Музыкально-тематическое занятие "Знакомство с русской ложкой"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Муратова Оксана Валерьевна

В рамках тематического занятия развивать двигательную и речевую сферу детей старшего дошкольного возраста посредством игры на детском музыкальном инструменте (деревянная ложка). Обогощать духовную культуру детей через произведения русского фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_derevyannoy_lozhkoy_.docx22.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                 «Знакомство с русской ложкой» 

Конспект музыкального занятия для детей старшей группы                  

Цель занятия:

 Развитие  речедвигательной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках;

 Задачи:

 Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах.

 Развивать речедвигательную сферу детей;

Развивать фонематический слух;

 Развивать чувство ритма;

 Развивать четкую координацию ритмических движений с текстом и музыкой.

 Воспитывать личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений  

 Тип занятия: тематическое

Формы работы: групповая

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на ложках) .

Оборудование для педагога:  экран, компьютер, презентация PowerPoint «Вятские, смоленские ложки деревенские», видеоролик «Ложки деревенские », деревянные ложки.

 Ход занятия:

 Дети стоят полукругом.

 Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Я хочу пожелать вам доброго дня песней, а вы мне будете помогать. Давайте, попробуем:

Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем

"Доброе утро" (сл. и муз. О Арсеневской)

 1. Доброе утро!                                     разводят руки в стороны и слегка

 Улыбнись скорее!                                 кланяются друг другу

 И сегодня весь день                                 "пружинка"

 Будет веселее.                                      поднимают ручки вверх

 2. Мы погладим лобик,                      выполняют движения по тексту

 Носик и щечки.

 Будем мы красивыми,                            наклоны головы к правому и левому

 Как в саду цветочки!                                плечу поочередно

 Разотрем ладошки                                движения по тексту

 Сильнее, сильнее!         1

 А теперь похлопаем

 Смелее, смелее!

 Ушки мы теперь потрем

 И здоровье сбережем.

 Улыбнемся снова,

 Будьте все здоровы!                                      разводят руками.

 Музыкальный руководитель:

 Я сегодня пришла  и с собою принесла

Ложки расписные -  красивые, резные!

 - Ой, ребята, а где же ложечки, вы их не видели?

Дети: Нет!

Выходит Антошка (плачет) :

Ну, вот куда же я дел свою большую ложку?

Вот для варенья – нашел, для сахара – нашел,

Для повидла – нашел, а для каши – нет!

 Музыкальный руководитель: Здравствуй, Антошка, а ты зачем наши ложки забрал?

Антошка:

А это ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я свою большую ложку ищу, а нашел только такие – маленькие какие-то, даже каши как следует, не зачерпнешь! Хочу, хочу БОЛЬШУЮ! (ударят ложку об ложку, и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся!

 Музыкальный руководитель:

 Нет, Антошка это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.

Антошка:

А я и не слышал, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так деревяшки.

Музыкальный руководитель:

 Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева.

 Ребята, вы знаете, откуда появилась ложки? И почему ей не только кушают, но и на них играют?

 Садитесь поудобнее я расскажу вам о возникновении русской ложки.

 (дети садятся на стульчики)

Просмотр презентации «История возникновения ложки»

 Музыкальный руководитель:

 Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет! ».

Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.                                                                                               2

 Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские.

 Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент. А сейчас мы с вами посмотрим, какие же бывают ложки.

Просмотр видеоролика «Вятские, смоленские… »

 Людей, которые играют на ложках  называют ложкари. А вы слышали, как играют на ложках? Посмотрите, к нам в гости пришли настоящие ложкари.

 Входят дети средней группы  и исполняют “ Кадриль” с показом игры на ложках.

 Антошка:

 Хочу также, что тут сложного вот смотрите (ударяет ложками, берет их не правильно,) какие -то ложки у меня неправильные!

 Музыкальный руководитель:

 Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться. Вы хотите научиться?

Вот теперь, когда мы узнали историю ложки, настало время познакомиться с ними ближе.

 (раздает ложки детям, предлагает их рассмотреть)

Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте попробуем.

 Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.

Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.

Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.

 Вы умеете считать?

Ритмическое упражнение

 1, 2, 3 – ты на ложки посмотри,

 1, 2, 3, 4 – вот мы ложечки купили

 1, 2, 3, 4, 5 – будем мы на них играть!

(дети играют ритмично на счет, педагог проговаривает следующие слова)

 Музыкальный руководитель:

 Знаю, что вы очень любите играть, давайте встанем в круг и поиграем.

