Хореография, танцевальные движения для детей
тренажёр по музыке (подготовительная группа)

Kalinina519

Хореография, танцевальные движения для детей

Одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания у детей дошкольного возраста является хореография.

Танец – это совокупность выразительных и организованных движений, подчинённых общему ритму, воплощённому в завершённую композицию. Важно научить ребёнка понимать язык танца, пользоваться им для самовыражения.

Пособие является методическим обеспечением  программ по ритмике, хореографии, музыкальному воспитанию и содержит описание разнообразных танцевальных движений, основных позиций рук и ног, положений в парах. Педагогу предоставляется возможность выбора и варьирования движений по степени сложности с учетом возрастных особенностей, способностей восприятия и подготовленности детей.

Исходные позиции ног

Основная стойка - пятки вместе, носки врозь. Для детей старшего возраста носки ног максимально развернуты в стороны (в хореографии – 1-я позиция), для младшего возраста - под углом 450 («домиком»).

«Узкая дорожка» - пятки и носки вместе, ступни ног параллельны (для всех возрастных групп) в хореографии – 6-я позиция.

«Широкая дорожка» - ступни ног – на ширине плеч, параллельны.

 

Исходные позиции рук:

Внизу - руки опущены вдоль тела.

Впереди - руки вытянуты на уровне груди (параллельно полу).

Вверху - руки максимально подняты вверх над головой. В младшем возрасте высота рук произвольная.

В стороны - плечи и руки составляют одну прямую линию.

Руки могут быть открытыми - ладони вверх («к солнышку»).

Руки могут быть закрытыми - ладони вниз (смотрят в пол).

 

  • «Поясок» - ладони на талии, большие пальцы – сзади, остальные – впереди. Плечи и локти слегка отведаны назад.
  • «Кулачки на бочок» - пальцы рук слегка сжаты в кулачки, которые ставятся на талию тыльной стороной внутрь.
  • «Полочка» - руки согнуты в локтях, сложены перед грудью. На левой руке лежит правая (кисть правой руки лежит на локте левой и наоборот).
  • «Матрешка» - руки (полочкой», указательный палец правой (левой) руки делает «ямочку» на одноименной щеке. Левая (правая) ладонь поддерживает локоть другой руки и чуть отведена вперед (на весу).
  • «Юбочка» - большим, указательным и средним пальцами (щепотью) обеих рук взять края юбочки и развести руки в стороны – вверх.
  • «Фартучек» - щепотью прихватить с обеих сторон перед юбочки и приподнять вверх.За спиной - руки соединены за спиной чуть ниже талии. Ладонь левой руки тыльной стороной лежит в правой ладони. Пальцы слегка сжаты, плечи и локти сведены назад.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tantsevalnye_dvizheniya.docx26.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Хореография, танцевальные движения для детей

Одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания у детей дошкольного возраста является хореография.

Танец – это совокупность выразительных и организованных движений, подчинённых общему ритму, воплощённому в завершённую композицию. Важно научить ребёнка понимать язык танца, пользоваться им для самовыражения.

Пособие является методическим обеспечением  программ по ритмике, хореографии, музыкальному воспитанию и содержит описание разнообразных танцевальных движений, основных позиций рук и ног, положений в парах. Педагогу предоставляется возможность выбора и варьирования движений по степени сложности с учетом возрастных особенностей, способностей восприятия и подготовленности детей.

Исходные позиции ног

Основная стойка - пятки вместе, носки врозь. Для детей старшего возраста носки ног максимально развернуты в стороны (в хореографии – 1-я позиция), для младшего возраста - под углом 450 («домиком»).

«Узкая дорожка» - пятки и носки вместе, ступни ног параллельны (для всех возрастных групп) в хореографии – 6-я позиция.

«Широкая дорожка» - ступни ног – на ширине плеч, параллельны.

Исходные позиции рук:

Внизу - руки опущены вдоль тела.

Впереди - руки вытянуты на уровне груди (параллельно полу).

Вверху - руки максимально подняты вверх над головой. В младшем возрасте высота рук произвольная.

В стороны - плечи и руки составляют одну прямую линию.

Руки могут быть открытыми - ладони вверх («к солнышку»).

Руки могут быть закрытыми - ладони вниз (смотрят в пол).

