Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста
методическая разработка по музыке
Мастер-класс для педагогов педагогов дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iprovizatsionnoe_muzitsirovanie_master-klass.docx | 29.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей
детей дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель:
Мертвищева Оксана Геннадьевна
2019 год
Цель мастер-класса:
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на использование в деятельности детей импровизации для развития музыкально-творческих способностей.
Задачи мастер-класса:
1. приобщать воспитателей к музыкальной культуре, расширять их кругозор;
2. познакомить со способами активизации интереса детей к музыкальному искусству и самостоятельной музыкальной деятельности детей;
Музыкальный руководитель.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу показать, как можно развивать творческое мышление, творческую активность, творческое воображение детей через импровизацию. Ведь для развития творчества наиболее благоприятным видом искусства является музыка.
Я предлагаю вам, вжиться в роль детей и самим поиграть, выполняя предложенные задания. А помощником будет моя музыкальная шкатулка, с удивительными нотками. Давайте вспомним, сколько нот в музыке?
…… Назовите их….
Открываем шкатулку и берём первую ноту «До»
- Приветствие (с мячом).
Под музыку передаём мяч друг другу. Музыка останавливается. У кого мяч – тот приветствует всех остальных по-своему. Можно пропеть, можно изобразить «звучащими жестами», можно проговорить с разной интонацией. А остальные отвечают так же.
Музыкальное приветствие проводится в начале каждого занятия и способствует концентрации внимания детей, развитию внимания, воображения, развивает ритмический и мелодический слух и умение действовать согласованно, воспитывает доброжелательное отношение
друг к другу.
Берём следующую нотку какую? нотка «РЕ», которая предлагает…
- Музыкально-ритмические движения.
Упражнение «7 фигур».
Когда будет звучать марш – идём по кругу в колонне по одному, если будет звучать другая музыка (полька или вальс) движемся врассыпную, так как подскажет музыка (каждый по-своему). С остановкой музыки замираем, делаем красивую фигуру не похожую на другие. Если будет несколько остановок – меняем фигуру.
Такие игры способствуют развитию музыкальности и ритмичности, развивают внимание, фантазию, умение ориентироваться в пространстве.
Открываем шкатулку, берём следующую нотку, как называется? Правильно, «МИ». Эта нотка предлагает нам помузицировать.
- Музицирование.
Я приглашаю участников, предлагаю выбрать инструмент, который вам нравится.
Игра «Марш. Полька. Вальс».
Участники музицируют на музыкальных инструментах
под разные жанры музыки.
Музыкальные инструменты притягивают внимание детей, вызывают чувства восторга, восхищения и желания музицировать. Для многих детей игра на музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир!
-Какие жанры музыки вы услышали?
Какая нотка, следующая? «ФА»
Восприятие музыки.
Сейчас мы послушаем музыкальные портреты, на которых изображены три подружки. Когда будете слушать музыку, подумайте, какой у них характер и как их зовут.
- Слушание музыки (восприятие).
«Три подружки» («Плакса», «Злюка», «Резвушка»).
Музыка Д. Кабалевского
Рассуждают о музыке
Как вам подсказала музыка? А композитор Д. Кабалевский назвал трёх подружек «Плакса», «Злюка» и «Резвушка». Предлагаю изобразить подружек с помощью движений, мимики, жестов. Договоритесь между собой, кто какую подружку будет изображать, а мы попробуем угадать. Чья музыка будет звучать, тот и изображает.
Если движения у «артистов» будут не очень выразительными, то по окончании «выступления» можно предложить детям всем вместе подумать, как можно изобразить Злюку (топать ногами, размахивать руками, грозить пальцем), Плаксу (тереть глаза, всхлипывать, ходить с печальным видом), Резвушку (прыгать с ножки на ножку, кружиться, подпрыгивать и т. д.)
Такие задания формируют эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают речь, воображение.
Обязательно похлопать артистам (ситуация успеха).
Какая же следующая нотка в сундучке – это «СОЛЬ».
5. Песенная импровизация.
Упражнение « Знакомство».
Предлагаю пропеть своё имя. По-своему.
Певческие переклички, диалоги.
