Консультация для педагогов «Особенности организации музыкальных занятий с использованием логоритмики для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями».
консультация по музыке (младшая группа)
Музыка одна из самых сильных по эффективности форм организации коррекционного, воспитательного и развивающего воздействия в образовательной сфере. Дети с самыми различными особенностями развития с удовольствием включаются в музыкальную деятельность. Но, тем не менее, на сегодня музыкальных средств и методов работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ разработано недостаточно. Особенно крайне мало практического материала для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями. Поэтому актуальными стали разработки центра «Даунсайд ап» по логоритмике, изучив которые, я адаптировала и начала использовать в работе с такими детьми на своих занятиях музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_dlya_detey_s_intellektualnymi_narusheniyami.docx | 205.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №36 городского округа город Нефтекамск
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Особенности организации музыкальных занятий с использованием логоритмики для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями».
Подготовила : музыкальный руководитель
Исламова Д.Р.
2021г.
Музыка одна из самых сильных по эффективности форм организации коррекционного, воспитательного и развивающего воздействия в образовательной сфере. Дети с самыми различными особенностями развития с удовольствием включаются в музыкальную деятельность. Но, тем не менее, на сегодня музыкальных средств и методов работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ разработано недостаточно. Особенно крайне мало практического материала для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями. Поэтому актуальными стали разработки центра «Даунсайд ап» по логоритмике, изучив которые, я адаптировала и начала использовать в работе с такими детьми на своих занятиях музыки.
Логопедическая ритмика — это форма коррекционного обучения, основанная на использовании комплекса упражнений, в которых тесно переплетаются друг с другом слова, музыка и движения.
В логопедическую ритмику входят музыкально - двигательные, речедвигательные, музыкально - речевых игры, которые можно разделить на две группы. Первая группа решает задачи, связанные с развитием крупной и мелкой моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, а также направленные на развитие внимания и памяти. Вторая группа помогает решать задачи, связанные с активизацией и развитием речи (развитие фонематического слуха, развитие правильного дыхания, способность управлять голосом, развитие звукопроизносительной стороны речи, темпа и интонации).
Виды игровых упражнений
Вид игровых упражнений | Задачи |
Ходьба в различных направлениях | Обычно начинают и заканчивают занятие. Они способствуют формированию четкой координации движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, учат пониманию словесной инструкции |
Игры-упражнения, направленные на развитие дыхания | Чтобы правильно говорить, необходимо правильно дышать и артикулировать, основная функция этих игр направлена на развитие дыхания, голоса и артикуляции |
Игры-упражнения, помогающие активизировать, расширять и переключать внимание и тренировать память | Любому ребенку необходимо научиться распределять свое внимание между несколькими видами деятельности, а вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная и слуховая |
Речевые упражнения без музыкального сопровождения | Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения определенных движений |
Ритмические упражнения | Направлены на выработку темпа и ритма речи и учат ребенка ориентировать на ритмическую основу слогов, слов и фраз |
Пение | Развивает дыхание, слух и голос любого ребенка |
Игра на детских муз.инструментах | Помогает развитию мелкой моторики и слуха, формирует чувства музыкального ритма, улучшает внимание, память |
Пальчиковые игры | Развивая ловкость и подвижность пальцев , мы воздействуем на развитие речи |
Игры, развивающие мимику и артикуляцию | Помогают улучшить ощущение своего лица, управлять мелкими мышцами лица |
Естественно, что музыкальное занятие не может включить в себя все эти виды игр и упражнений. Поэтому, выделяются основные (обязательные виды игр и деятельности) и дополнительные, которые, в зависимости от возраста и особенностей детей, чередуются мной. Год работы с использованием логоритмики, позволил составить свою структуру музыкальных занятий с детьми с интеллектуальными нарушениями
Примерная структура музыкального занятия для детей 3-5 лет с интеллектуальными нарушениями:
Виды игр и упражнений | Примеры игр |
Ходьба или маршировка по комнате | «Топ-побежали»(выполняем действия соответственно тексту): побежали побежали ножки по дорожке (2 раза) А потом шагали, ноженьки устали (2 раза) «Топ-топ –бежим»(под медленную музыку с отбиваем ритма поем и идем «ТОП-ТОП-ТОП-ТОП…», на сменяющую быструю музыку – бежим со словами «ПОБЕЖАЛИ, ПОБЕЖАЛИ, ПОБЕЖАЛИ…») |
игры и упражнения на активизацию подражания (1-2) и активизацию слухового внимания | Игра-приветствие: педагог пропевает ручки готовы? Хлопает вместе с ребятами и пропевает «Да, да, да!» Глазки готовы? (показываем глазки) Да-да-да! (хлопаем руками) Ушки готовы? (показываем ушки) Да-да-да! (хлопаем руками) Ручку подаем в ответ –привет! (пропеваем по слогам при-вет и одновременно в ритм кладем свои ладони на ладони ребенка) Игра «По коробочке стучу»: педагог детям показывает коробочку с сюрпризом внутри (обычно внутри музыкальные инструменты или игрушка) и поет «По коробочке стучу, что гремит узнать хочу. Громко –громко так стучу. Тихо-тихо так стучу» и просит детей постучать по коробочке –затем коробочку открывает. |
Игры на развитие дыхание и мелкой моторики | «Дуем комочки»:педагог достает из коробки салфетки большие и показывает детям, как из них сделать комочки. Кладем комочек на прямую ладошку и дуем. «Задуваем свечку» «Дуем на султанчики» |
Слушание песни и игра на инструменте | Игра «Поздороваться хочу» Из коробочки сюрпризной достаем инструменты и здороваемся с ним. Второй педагог в ритм песни играет на инструменте. Затем инструменты раздаются детям. Дети также играют, пока педагог поет: В руки ложки (или пропевается любой другой инструмент, в зависимости от того, какой педагог инструмент выберет) я возьму Поздороваться хочу Тук-тук-тук-тук Поздороваться хочу! |
ходьба или маршировка | Игра «Мишка косолапый» |
игры и упражнения на активизацию подражания (1-2) и активизацию слухового внимания | Игра-прощание: педагог пропевает ручки занимались? Хлопает вместе с ребятами и пропевает «Да, да, да!» Глазки занимались? (показываем глазки) Да-да-да! (хлопаем руками) Ушки занимались? (показываем ушки) Да-да-да! (хлопаем руками) Вместе говорим –пока! (пропеваем по слогам при-вет и одновременно в ритм машем рукой) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности организации музыкально-театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
из опыта работы...
Рабочая программа логопедических занятий для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и расстройством аутистического спектра
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда составлена для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и расстройством аутист...
Консультация для педагогов «Особенности организации музыкальной деятельности в детском саду для детей с расстройствами аутистического спектра»
Одним из важнейших направлений, по мнению педагогов коррекционного обучения, в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: музыкальная и танцевальная терапия. Музыка стан...
Картотека логоритмических игр и упражнений для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями
У детей с интеллектуальными нарушениями сложно бывает вызвать познавательный интерес. В этом отношении логоритмические игры и упражнения помогают педагогу на музыкальном занятии. Они вызывают эм...
«Визуальное расписание как средство развития мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями»
Расписание – это упорядоченная по времени информация о предстоящих событиях. Визуальное расписание - способ альтернативной коммуникации, основанный на восприятии зрительного ...
Социальное развитие детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями
Соцмализацмя детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями...
ЛОГОРИТМИКА для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».ЛОГОРИТМИКА.Теоретический аспект«Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании с...