Музыкально-тематический досуг "Русские музыкальные инструменты"
методическая разработка (старшая группа)

Чуб Ольга Петровна

Занятие помогает детям познакомиться и  закрепить свои знания о русских народных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.muz_.instrumenty_.docx26.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-тематический досуг  «Русские народные инструменты»

для старшей  группы

      Цель: Закрепить знание  детей о русских народных инструментах.

Задачи: 1. Дать представление о том, как выглядят русские народные музыкальные инструменты

2. Познакомить со звучанием русских народных инструментов;

3.  Формировать желание и интерес к игре на русских народных музыкальных инструментах.

4. Воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке.

Интеграция областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Атрибуты: русские народные музыкальные инструменты – балалайка, ложки, бубен, трещотка, гармошка, колокольчики, бубенцы, дудочка, рожок, свирель.

 Ноутбук, информационный носитель, видео - запись, аудио - записи музыкальных русских народных произведений.

                     Ход занятия:

Под  русскую плясовую в зал заходят дети, они идут через середину зала, расходятся и садятся на стульчики.
Ведущая 1: Здравствуйте люди добрые! 
Ведущая 2: Здравствуйте молодцы крепкие, да девицы- красавицы! 

Ведущая 1:  Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить  о русских народных инструментах.  О русских народных инструментах можно рассказывать множество интересных историй. Сегодня мы познакомим Вас не только с некоторыми из них, но и услышим их.
А какие инструменты это будут, вы узнаете,  отгадав загадки.

Ведущая 2: Вот первая  загадка:

Треугольная доска,

А на ней три волоска.

Волосок — тонкий,

Голосок звонкий.

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент -

Самый русский инструмент.    (Ответы детей)

Правильно, молодцы догадались. Да, это балалайка.

Посмотрите – вот она.( Слайд 1)

Ведущая 1:  Хотите узнать, чем интересна балалайка?  (Показ инструмента).   Тогда слушайте.

Давным-давно жили бедные крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент… как? (Балалайкой).  Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками.

Ведущая 2:  Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах. Посмотрите, из каких частей состоит она - гриф, резонатор, три струны. Корпус у балалайки треугольный. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем

В современном виде балалайка стала музыкальным символом нашей России. А что такое «символ»? Символ — это условный знак понятия или явления.


Ведущая 1: В старину трудно было найти дом, где бы не звучала балалайка: и в крестьянских избах, и в дворянских, и даже при царском дворце нашлось ей место. Балалайка так полюбилась людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка.

 Вед: Ребята! А хотите послушать, как играет наша балалаечка? (дети отвечают)

( Фонограмма игры на балалайке)

Понравилась вам музыка? (Ответы детей)

- Какая она? (Ответы детей)

Правильно: Веселая, озорная.

- Что хочется делать под эту музыку? (Ответы детей)

Ведущая 1: А теперь слушайте следующую загадку:

Не лопата, не совок,

 Что захватит, то в роток,

Кашу, суп или окрошку:

  Вы узнали? Это (ложка).(Слайд №2)

Ведущая 2: Это  не просто ложки, а самый настоящий музыкальный инструмент.    ударяют ими друг по другу, вот так. (показывает) и поэтому ложки называют ударными инструментами.  

 Реб: Ложки разные бывают,

И на них порой играют

Отбивают ритм такой,

Сразу в пляс пойдет любой!

Пляска с ложками.

Ребенок: Ложки резали умельцы

Из берёзы и ольхи

Их любовно расписали

Хохломские мужички!

Ребенок: Ложки, ложечки резные,

Зазвенят в один момент,

Не простые расписные,

Древнерусский инструмент!

Вед 1: А сейчас мы будем играть на ложках.

Игра на ложках. Русская народная мелодия.

Вед:  Ложки наши хороши,   постучали от души. (собирает ложки.)

Ведущая 2:  Сейчас я вас познакомлю с ещё одним ударным инструментом. Слушайте загадку.  

Целый день все трень да трень

И трещать-то ей не лень. (Ответы детей) (Слайд №3)      

Ведущая 1: Да, это трещотка. Трещотка представляет собой связку  деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Часто трещотка сопровождает песни, танцы, частушки. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом. Нередко её украшают цветными лентами, цветами.

(Демонстрация  игры на трещотке).

Ведущая 1: А теперь мы будем играть, становитесь в круг, будем передавать трещотку. У кого она окажется  в руках, тот и играет на ней.

