Музыкально-тематическое занятие "Знакомство с русской ложкой"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
В рамках тематического занятия развивать двигательную и речевую сферу детей старшего дошкольного возраста посредством игры на детском музыкальном инструменте (деревянная ложка). Обогощать духовную культуру детей через произведения русского фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_derevyannoy_lozhkoy_.docx | 22.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Знакомство с русской ложкой»
Конспект музыкального занятия для детей старшей группы
Цель занятия:
Развитие речедвигательной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках;
Задачи:
Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах.
Развивать речедвигательную сферу детей;
Развивать фонематический слух;
Развивать чувство ритма;
Развивать четкую координацию ритмических движений с текстом и музыкой.
Воспитывать личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений
Тип занятия: тематическое
Формы работы: групповая
Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на ложках) .
Оборудование для педагога: экран, компьютер, презентация PowerPoint «Вятские, смоленские ложки деревенские», видеоролик «Ложки деревенские », деревянные ложки.
Ход занятия:
Дети стоят полукругом.
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Я хочу пожелать вам доброго дня песней, а вы мне будете помогать. Давайте, попробуем:
Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем
"Доброе утро" (сл. и муз. О Арсеневской)
1. Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка
Улыбнись скорее! кланяются друг другу
И сегодня весь день "пружинка"
Будет веселее. поднимают ручки вверх
2. Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому
Как в саду цветочки! плечу поочередно
Разотрем ладошки движения по тексту
Сильнее, сильнее! 1
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! разводят руками.
Музыкальный руководитель:
Я сегодня пришла и с собою принесла
Ложки расписные - красивые, резные!
- Ой, ребята, а где же ложечки, вы их не видели?
Дети: Нет!
Выходит Антошка (плачет) :
Ну, вот куда же я дел свою большую ложку?
Вот для варенья – нашел, для сахара – нашел,
Для повидла – нашел, а для каши – нет!
Музыкальный руководитель: Здравствуй, Антошка, а ты зачем наши ложки забрал?
Антошка:
А это ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я свою большую ложку ищу, а нашел только такие – маленькие какие-то, даже каши как следует, не зачерпнешь! Хочу, хочу БОЛЬШУЮ! (ударят ложку об ложку, и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся!
Музыкальный руководитель:
Нет, Антошка это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.
Антошка:
А я и не слышал, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так деревяшки.
Музыкальный руководитель:
Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева.
Ребята, вы знаете, откуда появилась ложки? И почему ей не только кушают, но и на них играют?
Садитесь поудобнее я расскажу вам о возникновении русской ложки.
(дети садятся на стульчики)
Просмотр презентации «История возникновения ложки»
Музыкальный руководитель:
Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет! ».
Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной. 2
Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские.
Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.
Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент. А сейчас мы с вами посмотрим, какие же бывают ложки.
Просмотр видеоролика «Вятские, смоленские… »
Людей, которые играют на ложках называют ложкари. А вы слышали, как играют на ложках? Посмотрите, к нам в гости пришли настоящие ложкари.
Входят дети средней группы и исполняют “ Кадриль” с показом игры на ложках.
Антошка:
Хочу также, что тут сложного вот смотрите (ударяет ложками, берет их не правильно,) какие -то ложки у меня неправильные!
Музыкальный руководитель:
Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться. Вы хотите научиться?
Вот теперь, когда мы узнали историю ложки, настало время познакомиться с ними ближе.
(раздает ложки детям, предлагает их рассмотреть)
Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте попробуем.
Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.
Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.
Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.
Вы умеете считать?
Ритмическое упражнение
1, 2, 3 – ты на ложки посмотри,
1, 2, 3, 4 – вот мы ложечки купили
1, 2, 3, 4, 5 – будем мы на них играть!
(дети играют ритмично на счет, педагог проговаривает следующие слова)
Музыкальный руководитель:
Знаю, что вы очень любите играть, давайте встанем в круг и поиграем.
Музыкальный руководитель исполняет на ложках прием «Лошадка»
Угадайте, на что похож этот звук. А какой это звук? 3
Чтобы получился такой звук надо спрятать черпачок в ладошке, и постучать. Этот прием так и называется «Лошадка».
Еду, еду к бабе к деду - ритмично, ударяя в ложки, идем по кругу.
На лошадке в красной шапке
Цок, цок, цок, цок…
Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.
