Использование мнемотехники при разучивании танцевальных движений и перестроений на занятиях хореографией с детьми старшего дошкольного возраста».
проект по музыке
Использование мнемотехники при разучивании танцевальных движений и перестроений на занятиях хореографией с детьми старшего дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование мнемотехники при разучивании танцевальных движений и перестроений по хореографии | 250.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 62 «ЖУРАВУШКА»
Проект:
«Использование мнемотехники при разучивании танцевальных движений и перестроений на занятиях хореографией с детьми старшего дошкольного возраста».
Педагог организатор:
Ганеева Мария Викторовна
г.Нижневартовск
2019г.
Использование мнемотехники при разучивании танцевальных движений и перестроений на занятиях хореографией с детьми старшего дошкольного возраста.
Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю.
Конфуций
Тип проекта: творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта:
- Дети старшего дошкольного возраста.
- Педагог организатор.
- Воспитатели.
В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.
В своей деятельности я опираюсь на основную образовательную программу дошкольного образования учреждения, разработанную на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой, технологией по ритмической пластике для детей А.И. Буренина «Ритмическая мозаика»; «Прекрасный мир танца» О.Н. Калининой.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие дошкольников предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, фольклора должно быть направлено на реализацию конструктивно-модельной деятельности. Поэтому я разработала свою образовательную технологию по практическому обучению детей танцу. Она предполагает разработку и использование мнемосхем в разучивании танца. При помощи мнемосхем можно облегчить процесс запоминания и разучивания.
Хореография – это мир красоты, движения, звуков, световых красок, костюмов, мир волшебного искусства. Занятия танцем способствуют физическому развитию детей, формируют правильную осанку, обогащают духовно, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей. Успех работы с детьми-дошкольниками решается не количеством упражнений, игр, танцев, а умением привить любовь к занятиям хореографией. Можно сказать, что правильно организованная двигательная деятельность способствует формированию личности ребенка. Он приобретает такие качества как самостоятельность и активность. И в этом главная цель. Для ребенка-дошкольника характерны жизнерадостность, подвижность, доверчивость. Господствующим является процесс возбуждения, движения и реакции детей хаотичны, иррациональны. Внимание детей этого возраста отличается неустойчивостью: они легко отвлекаются, им трудно сосредотачиваться на одном и том же задании. Преобладает конкретно-образное мышление. Дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Необходимость использования мнемотехники для дошкольников на занятиях хореографии в том, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память, которая помогает детям запоминать. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Использование мнемотехники для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Мнемотехника - это система правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации путем образования дополнительных ассоциаций.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги).
Актуальность: На занятиях хореографии огромное время тратится на запоминание танца. Ребёнок должен выучить все танцевальные движения и запомнить все перемещения. Использование мнемосхем облегчает этот процесс. Данный метод в моей работе эффективно зарекомендовал себя при разучивании танцевальных движений на занятиях. Суть заключается в следующем: на каждую смену музыкальной фразы, танцевальных движений придумывается картинка (изображение, таким образом, весь танец зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, по принципу «от простого к сложному» используя графическое изображение, воспроизводит танец целиком.
Цель: оптимизировать работу с детьми по разучиванию танцевальных движений и перестроений под музыку, путём использования мнемосхем.
Задачи:
- формирование навыков координации и техники движений
- умение ориентироваться в пространстве
- развитие воображения, памяти, мышления, воображения, внимания
- воспитание вежливого взаимоотношения в паре, в коллективе.
Ожидаемый результат:
С помощью карточек, схем, моделей дети научаться быстро реагировать, мыслить, станут внимательнее при исполнении танцевальных перестроений под музыку.
Этапы работы:
1.Подготовительный: подбор и систематизация информационных источников. Разработка проекта (составление картинок-шпаргалок (мнемокарточек), сочинение танцевальных зарисовок, составление мнемосхем и т.д.).
2.Основной: совместная деятельность педагога, детей.
Мнемотехника в музыкальном развитии дошкольников, как совокупность правил и приемов, облегчающая процесс запоминания информации.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:
1 этап: Рассматривание карточек, схем и разбор того, что на них изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется исполнение танцевальных движений, перестроения по танцевальной площадке.
Знакомство детей с элементами мнемотехники.