 Музыкальный руководитель исполняет на ложках прием «Лошадка»

 Угадайте, на что похож этот звук. А какой это звук?         3

 Чтобы получился такой звук надо спрятать черпачок в ладошке, и постучать. Этот прием так и называется «Лошадка».

 Еду, еду к бабе к деду                        - ритмично, ударяя в ложки, идем по кругу.

 На лошадке в красной шапке

 Цок, цок, цок, цок…

 Дети пробуют играть                        - педагог контролирует и подсказывает детям.

 А если мы попробует стукнуть ложками, как бы скользя, представьте, что оттряхиваем снег с варежек, получиться совсем другой звук.

 Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.

 Антошка:

 Ой, как здорово! Вы прямо как артисты. А мне даже петь захотелось.

 Музыкальный руководитель:

 Ты прав, Антошка, как услышишь красивую да задорную русскую музыку, не только ноги в пляс идут, но и петь хочется.

 Антошка: А что тут сложного, вот я и петь, и играть могу.

(играет и поет не ритмично, невпопад)

 Музыкальный руководитель:

 Опять, ты Антошка торопишься, нам с ребятами петь и играть пока рано, но есть у меня одна идея. Я буду петь, вы с ребятами мне подыграете на ложках.

 (На мотив Р. Н. П. «Ах вы сени») 

 1. Утром солнышко проснулось,

 Нашим ложкам улыбнулось.

 От зари и до заката

 Веселятся все ребята.                               (Дети двигают ложками по дуге над головой)

 2. На качелях покататься

 Нашим ложечкам приятно.

 Мы на улицу пойдем

 И кататься там начнем.

 (Дети стучат ложками, поднимая руки вверх-вниз)         4

 А сейчас, мои ребятки,

 Поиграем с вами в прятки.

 Ты всем деткам покажись

 И за спину схоронись.                    (Дети ударяют ложкой по столу и прячут её за спину.)

 Антошка:

Ой, как здорово! Как настоящие музыканты!

 Антошка:

 Да, вам то хорошо, вы и про ложки узнали, и играть научились, а я так и не нашел свою большую ложку! (плачет)

 Музыкальный руководитель:

 Не плач, Антошка, ведь ты с ребятами тоже многое сегодня узнал. А за то, что ты мне помогал, я подарю тебе свою большую ложку, но сначала ты с нами поиграй. Сейчас ты отвернешься. А мы с ребятами спрячем ложечку. Ты будешь ее искать, а мы тебе поможем. Если мы играем тихо – значит от ложки ты далеко, а если заиграем громко – значит ты уже близко. Договорились?

 Антошка:

 Конечно, договорились! Ура, Ура, у меня будет новая ложка!

 А вы ребята, помните о том, что ложки надо беречь.

Проводиться игра «Найди Ложку»

 Музыкальный руководитель:

 Ну, вот ребятки, наша встреча подошла к концу, сегодня мы с вами познакомились поближе с русской ложкой, узнали, что их делают из чего?

 За что мы держим ложки? Как нужно держать ложки, чтобы получился звонкий стук, а как, чтобы – глухой? Вы были очень внимательными и старались.

Значит, мы готовы показать первый концерт.

(  Исполнение по показу педагога танцевальных движений в сочетании с игрой на ложках.)

«Где был , Иванушка » русская народная песня , обработка В. Агафонникова.

Музыкальный руководитель:

Много умельцев в России, которые изготавливают и расписывают ложки. Существует даже памятник в Семёнове.

Ну и напоследок напутствие от предков: "Живите на красную ложку!" Это когда праздник каждый день. Чего и вам желаю!!!

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-тематического занятия "Бубен и ложки" для детей подготовительной группы

Конспект музыкального занятия по теме "Музыкальные инструменты"...

Музыкально- тематический досуг по творчеству русского композитора П.И.Чайковского

Образовательные задачи:Приобщать детей к творчеству великого русского композитора П.И. Чайковского.Формировать основы музыкальной культуры.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характ...

Конспект музыкального тематического занятия «Знакомство с русской деревянной ложкой» для подготовительной группы c презентацией.

Цель: Развитие речи и двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках;Задачи: Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах. Развивать ре...

Музыкально-тематический досуг "Русские музыкальные инструменты"

Занятие помогает детям познакомиться и  закрепить свои знания о русских народных инструментах....

Календарно тематическое планирование по теме: "Хочу всё знать о ложках" История русской ложки: «от дерева до пластика"

Цель:  Ознакомится с историей ложки (от деревянной до пластиковой). Научиться выделять проблему и искать способы ее решения.   Выяснить, как связаны природа и деятельность челове...