А если мы попробует стукнуть ложками, как бы скользя, представьте, что оттряхиваем снег с варежек, получиться совсем другой звук.
Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.
Антошка:
Ой, как здорово! Вы прямо как артисты. А мне даже петь захотелось.
Музыкальный руководитель:
Ты прав, Антошка, как услышишь красивую да задорную русскую музыку, не только ноги в пляс идут, но и петь хочется.
Антошка: А что тут сложного, вот я и петь, и играть могу.
(играет и поет не ритмично, невпопад)
Музыкальный руководитель:
Опять, ты Антошка торопишься, нам с ребятами петь и играть пока рано, но есть у меня одна идея. Я буду петь, вы с ребятами мне подыграете на ложках.
(На мотив Р. Н. П. «Ах вы сени»)
1. Утром солнышко проснулось,
Нашим ложкам улыбнулось.
От зари и до заката
Веселятся все ребята. (Дети двигают ложками по дуге над головой)
2. На качелях покататься
Нашим ложечкам приятно.
Мы на улицу пойдем
И кататься там начнем.
(Дети стучат ложками, поднимая руки вверх-вниз) 4
А сейчас, мои ребятки,
Поиграем с вами в прятки.
Ты всем деткам покажись
И за спину схоронись. (Дети ударяют ложкой по столу и прячут её за спину.)
Антошка:
Ой, как здорово! Как настоящие музыканты!
Антошка:
Да, вам то хорошо, вы и про ложки узнали, и играть научились, а я так и не нашел свою большую ложку! (плачет)
Музыкальный руководитель:
Не плач, Антошка, ведь ты с ребятами тоже многое сегодня узнал. А за то, что ты мне помогал, я подарю тебе свою большую ложку, но сначала ты с нами поиграй. Сейчас ты отвернешься. А мы с ребятами спрячем ложечку. Ты будешь ее искать, а мы тебе поможем. Если мы играем тихо – значит от ложки ты далеко, а если заиграем громко – значит ты уже близко. Договорились?
Антошка:
Конечно, договорились! Ура, Ура, у меня будет новая ложка!
А вы ребята, помните о том, что ложки надо беречь.
Проводиться игра «Найди Ложку»
Музыкальный руководитель:
Ну, вот ребятки, наша встреча подошла к концу, сегодня мы с вами познакомились поближе с русской ложкой, узнали, что их делают из чего?
За что мы держим ложки? Как нужно держать ложки, чтобы получился звонкий стук, а как, чтобы – глухой? Вы были очень внимательными и старались.
Значит, мы готовы показать первый концерт.
( Исполнение по показу педагога танцевальных движений в сочетании с игрой на ложках.)
«Где был , Иванушка » русская народная песня , обработка В. Агафонникова.
Музыкальный руководитель:
Много умельцев в России, которые изготавливают и расписывают ложки. Существует даже памятник в Семёнове.
Ну и напоследок напутствие от предков: "Живите на красную ложку!" Это когда праздник каждый день. Чего и вам желаю!!!
5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Это музыка торопит и зовет нас за собой ( музыкально- тематический досуг по творчеству русского композитора П.И.Чайковского)
Знакомство с произведениями из "Детского альбома"П.И Чайковского....
Конспект музыкального тематического занятия “Знакомство с оркестром русских народных инструментов с использованием ЭОР в старшей группе”.
“Знакомство с оркестром русских народных инструментов с использованием ЭОР ”....
Конспект музыкально-тематического занятия "Бубен и ложки" для детей подготовительной группы
Конспект музыкального занятия по теме "Музыкальные инструменты"...
Музыкально- тематический досуг по творчеству русского композитора П.И.Чайковского
Образовательные задачи:Приобщать детей к творчеству великого русского композитора П.И. Чайковского.Формировать основы музыкальной культуры.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характ...
Конспект музыкального тематического занятия «Знакомство с русской деревянной ложкой» для подготовительной группы c презентацией.
Цель: Развитие речи и двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках;Задачи: Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах. Развивать ре...
Музыкально-тематический досуг "Русские музыкальные инструменты"
Занятие помогает детям познакомиться и закрепить свои знания о русских народных инструментах....
Календарно тематическое планирование по теме: "Хочу всё знать о ложках" История русской ложки: «от дерева до пластика"
Цель: Ознакомится с историей ложки (от деревянной до пластиковой). Научиться выделять проблему и искать способы ее решения. Выяснить, как связаны природа и деятельность челове...