  • «Поясок» - ладони на талии, большие пальцы – сзади, остальные – впереди. Плечи и локти слегка отведаны назад.
  • «Кулачки на бочок» - пальцы рук слегка сжаты в кулачки, которые ставятся на талию тыльной стороной внутрь.
  • «Полочка» - руки согнуты в локтях, сложены перед грудью. На левой руке лежит правая (кисть правой руки лежит на локте левой и наоборот).
  • «Матрешка» - руки (полочкой», указательный палец правой (левой) руки делает «ямочку» на одноименной щеке. Левая (правая) ладонь поддерживает локоть другой руки и чуть отведена вперед (на весу).
  • «Юбочка» - большим, указательным и средним пальцами (щепотью) обеих рук взять края юбочки и развести руки в стороны – вверх.
  • «Фартучек» - щепотью прихватить с обеих сторон перед юбочки и приподнять вверх.За спиной - руки соединены за спиной чуть ниже талии. Ладонь левой руки тыльной стороной лежит в правой ладони. Пальцы слегка сжаты, плечи и локти сведены назад.

Позиции рук в парах: Дети стоят рядом (смотрят в одну сторону):

  • «Стрелка» - руки соединены в позиции «Вперед» от величины угла меняется название «стрелки»: узкая, широкая.
  • «Воротики» - руки соединены в позиции «Вверх». Ладонь девочки подкладывается снизу под ладонь закрытой руки мальчика.
  • «Плетень» - руки соединены крест-накрест.
  • «Бантик» - то же, но локти округлены и приподняты вперед - вверх, руки не напряжены.
  • «Саночки» - мальчик стоит перед девочкой к ней спиной и подает ей обе руки назад. Девочка стоит лицом к спине мальчика и берет его за руки.Дети стоят, соединив одноименные плечи (смотрят в разные стороны):
  • «Бараночка» - одноименные руки соединены накрест в локтевых сгибах, кисть сжата в кулачок. Свободные руки в любой из перечисленных позиций.
  • «Вертушка» - одноименные руки соединены в позиции «Вверх».Кружиться вертушкой – соединив руки в позиции «Вертушка»,двигаться как бы догоняя друг друга на месте.
  • «Звездочка» (трое и больше детей) – стоят друг за другом, соединив одноименные руки в позиции «Вверх».Кружиться звездочкой – соединив руки в позиции «Звездочка», двигаться как бы догоняя друг друга на месте.
  • «Двойной поясок» - если дети стоят друг к другу левыми плечами, то левыми же руками обхватывают партнера за талию спереди и наоборот. Можно менять плечи на каждую музыкальную фразу.

Дети стоят лицом друг к другу:

  • «Лодочка» - руки соединены в позиции «В стороны». Они раскрыты на уровне груди.
  • «Воротики» (узкие) - руки соединены вверху, (широкие) – в стороны - вверх.

Движения рук:

  • «Ветерок» - плавные перекрестные движения рук над головой. В работе участвуют плечо, предплечье, кисть.
  • «Ленточки» - поочередные плавные движения правой и левой рук вверх-вниз перед собой.
  • «Крылья» - плавные маховые движения руками, разведенными в стороны. Следует помнить, что при подъеме рук кисти опущены, а при опускании рук «крыльев» локти слегка согнуты, кисти выразительно подняты вверх.
  • «Поющие руки» - из положения «В стороны» мягким движением кисти направляются навстречу друг другу, словно собирая перед собой упругий воздух. Так же пластично руки разводятся в стороны. Корпус помогает выразительности движения, слегка наклоняясь вперед и затем чуть прогибаясь назад.
  • «Моторчик» - руки согнуты в локтях перед грудью, ладони крутятся одна вокруг другой. Быстро или медленно.

Хлопки:

  • «Ладушки» - хлопки ладонями впереди или сзади (за спиной выполняются свободными, не напряженными, согнутыми в локтях руками, двигающимися навстречу друг другу.
  • «Блинчики» - на «раз» - удар правой ладонью по левой, на «два» - наоборот (кисти расслаблены, стаккато), с поворотом кисти.Хлопки могут быть громкими или тихими, в зависимости от динамики музыкального образа.
  • «Тарелочки» - младший возраст – «отряхни ладошки», старший возраст – ладони обеих рук имитируют скользящие движения оркестровых тарелок: правая рука с размаху двигается сверху вниз, левая рука – снизу вверх.
  • «Бубен» - левая ладонь опорная (как бы крышка бубна, пальцы правой руки ударяют по ней. Опорную руку менять. Удар сильный.
  • «Колокола» - активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях ненапряженных рук. Для этого движения необходима полная свобода верхнего плечевого пояса.
  • «Колокольчики» - мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Удары легкие, негромкие. Руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или подняты в сторону-вверх (вправо или влево). Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или около левого.
  • «Ловим комариков» - легкие, звонкие хлопки прямыми ладошками справа, слева от корпуса, вверху и внизу согнутыми в локтях руками.

