Музыкально-тематический досуг "Русские музыкальные инструменты"
методическая разработка (старшая группа)
Занятие помогает детям познакомиться и закрепить свои знания о русских народных инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.muz_.instrumenty_.docx | 26.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-тематический досуг «Русские народные инструменты»
для старшей группы
Цель: Закрепить знание детей о русских народных инструментах.
Задачи: 1. Дать представление о том, как выглядят русские народные музыкальные инструменты
2. Познакомить со звучанием русских народных инструментов;
3. Формировать желание и интерес к игре на русских народных музыкальных инструментах.
4. Воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке.
Интеграция областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Атрибуты: русские народные музыкальные инструменты – балалайка, ложки, бубен, трещотка, гармошка, колокольчики, бубенцы, дудочка, рожок, свирель.
Ноутбук, информационный носитель, видео - запись, аудио - записи музыкальных русских народных произведений.
Ход занятия:
Под русскую плясовую в зал заходят дети, они идут через середину зала, расходятся и садятся на стульчики.
Ведущая 1: Здравствуйте люди добрые!
Ведущая 2: Здравствуйте молодцы крепкие, да девицы- красавицы!
Ведущая 1: Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о русских народных инструментах. О русских народных инструментах можно рассказывать множество интересных историй. Сегодня мы познакомим Вас не только с некоторыми из них, но и услышим их.
А какие инструменты это будут, вы узнаете, отгадав загадки.
Ведущая 2: Вот первая загадка:
Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок — тонкий,
Голосок звонкий.
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент -
Самый русский инструмент. (Ответы детей)
Правильно, молодцы догадались. Да, это балалайка.
Посмотрите – вот она.( Слайд 1)
Ведущая 1: Хотите узнать, чем интересна балалайка? (Показ инструмента). Тогда слушайте.
Давным-давно жили бедные крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент… как? (Балалайкой). Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками.
Ведущая 2: Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах. Посмотрите, из каких частей состоит она - гриф, резонатор, три струны. Корпус у балалайки треугольный. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем
В современном виде балалайка стала музыкальным символом нашей России. А что такое «символ»? Символ — это условный знак понятия или явления.
Ведущая 1: В старину трудно было найти дом, где бы не звучала балалайка: и в крестьянских избах, и в дворянских, и даже при царском дворце нашлось ей место. Балалайка так полюбилась людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка.
Вед: Ребята! А хотите послушать, как играет наша балалаечка? (дети отвечают)
( Фонограмма игры на балалайке)
Понравилась вам музыка? (Ответы детей)
- Какая она? (Ответы детей)
Правильно: Веселая, озорная.
- Что хочется делать под эту музыку? (Ответы детей)
Ведущая 1: А теперь слушайте следующую загадку:
Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток,
Кашу, суп или окрошку:
Вы узнали? Это (ложка).(Слайд №2)
Ведущая 2: Это не просто ложки, а самый настоящий музыкальный инструмент. ударяют ими друг по другу, вот так. (показывает) и поэтому ложки называют ударными инструментами.
Реб: Ложки разные бывают,
И на них порой играют
Отбивают ритм такой,
Сразу в пляс пойдет любой!
Пляска с ложками.
Ребенок: Ложки резали умельцы
Из берёзы и ольхи
Их любовно расписали
Хохломские мужички!
Ребенок: Ложки, ложечки резные,
Зазвенят в один момент,
Не простые расписные,
Древнерусский инструмент!
Вед 1: А сейчас мы будем играть на ложках.
Игра на ложках. Русская народная мелодия.
Вед: Ложки наши хороши, постучали от души. (собирает ложки.)
Ведущая 2: Сейчас я вас познакомлю с ещё одним ударным инструментом. Слушайте загадку.
Целый день все трень да трень
И трещать-то ей не лень. (Ответы детей) (Слайд №3)
Ведущая 1: Да, это трещотка. Трещотка представляет собой связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Часто трещотка сопровождает песни, танцы, частушки. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом. Нередко её украшают цветными лентами, цветами.
(Демонстрация игры на трещотке).
Ведущая 1: А теперь мы будем играть, становитесь в круг, будем передавать трещотку. У кого она окажется в руках, тот и играет на ней.
Игра «Передай трещотку»
Ведущая 1: Да, в ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют.