Игра «Передай трещотку»

Ведущая 1: Да, в ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют.

А чем можно бить, ребята?  (Ответы детей)

Вед: Да, например, рукой. Вот послушайте новую загадку.

Целый день бом да бом  

 Раздается громкий звон. (Ответы детей) (Слайд №4)

Бубен — ударный музыкальный инструмент, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

 Вед: И я приглашаю ребят поиграть в игру с бубном

 Игра с бубном

Ведущая 2:  А вот угадайте, какой следующий музыкальный инструмент.

 На дуге висят спокойно,

Стоит лишь дугу встряхнуть,

Тили-бом, тили-бом,

Перезвон со всех сторон (бубенцы и колокольчики) .(Слайд №5)

Как же можно было скакать на удалой тройке без музыки, и без бубенцов?! Бубенцы вешались под дугой, в которую запрягали тройку лошадей. При быстрой езде бубенцы встряхивались, издавая серебристые звуки. Русской тройке и ямщикам посвящено так много песен и инструментальных сочинений, что возникла необходимость ввести в оркестр народных инструментов специальный музыкальный инструмент, имитирующий звучание ямщицких колокольчиков и бубенчиков. Этот инструмент так и назвали — бубенцами

Танец с бубенчиками и колокольчиками

Вед: Молодцы, хорошо поиграли. А  наши ребята тоже умеют загадывать загадки. Давайте послушаем.

Ребенок: Если хочешь поиграть,

Нужно в руки её взять

И подуть в нее слегка

Будет музыка слышна.

Вед: Подумай-ка минуточку    Что же это?

Петрушка: Дудочка!

Вед: Правильно. Дудочка эта называется свирель. (Слайд №6)

 Ребенок : Приложил к губам я трубку,
Полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется свирель.


Ведущая1:  Вот послушайте, как она звучит. ( Фонограмма  звучания свирели)

Ведущая 1: Ребята, а свирель   тоже ударный инструмент? (Ответы детей)

Конечно же нет. Это духовой инструмент. Заставляет звучать свирель поток воздуха, который выдувает музыкант.

А ещё есть дудочка, которая называется жалейка. ( слайд 6). Вот послушайте как звучит жалейка.(Демонстрация звучания жалейки)

Ведущая№2:   Есть ещё рожок, ( Слайд № 7). Вот как звучит рожок. (Демонстрация звучания рожка)

И разные  свистульки. ( Слайд №8)

Вед: Но не только ложками, бубнами, колокольчиками, дудочками да трещотками  славен народ на Руси. А ещё гармошкой звонкой, на нее ты посмотри! ( Слайд №9)

 Гармонь- музыкальный символ России. По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. Между ними находится камера из ткани, в которую закачивается воздух, благодаря этому звучит музыка. Не простая, а плясовая. 
Музыканта играющего на гармошке называют – гармонистом.

У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.

 Ребенок: В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
А зовут ее гармонь.

Ведущая 2: Послушаем, как играет гармошка. Фонограмма звучания гармошки

Ведущая 1: А я предлагаю всем нам сейчас превратиться в музыкантов оркестра народных инструментов.

Оркестр. Дети играют на музыкальных инструментах под русскую народную мелодию.

Ведущая 1:Наш рассказ о русских народных инструментах подошел к концу.  Вы сегодня услышали много русской народной музыки, это – наша история, наша русская музыкальная культура, которую нужно беречь и сохранять для наших будущих поколений, чтобы они гордились нашей Родиной так же, как и мы.

Дети под русскую народную мелодию уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», струнно-смычковая группа инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, ...

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Деревянные духовые»

 На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа деревянных духовых инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания ...

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Медные духовые»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа медных духовых инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, зап...

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...

Конспект музыкально – тематического занятия «В мире музыкальных инструментов» (гармонь, баян, аккордеон) (старший дошкольный возраст)

Цель: обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов,учить различать их тембровую окраску;формировать способность находить общее и различное у похожих внешне инструментов...

Музыкально-тематическое занятие "Эти удивительные музыкальные инструменты" в подготовительной группе

Слушание с ребятами  произведений классической музыки. Закрепление знаний о музыкальных инструментах симфонического оркестра, о тембрах, о звукоизвлечении. Знакомство с  понятиями  соло...

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа»

Знакомство детей с инструментами симфонического оркестра можно сделать простым и интересным, если оно будет в игровой форме. Ведь игравая форма помогает облегчить для детей сложный материал....