Хлопки в парах:

  • «Стенка» - ладони согнутых в локтях (впереди) рук идут навстречу рукам партнера. Хлопок выполняется на середине расстояния между детьми.
  • «Большой бубен» - поочередно один из партнеров держит открытыми ладони согнутых в локтях или вытянутых вперед рук, а другой ударяет по ним своими ладонями.
  • «Крестики» - техника выполнения та же, что и в «Бубне», только руки партнеров двигаются накрест (правая с правой и наоборот).

Виды шага:

  • Спокойная ходьба (прогулка) - шаг начинается с носка вытянутой правой (левой) ноги, носок развернут в сторону. Амплитуда и длина шага небольшая. Движение рук произвольное (могут быть в любой позиции).
  • Шаг на всей ступне (топающий) - исполняется с очень небольшим продвижением вперед: колени чуть согнуты, корпус прямой, ноги ставятся на всю ступню с легким притопом, от пола их почти не поднимают, но и не шаркают. Ребенок движется как бы «на колесиках» руки можно поставить кулачками на пояс.
  • Хороводный шаг - этот вид шага используется в хороводах. Отличается от простого шага большой плавностью и устремленностью. Устремленный характер придают движению хорошая осанка, приподнятая голова. Движение связано с музыкой неторопливого, спокойного содержания.
  • Приставной хороводный шаг (без смены опорной ноги) – на «раз» - небольшой шаг с носка правой (левой) ноги, на «два» - носок другой ноги приставляется к пятке опорной и т. д.
  • Приставной хороводный шаг (с поочередной сменой опорной ноги) – ритмический рисунок шага: 2 восьмые, четверть. На «раз»- длинный шаг с носка правой (левой) ноги, и на «и» - приставление левого (правого) носка к пятке опорной ноги. На «два» - шаг на месте с правой (левой) ноги. На следующий такт движение с другой ноги.
  • Шаг кадрили - на «раз» - шаг правой (левой) ногой, на «два» - легкий скользящий удар каблуком другой ноги рядом с опорной. Неопорная нога после удара каблуком вытягивается вперед, начиная следующий шаг. Этот шаг можно выполнять с легким полуприседанием на счет «два».
  • Высокий шаг - нога не выносится вперед, а сгибается в колене и поднимается вверх под углом 90гр. носок максимально оттянут вниз или ступня параллельна полу) «утюжком». Это шаг на месте или с продвижением вперед (в образе петушка, лошадки).
  • Шаг с притопом на месте - на «раз» делают шаг на месте левой ногой рядом с правой; на «два» - притоп правой ногой впереди левой, без переноса на нее тяжести тела. Затем на «раз» - шаг на месте правой, ставя ее рядом с левой; на «два» - притоп левой впереди правой; все повторяется сначала. Акцент постоянно падает на притоп (на «два»).
  • Переменный шаг - выполняется на 2 такта в двухдольном размере или 1 такт в четырехдольном. В основе шага – хороводный шаг. На «раз» и «два» 1-го такта – длинные поочередные шаги с носка правой (левой) ноги. На «раз» и «два» 2-го такта – три коротких поочередных шага с носка другой ноги. На «и» пауза. Следующий шаг начинается с носка левой ноги.
  • Боковой приставной шаг - на «раз» - вправо (влево), на «два» - левая (правая) нога приставляется к опорной. Носки ног вместе или врозь, в зависимости от исходного положения («узкая дорожка» или основная стойка)
  • Боковое припадание - на «раз» - боковой шаг с носка правой (левой) ноги, колено сгибается (как бы маленькое приседание). На «два» - носок другой ноги приставляется к пятке опорной сзади, одновременно колено правой (левой) ноги выпрямляется. Элемент «припадания» можно выполнять и на месте в «точке» или с поворотом вокруг своей оси («часики»).

 Шаг на носках:

  • Пружинящий шаг - это «пружинка» с продвижением на всей ступне.
  • Крадущийся шаг - это «пружинка»с продвижением на подушечках и низких полупальцах (образ куклы, балерины и т. д.).движение выполняется только в подготовительной группе.
  • Боковой шаг («крестик») – на «раз» - шаг в сторону с правой (левой) ноги. На «два» - перед ней накрест ставится левая (правая) нога.
  • Шаг окрестный вперед-назад («косичка») - хороводный шаг, только ноги ставятся не под углом 450 вправо или влево а накрест перед правой или левой. При движении этим шагом назад левая нога ставится сзади правой и наоборот.
  • Семенящий шаг («плавающий») - плавный хороводный шаг с продвижением вперед (назад) на носках. При его выполнении сгибаются только подъемы ног. Исполняется в старшем возрасте.

