Игры и упражнения для музыкально-логоритмических занятий с дошкольниками
статья по музыке на тему
1.Актуальность темы
2. Методические рекомендации
3. Игры и упражнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_polyakovoy_o_logoritmiki.doc | 69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальный руководитель
дошкольного отделения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вещевская основная общеобразовательная школа»
Полякова Наталья Викторовна
«Игры и упражнения для музыкально-логоритмических занятий с дошкольниками».
В настоящее время имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. Педагогов и специалистов образовательной сферы все больше волнует вопрос речевого развития детей дошкольного возраста. Для успешной результативной деятельности в данном направлении необходимо комплексное, планомерное и активное сотрудничество всех специалистов дошкольного учреждения. Особенно трудно приходится решать этот вопрос при отсутствие в штате логопеда. В этом случае, наиболее оптимальным вариантом для реализации коррекционных задач является использование логоритмических игр и упражнений на музыкальных занятиях.
Использование на музыкальных занятиях с дошкольниками логоритмических игр и упражнений благотворно влияние не только на музыкально-творческое развитие детей, но и, прежде всего, коррекцию и даже лечение различных патологий связанных с речью.
Нарушения речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отображаются на их деятельности, поведении, формировании личности; вызывают психические расстройства, особенно эмоционально-волевой сферы, приводят к возникновению негативных качеств характера (нерешительности, замкнутости, чувства неполноценности).
Музыкальное логоритмическое занятие – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз целое драматическое действие, в котором все виды деятельности связаны и объединены общим ритмом и сюжетом. Построение занятий зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие задачи должны решаться на данном этапе.
Необходимым условием работы при музыкальной логоритмической деятельности является создание условий для возникновения удивления, интереса и для выражения своих чувств, помощи каждому ребенку обрести веру в себя, умения организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам.
Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес, внимание, и главное, активизирует речь.
Исследователи М.М. Кольцова, Г. А. Волкова, В.М. Бехтерев доказали:
«... чем лучше у ребенка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь».
Таким образом, цель такого занятия - преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через игровую музыкально-логоритмическую деятельность.
На музыкальных занятиях для детей младшего и среднего возраста мною используются следующие логоритмические игры и упражнения:
- упражнения для развития общей моторики, чувства музыкального темпа и ритма (выполнение различных движений: ходьба, бег, подскоки, по тексту)
Игра «Воротики»
Дети идут парами в темпе марша. При переходе на быстрый темп все пары останавливаются, поднимают сцепленные руки и образуют воротики, в которые перебегает первая пара и становится последней. При возобновлении темпов марша пары опять идут.
Игра «Мяч»
На первую 1часть мяч ударяется об пол и ловится одной рукой, на 2 часть
мяч подбрасывается в воздух и ловится двумя руками;
- упражнения для развития мышечного тонуса (напряжение и расслабление мышц) и координации движений по тексту;
Эти упражнения рекомендуется применять на физкультурных занятия всех возрастных групп, особенно на младшей. Можно использовать предложенные музыкально-ритмические композиции Т.Сауко и А. Бурениной в программе «Топ-хлоп, малыши» и в журнале «Музыкальный руководитель». Если не получается провести физкультурное занятие с музыкальным сопровождением, желательно воспользоваться музыкально-шумовыми инструментами, это добавит особую ритмичность декламации.
- Упражнения и игры для развития координации движений
Игра «Цирковая лошадка»
Дети идут по кругу, высоко поднимая колени, затем движутся поскоками. Во время поскоков руки вытянуты вперёд, полусогнуты в локтях.
Музыка: для ходьбы - Д.Шостакович «Марш», для поскоков -Р.Шуман «Смелый наездник».
- Игры и упражнения для развития произвольного внимание.
Игра с мячом.
Дети стоят по кругу и рассчитываются по порядку номеров. Перекатывают без музыки мяч от соседа к соседу по номерам и запоминают кому они катают мяч. Другой вариант. Мяч перебрасывается по номерам: первый бросает второму, второй подбрасывает вверх и бросает и перекатывает третьему, третий также подбрасывает вверх и бросает четвёртому, четвёртый себе вверх и перекатывает мяч пятому и т.д. Можно несколько раз меняться местами. Музыка: С.Майкапар «Полька» (отрывок).
Игра-упражнение с цветами.
Движения под музыку: кружатся, бегают на носочках стайкой и по кругу, покачиваются. Когда музыка останавливается дети «сажают цветочки в землю». Затем танец продолжается. Музыка: «Вальс цветов» П.Чайковского.
- Игры и упражнения для развития речевого внимания, ориентировки в пространстве (Различные игры с звуковыми жестами и звукоподражанием) например:
Игра «Цирк» «Узнай по голосу» «Здравствуйте, ладошки», танцы под декламацию «Хлоп-хлоп», «Лети, листок» С.Коротаевой;
- Подобная игровая деятельность и танцы регулярно применяются на музыкальны занятиях. Эти же и другие игры для развития речевого внимания и ориентировки в пространстве можно применять на физкультминутках.
- Игры и упражнения для развития фонематического восприятия.
Игра «Шмели и жуки»
Дети под спокойную мелодию идут по кругу, затем мелодия меняется, и шмели с жуками летят на полянку. По сигналу логопеда «Ш-ш!» шмели ложатся на спины и быстро машут «лапками», жуки продолжают летать вокруг лежащих шмелей. По сигналу логопеда «Ж-ж!» жуки ложатся на спины и машут «лапками», а шмели летают вокруг них. Смена команд повторяется несколько раз. Под возобновляющуюся музыку шмели и жуки улетают с поляны.
- Игры и упражнения для развития мимики:
«Солнечный луч» (зайчик) попал в правый глаз (дети закрывают правый
глаз), затем в левый (дети закрывают левый глаз), в оба глаза (дети, щурясь
или закрывают, оба глаза).
