Конспект занятия: «Потешный фольклор как основа развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Цель занятия: демонстрация умений и навыков детей приобретенных в ходе освоения программы по народному творчеству.
Задачи:
Предметные: продемонстрировать знания и навыки, полученные в результате освоения второго модуля «Жанры детского фольклора» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы музыкального фольклорного театра «Народная копилка»; продемонстрировать простейшие приемы игры на деревянных ложках и шумовых народных инструментах.
Метапредметные: формировать общие коммуникативные навыки общения с сверстниками и педагогом при совместной творческой деятельности.
Личностные: развивать воображение, внимание, творческие возможности каждого обучающегося, сознательную дисциплину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_d.s._25_gorodok_2021_g._2.docx | 46.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: «Потешный фольклор как основа развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
Цель занятия: демонстрация умений и навыков детей приобретенных в ходе освоения программы по народному творчеству.
Задачи:
Предметные: продемонстрировать знания и навыки, полученные в результате освоения второго модуля «Жанры детского фольклора» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы музыкального фольклорного театра «Народная копилка»; продемонстрировать простейшие приемы игры на деревянных ложках и шумовых народных инструментах.
Метапредметные: формировать общие коммуникативные навыки общения с сверстниками и педагогом при совместной творческой деятельности.
Личностные: развивать воображение, внимание, творческие возможности каждого обучающегося, сознательную дисциплину.
Тип занятия: комбинированный.
Оборудование:
а) для педагога:
компьютер, колонка переносная.
б) для дошкольников:
шумовые народные инструменты, деревянные ложки.
План занятия:
Организационная часть | 2 мин |
Сообщение темы | 1 мин |
Актуализация опорных знаний | 20 мин |
Демонстрация простейших приемов игры на деревянных ложках и шумовых, духовых народных инструментах | 3 мин |
Игровая пауза на основе русской народной игры «У дяди Якова» | 3 мин |
Рефлексия | 1 мин |
Ход урока:
Педагог: - Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть на нашем занятии по народному творчеству. И сегодня мы с вами вспомним все то, с чем мы познакомились, чему мы научились на занятиях.
А я напомню вам, что познакомились мы свами с небылицами, потешками, прибаутками, дразнилками, отвечалками, молчанками, с загадками.
Кто мне теперь скажет, как - же это все называется, что я перечислила?
\\дети отвечают\\.
А что означает слово фольклор?
\\дети отвечают\\.
- А почему фольклор, который мы с вами изучаем, а то небылицы, потешки, дразнилки, молчанки, прибаутки, отвечалки, называется потешным?
\\дети отвечают\\.
- Так кто - же создал потешный фольклор ?
\\дети отвечают\\.
- Ну что ж, давайте вспомним, что такое небылицы?
\\дети отвечают\\.
- Да, ребята, небылица – это маленький веселый стишок. Учит различать фантазию и действительность. Давайте разыграем небылицы про Фому и про Федула, про двух девиц - красавиц и вспомним про колесо.
\\дети рассказывают небылицы\\.
- Молодцы, ребята вспомнили небылицы. А кто мне скажет, что такое потешки?
\\дети отвечают\\.
- Потешка, ребята – это особая забава, так с вами ваши мамы и бабушки играли. Они помогают успокоить ребенка, справится с его капризами. А какие потешки мы с вами знаем?
\\дети отвечают\\.
- А давайте покажем эти потешки!
/дети рассказывают потешки/.
- Ребята, а как называются коротенькие, смешные рассказы, стишки для детей, которые напоминают сказку в стихах?
\\дети отвечают\\.
- Так давайте расскажем прибаутки.
\\дети отвечают\\.
- А не сыграть ли нам в русскую народную игру «У дяди Якова».
Не забудьте, что все движения руками, ногами, плечами, головой мы должны исполнить ритмично, вместе, дружно.
/цель музыкально - ритмичной игры «У дяди Якова»- проведение физкульт-минутки на основе изученного детьми фольклорного материала/.
- Ребята, а какие еще интересные игры мы с вами знаем?
\\дети отвечают\\.
- Так что же такое молчанки?
\\дети отвечают\\.
- Так давайте проведем эту веселую и неподвижную игру!
\\дети играют в молчанку\\.
- Ребята, давайте вспомним дразнилки, маленькие насмешливые стишки. Только сначала скажите, для чего народ придумал их?