Прыжки:

 На одной ноге:

  • «Точка» - исходное положение ног – основная стойка, руки в любой позиции. После толчка, приземлиться в ту же точку, ставя ногу сначала на носок, затем на всю ступню. Другая нога (неопорная) согнута в колене и отведена назад. Опорную ногу менять.
  • «Часики» - техника та же, только прыжок выполняется с поворотом вокруг своей оси. Опорная нога равномерно (как стрелка часов) поворачивается по окружности. На 8 прыжков ребенок должен сделать полный оборот – 360гр.

             На «раз, два» - левым плечом вперед,

             На «три, четыре» - спиной,

             На «пять, шесть» - правым плечом,

             На «семь, восемь» - лицом.

  • «Лесенка» - техника та же, что и в «точке», но продвигаясь вперед или назад на определенное количество прыжков (ступенек лесенки).
  • «Заборчик» - боковой прыжок вправо (на правой) или влево (на левой ноге). Сколько дощечек в заборе, столько и прыжков.
  • «Солнышко» - техника та же, что и в «точке», только продвигаясь по окружности любого диаметра («вокруг солнышка»).

 На двух ногах:

  • «Подскок» - поочередное подпрыгивание на правой и левой ноге.Амплитуда прыжка зависит от характера музыки. Выполнять его можно на месте, с продвижением вперед или назад, а также с поворотом вокруг своей оси («часики»).
  • «Прыжки с отбрасыванием ног назад» - на «раз» - прыжок-«точка» опорной ногой, одновременно неопорная нога сгибается в колене и отбрасывается назад, пяткой кверху. Неопорная нога может удерживаться навесу или ставиться сзади на носок. На «два» - смена опорной ноги.
  • «Веселые ножки» (прыжки с выбрасыванием ног вперед) - то правая, то левая нога поочередно часто выбрасываются вперед, как бы хвалясь перед зрителями. Носочек ноги направлен вниз, к полу. Руки – в стороны, ладони смотрят вперед внутренней стороной.
  • «Качалочка» - исходное положение – ноги вместе. Затем правая нога выносится чуть вперед и как бы толкает левую ногу назад, затем снова выносится вперед, а левая возвращается на место. Движение повторяется непрерывно.
  • «Ножницы» - на «раз» - толчок, разведение ног в стороны и приземление в позицию «Широкая дорожка». На «два» - толчок и скрещивание ног в «точке» впереди (правая ступня впереди левой и наоборот при повторении).
  • «Крестик» - на «раз» - толчок и скрещивание ног в «точке» (правая нога впереди), на «два» - то же самое, только впереди левая нога.
  • «Метелочка» - то же, что и «качалочка», только со сменой ног.
  • «Боковой галоп» - то же, что и боковой приставной шаг, только на прыжке.
  • «Галоп вперед» - техника та же, только продвижение не в сторону, а вперед. На «раз» - толчок и правая (левая) нога выносится вперед, приземляясь с носка. Носок другой ноги приставляется сзади к пятке опорной ноги. На «два» - повторение.
  • «Веревочка» - на «раз» - прыжок - «точка» на левой (правой) ноге, одновременно другая нога ставится сзади и скользящим движением носка по полу выносится вперед. На «два» - все повторяется справой (левой) ноги. Этот прыжок можно выполнять как на месте, так и с продвижением вперед.

Движения:

Исходное положение для всех вариантов (если не оговаривается дополнительно): ноги в основной стойке, руки в любой позиции.

  • «Качель маленькая» - дети стоят, взявшись за руки и слегка качая ими из стороны в сторону.
  • «Качель большая» - то же, только сильно раскачивают руками из стороны в сторону.
  • «Пружинка» - стоя на месте, легко, часто, непрерывно приседать. Колени при этом слегка разводятся в стороны. Спина – прямая.
  • «Притоп» - стоя на левой ноге, ритмично притоптывать правой ногой.
  • «Три притопа» - (исходное положение – «Узкая дорожка») – на месте шаг правой ногой, затем левой и снова правой, чуть притопнув. Повторяется с левой ноги. Движение выполняется ритмично.
  • «Притоп поочередно двумя ногами» - техника та же, только на «раз, и» - притоп правой (левой) ногой, а на «два, и» - левой (правой) ногой.
  • «Приседание» - техника та же, только на «раз» - приседание, на «два» - возвращение в исходное положение. Амплитуда зависит от возраста детей. Полное приседание выполняется только в подготовительной группе.При этом пятки ног отрываются от пола, а колени разводятся в стороны, спина прямая, крепка.
  • «Полуприседание» - выполняется в сочетании с «точкой» - каблуком или носком правой (левой) ноги на расстоянии небольшого шага вперед.
  • «Полуприседание с поворотом корпуса» - сделать полуприседание, поворачивая корпус вправо (влево) на 90гр. Разворачивая корпус прямо, принять исходное положение.

