МАСТЕР-КЛАСС «Круги Луллия, как средство развития интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи
Основная цель работы с кругами Луллия – развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy.docx | 35.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС «Круги Луллия, как средство развития интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста»
Цель мастер - класса: Формировать представление педагогов об использовании методики «Круги Луллия» (технология ТРИЗ).
Задачи мастер - класса:
1. Обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия в работе с детьми дошкольного возраста.
2. Организовать групповую работу коллег с приёмами и видами работ по ознакомлению с кругами Луллия.
3. Организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования
подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному
образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных
учреждениях, согласно ФГОС - воспитание нового поколения детей,
обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске
одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих
способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей
посещающих детские сады.
Школа в наше время предъявляет к малышу, оказавшемуся на ее пороге, массу серьезных требований. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. А это закладывается с детства. И мы педагоги должны помочь ребенку развить в себе такие качества.
А что самое страшное для педагога с точки зрения его профессионального развития? Привычка. Привычка загоняет нас в наезженную колею, заставляющую изо дня в день повторять одни и те же действия, одни и те же слова, лишенные живого смысла и значения. Привычка лишает нас возможности найти нестандартное решение в трудной ситуации, внимательно отнестись к ребенку, отреагировать на его изменяющиеся запросы, вовремя распознать его проблемы.
И потому педагогу время от времени необходимо новое энергетическое вливание, новая эмоциональная встряска, заставляющая его по-новому взглянуть на себя и на свою работу.
Необходимо стремление педагога к использованию в работе с детьми новых форм, методов и технологий.
Недавно я нашла на просторах интернета очень интересное пособие под названием «Круги Луллия», созданного на основе ТРИЗ технологии.
Основоположником этого метода является Раймунд Луллий —французский монах, богослов, философ и алхимик XIII века. Создал логическую машину — круги Луллия — в виде бумажных кругов для открытия новых истин и умозаключений.
Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал этот метод, и они решили адаптировать его к образовательной деятельности с дошкольниками. Лелюх Светлана Викторовна, Сидорчук Татьяна Александровна и Хоменко Николай Николаевич на основе метода луллизма разработали методику для детского сада - «Кольца Луллия». Центральное место в ней занимает многофункциональное пособие - круги Луллия.
На сегодняшний день круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Они вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Ознакомившись более подробно и детально с пособием «Круги Луллия», я поняла, какой неизрасходованный потенциал есть у него. И использовать его можно практически с детьми всех возрастов, во всех видах детской деятельности не только на занятиях и в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка, но и в самостоятельной деятельности детей.
И я решила сделать эти круги и попробовать поработать с ними.
Основная цель работы с кругами Луллия – развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Пособие позволяет решать задачи:
- развивать познавательную активность; мелкую моторику и координацию движений рук.
-формировать элементарные математические представления;
-совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать внимание детей;
- развивать навыки воображения;
- обогащение активного и пассивного словаря;
- развитие связной речи;
Круги Луллия бывают двух видов: горизонтальные и вертикальные. Горизонтальное пособие бывает закрытого типа и по типу пирамидки.
Горизонтальные круги Луллия закрытого типа состоят из основания и двух кругов, свободно вращающихся на стержнях. Сверху круги закрывают крышкой с окошками. Парные круги разделены на сектора с картинками.
Конструкция горизонтального пособия по типу пирамидки тоже очень проста: на стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра, сверху устанавливается стрелка. Все круги разделен на одинаковое количество секторов.
В своей практике я начала использовать пособие с тремя-4 кругами по 6 секторов на каждом со сменными картинками, что позволяет мне использовать одну и ту же основу для разных игр. На стержень нанизывается круги разного диаметра. Сверху устанавливают указатель ограничитель или стрелку. На них располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.
Технология работы с кругами заключается в том, что ребенок, раскручивая кольца, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочкой, либо в свободный сектор. Универсальность игрового материала состоит в том, что, используя лишь несколько колец можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре.
Игры могут быть подобраны по двум направлениям:
1. Уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание – РЗ);
2) Упражнения на развитие воображения, фантазии и творчества (фантастическое задание – ФЗ).
Авторы методики предлагают 4 типа игр на основе одного набора кругов:
1-й тип: «Найди реальное сочетание»
Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например: Солнышко – жёлтое, квадрат жёлтого цвета. Солнышко всегда жёлтое, и зимой, и летом.
2-й тип; «Объясни необычное сочетание»
При раскручивании кругов рассматриваются случайные соединения объектов и как можно достовернее объясняются необычность их взаимодействия. Например: Солнышко и квадрат синего цвета. Солнышко может быть синего цвета, когда на небе тёмные синие тучи.
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку»
В данном типе объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребёнка.
4-й тип: «Реши проблемы»
В фантастическом мире с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
На практике можно использовать все 4 этапа или включать отдельные этапы в игру. Всё зависит от того, какие задачи вы ставите на данном этапе игры.
Можно выделить этапы участия педагога в играх с «кругами»:
- воспитатель непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;
- воспитатель косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;
- воспитатель осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной работы.
