Использование инновационных технологий в воспитании дошкольников.
статья по музыке
Сегодня одним из основополагающих документов является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который говорит нам о том, что сегодня нужны новые формы работы с детьми, которые бы позволяли, так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_innovatsionnyh_tehnologiy_v_muzykalnom_vospitanii_doshkolnikov.docx | 376.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников»
В современном мире перед педагогами в дошкольном образовании стоит задача в воспитании и развитии ребенка - развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого.
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую свое предназначение во взрослой жизни.
Музыкальный руководитель должен развивать у ребенка способность принимать мир глазами художника, развивать у него стремление самим создавать красивое и доброе. Поэтому, главная задача педагога музыканта-
становление и развитие личности каждого ребенка, формирование его творческого начала.
Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Методика работы строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности у ребят формировались такие качества, как самостоятельность, инициативность, снижалась напряженность, скованность, закомплексованность, чтобы поведение принимало характер открытости, естественности, детской непосредственности. Работа с детьми строится на эмоциональном воздействии произведений искусства – на удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Особое внимание уделяется ознакомлению детей с народно-прикладным искусством, народными промыслами, русской музыкальной культурой.
Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Передо мной стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становятся инновационные технологии проведения занятия.
Какие же инновационные технологии целесообразно применять именно в музыкальной деятельности?
1.Здоровьесберегающие технологии. Формами работы на музыкальных занятиях являются: музыкально-валеологический аспект (исполнение песен, распевок о здоровом образе жизни), дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, музыкотерапия, физкультминутки, ритмопластика и др.
2.Игровые технологии. Основные формы – музыкальные и музыкально-дидактические игры.
3.Технология «Синтез искусств». Направлена в основном на восприятие музыки через привлечение других видов искусств (изобразительное искусство, театр, литература, хореография).
4.Проектная деятельность. Позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе.
5.Информационно-коммуникационные технологии. Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. При применении в работе ИКТ мы не забываем о том, что использование технических средств ограничиваем временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей. Использую видеоролики в структуре занятия с учётом требований СанПин 2.4. 1. 3049-13 постановление от 15 мая 2013 г.: просмотр видеоролика не более 5-7 минут.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:
1) Коммуникативные танцы. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи: развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы, развития двигательной координации, развития чувства ритма.
2) Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые). Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.
Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
3) Пальчиковые игры (музыкальные и речевые). Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо - звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Текст находит здесь не буквальное отражение: определённая жесто-смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации. Пальчиковые игры: развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;«предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений) ;повышают общий уровень организации ребёнка; направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.
4) «Хор рук». Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитие: координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.
5) Ритмодекламация под музыку. Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить, а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.
6) Игры звуками. В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления: звучащие жесты и музыка моего тела; шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.
Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры.
7) Элементарное музицирование. В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!
Общение детей с музыкальными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.
Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра, которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству. Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии музыкального руководителя, уровня музыкального и общего развития детей, их художественных пристрастий. Важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.
А чтобы современных детей вовлечь в творческую деятельность и в свободное общение их с педагогами в нашем детском саду, мы используем одну из технологий - музыкально – литературная гостиная - это своеобразный праздник музыки. Здесь объединяются различные виды музыкальной, художественной и театрализованной деятельности, решается ряд задач образования и развития дошкольников.
Музыка помогает понять и прочувствовать природу с помощью музыкального языка, музыкальных образов. Я обратилась к творчеству П.И. Чайковского, взяв за основу его музыкальный «Детский альбом» и к альбому «Карнавал животных К. Сен-Санса. Использование мультимедийных презентаций и картин известных художников, делает познавательный процесс интересным и выразительным.
Слушая произведения, сопровождаемые видеоматериалами, дошкольники принимают на себя образы детского мира и мира животных. Словарь детей обогащается оценочной лексикой. Повышается интеллектуальный уровень развития ребенка. Слушая музыкальные произведения, дети упражняются, примеряют на себя положительный или отрицательный образ, учатся взаимодействовать с окружающим миром, учатся разрешать проблемные ситуации. Таким образом, осваивают новый социокультурный опыт.
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
- удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
- удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;
- дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;
- музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».
Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера). Как известно, особый ребёнок страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат или излишне расторможен, у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но весёлых танцах-играх дети получают радость оттого, что у них всё получается, от возможности себя выразить. Это даёт прекрасный эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.
Развивая музыкальные способности детей на музыкальных занятия, я способствую их возможности участвовать в детских конкурсах исполнительского мастерства, повышать свое исполнительское мастерство, выступать на большой аудитории, самосовершенствоваться и утверждаться. Инновационные технологии проведения музыкальных занятий способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.
Список литературы:
- Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.
- Дебердеева Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. — 2010. — № 3. – с. 79.
- Радынова О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» // «Музыкальный руководитель»2005.-№1.- с.3
- Тарасова К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» // «Музыкальный руководитель» 2010.-№1.- с.10
- «Художественно – эстетическое развитие дошкольников» составитель Е.П.Климова Волгоград издательство «Учитель» 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в обучении дошкольников с Правилами дорожного движения.
В век Использование информационных технологий, социализации и индивидуализации образования важно ввести новые формы работы с дошкольниками (проектная деятельность, проблемные ситуации, творческие маст...
Использование инновационных технологий правового воспитания в процессе социализации личности ребенка
В статье дается описание как изготовить лэпбук на правовую тематику совместно с детьми...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В детском саду ребенок усваивает основные понятия дорожного движения, учится важнейшим правилам поведения на дороге. В соответствии с ФГОС остается актуальным поиск эффективных современных ...
Городское методическое объединение "ФГОС дошкольного образования.Использование инновационных технологий при обучении дошкольников плаванию.Обучение игре в водное поло детей дошкольного возраста"
!6 мая 2019 года в ДО №1 состоялось Городское Методическое обЪединение " ФГОС дошкольного образования. Использование инновационных технологий при обучени...
Презентация " Использование инновационных технологий в воспитании и обучении детей с ОНР"
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возр...
«Использование инновационных технологий в оздоровлении дошкольников»
Инновационные подходы к организации оздоровительной работы по сохранению и укреплению здоровья детей...