Социальное развитие детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями
статья по коррекционной педагогике

Соцмализацмя детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, её развития, формирования и социализации. Данная проблема имеет различные аспекты, поэтому рассматривается многими науками: философией, социологией, физиологией, анатомией, психологией и др.

       Социализация детей дошкольного возраста в современной педагогике остается полемическим вопросом:

     - не вполне определено содержание этого понятия и его практический педагогический смысл;

     - психологически не обоснована целесообразность «ранней социализации» как парадигма дошкольного образования.

      Педагогическая диагностика социализации детей часто остается проблемой и не находит продуктивных проекций в реальном образовательном процессе.

      Социализация – развитие личностных качеств при освоении человеком

 социальных, культурных норм и постепенном осмыслении их как личностно значимых ценностей. Становясь частью социальной общности, группы людей, корпорации, ощущая себя включенным в систему социальных отношений, обретая в ней свое место и собственное понятие о самоценности выполняемых социальных ролей, человек социализируется.

      Общение является важным условием социализации: чем шире и разнообразнее сфера общения ребенка, тем богаче его субъективный личностный опыт взаимоотношения с разными людьми в разных жизненных ситуациях. 

      Процесс социализации обусловливается  диалектическим единством противоречивых по своей сути направлений преобразования и развития личности – адаптацией, автономизацией и активизацией личности ребенка.

       Социальная адаптация предполагает приспособление индивида к условиям социальной среды, к выдвигаемым окружающими требованиям взаимоотношений и взаимодействий, следование ценностным ориентирам референтной группы.

        Социальная автономизация заключается в устойчивости поведения и отношений, обусловленной не ситуативными обстоятельствами, не внешне продиктованными нормами или правилами, а представлениями о себе, своих правах и возможностях, самооценкой.

       Социальная активность выражается в реализуемой готовности к социальным действиям, к преобразованию окружающей социальной среды согласно собственным установкам, ценностям, потребностям.

       Характер сочетания этих трех аспектов освоения окружающего мира определяет индивидуальные особенности социализации личности.

       Только социализация дает «материал», из которого могут строиться индивидуальные формы поведения». В процессе индивидуализации человек накапливает потенциал, который в дальнейшем он привносит в социальное окружение: «чем больше он индивидуально развит, тем более он социально значим».      

       Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделять свое Я среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками.

     Результативность социализации определяется самочувствием личности. Удовлетворенность ребенка деятельностью, взаимоотношениями, защищенность личности в семье и детском коллективе, его внутреннее спокойствие - все это определяется термином эмоциональное благополучие, которое является  обязательным условием развития личности ребенка, начиная с самых ранних этапов его жизни.

       Среди показателей социального развития дошкольников исследователи отмечают адекватные способы общения с близкими взрослыми, умственное сотрудничество со взрослыми, социальную компетентность, или социальную зрелость, в единстве ее мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов, ориентировку в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о явлениях собственной жизни и о своей деятельности, а также в явлениях общественной жизни и др.

      Социализация происходит в микросоциуме (семья) и в макросоциуме (обществе). Среда является определяющим фактором формирования личности, человек в процессе жизнедеятельности постепенно социализируется именно под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые составляют его ближайшее окружение. Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия человека со средой.

      В процессе воспитания осуществляется сознательно контролируемая социализация.    

      Педагоги, работающие с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, сталкиваются с целым рядом трудностей. Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Эти проблемы являются следствием не только психо-физического состояния ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.

     Дети с интеллектуальными нарушениями в социальном развитии значительно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Они мало приспособлены к самостоятельной деятельности, во многом зависимы от взрослого, испытывают значительные трудности ориентировки в окружающей среде. Неадекватность их поведения в каждой новой для них ситуации и в процессе выполнения режимных моментов, неготовность к сотрудничеству с новым взрослым и со сверстниками, несформированность навыков не только самообслуживания, но и зачастую опрятности затрудняют созревание высших форм поведения, процесс адаптации в коллективе детей, а в целом ухудшают качество социализации. 

     Осложняется процесс социализации детей с  интеллектуальными нарушениями и трудностями в общении. Общение-это фундаментальная основа человеческой жизни. Ребенок, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными. Слабо формируется умение пользоваться средствами речевого этикета, принятого в обществе. Дети испытывают затруднения при оформлении адекватного речевого высказывания, допуская ошибки в его правильности, точности, логичности, чистоте и уместности высказывания.

      Одним из важнейших средств, способствующих социальной адаптации детей, является процесс формирования целой совокупности принципов, убеждений, взглядов, определяющих отношение личности к действительности. Учитывая особенности интеллектуального развития воспитанников, следует отметить, что именно формирование сознания ребёнка наиболее затруднено и наименее поддаётся коррекции. Ребенку трудно освоить сложный окружающий мир во всей его полноте, многообразии и сложности отношений в мире природы и человеческом обществе.

      Это обусловлено не только первичными нарушениями их развития, но и условиями воспитания в семье: неадекватными формами общения и характером взаимодействия близкого взрослого и ребенка, его изоляцией от сверстников и других взрослых, несоответствием предметно-развивающей среды актуальному и потенциальному уровню психического развития ребенка. Всем детям требуется серьезная коррекционно-педагогическая помощь.

      Правильно организованная учебно-воспитательная работа будет способствовать максимально возможной социальной адаптации ребенка.

