Программа дополнительной образовательной услуги "Домисолька"
рабочая программа по музыке

Бегарыстанова Гульсим

Дополнительная образовательная услуга "Домисолька" (вокал)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domisolka.docx232.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 52 «Самолётик»

 

 

 

 

 Рабочая учебная программа

дополнительной общеобразовательной услуги ""Домисолька"

проведение занятий по развитию вокальных способностей

для детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет

на 2021-2022 учебный год

 

 

       

Музыкальный руководитель: Бегарыстанова Г.Ж.                                                                

 

 

город Нижневартовск

2021 – 2022  

1. Пояснительная записка

Данная дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа направлена на развитие вокально-хоровых способностей ребенка дошкольного возраста.

Пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звук высотный слух, без которого музыкальная деятельность просто невозможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природ сообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Работа кружка по вокалу строится на основе массового вовлечения участников, привлечения их интереса к вокальному искусству в целом. Программа носит комплексный характер, включает в себя дисциплины, направленные на развитие музыкальной, вокальной и певческой выразительности. Программа включает коллективную работу с детьми, реализуемую через учебный процесс.  

Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы: начало занятий с детьми младшего дошкольного возраста, постепенное усложнение рисунка песни путем постепенного расширения диапазона, использование разнообразных методов и приемов для выразительного исполнения песенного репертуара в старшем дошкольном возрасте.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 3 – 4 года.  

Сроки реализации программы: 1 год. Ребенок может включиться в освоение программы на любом этапе ее реализации.  

Формы занятий: хоровое, ансамблевое, а капельное пение.  

Способы организации детей: фронтальный, подгрупповой, индивидуальный.  

Режим занятий: 2 раза в неделю для детей 3 - 4 лет.

Количество учебных часов в неделю:

  • для детей 3 – 4 лет 60 минут

Количество учебных часов в месяц:

  • для детей 3 – 4 лет: 4 часа
  • Количество учебных часов в год:
  • для детей 3 – 4 лет: 32 часов

Цель - формирование эстетической культуры, эмоционально-выразительного исполнения песен.

Задачи: 

  1. Формировать певческую культуру, умение передавать мелодию естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон.
  2. Развивать музыкальный слух, чистоту интонирования, четкую дикцию, певческое дыхание.
  3. Развивать умение петь, выразительно передавая характер песни.
  4. Воспитывать интерес к вокальному искусству.

Особенности слуха и голоса детей 3-4 лет 

В столь раннем возрасте дети еще только приобретают опыт речевого контакта. Некоторые начинают говорить без каких-либо затруднений, а бывает (причем нередко) дети сталкиваются с проблемами произношения особо трудных букв, слогов и слов в целом. Это, естественно, сказывается на выборе репертуара и подхода к детям подобного возраста. Голос у них находится еще на самой ранней стадии формирования; поэтому очень важно именно сейчас правильно преподать им науку о пении, учитывая их голосовые возможности и индивидуальные особенности.  

Слух в 3-4 года развит слабо, воспринимаемый им диапазон равен примерно 2-3 нотам, но именно на данном этапе развития очень успешно происходит его расширение. На четвертом году жизни у малыша уже имеется достаточный объем музыкально-слуховых представлений. Имеющийся музыкальный опыт позволяет им вслушиваться и различать музыку первичных жанров (песня, танец, марш). Восприятие музыки становится не только более эмоциональным, но и дифференцированным: дети легко различают контрастные регистры, темпы, динамические оттенки музыки, тембры инструментов.  

Программа включает подразделы: 

  • восприятие музыки;
  • развитие музыкального слуха и голоса;
  • песенное творчество;
  • певческая установка;
  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции) Артикуляция. 

В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:  выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

  • постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
  • умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением

полноценного резонирования звука в области «маски»;

  • умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

  • гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
  • гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;  «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкам можно отнести: 

  • слуховой самоконтроль;
  • слуховое внимание;
  • дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
  • представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

  • выразительностью мимики лица;
  • выражением глаз;
  • выразительностью движения и жестов;
  • тембровой окраской голоса:
  • динамическими оттенками и особенностью фразировки;
  • наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:  короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

  • опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
  • спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка. Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

  • не очень сильно прикусить кончик языка;
  • высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
  • покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
  • сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;  упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
  • пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
  • постукивая пальцами сделать массаж лица;
  • делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;
  • сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой. Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.  

Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

Структура занятия. 

  1. Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

  1. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
  2. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
  3. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением. Методические приемы: 

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

  • споем песню с полузакрытым ртом;
  • слоговое пение («ля», «бом» и др.);
  • хорошо выговаривать согласные в конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
  • настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
  • обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
  • использовать элементы дирижирования;
  • пение без сопровождения;          зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

  • выразительный показ (рекомендуется акапельно);
  • образные упражнения;
  • вопросы;
  • оценка качества исполнение песни

 

Ожидаемый результат.

  • Дети возраста 3 - 4 лет узнают ритм, различают настроение музыки, в сценках-песнях артистично изображают персонажей, различая их и голосовыми и эмоциональными возможностями. Голосовой диапазон равен примерно 2-3 нотам. Распевки выполняют правильно, понимая разницу между плавным и отрывистым пением. Имеют интерес к занятию вокалом.

Педагогическая  диагностика уровня развития певческих умений.

п/п

Показатели  

Уровень

0

н

с

в

1.

Качественное исполнение знакомых песен.

 

 

 

 

2.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

 

 

 

 

3.

Умение импровизировать

 

 

 

 

4.

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

 

 

 

 

5.