Сразу по мнемтаблицам я работать не стала, а решила начать с простого, с мнемокарточек. Нашла картинки, ассоциирующиеся с танцевальными движениями, гимнастическими упражнениями (Приложение 2) положениями в парах. Например: гимнастический партер: «лягушка» - лежа на животе, стопы вместе, колени согнуты и плотно прижаты к полу, «бабочка» - сидя на полу, стопы вместе, колени согнуты и плотно прижаты к полу; танцевальные движения: «пружинка»- танцевальные полуприседания, стоя на месте, легко, непрерывно приседать; качели – перекаты из стороны в сторону с вытянутыми носочками; «лопата» - танцевальное упражнение «ковырялочки»; «балерина» - хождение на носочках (Приложение 2); положения в паре: лодочка -«соединенные, вытянутые руки в стороны», бублик- «согнутые руки в локтях, обхватить партнера », ёлочка -«соединённые правые руки, поднятые в верх, в паре». Подготовила карточки с данными картинками. С детьми их рассмотрели, обсудили, а затем, предложила детям исполнить данное упражнение. Разучивание движение под счет. Под музыку поочередное смена картинок, а дети выполняют упражнение.
Далее я перешла на следующий уровень сложности. Начала применять модели для прочтения мнемосхем.
Второй уровень сложности это знакомство детей с мнемосхемами.
1. Беседа «Что такое танец и как его можно записать на бумаге».
2. Знакомство с рисунками танца
(основные рисунки танца и какие есть переходы в танцах)
2. Обозначение исполнителей в танце.
Мальчик обозначается треугольником, а девочка кругом.
Третий уровень сложности - работа на занятиях по мнемосхемах:
1. Рассматривание схем и разбор того, что на них изображено.
2. Осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Исполнение танцевальных рисунков.
Вот так выглядят мнемосхемы (Приложение 3), по которым мы работаем с детьми
3.Заключительный: выступления с хореографическими композициями на детских утренниках ДОУ.
Заключение.
С помощью мнемосхем дети научились быстро реагировать, мыслить, стали внимательней. Благодаря мнемосхемам можно поставить простейший танец - экспромт на любом празднике. Используя третий уровень сложности можно подбирать к танцам свои схемы. Я считаю, что эта технология очень актуальна, полезна, проста, удобна в работе, не только для педагога хореографа, но и для всех педагогов ДОУ.
Таким образом, использование методов мнемотехники на занятиях хореографии:
• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти;
• сокращает время выучивания танцевальных композиций;
• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
• развивает творческое познание детей.
Литература.
1.Барышникова Т.«Азбука хореографии» – Москва,2001год;
2. Буренина А.И.«Ритмическая мозаика» – Санкт – Петербург, 2000 год;
3. Егоров В. «Расскажи стихи руками» – Москва 1992 год;
4.Зарецкая Н.В., РоотЗ.Я., «Танцы в детском саду» – Москва 2003г.
5. Зарецкая Н.В., «Танцы для детей среднего дошкольного возраста: пособие для практических работников ДОУ» – Москва, 2008;
6. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
7. Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика» хореография в детском саду – Москва, 2006 год;
8. Калинина О.Н., «Прекрасный мир танца» – Харьков, 2012 год;
9. Калинина О.Н., «Если хочешь воспитать успешную личность- научи ее танцевать» часть I– Харков, 2013 год;
10.Каплунова И., Новоскольцева И.Ладушки «Потанцуй со мной дружок»– Москва, 2010 год;
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия психолога с детьми старшего дошкольного возраста!"Отважные спасатели"--break--
Представляю вашему вниманию конспект занятия психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Отважные спасатели", которое состоит из упражнений на релаксацию, упражнений-растяжек, дыхательных упражн...
Использование игрового стретчинга на занятиях по хореографии с детьми старшего дошкольного возраста.
Материал для педагогов и родителей...
Использование мнемотехники при разучивании музыкальных движений и перестроений на музыкальных занятиях
Использование мнемотехники при разучивании музыкальных движений и перестроений на музыкальных занятиях...
"Использование игровой технологии «Сказки фиолетового леса» В.В. Воскобовича в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"
Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» полностью соответствует требованиям к среде ФГОС ДО.«Фиолетовый лес» - это пространство для развития ребёнка, кото...
МАСТЕР – КЛАСС ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НАРОДОВ МИРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Освоение и последующее применение подвижных игр народов мира в практической деятельности инструкторов по физической культуре....
Презентация опыта работы "Проектная технология с использованием ИК-технологии на занятиях по хореографии с детьми старшего дошкольного возраста"
Творческий проект "Новогодняя сказка" направлен на создание условий для развития творческих способностей детей через музыкально-ритмическую деятельность с использованием ИКТ на занятиях...
Мастер-класс для воспитателей «Использование технологии Надежды Коротковой «Путешествие по «реке времени» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста при ознакомлении с историей предметов»
В ходе мастер-класса педагоги знакомятся с формами работы, которые можно проводить с детьми при знакомстве с историей предметов....