Мастер-класс для педагогов «Техника «Body percussion» в развитии ритма у детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Зворыкина Валерия Артемовна

Цель: познакомить с техникой «body percussion», приемами использования её в работе с детьми.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с историей зарождения техники «body percussion» и приёмами её использования в деятельности дошкольников;

- показать на практике методику работы по использованию комплекса упражнений, направленных на развитие ритмических умений дошкольников;

- раскрыть содержание мастер-класса посредством выполнения комплекса упражнений.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №51

Петроградского района Санкт-Петербурга

Мастер-класс для педагогов

«Техника «Body percussion»

в развитии ритма у детей дошкольного возраста»

Разработала:

Музыкальный руководитель                                                                                                                                                    Зворыкина Валерия Артемовна

г. Санкт-Петербург

2023

Цель: познакомить с техникой «body percussion», приемами использования её в работе с детьми.

Задачи:

-  познакомить участников мастер-класса с историей зарождения техники «body percussion» и приёмами её использования в деятельности дошкольников;

- показать на практике методику работы по использованию комплекса упражнений, направленных на развитие ритмических умений дошкольников;

- раскрыть содержание мастер-класса посредством выполнения комплекса упражнений.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор.

1. Актуальность

Ритм — это важное средство музыкальной выразительности. Без ритма невозможна практически никакая музыкальная деятельность, ведь он является одним из основополагающих элементов музыки. В основе ритмического чувства лежит эмоциональное проживание музыки, которое связано с движением, танцами, ритм помогает объединить в одно целое движение, слово и музыку.

2. «Body percussion» как педагогическое средство развития чувства ритма.

Вы когда-нибудь начинали непроизвольно топать ногой, хлопать в ладоши или шлепать по коленям под какую-нибудь понравившуюся мелодию?

Конечно, да! Ведь самый простой музыкальный инструмент, который всегда есть у всех «с собой» - это наше тело. Такая деятельность вылилась в целое направление «body percussion», которое переводится как «перкуссия тела», что означает простукивание частей своего тела.

Первые телесно-перкуссионные мелодии появились задолго до первых музыкальных инструментов. Сначала человеческое тело использовали для создания ритуальных мелодий. Большинство известных нам древних техник, существующих и теперь, связано с обычаями заигрывания, свадебными танцами и музыкой для поднятия боевого духа.

Телесная музыка современного искусства основана на традиционных формах разных стран. Так, сюда входит и индонезийский саман — это танец, который сопровождается различными движениями руками и туловищем с пением, и стэп, пальмас во фламенко (ритм-секция, которая создается при помощи хлопков в ладоши), и афроамериканский хамбоне (тело — музыкальный инструмент).

Одним из самых известных современных боди перкуссионистов является Кит Терри, который основал свою собственную школу по «body musiс».

«Body Percussion» - искусство играть музыку без использования инструментов способно развивать чувство ритма у детей, формировать навыки слушания и взаимодействие в ансамбле через ритмические композиции, а также развивает умение импровизировать.

3. Методические рекомендации

Музыкальная культура XXI в. диктует новые тенденции в современном музыкальном образовании, поэтому в свою работу я так же включаю различных современные техники.

Основу «body percussion» составляют звучащие жесты, которые так же выделил известный музыкант Карл Орф. Это хлопки, щелчки, шлепки, притопы. Именно с этого начинается знакомство с телесной перкуссией. Так же постепенно можно добавлять хлопки по груди, хлопки по ребрам.

Так же некоторые музыканты выделяют названия для жестов:

Щелчки — Chi Chi

Хлопки по груди To Ro

Шлепки по коленям - Ta Ra

Притопы ногами - Dum Dum

Хлопок в ладоши - Pa Pa

Таким образом, научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела, дети развиваются ритмически.

4. Практика с педагогами

1. Упражнение на приветствие с использованием звучащих жестов - «Приветственная песенка» автор сл. И муз. Н.Сухая

Кто сегодня в зал пришел? –

Мальчики.

Кто друзей с собой привел? –

Девочки.

Будем утро начинать –

Песенкой,

Будем петь и танцевать –

Вместе мы!

2. Ритмическая игра «Телесный оркестр» – «Ехали медведи» сл. К.Чуковский

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

Едут и смеются,

Пряники жуют.

3. Рефлексия, игра в кругу - «Папуасики» музыка Wishi Ta Tuja

Использованная литература:

  1. Асафьев, Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей [Текст] / Б.В. Асафьев. - М.: Наука. 1986. - 212 с.
  2. Баренбойма. Л. А. Система детского музыкального воспитания К.Орфа [Текст] / Л. А. Баренбойма. - Л.: «Музыка», 1970. - 160 с.
  3. Бергер Н.А. Рождённый движением (О ритме в жизни и в искусстве) // Известия РГПУ. - 2009 - №89 - C. 178-189.
  4. Тютюнникова Т.Э., «Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа» / Т.Э. Тютюнникова. - М.: Астрель, 2000. - 84 с.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «МУЗЫКЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Задачи:Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);создание  условий для  формирования основ музыкаль...

Конспект мастер-класс для педагогов на тему: «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект мастер-класс для педагогов на тему:«Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс с педагогами ДОУ "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Материал по использованию приёмов мнемотехники в работе с детьми для развития связной речи....

мастер-класс для педагогов "Использование различных методов и приёмов развития устной речи детей дошкольного возраста"

Распространение педагогического опыта по ознакомлению педагогов с новыми формами, методами и приемами  работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....