- воспитатель осуществляет обучающее руководство позновательными играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.
Методические рекомендации при использовании этого метода
• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.
• Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.
• Дети 7-го года вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.
При проведении игры дети должны быть свободны в своих высказываниях, а взрослые — приветствовать самые неожиданные предложения детей.
Результаты этих игр можно заметить сразу. В ответах детей Вы увидите постепенный переход от односложных предложений к развернутым текстам, в которых ребенок сам произносит имена признаков, самостоятельно создает воображаемые ситуации, с удовольствием формулирует и решает проблемы. В этом заключается главный результат использования кругов Луллия.
Уважаемые педагоги, я постаралась кратко представить основные положения организации игр с кругами Луллия.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Мы сегодня с вами рассмотрим работу с кругами Луллия в образовательной области «Речевое развитие».
Дидактическая игра "Путешествие по сказкам"
Задачи:
- развивать у детей воображение на примерах изменения места действия в сюжете сказки.
- развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки.- учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки.
- развивать желание детей участвовать в совместных игровых действиях, укреплять навыки содружества педагога и детей.
Знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие.
Послушайте такие выражения и скажите, где вы можете встретить такие выражения: Жили-были; В некотором царстве, в некотором государстве; Давным-давно; И я там был, мёд, пиво пил. Правильно, ребята, эти выражения встречаются в сказках.
- Мы сегодня отправимся в путешествие по сказкам, которые вам знакомы.
В.: Уважаемые педагоги, посмотрите это волшебные круги, которые помогут нам узнать много интересного. (рассматривание кругов)
В.: Поиграем с ними? (ответы детей)
В.: Скажите, что изображено на самом большом круге? ( изображения героев разных сказок)
- На среднем круге? (волшебные предметы этих героев)
- А на маленьком круге? (место, где происходил сюжет из сказки).
А сейчас первое задание:
1. Подбор соответствия. 1-й тип: «Найди реальное сочетание»
Под стрелкой необходимо объединить картинки, формирующие реальную картину мира (сказки).
Затем, составьте предложение, объединяющее в себе все эти объекты. (Рассказывает каждый присутствующий.)
Давайте посмотрим, какие картинки находятся под стрелкой?
Дети: Емеля, прорубь, щука.
В.: Давайте попробуем составить предложение?
Дети: Емеля пошел к проруби и поймал щуку.
В.: А как называется эта сказка?
Д.: По щучьему веленью, по моему хотенью
В.: Молодцы! Давайте попробуем угадать, какие сказки здесь еще спрятаны!
В.: Молодцы! Вы отлично справились с первым заданием, а теперь я давайте немного пофантазируем!
2. Следующее задание: объединение случайных объектов. 3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку»
Вам нужно раскрутить «Волшебные круги» и по картинкам, оказавшимся под стрелкой, «Придумать фантастическую историю или сказку». (в данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может).
- Раскрутите, пожалуйста, круги. На какие изображения указывает стрелка?
(Н-р: Красная шапочка, грязная посуда, море).
В.: Красная шапочка оказалась у моря с грязной посудой. Как ей попасть к бабушке?
рефлексия
Я благодарю Вас за участие в мастер-классе и сейчас предлагаю оценить его детской игрой «Укрась солнышко».
Участникам предлагается украсить лучиками то солнышко, со значением которого они согласны:
- Информация интересная, масса впечатлений.
- Интересно, но обременительно.
- Бесполезно, безразлично.
Уважаемые коллеги! В заключение нашей встречи хочется пожелать Вам полета фантазии, красоты образов, создаваемых Вами на занятиях, душевного равновесия.
Предлагаю участников оценить мастер-класс (лимон – не понравилось, банан – понравилось, яблоко – остались вопросы).
И заключении с помощью вот этих монет мне бы хотелось узнать ваше отношение к мастер – классу :если вам было интересно –кладите « золотую» «монетку . а если вы будете использовать это в своей работе – то серебряную .
Большое спасибо!
Рефлексия
«Дерево творчества»
По окончанию мастер класса участники прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Листики – не совсем удовлетворён днём.
Рефлексия
Сделайте хлопок в ладоши те педагоги, которые не совсем удовлетворены данной работой.
- Сделайте хлопок в ладоши те педагоги, которые внимательно слушали, о чём мы говорили, для кого дело прошло полезно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс:«Нетрадиционные техники рисования ,как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста».
Мастер-класс для педагогов...
Мастер класс "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов и музыкальных руководителей "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"...
Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"
Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...
Мастер-класс "«Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»"
Мастер-класс "«Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»"...
Мастер -класс: «Эти увлекательные шашки, как средство развития интеллектуальных, творческих и математических способностей старших дошкольников»
Мастер-класс разработан для педагогов, с целью повышения уровня профессиональной компетенции к изучению настольной игры "Шашки"....
Мастер – класс для педагогов: «Игры направленные на развитие социально-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
Вашему вниманию представлена серия игр направленых на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков колл...
Мастер-класс:Игровая артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза;она включает упражнения для тренировки подвижност...