\\дети отвечают\\.
- А какие качества высмеивают они?
\\дети отвечают\\.
- Так вспомним дразнилки!
\\дети рассказывают дразнилки\.
- А еще, какие дразнилки бывают?
\\дети отвечают\\.
- А на каждую дразнилку есть что?
\\дети отвечают\\.
- А загадки вам нравятся?
\\дети отвечают\\.
- Прежде чем ответить, дать правильный ответ надо что сделать?
\\дети отвечают\\.
-Так что такое загадка?
\\дети отвечают\\.
- Кто у нас смелый, кто может загадать нам всем загадки?
\\дети друг другу загадывают загадки\\.
- Настало время, ребята, поиграть нам в наши ложечки. А сначала, давайте вспомним, из каких трех частей состоит наша расписная ложка?
//дети отвечают//.
- Да и вправду, наши ложки не простые, наши ложки расписные. В ручки ложки мы возьмем, весело играть начнем!
(дети играют в ложки под музыкальный аккомпанемент, демонстрируя простейшие навыки игры на деревянных ложках на шумовых и духовых народных инструментах).
- А наше занятие подошло к завершению.
Ребята, понравился вам занятие? А что запомнилось больше всего?
А сейчас вы покажете, какое настроение у вас после занятия. Ответьте на мои вопросы движениями:
Если весело тебе – ты три раза топни;
Если весело тебе – ты три раза хлопни;
Если весело тебе – ты к солнцу потянись!
Если весело тебе – ты всем улыбнись!
- Я рада, что наша встреча вам принесла большое удовольствие.
До свидания, ребята.
/Обсуждение занятия. Рефлексия./
В конце занятия идет анализ педагогом, что у кого получилось.
Завершение урока:
В конце занятия необходимо убрать помещение, оставляя его чистым.
Приложение № 1
Небылица про Фому
Эй, Фома, чего из леса не йдешь?
- Да медведя поймал!
-Так веди его сюда!
-Да он не идет!
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает!
- Эх, Фома, Фома…
Небылица про Федула
-Федул, Федул чего ты губы надул?
-Да карман прожег.
- А зашить можно?
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
- Да ну тебя, Федул!
Небылица про колесо
Сбил, сколотил, вот колесо!
Сел да поехал, ах хорошо!
Оглянулся назад – одни щепки лежат!
Небылица про двух девиц - красавиц.
На улице две курицы с петухом дерутся,
А две девицы красавицы смотрят и смеются.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха, нам не жалко петуха!
Приложение № 2
Потешка про козу
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Головкой покачаем, качаем, качаем,
И мы игру кончаем, кончаем, кончаем (1 вариант).
И снова начинаем, начинаем, начинаем (2 вариант).
Потешка про большие и маленькие ножки
Большие ноги шли по дороге,
Топ, топ, топ, топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке,
Топ, топ, топ, топ…
Приложение № 3
Физкультминутка на основе фольклорного материала - русская народная игра «У дяди Якова»
У дяди Якова двенадцать сыновей, двенадцать сыновей у дяди Якова.
Они не ели, они не пили и не скучали никогда.
Правая рука!
У дяди Якова двенадцать сыновей, двенадцать сыновей у дяди Якова.
Они не ели, они не пили и не скучали никогда.
Левая рука!
У дяди Якова двенадцать сыновей, двенадцать сыновей у дяди Якова.
Они не ели, они не пили и не скучали никогда.
Правая нога!
У дяди Якова двенадцать сыновей, двенадцать сыновей у дяди Якова.
Они не ели, они не пили и не скучали никогда.
Левая нога!
У дяди Якова двенадцать сыновей, двенадцать сыновей у дяди Якова.
Они не ели, они не пили и не скучали никогда.
Правое плечо!
У дяди Якова двенадцать сыновей, двенадцать сыновей у дяди Якова.
Они не ели, они не пили и не скучали никогда.
Левое плечо!
У дяди Якова двенадцать сыновей, двенадцать сыновей у дяди Якова.
Они не ели, они не пили и не скучали никогда.
Голова!
Цель игры: по команде ведущего все движения руками, ногами, плечами, головой дети должны исполнить ритмично, вместе, дружно.
Приложение № 4
Молчанки
Тише, тише, тише тишина,
Разговаривать нельзя!
Буду в угол ставить,
Ставить и наказывать,
Слезки не показывать!
