Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста ( 5-6 лет) на основе создания композиций по теме: « Осень»
методическая разработка (средняя группа)
В данном проекте мы используем следующие интеграции образовательных областей : речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Золотая осень" | 160.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста (возраст 4-5 лет) на основе создания композиций по теме: « Золотая осень»
Актуальность темы (слайд 2):
Осень — это не только слякоть, пронизывающий холод... Осень — это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного и необычного узнать, благодаря этой удивительной поре. Дети в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя представители животного мира, какие причинно-следственные связи существуют в природных явлениях.
Особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать, творить.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой профессиональной деятельности воспитателя, так как ребенок учится важным жизненным навыкам: умение различать и подбирать цвета, умение комбинировать предметы, развивать эстетические качества.
Использование природного материала для создания композиций и организации специальной организованной деятельности , способствует развитию творческих навыков, так как ребенок погружается в атмосферу творчества.
Требования ФГОС ДО (слайд 5):
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий у ребёнка в различных видах деятельности;
- сотрудничество детей и взрослых , признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- реализация программы в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческого развития а так же художественно-эстетического развития.
Требования профстандарта (слайд 6):
Стандарт должен:
- Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.
- Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.
- Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.
- Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.
- Соответствовать международным нормам и регламентам.
- Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.
Теоретическое обоснование (слайды 7,8):
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общее значение.
Выдающиеся педагоги: А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шатский, Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова внесли огромный вклад в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности.
В настоящее время актуально высказывание одного из современных психологов Абрахама Маслоу, который пишет: Мы должны учить детей , быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня не обходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во время быстрых перемен дети нуждаются в гибкости и независимости мышления , в вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться…
Дети эмоционально реагируют на мир природы, принимают заинтересованное участие в образовательном процессе. Дети интересуются новым, неизвестным в окружающем мире.
«Истоки способностей и дарования детей- на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря ,идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.» В.А. Сухомлинский.
Рабочая программа по развитию творческих способностей реализуется в ходе интеграции образовательных областей:
• социально - коммуникативное развитие
• познавательное развитие
• речевое развитие
• художественно-эстетическое развитие
• физическое развитие.
Цель (слайд 9):
- обратить внимание детей на красоту природы , игру красок;
- воспитать у детей бережное отношение к природе, проявить заботу к животным и птицам;
сформировать обобщенные представления об осени как о времени года, приспособлении животных и растений к изменениям в природе, явлениям природы;
- развитие эстетического восприятия детей через наблюдение мира природы на экскурсиях, прогулках, иллюстрациях и картинах художников;
- создать условия для обогащения знаний детей через красоту осенней природы, формирования гармонично развитой личности ребенка, обладающей творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой активности.
Профессиональные задачи (слайд 9)
- дать элементарные представления об осени, как о времени года;
- вызвать интерес к исследованию природы;
- формировать умение у детей рассматривать иллюстрации, понимать их сюжет, отвечать на вопросы воспитателя;
- Развивать творческие способности детей, умение видеть прекрасное в разное время года.
- Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
- Расширение, уточнение и актуализация словарного запаса по теме «Осень».
- Развитие слухового и зрительного внимания, общей и мелкой моторики, сенсорных, тактильных ощущений.
Развитие всех видов восприятия, творческого воображения.
Планируемые результаты (слайд 10,11):
В результате специально организованных видов образовательной деятельности с целью развития субъективности дошкольника , он будет иметь опыт продуктивной самостоятельной деятельности ,а именно будет способен различать времена года, приобретет необходимые знания по теме: «Золотая осень»,
будет расширен словарный запас;
у ребенка будет сформирован познавательный интерес к изменениям в природе,
будет иметь представления об основных действиях с предметами одежды и обуви в осенний период,
будет знать какие птицы остаются зимовать, а какие улетают в теплые края,
Дети приобретут опыт продуктивного взаимодействия друг с другом, развитие художественно — творческих навыков.
Вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
Проявляя при этом такие качества, как:
-Способность к самостоятельной постановке проблемы
-Способность отстаивать свою точку зрения перед ровесниками и взрослыми
- способность сфокусироваться и удержать цель при фантазировании, коммуникации.
Дети эмоционально реагируют на мир природы, принимают заинтересованное участие в образовательном процессе. Дети интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, устанавливают элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Обоснование методов(слайд 12):
Наглядные:
Рассматривание произведений живописи и знакомство с художниками:
- А. А. Грицай «Листопад»; И. Остроухов «Осенние поля»; И. Остроухов «Золотая осень»; И. Левитана «Золотая осень».
Рассматривание видео –презентации « Золотая осень»
Рассматривание иллюстрационного материала « Золотая осень», « Краски осени»
Рассматривание книг с фотографиями осеннего леса, изменений в природе в осенний период, листопад.
Словестные:
Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней
Бесседы о первых признаках осени, об изменениях в природе, о перелетных птицах;
- поэзия: В. Степанов «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»; И. Бунин «Листопад»; А. Майков «Осенние листья»; А. Плещеев «Скучная картина»; А. Пушкин «Уж неб осенью дышало»;
Чтение русских народных сказок: Н. М. Грибачев "Рыжие листья"
К. Д. Ушинский "Пчела и мухи"
Русская народная сказка "Мужик и медведь"
Николай Сладков "Осень на пороге"
Георгий Скребицкий Художник-Осень ("Четыре художника")
Владимир Сутеев "Яблоко"
К. В.Лукашевич "Осень"
Практические:
Организация и проведение опыта «Движение воздуха»
Организация сюжетно-ролевой игры «Осенние листья»
Лепка из пластилина «Осенние листочки»
Конструирование из бросового материала «Осенняя композиция»
Формы и виды взаимодействия с родителя (слайд 13,14,15):
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют
Традиционные ,нетрадиционные формы.
Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:
индивидуальные :
- индивидуальные консультации,
-беседы,
- анкетирование,
-просьбы и поручения,
-посещение
коллективные :
Беседы
проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Консультации.
Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении
семинары-практикумы.
Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их:
- как читать книгу,
- рассматривать иллюстрации,
- беседовать о прочитанном,
- как готовить руку ребенка к письму,
- как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Родительские собрания
Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание.
Родительские собрания могут быть;
организационными;
текущими или тематическими;
итоговыми;
групповыми.
Групповые собрания
Проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?».
Описание видов деятельности детей и воспитателя (слайд 16,17)
Деятельность детей:
Ведущие виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.
Самостоятельная деятельность детей.
Интеграция с другим видом детской деятельности
Двигательная
Игровая:
- Подвижные дидактические игры
- Подвижные игры с правилами
- Игровые упражнения
- Соревнования
Игровая
Двигательная, Коммуникативная:
- Сюжетные игры
- Игры с правилами
Познавательно-исследовательская
Коммуникативная:
- Наблюдение
- Экскурсия
- Решение проблемных ситуаций
- Экспериментирование
- Коллекционирование
- Моделирование
- Реализация проекта
- Игры с правилами
Продуктивная
Познавательно-исследовательская
- Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
- Реализация проектов
Коммуникативная
Чтение художественной литературы, игровая
- Беседа
- Ситуативный разговор
- Речевая ситуация
- Составление и отгадывание загадок
- Сюжетные игры
- Игры с правилами
Музыкально-художественная
Двигательная, игровая, коммуникативная
- Слушание
- Исполнение
- Импровизация
- Экспериментирование
- Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)
- Музыкально-дидактические игры
Чтение художественной литературы
Коммуникативная,
Познавательно-исследовательская
- Чтение
- Обсуждение
- Разучивание
Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо деятельности:
«Физическое развитие» - двигательная деятельность;
«Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;
«Познавательное развитие» - познавательно-исследовательская деятельность;
«Речевое развитие» - коммуникативная;
«Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность
Деятельность воспитателя:
«Дерево настроения» (рисование листочка и оформление дерева).
Воспитатель показывает детям заготовку дерева настроения (рисунок должен быть черно-белыми - бесцветным, без настроения)
Воспитатель спрашивает: какое это дерево-грустное, веселое? А почему? Детям предлагается нарисовать для этого дерева листочек настроения, которое он потом приклеит на дерево, и дерево станет или грустным или веселым и т. д. (Можно прикрепить пиктограмму с соответствующим настроением рядом с деревом).
Деятельность детей: Каждый ребенок рисует свой листок (он может быть уже вырезан или просто нарисован на бумаге, лучше, если дети его нарисуют сами: и форму и размер, и цвет). В конце занятия дети берут листочек и приклеивают на дерево.
Физическое развитие
Подвижная игра «Листопад»
Цель – закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад».
Воспитатель всем детям раздает листья из осеннего букета.
Воспитатель: Дует легкий осенний ветерок: “У-у-у-у-у-у-у-у” (тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: “У-у-у-у-у-у-у-у!” (громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы: “АУ!” (Сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки с нами говорят:
“А-о-и-у”. (Под музыку они кружатся с листочками в руках.)
Налетел ветер, и листочки стали опадать.
Листопад, листопад, листья желтые летят. (Дети, у которых желтые листочки бросают их на коврик и приседают).
Листопад, листопад, листья красные летят. (Дети, у которых красные листочки бросают их на коврик и приседают).
Материалы педагогической диагностики (слайд18,19)
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Виды диагностики:
медицинская (предмет диагностики – состояние здоровья и физического состояния ребёнка);
психологическая (предмет диагностики – психическое состояние ребёнка);
педагогическая (предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы);
управленческая (предмет диагностики – деятельность образовательного учреждения).
Выводы( слайд 20)
В ходе проекта дети получили элементарные знания об осени, как времени года, познакомились с художественной литературой по данной теме, познакомились с картинами по теме «Осень», в группе прошло развлечение «В осеннем лесу». Родители вместе с детьми изготовили поделки из природного материала, прошла выставка работ, где проявили свои способности, и закрепили полученные знания по теме «Осень», родители приняли активное участие в реализации проекта.
Анализируя проделанную работу, можно сделать следующие выводы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей, что положительно повлияло на различные виды деятельности;
- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами художественно-эстетической деятельности, на знакомство с новыми музыкальными произведениями;
- возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
- отмечено достижение хороших результатов взаимодействия педагога с родителями - они стали активнее интересоваться деятельностью детей в детском саду, научились обращать внимание на признаки времен года детей в домашних условиях.
Литература:
- Коробова М.В. Малыши в мире природы. М., Просвещение, 2005.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Я познаю мир». СПб., Паритет, 2004.
- Соломенникова О.А. Занятия по формированию экологических представлений. М., Изд-во «Мозайка - синтез», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами фольклора».
Самоанализ опыта работы...
Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Развитие способностей ребенка важно на протяжении всей его жизни. Но без помощи родителей и педагогов дошколятам не справиться....
Конспект занятия «Игровой фольклор – как основа развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
Демонстрация умений и навыков детей приобретенных в ходе освоения программы по народному творчеству....
"Создание в семье условий в развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"
Данная консультация для родителей содержит информацию по вопросу создания в семье условий в развитии дестких способностей, как важно правильно поддерживать детскую творческую активность....
«Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Современный ребенок в современном мире». Секция: Развитие творческих способностей современного ребенк...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики»
laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры,сказки, рисунка, фантазии и творчества».В. А. Сухомлинский....