Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим "Русские традиции и обычаи" в младшей группе детского сада.
план-конспект занятия по музыке (младшая группа)

Комнюкова Светлана Владимировна

Хочу поделиться с конспектом ООД по ознакомлению с окружающим "Русские традиции и обычаи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_russkie_obychai_i_traditsii.docx312.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №1310

Дошкольное отделение №2

г. Москва ул. Перовская д.42Б

Конспект организованной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром

«Русские народные традиции и обычаи»

в младшей группе №6

Составила и провела

Воспитатель:

Комнюкова С.В.

г. Москва

2022г

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативная, речевая, познавательная: беседа «Россия»; рассказывание русских пословиц и поговорок; рассматривание иллюстраций «Русская изба»; рассматривание предметов русской старины, хоровод «Во поле береза стояла».

Цель: Ознакомление детей с народными традициями, праздниками и обычаями.


Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей названиями предметов утвари русской быта, названия элементов русского национального быта;

 - Закрепить знания детей о русских пословицах и поговорках;

- Систематизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

Развивающие:

- Развивать умение детей ходить по кругу медленным хороводным шагом.

- Уточнить представления детей об атрибутике народных праздников

Воспитательные:

- Продолжать приобщать детей к устному народному творчеству, народным играм.

- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

Оборудование и материалы:

- Элементы народного костюма для взрослого;

- Куклы плоскостные из бумаги (мальчик и девочка);

- Предметы утвари:

-Иллюстрации русской избы, ухвата, горшка, печи.

Воспитатель: Здравствуйте дети! Здравствуйте гости! -Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмите за руку того, кто стоит рядом с вами. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу. А теперь: -Проходите поскорее, занимайте все места. Проходите, не стесняйтесь. Поудобнее располагайтесь (дети садятся на стульчики полукругом) - Наша беседа сегодня посвящена дорогой для каждого человека теме. Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о нашей Родине, о её красоте и традициях русского народа Ребята, давайте вместе с вами ответим на вопрос: «Что такое Родина? » ( ответы детей)

- Родина - это русские леса, поля, моря и реки - Родина – это место, где живут наши родные и близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка - Родина – это место, где стоит наш детский сад. - Родина – это наша страна Россия, в которой мы родились и живем. Молодцы ребята. Родина – это наша страна Россия. А в старину нашу страну называли ласково

Дети: Русь – матушка.

Воспитатель: Русь деревянная- края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Воспитатель: Дети, вы знаете, почему Русь деревянной называли?

Дети: Всё строили из дерева. 

Воспитатель: Давным – давно, на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли избами. И всё-то в ней было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель и многое другое. Изба состояла из большой комнаты, поделённой на перегородки.

Воспитатель: В русской избе были предметы - помощники по хозяйству, а какие это предметы мы сейчас узнаем.

-Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (Самовар)

-Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает? (Чугунок)

Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. 

Воспитатель: Возле русской печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок со щами, вкусной кашей. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте кто?

-Дедко коптел,

Много лет терпел,

Много душ кормил

А разбился-

Под плетнём очутился? (Горшок)

Воспитатель: В горшках варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького до большого вмещавшего 2-3 ведра воды. 

Следующий предмет- помощник...

- Всех кормлю, а сама безротая. (Ложка)

Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, берёзы и клёна.

Воспитатель: У каждого члена семьи была своя ложка. И в гости всегда ходили со своей ложкой. А ещё в старину ложки на Руси были музыкальным инструментом.

Воспитатель: Русский народ никогда не сидел без дела, разве что в праздники позволял себе немного расслабиться. Были на Руси профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные. Одни не дошли до наших времен, другие получили новое рождение и название.

Сейчас мы поиграем в игру и сравним, как назывались одни и те же профессии тогда и сейчас.

Игра «Угадай профессию».

Воспитатель задает по очереди вопросы родителям и детям.

Как называли в старину сельских жителей, которые занимались земледелием? (Крестьяне).

А сейчас? (Фермеры).

