Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе Знакомство с топшуур
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Кныева Наиля Валерьевна

"Знакомство с алтайским национальным, музыкальным инструментом - топшуур"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект ООД28.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ «Нижне-Талдинская средняя общеобразовательная школа» детский сад «Койонок»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе

Тема: : «Знакомство с алтайским национальным музыкальным инструментом – топшуур».

Топшур деревянный.

Выполнила воспитатель

:Кныева Наиля Валерьевна

С.Нижняя Талда 2021г

Конспект НОД по музыке в старшей группе

Тема: «Знакомство с алтайским национальным музыкальным инструментом – топшуур».

Цель: познакомить детей с алтайским национальным музыкальным инструментом – топшуур, учить отличать ее звучание от других инструментов.

Задачи:

1. Познакомить с алтайским народным музыкальным инструментом топшуур: с особенностями, строением, звучанием.

2. Приучать детей внимательно слушать музыкальное произведение,издаваемое топшууром, высказываться о характере музыки;

3. Приобщать детей к народной музыке, воспринимать ее в исполнении народных инструментов в записи.

4. Развивать танцевально-двигательную активность детей, побуждать принимать активное участие в игре.

5. Воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость к произведениям алтайского народного фольклора.

6. Формировать доброе отношение друг к другу.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

1. Прослушивание на магнитофоне наигрышей топшуура, комыса, шоор,jадаган

2. Рассматривание иллюстраций алтайских народных инструментов, картин о быте алтайского народа.

3. Разучивание коротких стихотворений на алтайском языке

4. Распевка песенки «Ойым, ойым….!»

Оборудование: магнитофон, топшуур, иллюстрации с изображением топшуур, комыс, шоор, jадаган.

Ход НОД

1.Вводная часть

Организационный момент:

Дети входят в зал под алтайскую  народную музыку «Ойым, ойым…!», садятся на стулья.

Воспитатель:Здравствуйте, ребята, я очень рада вас приветствовать на нашем занятии.Но прежде чем начать занятие, я предлагаю вам поиграть со мной.

Воспитатель проводит игру «Повтори за мной» с 4-5 детьми. Просит повторить в той же последовательности алтайские национальные инструменты, которые он назовёт. Подводится итог: Все перечисленные инструменты – алтайские национальные

Создание проблемной ситуации

Воспитатель: И вот сегодня к нам в гости пришел еще один очень интересный музыкальный инструмент, а какой, я думаю, вы сами мне скажете, если отгадаете загадку!

Ой, звучит он.Так звучит,

Всех игрою веселит!

А всего – то две струны

Ей для музыки нужны.

Кто такой он? Отгадай–ка!

Вот он наш… .(топшуур)!Встречай-ка!

2.Основная часть

Воспитатель: Правильно! Это алтайский национальный музыкальный инструмент – Топшуур! (Достает топшуур) Айару, что это за инструмент? Амина, топшуур это – какой инструмент? (алтайский народный музыкальный) .

Воспитатель: Давайте его рассмотрим. (Дает детям потрогать, рассмотреть поближе)

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите внимательно и скажите, из чего сделан топшуур? (из дерева). Значит он какой? (деревянный)

 Воспитатель: А что есть у него, из чего он состоит? Самая большая часть у топшуура называется корпус. А на какую фигуру похож корпус? (на овал). Значит корпус какой? (овальный). Изготавливают ее из дерева, чаще всего из кедра, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем.

Что еще мы видим у топшуура?  Струны! Сколько струн у топшуура? (2) Мы еще раз потрогаем струны. А как вы думаете, для чего нужны струны? (когда ударяешь по струнам, появляется звук). Топшуур - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах.

 А посмотрите, на что похожа эта часть топшуура? (ответы детей). Она называется гриф! Он похож на линейку, тем, что как и у неё у грифа есть деления? Они называются лады! Для чего они нужны? Как вы думаете? (ответы детей) Когда нажимаешь на лад, звук изменяется.

Воспитатель:

Ты топшуур, ты топшуур

Веселее заиграй! (Звучит весёлый проигрыш).

Воспитатель

: Как сейчас звучал топшуур? (Весело)

Звучит грустный проигрыш.

Воспитатель: А сейчас как звучал топшуур? (Грустно)

Воспитатель: Мы с вами рассмотрели топшуур, рассказали, что он сделан из дерева, из чего он состоит, послушали, как он звучит. А теперь я вам предлагаю поиграть!

Игра «Угадай инструмент». (Воспитатель включает магнитофон со звучанием алтайских народных музыкальных инструментов:Комыс, топшуур, шоор,jадаган  за ширмой, дети угадывают).

Физкультурная минутка. 

Песенка «Ойым,ойым…!» с ритмическими движениями по показу воспитателя

Воспитатель:Ребята, а какие стихотворения вы знаете на алтайском языке?(Ответы детей)

Воспитатель: А теперь, дети, давайте попробуем  рассказать свои стихотворения под звук топшуура. (Чтение стихотворений под звуки топшуура.

3.Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

- О каком алтайском национальном инструменте мы сегодня говорили?

- Какие мелодии, исполненные на топшууре, слушали?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Я предлагаю вам дома придумать историю о том, как подружились алтайские национальные музыкальные  инструменты, например,комыс и топшуур. Или нарисовать топшуур.

Спасибо вам мне было очень приятно с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по региональному компоненту в старшей группе "Знакомство с топшууром"

Комплексное занятие для детей старшей группы, цель которого - знакомство с алтайским народным струнным инструментом "топшуур", воспитание интереса к культуре алтайского народа и его традициям...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Знакомство детей с творчеством В.М Васнецова»

Раннее знакомство с миром красоты воспитывает вкус, развивает зрительную память, воображение, наблюдательность, учит мыслить, обобщать, анализировать, находить красоту в обыденных вещах.С раннего дошк...

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник»

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник». Цель: формирование у детей умения создавать изображения пре...

Конспект занятия по художественно-эстетическому творчеству. Лепка в старшей группе. «Корзинка с цветами»

Цель:Формировать технические умения и навыки работы с пластилином.Закрепление знаний о празднике 8 марта, его истоках и традициях....

Конспект занятия по художественно- эстетическому занятию ( рисование) в старшей группе "Моя семья"

Цель: Воспитывать у детей любовь к своей семье и родетсвеникам, уважение к ним.Задачи: Образовательная, расширять и совершенствовать у детей представление о семье как о людях которые живут вместе, люб...

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности (Лепка) в старшей группе на тему "Лебедь"

Лепка из пластилина спиемами раскатывания, оттягивания, прищипывания и сплющивания....