А сейчас предлагаю разделиться парами (Раздать бумажки с вопросами и ответами)
В песне тоже можно задать музыкальный вопрос и дать музыкальный ответ.
«Лена, где ты?» - «Я здесь».
«Зайка, где ты был?» – «Я гулять ходил»
«Ты куда идешь?» — «Домой!»
«Что-то Машеньки не слышно?» - «Погулять наверно вышла»
Ответы могут быть придуманные самим ребенком.
Сочинение мелодий контрастного характера.
Музыка может выражать различные чувства, она может быть веселой, грустной. Предлагаю сочинить и спеть веселую песню и грустную. Разделитесь на две команды. (раздаются бумажки с текстом)
«Солнце ярко светит, весело на свете!»
«Дождик льет, как из ведра, загрустила детвора».
Работу над песенной импровизацией детей ведётся поэтапно.
Сначала это различные звукоподражания (тиканье часов, звучание барабана), имитацию голосов кукушки, кошки, передачу голосом различного настроения персонажей (котик выздоровел – заболел).
На втором этапе побуждаю детей на создание своих мелодий (вопрос-ответ).
На третьем этапе развиваю навык детей сочинять мелодию на заданный текст.
Можно сочинить песни на стихи, выученные в группе или сочинить мелодии в заданном жанре. Такие песенные импровизации дети придумывают на слоги: тра-та-та – марш, а-а-а – вальс, ля-ля – полька, пение с закрытым ртом м-м-м песня.
И даже если песенная импровизация сначала примитивна и неинтересна, то нужно обязательно заверить маленького исполнителя, что стоит ещё немного поработать, пофантазировать, и всё получится!!!
Берём следующую нотку. Это «ЛЯ» Эта нотка приглашает нас танцевать.
6. Танцевальная импровизация.
Упражнение «Передай платочек»
Сейчас под музыку будем передавать платочки. Передаём медленно, под музыку с поклоном. Как музыка остановится, у кого платочки тот выходит в круг и танцует. Каждый по-своему. (Сначала обговариваем, какие можно придумать движения с платочком). Остальные хлопают.
Танцевальные импровизации развивают мышление, фантазию, чувство ритма и слуха у дошкольников.
Последняя нотка какая? – «СИ» Она предлагает поиграть.
7. Игровая импровизация.
Игра «Воздушные шарики и насос».
Какой формы бывают воздушные шарики? Представьте, что вы воздушные шарики различной формы. Сейчас я буду насосом надувать шарики. На счёт 10 шарики должны надуться. Затем я буду шарики сдувать. Каждый шарик сдувается по-своему.
Релаксация:
Все нотки с нами поиграли. Удалось почувствовать себя детьми?
А пригодится ли в вашей педагогической работе предложенные мною игры, упражнения?
Наша память сохраняет:
10% из того, что мы слышим,
50% из того, что мы видим,
90% из того, что мы делаем.
Поэтому делайте, фантазируйте, творите вместе с детьми!
Импровизация - один из путей развития творческих способностей ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Декоративное рисование в детском саду – как средство развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста
Данная статья предназначена для воспитателей детских садов. Она раскрывает основные направления моей работы по формированию навыков декоративного рисования у детей старшего дошкольно...
Декоративное рисование в детском саду – как средство развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста ( приложения к статье)
Здесь представлены диагностическая карта по ознакомлению дошкольников с народным декоративно - прикладным искусством на занятиях изобразительной деятельности , перспективное планиров...
"Дидактическая игра как средство развития логико-математических способностей детей дошкольного возраста "
В настоящее время важное значение придается логической составляющей математического обучения. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельно...
Пластилинография как средство развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста
Данная статья посвящена вопросу развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста средствами пластилинографии....
Мастер – класс на тему «Развивающее дидактическое пособие «Занимательная карусель» как средство развития интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста»
Создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.Дидактическое развивающ...
МАСТЕР-КЛАСС «Круги Луллия, как средство развития интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста»
Основная цель работы с кругами Луллия – развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельн...
"Театрализованная деятельность как средство развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста"
Отчёт по самообразованию. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски и звуки, а ум...