А чем можно бить, ребята? (Ответы детей)
Вед: Да, например, рукой. Вот послушайте новую загадку.
Целый день бом да бом
Раздается громкий звон. (Ответы детей) (Слайд №4)
Бубен — ударный музыкальный инструмент, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.
Вед: И я приглашаю ребят поиграть в игру с бубном
Игра с бубном
Ведущая 2: А вот угадайте, какой следующий музыкальный инструмент.
На дуге висят спокойно,
Стоит лишь дугу встряхнуть,
Тили-бом, тили-бом,
Перезвон со всех сторон (бубенцы и колокольчики) .(Слайд №5)
Как же можно было скакать на удалой тройке без музыки, и без бубенцов?! Бубенцы вешались под дугой, в которую запрягали тройку лошадей. При быстрой езде бубенцы встряхивались, издавая серебристые звуки. Русской тройке и ямщикам посвящено так много песен и инструментальных сочинений, что возникла необходимость ввести в оркестр народных инструментов специальный музыкальный инструмент, имитирующий звучание ямщицких колокольчиков и бубенчиков. Этот инструмент так и назвали — бубенцами
Танец с бубенчиками и колокольчиками
Вед: Молодцы, хорошо поиграли. А наши ребята тоже умеют загадывать загадки. Давайте послушаем.
Ребенок: Если хочешь поиграть,
Нужно в руки её взять
И подуть в нее слегка
Будет музыка слышна.
Вед: Подумай-ка минуточку Что же это?
Петрушка: Дудочка!
Вед: Правильно. Дудочка эта называется свирель. (Слайд №6)
Ребенок : Приложил к губам я трубку,
Полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется свирель.
Ведущая1: Вот послушайте, как она звучит. ( Фонограмма звучания свирели)
Ведущая 1: Ребята, а свирель тоже ударный инструмент? (Ответы детей)
Конечно же нет. Это духовой инструмент. Заставляет звучать свирель поток воздуха, который выдувает музыкант.
А ещё есть дудочка, которая называется жалейка. ( слайд 6). Вот послушайте как звучит жалейка.(Демонстрация звучания жалейки)
Ведущая№2: Есть ещё рожок, ( Слайд № 7). Вот как звучит рожок. (Демонстрация звучания рожка)
И разные свистульки. ( Слайд №8)
Вед: Но не только ложками, бубнами, колокольчиками, дудочками да трещотками славен народ на Руси. А ещё гармошкой звонкой, на нее ты посмотри! ( Слайд №9)
Гармонь- музыкальный символ России. По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. Между ними находится камера из ткани, в которую закачивается воздух, благодаря этому звучит музыка. Не простая, а плясовая.
Музыканта играющего на гармошке называют – гармонистом.
У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
Ребенок: В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
А зовут ее гармонь.
Ведущая 2: Послушаем, как играет гармошка. Фонограмма звучания гармошки
Ведущая 1: А я предлагаю всем нам сейчас превратиться в музыкантов оркестра народных инструментов.
Оркестр. Дети играют на музыкальных инструментах под русскую народную мелодию.
Ведущая 1:Наш рассказ о русских народных инструментах подошел к концу. Вы сегодня услышали много русской народной музыки, это – наша история, наша русская музыкальная культура, которую нужно беречь и сохранять для наших будущих поколений, чтобы они гордились нашей Родиной так же, как и мы.
Дети под русскую народную мелодию уходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», струнно-смычковая группа инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, ...
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Деревянные духовые»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа деревянных духовых инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания ...
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Медные духовые»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа медных духовых инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, зап...
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...
Конспект музыкально – тематического занятия «В мире музыкальных инструментов» (гармонь, баян, аккордеон) (старший дошкольный возраст)
Цель: обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов,учить различать их тембровую окраску;формировать способность находить общее и различное у похожих внешне инструментов...
Музыкально-тематическое занятие "Эти удивительные музыкальные инструменты" в подготовительной группе
Слушание с ребятами произведений классической музыки. Закрепление знаний о музыкальных инструментах симфонического оркестра, о тембрах, о звукоизвлечении. Знакомство с понятиями соло...
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа»
Знакомство детей с инструментами симфонического оркестра можно сделать простым и интересным, если оно будет в игровой форме. Ведь игравая форма помогает облегчить для детей сложный материал....