«Вкусное варенье»: дети улыбаются, проводят языком по губам.
«Горький лук»: морщатся, прищуриваются глаза.
«Разбитая кукла»: дети огорчённо произносят 2ах», брови сдвинуты, губы
выдвинуты вперёд, голова склонена набок.
«Кислый лимон»: дети прищуривают глаза, раздвигают губы, приподнимают(или опускают уголки губ).
«Толстячки и худышки»: дети надувают щёки и втягивают их вовнутрь.
«Зоопарк» Каждый выбирает себе роль животного. Под музыку: «Маленький вальс» Лядова танцуют, а когда музыка останавливается «садятся в клетку». Педагог ходит между клетками и спрашивает: "Какой зверь живёт в этой клетке?" сидящими должны показать движениями, мимикой, звукоподражанием, кого они изображают.
- Игры и упражнения по развитию дыхания, артикуляции и мимических мышц лица;
Упражнения на дыхание, такие как «Подуй на листик», «Лети снежок», артикуляционная гимнастика: «Качели», «Часики», мимические игры «Зеркальце» все они знакомы нам и в частности, на музыкальных занятиях мною применяемы.
Динамические дыхательные упражнения
Они связаны с ходьбой, медленным бегом, движением рук, ног и туловища. В процессе движений дети произносят гласные, согласные звуки, слоги. Например, поднять руки через стороны вверх, присесть, обхватив руками колени и произнести «уф» или «ух».
Игры-упражнения для формирования движений губ:
«Лягушки» Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются... А глаза у них, как блюдца. | «Заборчик» Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем... А сейчас раздвинем губы – Посчитаем наши зубы. |
«Хобот слонёнка» Подражаю я слону: Губы хоботом тяну... Даже если я устану, Их тянуть не перестану. Буду долго так держать, Свои губы укреплять. | «Трубочка» Мои губы - трубочка, Превратились в дудочку. Громко я дудеть могу: Ду-ду-ду, ду-ду-ду-ду! Вдоль по улице иду я И в большую дудку дую: Ду-ду-ду, ду-ду-ду-ду! Я по улице иду! |
«Бублик» Сделаем губами бублик: Бублик мы изобразили – Плавно губы округлили, Их теперь нельзя смыкать: Бублик надо удержать. | «Чередование» Свои губы прямо к ушкам Растяну я, как лягушка. А теперь слонёнок я, Видишь — хобот у меня. А сейчас я дудочка, Дудочка-погудочка. Мне понравилось играть, Повторю-ка всё опять. |
Игры-упражнения для формирования движений языка.
Упражнение «ЯЗЫК-СИЛАЧ». Цель упражнения - отработать умение удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их.
Язычок у нас силач –
В зубы упирается,
Сильно напрягается,
Горкой выгибается.
Силачу пора на отдых.
Чтобы смог он полежать,
Мышцы будем расслаблять.
Упражнение «КАЧЕЛИ». Улыбнуться, открыть рот, как при произнесении звука [а]; опускать за нижние и поднимать за верхние зубы (с внутренней стороны) широкий кончик языка под счёт «раз» - «два». Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
Упражнение «ГОРКА». Цель упражнения - выработать умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам и поднимать переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние передние резцы.
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются.
Игры для развития артикуляции.Упражнение «Ай-я, жу-жу».
Ай-я, жу-жу, медвежонок, ай-я, жу-жу,
Ты не плачь, не плачь спросонок, жу-жу (2раза).
Дремлют сосны, дремлют ели, ай-я, жу-жу,
Малыши легли в постели, жу-жу (2раза).
Скоро спать все звёзды лягут, ай-я, жу-жу.
Принесёт нам ягод мама, жу-жу (2раза).
Принесёт нам мёду папа, ай-я, жу-жу.
Спи, малыш мой косолапый, жу-жу (2раза).
- Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук
(игры с пальчиками «Сорока», «Моя семья», «Овощной салат», «Здравствуй», «Ладушки-ладошки»);
- Упражнения на релаксацию (под спокойную музыку со словом дети спят или изображают тучку, листочек, снежинку). Упражнение «Звери спят»
Обошёл медведь весь лес И в берлогу спать залез. Лапу в пасть засунул он И увидел сладкий сон. | Дети ложатся на спину на ковёр и закрывают глаза. |
Дети на спину легли И, как мишка, видят сны. Тише, тише, не шумите, Наших деток не будите. | Музыка меняется. Дети слышат пение птиц. |
Птички станут щебетать, Будем глазки открывать, Просыпаться и вставать. | Дети открывают глаза, встают с ковра. |
Применение этих игр и упражнений на музыкальных занятиях с дошкольниками считаю желательным и даже необходимым для профилактики и коррекции речевых патологий разной степени.
Используемая литература.
1. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 2007.
2. Слюсарь К.Н. «Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет» - Москва, 2007.
3. Воронова А.Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” - М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. Сергиенко Г.Н. “Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ” – Воронеж, 2009.
5. Алехина Т. «Речевые игры» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников
консультация для родителей и педагогов...
Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников
В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников в средней, старшей и подготовительной группах....
Логические игры и упражнения как средство развития познавательной активности дошкольников.
Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний детей....
Игры и упражнения для профилактики акустической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методическая разработка содержит описание игр и упражнений для профилактики акустической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи....
ЗАНЯТИЯ, ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ в ЭМОЦИОНАЛЬНО - ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА - ДОШКОЛЬНИКА
материал будет полезен логопедам и воспитателям дошкольных учреждений...
Занятия, игры и упражнения, направленные на формирование нравственного здоровья дошкольников (планирование)
Занятия, игры и упражнения, направленные на формирование нравственного здоровья...