Тра-та-та, тра-та-та
Мы везем с собой кота.
Чижика, собаку,
Петьку- забияку,
Обезьяну, попугая – вот компания какая.
Кошка сдохла, хвост облез,
Кто промолвит, тот и съест!
Приложение № 5
Дразнилки
Хвались, хвались
Да в яму провались.
Яма закройся,
Больше не откройся!
Любопытной Варваре
На базаре нос оторвали.
Поленился утром Вова
Причесаться гребешком.
Подошла к нему корова,
Причесала языком.
Коля ссорится с друзьями,
В хо пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Сидит Яна на крыльце,
Со слезами на лице.
И никто не разберет,
Почему она ревет.
Жадина – говядина,
Злая шоколадина!
Выбражуля первый сорт
Куда едешь.
На курорт.
На курорте пусто – выросла капуста!
Дразнилки по именам
Коля, Коля, Николай сиди дома не гуляй,
Чисти картошку, ешь понемножку!
Таня – сметана!
Лидка – улитка!
Валентина – огромная корзина!
Борис – барбарис
На веревочке повис!
Рыжий, рыжий, конопатый,
Убил дедушку лопатой…
Приложение № 6
Отвечалки
Обзывайся, обзывайся
Без подружек оставайся!
Обзывайся, обзывайся
Как лягушка раздувайся!
Обзывайся, обзывайся
Сдачи дам, не сомнивайся!
Обзывайся до упаду,
Упадешь – я буду рада!
Приложение № 7
Прибаутки
Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать.
Кто платочком, кто тряпицей,
А кто дырявой рукавицей.
(читают, чтобы развеселить ребенка)
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть?
Или Настеньке снесть?
Я и сам укушу.
Да и Настеньке снесу.
(читают ребенку, чтобы он познакомился с домашним питомцем – котом).
Барашеньки-крутороженьки,
По горам бродят, по лесам ходят.
В скрипочку играют,
Таню вспотешают.
( читаю, чтобы развеселить ребенка)
Котя, котенька-коток,
Котя – серенький хвосток!
Приди, котик ночевать,
Нашу деточку качать, прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
(читают ребенку, чтобы он поскорее засыпал).
Ходит сон по хате,
В сереньком халате.
А сониха – под окном,
В сарафане голубом.
Ходят вместе они,
А ты, Машенька, усни.
(читают ребенку, когда он плохо засыпает).
Приложение № 8
Загадки
- Висит в небе высоко,
Светит ярко, далеко.
Всех увидит, обогреет,
Темноту везде рассеет,
Прыгнет зайчиком в оконце.
Догадались? Это… /солнце/.
- Вырос мягкий стебелек,
Он и ростом невысок,
Достает до ног едва,
Называется… /трава/.
- Раскаленная стрела
Дуб свалила у села /молния/.
- Он деревьев младший брат,
Только ростом маловат.
А еще стволов полно.
У молодчика того /кустарник/.
- Рукавичкой их ловлю
И смотрю на них, смотрю..
Как узорчатые льдинки,
С неба падают… /снежинки/.
- Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели /дерево/.
- Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки /облака/.
- Результат для родителей!
В музыкальном фольклорном театре «Народная копилка», ваш ребенок научитсяхудожественному-эстетическому восприятию мира, через занятия в коллективе. Разовьет артистичесие и ораторские способности, речь, ритм, музыкальный слух, память, фантазию, воображение. Обогатит словарный запас, научиться запоминать большие тексты и сможет публично выступать перед любой аудиторией. Все это поможет ему в дальнейшей учебе, так как ребенок научиться трудолюбию, выносливости, силе воли. А результатом реализации программы станут фольклорные мини- спектакли, в которых будут принимать участие и дети и родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у обще...
Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Развитие способностей ребенка важно на протяжении всей его жизни. Но без помощи родителей и педагогов дошколятам не справиться....
Конспект занятия «Игровой фольклор – как основа развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
Демонстрация умений и навыков детей приобретенных в ходе освоения программы по народному творчеству....
Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности на тему: «Зимние забавы»
Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством теа...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста ( 5-6 лет) на основе создания композиций по теме: « Осень»
В данном проекте мы используем следующие интеграции образовательных областей : речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,художественно-эстетическое развитие и физическое развитие....
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики»
laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры,сказки, рисунка, фантазии и творчества».В. А. Сухомлинский....