Консультация для педагогов «Особенности организации музыкальных занятий с использованием логоритмики для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями».
консультация по музыке (младшая группа)

Исламова Динара Рузальевна

Музыка одна из самых сильных по эффективности форм                организации коррекционного, воспитательного и развивающего воздействия в образовательной сфере. Дети с самыми различными особенностями развития с удовольствием включаются  в музыкальную деятельность. Но, тем не менее, на сегодня музыкальных средств и методов работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ  разработано недостаточно. Особенно крайне мало практического материала для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями. Поэтому актуальными стали разработки центра «Даунсайд ап» по логоритмике, изучив которые,  я адаптировала и начала использовать в работе с такими детьми на своих занятиях музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_dlya_detey_s_intellektualnymi_narusheniyami.docx205.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №36 городского округа город Нефтекамск

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Особенности организации музыкальных занятий с использованием логоритмики для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями».

 Подготовила : музыкальный руководитель

Исламова Д.Р.

2021г.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\46f855274ccf728c1c1e4594b196b61c.pngМузыка одна из самых сильных по эффективности форм                организации коррекционного, воспитательного и развивающего воздействия в образовательной сфере. Дети с самыми различными особенностями развития с удовольствием включаются  в музыкальную деятельность. Но, тем не менее, на сегодня музыкальных средств и методов работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ  разработано недостаточно. Особенно крайне мало практического материала для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями. Поэтому актуальными стали разработки центра «Даунсайд ап» по логоритмике, изучив которые,  я адаптировала и начала использовать в работе с такими детьми на своих занятиях музыки.

Логопедическая ритмика — это форма коррекционного обучения, основанная на использовании комплекса упражнений, в которых тесно переплетаются друг с другом слова, музыка и движения.

В логопедическую ритмику входят музыкально - двигательные, речедвигательные, музыкально - речевых игры, которые можно разделить на две группы. Первая группа решает задачи, связанные с развитием крупной и мелкой моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, а также направленные на развитие внимания и памяти. Вторая группа помогает решать задачи, связанные с активизацией и развитием речи (развитие фонематического слуха, развитие правильного дыхания, способность управлять голосом, развитие звукопроизносительной  стороны речи, темпа и интонации).

Виды игровых упражнений

Вид игровых упражнений

Задачи

Ходьба в различных направлениях

Обычно начинают и заканчивают занятие. Они способствуют формированию четкой координации движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, учат пониманию словесной инструкции

Игры-упражнения, направленные на развитие дыхания

Чтобы правильно говорить, необходимо правильно дышать и артикулировать, основная функция этих игр направлена на развитие дыхания, голоса и артикуляции

Игры-упражнения, помогающие активизировать, расширять и переключать внимание и тренировать память

Любому ребенку необходимо научиться распределять свое внимание между несколькими видами деятельности, а вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная и слуховая

Речевые упражнения без музыкального сопровождения

Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения определенных движений

Ритмические упражнения

Направлены на выработку темпа и ритма речи и учат ребенка ориентировать на ритмическую основу слогов, слов и фраз

Пение

Развивает дыхание, слух и голос любого ребенка

Игра на детских муз.инструментах

Помогает развитию мелкой моторики и слуха, формирует чувства музыкального ритма, улучшает внимание, память

Пальчиковые игры

Развивая ловкость и подвижность пальцев , мы воздействуем на развитие речи

Игры, развивающие мимику и артикуляцию

Помогают улучшить  ощущение своего лица, управлять мелкими мышцами лица

Естественно, что музыкальное занятие не может включить в себя все эти виды игр и упражнений. Поэтому, выделяются основные (обязательные виды игр и деятельности) и дополнительные, которые, в зависимости от возраста и особенностей детей, чередуются мной. Год работы с использованием логоритмики, позволил составить свою структуру музыкальных занятий с детьми с интеллектуальными нарушениями

Примерная структура музыкального занятия для детей 3-5 лет с интеллектуальными нарушениями:

Виды игр и упражнений

Примеры игр

Ходьба или маршировка по комнате

«Топ-побежали»(выполняем действия соответственно тексту):

побежали побежали ножки по дорожке (2 раза)

А потом шагали, ноженьки устали (2 раза)

«Топ-топ –бежим»(под медленную музыку с отбиваем ритма поем и идем «ТОП-ТОП-ТОП-ТОП…», на сменяющую быструю музыку – бежим со словами «ПОБЕЖАЛИ, ПОБЕЖАЛИ, ПОБЕЖАЛИ…»)

игры и упражнения на активизацию подражания (1-2) и активизацию слухового внимания

Игра-приветствие: педагог пропевает ручки готовы?

Хлопает вместе с ребятами и пропевает «Да, да, да!»

Глазки готовы? (показываем глазки)

Да-да-да! (хлопаем руками)

Ушки готовы? (показываем ушки)

Да-да-да! (хлопаем руками)

Ручку подаем в ответ –привет! (пропеваем по слогам при-вет и  одновременно в ритм кладем свои ладони на ладони ребенка)

Игра «По коробочке стучу»:

педагог детям показывает коробочку с сюрпризом внутри (обычно внутри музыкальные инструменты или игрушка)  и поет «По коробочке стучу, что гремит узнать хочу. Громко –громко так стучу. Тихо-тихо так стучу» и просит детей постучать по коробочке –затем коробочку открывает.

Игры на развитие дыхание и мелкой моторики

«Дуем комочки»:педагог достает из коробки салфетки большие и показывает детям, как из них сделать комочки. Кладем комочек на прямую ладошку и дуем.

«Задуваем свечку»

«Дуем на султанчики»

Слушание песни и игра на инструменте

Игра «Поздороваться хочу»

Из коробочки сюрпризной достаем инструменты и здороваемся с ним. Второй педагог в ритм песни играет на инструменте. Затем  инструменты раздаются детям. Дети также играют, пока педагог поет: В руки ложки (или пропевается любой другой инструмент, в зависимости от того, какой педагог инструмент выберет) я возьму

Поздороваться хочу

Тук-тук-тук-тук

Поздороваться хочу!

ходьба или маршировка

Игра «Мишка косолапый»

игры и упражнения на активизацию подражания (1-2) и активизацию слухового внимания

Игра-прощание: педагог пропевает ручки занимались?

Хлопает вместе с ребятами и пропевает «Да, да, да!»

Глазки занимались? (показываем глазки)

Да-да-да! (хлопаем руками)

Ушки занимались? (показываем ушки)

Да-да-да! (хлопаем руками)

Вместе говорим –пока! (пропеваем по слогам при-вет и  одновременно в ритм машем рукой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедических занятий для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и расстройством аутистического спектра

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда составлена для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и расстройством аутист...

Консультация для педагогов «Особенности организации музыкальной деятельности в детском саду для детей с расстройствами аутистического спектра»

Одним из важнейших направлений, по мнению педагогов коррекционного обучения, в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра:  музыкальная и танцевальная терапия. Музыка стан...

Картотека логоритмических игр и упражнений для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

У детей с интеллектуальными нарушениями сложно бывает вызвать познавательный интерес. В этом отношении логоритмические игры и упражнения помогают педагогу на музыкальном занятии.  Они вызывают эм...

«Визуальное расписание как средство развития мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями»

Расписание – это упорядоченная по времени информация о предстоящих событиях. Визуальное расписание - способ альтернативной коммуникации, основанный на восприятии зрительного ...

Социальное развитие детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Соцмализацмя детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями...

ЛОГОРИТМИКА для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».ЛОГОРИТМИКА.Теоретический аспект«Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании с...