     Развивающее обучение и воспитание дошкольников с интеллектуальными нарушениями следует понимать как процесс их социализации, который осуществляется в результате усвоения необходимых навыков, жизненно значимых, прежде всего для самого ребенка.

     Для полноценного социального становления личности ребенка необходимо обусловить ряд позитивных факторов:

     - ребенок должен иметь социальные образцы в виде реально исполняемых взрослыми мужских и женских ролей, способов поведения в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, так как раннее развитие осуществляется подражательно;

     - ребенок должен иметь опыт включения в разнообразные человеческие отношения, «дополнительные дифференцированные социально-ролевые взаимодействия» - опыт общения с людьми разного возраста, социального статуса, родственных связей и т.п.;

     - ребенок должен иметь опыт совместного проживания не только с членами своей семьи, что позволит ему понять и научиться учитывать потребности других людей, выражать свое позитивное отношение к ним в поведении. 

      В ДОУ широко используются программы «Я - Человек» (С.И.Козлова и др.), «Наследие» (Я.М.Новицкая и др.), «Дружные ребята» (Р.С.Буре и др.), «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р.Б.Стеркина и др.).

     Программы ориентируют педагогов дошкольных учреждений на следующие цели:

     - Создавать условия для полноценного социального развития детей (предоставлять каждому из них возможность проявлять социальную мотивацию, самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать социальную компетентность и т.п.).

      - Продумывать виды и формы педагогической деятельности, в том числе специальные занятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т.п.

      - Определять уровень развития каждого ребенка на основе специальных показателей (интерес к себе, интерес к сверстникам, к группе детского сада и др.)

       В программе «Я - Человек» социальное развитие трактуется как проблема познания социального мира; в программе «Дружные ребята» акцент сделан на этических проблемах социального развития дошкольника; авторы программы «Наследие» обращаются к проблеме социализации ребенка в семье и ДОУ средствами народной культуры; авторов программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» интересует проблема социальной адаптации детей с учетом реалий современного мира.

       Успешному решению задач социального развития детей будут способствовать основные направления:

     1. Сближение и тесное взаимодействие разных специалистов (педагогов, врачей, психологов, представителей социальных структур)

     2 Выработка единых подходов по оказанию всесторонней квалифицированной помощи ребенку и родителям.

     3. Постоянная информированность родителей о достижениях, имеющихся в российской системе воспитания детей.

     4. Включение родителей в общее образовательное пространство с учетом интересов ребенка, особенностей его развития и состояния здоровья.

      Основная цель коррекционно-педагогической работы по социальному развитию – это создание условий  для системного психофизического развития детей, обогащение их социального опыта.

     Задачи социального развития выделяются в ряду приоритетных, поскольку все коррекционно-педагогическое обучение и воспитание направлено на включение детей в среду сверстников. Среди социальных достижений детей в период посещения группы особо выделяются следующие:

       - умение адекватно общаться со взрослыми (например, педагогами) и сверстниками с помощью невербальных (жесты, мимика) и вербальных (слова) средств;

       - способность адаптироваться к окружающей среде, ориентироваться в ней и, учитывая ее особенности, по назначению использовать игрушки и предметы;

       - умение слушать взрослых и подчиняться их требованиям;

       - умение замечать изменение в настроении близкого взрослого или сверстника;

       - уважение труда взрослых и его результатов;

       - наличие навыков самообслуживания, особенно навыка опрятности и др.

     Чтобы помочь особенному ребенку овладеть этими социальными умениями и навыками, приходится решать ряд специфических задач:

       - одни – в коррекционно-педагогической работе с ребенком;

       - другие – в педагогической работе с родителями.

 

Литература:

1. Стребелева Е.А. Традиционные и новые организационные формы коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Дефектология. 2009. №3.

2. Стребелева Е.А., Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. 1999. №6.

3. Закрепина А. Социальное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2009. №11.

4. Овчарова. Справочная книга школьного психолога.  

5. Маралова Е.А. Развитие детей в совместной игровой деятельности с педагогом // В.Новгород: НовГУ. 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социальное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития"

В данной статье автор обращает внимание на вопрос социальной адаптации детей с ограниченными возможностями....

Доклад "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи через проектную деятельность"

Создание эмоционально-комфортного климата в группе и личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, поддержка инициативы детей-это успешное социально-личностное развитие детей через проек...

Рабочая программа логопедических занятий для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и расстройством аутистического спектра

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда составлена для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и расстройством аутист...

Консультация для педагогов «Особенности организации музыкальных занятий с использованием логоритмики для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями».

Музыка одна из самых сильных по эффективности форм                организации коррекционного, воспитательного и развиваю...

Картотека логоритмических игр и упражнений для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

У детей с интеллектуальными нарушениями сложно бывает вызвать познавательный интерес. В этом отношении логоритмические игры и упражнения помогают педагогу на музыкальном занятии.  Они вызывают эм...

«Визуальное расписание как средство развития мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями»

Расписание – это упорядоченная по времени информация о предстоящих событиях. Визуальное расписание - способ альтернативной коммуникации, основанный на восприятии зрительного ...

«Визуальное расписание как средство развития мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями».

Расписание – это упорядоченная по времени информация о предстоящих событиях. Визуальное расписание - способ альтернативной коммуникации, основанный на восприятии зрительного ...