«Ковырялочка»:

  • 1-й вариант: правая нога ставится назад на носок, затем выносится вперед на пятку и на месте – три притопа.
  • 2-й вариант: правую (левую) ногу согнуть в колене и поставить в сторону на носок невыворотно (пяткой вверх); одновременно слегка согнуть колено левой (правой) ноги. Вытягивая прямую правую (левую) ногу, поставить ее на пятку. Сделать тройной притоп, начиная с правой (левой) ноги.
  • «Распашонка» - на «раз» полуприседание с хлопком «ладушки» согнутыми в локтях руками впереди-вверху. На «два» - выпрямиться и поставить правую (левую) ногу в «точку» впереди-справа на пятку. Одновременно вытянуть руки по диагонали: правая – в сторону-вниз, левая – в сторону-вверх. На 2-й такт то же с другой ноги.
  • «Самоварчик» - на «раз» - полуприседание и хлопок-«ладушки» согнутыми в локтях руками перед грудью. На «два» - выпрямиться, левую руку вытянуть в сторону-вверх, правой – хлопнуть по внутренней стороне голени левой ноги, согнутой в колене и поднятой вверх под углом 900.
  • «Елочка» - исходное положение: ноги – «узкая дорожка», руки – «полочка», «поясок» и др. На «раз» - повернуть ступни ног (отрывая носки от пола) вправо под углом 45гр. на «два» - то же пятки. Движение можно выполнять как на прямых ногах, так и на «пружинке». Спина прямая.
  • «Большая гармошка» - ноги вместе. На «раз» - разведение носков в стороны, на «два» - разведение пяток, на «три» - снова разведение носков и на «четыре – разведение пяток. Затем возвращение в исходное положение в таком же порядке.
  • «Топотушки» - исходное положение – ноги вместе, чуть присев, руки сжаты в кулачки на поясе. Часто поочередно топать ногами на месте.
  • «Рычажок» - ноги на «узкой дорожке». На «раз» - правая рука сгибается в локте и рукой достает вверх, сгибаясь в коленке, поднимается первая нога. На «и» - в исходное положение. Все на «пружинке».
  • «Поворот вокруг себя» (кружение) - стоя лицом к зрителям начинать движение вправо. Легко на носочках повернуться на месте вокруг себя и остановиться в исходном положении.
  • «Расческа» - дети стоят в шахматном порядке. На расстоянии друг от друга лицом в одном направлении.
  • «Играть платочком» - держа платок (сложенный по диагонали) за два угла перед собой на уровне груди, приподнимать поочередно, то один, то другой уголок платочка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по разучиванию танцевальных движений для детей подг.гр.

Дети шестого и седьмого года жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные способности детей. ...

Мастер-класс на тему:«Развитие основных танцевальных движений у детей старшего дошкольного возраста»

Презентация  музыкального  руководителя  на  тему: "Развитие основных  танцевальных  движений у  детей  старшего  дошкольного  возраста" с...

Е. В. Горшкова ОТ ЖЕСТА К ТАНЦУ СЛОВАРЬ ПАНТОМИМИЧЕСКИХ И ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5—7 ЛЕТ

описание движений используемые в книге Е.В. Горшковой "От жеста к танцу"...

«Основные танцевальные движения у детей дошкольного возраста»

Цель:        Передачи  опыта  работы   музыкального  руководителя   в обучении  детей старшего  дошкольного  возрас...

танцевальные движения для детей 3-4 лет.

Азбука танца и танцевальные движения для детей 3-4 лет....

Использование мнемотехники при разучивании танцевальных движений и перестроений на занятиях хореографией с детьми старшего дошкольного возраста».

Использование мнемотехники при разучивании танцевальных движений и перестроений на занятиях хореографией с детьми старшего дошкольного возраста»....

"Танцевальные движения для детей 3-4 лет"

Танцевальные движения для детей 3-4 лет...