Статья «Использование мнемотаблиц в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста»....
«Развитие музыкально – ритмических способностей дошкольников на музыкальных занятиях с использованием техники body percussion»
Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с инновационной техникой развития музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста «body percussion» Практическая...
статья «Развитие музыкально – ритмических способностей дошкольников на музыкальных занятиях с использованием техники body percussion»
laquo;Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».Б.Асафьев...
Мастер-класс для педагогов «Техника «Body percussion» в развитии ритма у детей дошкольного возраста»
Цель: познакомить с техникой «body percussion», приемами использования её в работе с детьми.Задачи:- познакомить участников мастер-класса с историей зарождения техники «body percussi...
- Мне нравится (1)