Использование инновационных технологий правового воспитания в процессе социализации личности ребенка
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) на тему
В статье дается описание как изготовить лэпбук на правовую тематику совместно с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_pedsalon.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование инновационных технологий правового воспитания в процессе социализации личности ребенка
Е.Г.Горохова,
социальный педагог ПСЦ «НАДЕЖДА»
Наши дети – это будущее страны. Каким оно станет, зависит от того, какое поколение мы вырастим сегодня. Несомненно одно: благополучие граждан России возможно лишь в правовом государстве. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое воспитание детей.
По рекомендации ЮНЕСКО правовое воспитание предлагается начинать в дошкольном возрасте, так как именно в это время закладываются основы будущей личности, формируется культура поведения, нравственные качества, отношение ребенка к другим людям.
Необходимо с раннего возраста воспитывать в детях чувство уверенности в себе, самоуважения и уважения к другим, способность сопротивляться жестокости, пошлости, унижению.
Накапливая определенные знания о своих правах и обязанностях, дети получают возможность использовать их как регулятор взаимоотношений с окружающими людьми. Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.
Понятие «право» нелегко дается детям. Оно абстрактно, право нельзя потрогать, увидеть, и не всегда понятно, о чем идет речь. Однако знакомить детей с правами и обязанностями нужно. ФГОС ДО предполагает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование уважительного отношения к семье и сообществу детей и взрослых.
Однако недостаточно сказать ребенку, что у него есть права. При изучении детских прав и обязанностей необходимо создавать условия для закрепления полученного материала в свободной деятельности . Для этого мы используем просмотр видеороликов, педситуации. Одним из решений данного вопроса я вижу в использовании набирающей популярность технологии лэпбукинга.
Это особая форма организации учебного материала, которая решает целый ряд педагогических задач. Их вы можете видеть на экране.
- возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
- разнообразие игровых заданий;
- интеграцию разных видов детской деятельности (речевой, познавательной, игровой);
- компактное хранение (большое количество разных игр и заданий в одной папке);
- вариативность использования игровых заданий; возможность добавлять новые задания в «кармашки».
Алгоритм изготовления лэпбука включает несколько этапов:
- определяемся с темой, возрастной категорией;
- составляем план, раскрывающий тему. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие, поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему;
- рисуем макет, который определяет порядок размещения материала. который размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках.
- подбираем или изготавливаем сам материал.
Предлагаю вашему вниманию материал для наполнения лэпбука «Мои права и обязанности как человека и гражданина» и то, как на его основе можно закрепить знания правовой направленности.
Чтобы лэпбук представлял ценность для детей, необходимо привлечь их к оформлению этой интерактивной папки.
Итак, тема нашего лэпбука «Мои права и обязанности как человека и гражданина», возрастная категория – дети 7-ми лет.
Первое, с чего начинается цикл занятий на правовую тематику – знакомство с документами, обеспечивающими защиту детских прав. Документов множество, Но детям ни к чему знать такое их количество, с ними мы говорим только о Конвенции как о документе, в котором прописаны права детей. В процессе изучения прав мы показываем детям эту книгу, и предлагаем им ее нарисовать так, чтобы все поняли, что это – главный документ о правах детей. Рисунки складываем в кармашек .
Далее приступаем к оформлению раздела «Мои права». Для изучения в подготовительной группе детям доступно осознание следующих прав: право говорить на родном языке, выражать свое мнение, на тайну переписки, личную тайну, образование, медицинский уход, защиту от жестокости, от тяжелого труда. При знакомстве с правами педагог использует наглядный материал, поэтому детям не составит труда узнать право по картинке. Предлагаю не просто вложить картинки с изображением прав, а сделать разрезные картинки. Дети по начерченным линиям разрезают эти картинки и складывают каждую в отдельный кармашек. В последствии они могут на скорость собирать картинки и проверять друг у друга знание прав.
Права неотделимы от обязанностей.. Про обязанности проговариваем после каждого изученного права. Если есть право, есть и обязанность. Обязанности можно предложить в виде картинок для раскрашивания. Предлагаем детям разрезать по контуру приготовленные картинки. Или другой вариант: дети сами рисуют свои обязанности в виде контурных картинок.
Не секрет, что дети любят и знают сказки. Эти литературные произведения как нельзя кстати подходят для изучения прав. Классическая литература создаёт художественные образы, которые формируют у читателя не только эстетический вкус, но и правовую компетентность. Сказочные произведения являются фактическим вымыслом, однако содержат в себе правовые основы. В этом можно убедиться, если при чтении сказки рассматривать проблему сказочных героев с правовой точки зрения: Лиса лишила Зайца права на жилье в сказке «Заюшкина избушка», Снежная королева увезла Кая, лишив его право на семью, злой Карабас из сказки «Буратино» запрещал куклам учиться, лишив их тем самым права на образование, Иван-царевич подсмотрел за Царевной-лягушкой и сжег лягушачью кожу, нарушив право на личную тайну и т.д.
Обычно дети умеют читать, поэтому можно предложить такой вариант исполнения раздела «Права сказочный героев»: «Проложи дорожку». Детям предлагаем картинку, на которой с одной стороны изображены сказочные герои, а с другой стороны – названия сказок. И рядом помещаем кармашек со стрелочками.
У каждого права имеется своя пиктограмма, или условное обозначение права. Детям предлагаем игру «Узнай символ права». Предлагаем детям вырезать символы и помещаем их в конвертик «Символ права».
Также, в лэпбук можно поместить информацию о детском телефоне доверия. Предварительно в беседе с детьми необходимо рассказать о том, для чего нужен этот номер, обсудить с детьми ситуации, в которые может попасть ребенок, когда ему будет необходима помощь. В кармашке вложены листочки с телефоном, который ребенок может взять.
Правовое воспитание неделимо связано с основами нравственного поведения. Понятие «право» дети часто трактуют как «правило», «правильно». Поэтому мы приготавливаем картинки-пазлы, на которых четко видны последствия хороших и плохих поступков. Детям можно предложить игру «Что будет, если…» И помещаем в наш лэпбук еще один конвертик – «Хорошие и плохие поступки».
Таким образом, у нас получился лэпбук, содержание которого в полной мере способствует закреплению знаний прав и обязанностей ребенка. Это примерное наполнение папки. Вы можете добавит свои игры в соответствии с возрастом ваших детей.
Успехов вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - как обязательный процесс социализации личности ребенка.
В соответствии с новым законом об образовании большой акцент делается на индивидуальность ребенка. Но что мы можем подразумевать под этим словом. Все чаще встречаются термины «индивид», &l...
Игра - как обязательный процесс социализации личности ребенка.
Особенностью игровой деятельности дошкольников является то, что она - одна из ведущих средств познания окружающего мира и основной фактор социализации ребенка. Играя, дети легче адаптируются к окружаю...
Игра - как необходимый процесс социализации личности ребенка.
Игра - как необходимый процесс социализации личности ребенка. В соответствии с новым законом об образовании большой акцент делается на индивидуальность ребенка.В момент рождения ребен...
Статья "Игра - как обязательный процесс социализации личности ребенка."
Статья Игра -как обязательный процесс социализации личности ребенка....
Игра-как обязательный процесс социализации личности ребенка
Игра-как обязательный процесс социальзации личности ребенка...
Игра - как обязательный процесс социализации личности ребенка.
В соответствии с новым законом об образовании большой акцент делается на индивидуальность ребенка. Но что мы можем подразумевать под этим словом. Все чаще встречаются термины «индивид», &l...
Игра - как обязательный процесс социализации личности ребенка.
Игра - как обязательный процесс социализации личности ребенка....