Навыки выразительной дикции

 

 

 

 

 

  • 0 - не справляется с заданием  
  • н (низкий) - справляется с помощью педагога
  • с (средний) - справляется с частичной помощью педагога  
  • в (высокий) - справляется самостоятельно

 

2. Учебный план

 

Содержание

Количество занятий

3 – 4 года

Восприятие музыки

10

Артикуляция, выразительная дикция

16

Освоение техники распределения дыхания

10

Расширение певческого диапазона, чистота интонирования

                      13

Эмоционально-выразительное исполнение

15

Итого:

64

Примерное распределение материала на год (для детей 3-4 лет)

Репертуар

Количество занятий

Песни о зверях

10

Песни о природе

8

Песни-сценки

4

Бытовые песенки

7

Песни о семье

7

Всего:

36

 

 

3. Календарно - тематическое планирование  

Младшая группа (3-4 года) 1-й год обучения

Месяц, тема

Вид деятельности

Кол-во занятий

Октябрь - ноябрь

«Времена года»

  1. Артикуляционная гимнастика. «Путешествие язычка» С. А. Коротаева; «Зарядка язычка».
  2. Развитие речевого и певческого дыхания: «Дерево», «Ветер», «Кто как звучит».
  3. Усвоение певческих навыков: Игра «Имена», «Кап-кап», «Осень, холодно», «Тик-тик-так».
  4. Пение произведений. «Мама – солнышко моё» Т.А. Эльпорт,  «По малину в сад пойдѐм» А. Филиппенко, «Зимушка - зима» Л. Вахрушева.

16

 

Декабрь - февраль  «Мир взрослых»

  1. Артикуляционная гимнастика: «Зарядка язычка».
  2. Развивающие игры с голосом: «Ночной лес», «Самолѐт», «Ослик».
  3. Усвоение певческих навыков: «Колокольчик», «Сел комарик под кусточек», «По деревьям скок- скок».

Пение произведений: «Песня про папу» Н. Рыбкиной, «В лесу родилась елочка» Л. Бекман, «Каждый по-своему маму поздравит» Т. Попатенко.

24

Март - май «Рукотворный мир»

  1. Артикуляционная гимнастика: «Трубочка и улыбка», «Игра».
  2. Развивающие игры с голосом: «Пробуждение», «В лес шагали», «Радость», «Мы ногами».
  3. Усвоение певческих навыков: «Лиса», «Солнышко, не прячься», «Жучок».
  4. Пение произведений. «Очень мамочку люблю» Л. Хисматуллина, «Три танкиста» Братья Покрасс, «Паровоз» Г. Эрнасакс.

24

 

 

 

 

Содержание изучаемого курса

Период прохождения материала

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь - ноябрь

«Времена года»

  1. Артикуляционная гимнастика (помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щѐк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность).
  2. Развитие         речевого         и         певческого         дыхания (диафрагмальное дыхание способствует вентиляции лѐгких,         интенсивному         кровообращению; осуществляет массаж брюшной полости).
  3. Усвоение певческих навыков: упражнять детей в чистом пропевании терции, подготавливать голосовой аппарат к пению песен, развивать чувство ритма.
  4. Пение.

«Дерево», «Иностранец», «Ветер», «Кто как звучит», игра «Имена», «Кап-кап», «Осень, холодно»,

«Тик-тик-так».

«Падают         листья»         М.

Красѐв, «По малину в сад пойдѐм» А. Филиппенко,

«Зимушка-зима»         J1.

Вахрушева

Декабрь - февраль «Мир взрослых»

  1. Артикуляционная         гимнастика         (помогает устранить         напряжение         и         скованность артикуляционных мышц).
  2. Развивающие игры с голосом (разогреть мышцы языка, губ, щѐк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; расширить диапазоны речевого и певческого голоса; развивать интонационный слух).
  3. Усвоение певческих навыков: упражнять детей в чистом пропевании терции, постепенное движение вверх и вниз, развивать чувство ритма, артикуляционный аппарат.
  4. Пение.

«Зарядка язычка». «Ночной лес», «Самолѐт», «Ослик». «Колокольчик», «Сел комарик под кусточек», «По деревьям скок-скок».

«Бабушка моя» Е. Гомонова. «Мамина песенка» М. Парцхаладзе, «Каждый по- своему маму поздравит» Т. Попатенко.

Март - май

«Рукотворный

  1. Артикуляционная гимнастика (развивать мимику, артикуляционную         моторику;         развивать выразительную дикцию).
  2. Развивающие игры с голосом (увеличивать границы диапазона речевого и певческого голоса; формировать естественное звучание голоса).
  3. Усвоение певческих навыков: упражнять детей в чистом пропевании секунды, квинты, постепенное движение вверх и вниз, развивать чувство ритма, подготавливать голосовой аппарат к пению песен).
  4. Пение.

«Трубочка и улыбка», «Игра». «Пробуждение», «В лес шагали», «Радость», «Мы ногами».

«Лиса», «Солнышко, не прячься», «Жучок». «Мишка с куклой пляшут полечку» М. Качурбина, «Карусель» Д.

Кабалевский, «Паровоз» Г.

Эрнасакс

 

5. Дидактический материал, техническое оснащение занятий

  • Фортепиано;
  • Ноты (песенный репертуар);
  • магнитофон (музыкальный центр);  
  • аудиотека для занятий (диски  МР 3, DVD);
  • наглядный материал (тематические картинки, нотный стан с нотами).

 

6. Методическое обеспечение

  1. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005.  
  2. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.
  3. Каплунова И.. Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
  4. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  5. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000.  
  6. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань. 1999.
  7. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М.. 2004 №5

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...

«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей  через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой  зан...

Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...