Как называли профессию человека, который пахал землю? (Пахарь). А как сейчас называется эта профессия? (Тракторист).

(Как называли человека, который жал в поле хлеб? (Жнец).

А как называется он сейчас? (Комбайнер).

Как называли профессию человека, который перевозил грузы? (Извозчик). А сейчас? (Водитель).

Как называли человека, который продавал разные товары? (Коробейник). А как называется он сейчас? (Продавец).

Как называли профессию человека, который лечил людей? (Знахарь). А сейчас? (Врач).

Воспитатель: Русский народ всегда был и остается самым дружным, трудолюбивым, жизнерадостным и хлебосольным. Много времени и сил люди проводили на полях – весной сеяли пшеницу и рожь, сажали картошку, свеклу, а осенью убирали весь урожай дружно, с песнями

После уборки урожая наступала пора праздника «Осенины» -Это время, когда нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. А чтобы на будущий год Матушка-Земля не обидела своими дарами и дала хороший урожай, в гости приглашали всех соседей и родственников, угощали их на славу и устраивали праздники.

Воспитатель: -А как вы думаете, как люди одевались на праздники?

Дети: -Нарядно. Одевали самые красивые рубахи и сарафаны –

Воспитатель: Давайте поговорим о том, что носили мужчины на Руси.

-На Руси мужчины носили штаны и рубаху. Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот.

Воспитатель: А сейчас наш разговор пойдет о том, в какой одежде ходили русские женщины.

-Женщины на Руси тоже носили рубаху. Только поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.

А еще у женщин были самые разные платки. Одни они носили, когда работали, в других ходили на гулянья. На гуляньях девушки водили хороводы. Вот и мы сейчас с вами поводим хоровод. Посмотрите, какие нарядные платки я вам приготовила. (Девочкам набрасываются платки и все дети становятся в круг и начинают водить хоровод под музыкальное сопровождение).

После хоровода дети опять садятся на стульчики.

Воспитатель: Куда люди складывали свою одежду, ведь раньше не было шкафов для одежды как сейчас. Кто знает?

-Правильно, в сундуке, только он закрыт на замок. Хотите его открыть?

Тогда проведем с вами пальчиковую гимнастику. Приготовили ручки

На сундуке висит замок Кто бы мне его открыть помог

Пальцы мы соединили (замочек из ладошек)

Постучали, покрутили (постучать, покрутить)

Растянули и открыли (растянуть ладони и открыть)

-Вот наш замочек и открылся.

Давайте откроем сундук и посмотрим, что лежит там.

Звучит русская народная мелодия.

Воспитатель достает из сундучка кукол в русских народных костюмах.

Умели русские люди работать, умели, и отдыхать – пели песни, водили хороводы, играли в разные игры.

Русская народная игра «Золотые ворота»

 

  1. Заключительная часть (5 мин.)

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше знакомство с бытом на Руси. Хорошо ли вы слушали и запомнили старинные слова? Вот вам клубочек с ниточкой путеводной. Клубок друг другу передавайте, да при этом слово старинное вспоминайте, что запомнилось, вам больше других. Начнём с меня - ухват

Дети называют по очереди старинные слова (печь, самовар, чугунок, горшок, ухват, деревянная ложка, веретено, прялка , сундук и т.д.).

 

Воспитатель:

Что нового узнали о быте крестьян на Руси? (Ответы детей)

Что вам показалось трудным в крестьянской жизни? (Ответы детей)

Чем наша жизнь отличается от жизни в древней Руси? (Ответы детей)

C:\Users\Admin\Desktop\мое портфолио москва\фото русские традиции.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в подготовительной группе детского сада № 91 «Измерение объёма жидких веществ».

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП)в подготовительной группе детского сада № 91«Измерение объёма жидких веществ...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада « Чудесный магнит»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада« Чудесный магнит»...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему: «Путешествие в страну профессий»

Цель: Познакомить детей с такими профессиями, как врач, повар, парикмахер.Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное...