Конспект развлечения "Проводы льда"
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа)
КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ
«Проводы льда»
Гирфанова Лейсан Фиркатовна
музыкальные руководители
МБДОУ комбинированного вида №52 «Сказка»
г. Набережные Челны
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Задачи:
· Развивающие: развивать музыкальную память, певческие навыки, чувство ритма. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать интерес к музыкальным инструментам.
· Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, активность, чувство коллективизма. Воспитывать бережное отношение к живой природе
· Обучающие: Обучить игре на разных музыкальных инструментах.
Предполагаемый результат: дети познакомились с различными формами народного фольклора: (песни, игры, танцы, малые фольклорные жанры) – это все неоценимое богатство, которое поможет ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью; проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором. У детей сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности.
Виды деятельности: восприятие музыки, разучивание и исполнение песен. Музыкально - ритмические движения. Игра на детских музыкальных инструментах. Музыкальное творчество.
Индивидуальная работа: педагог индивидуально учит детей играть на музыкальных инструментах.
Словарная работа: традиция, ледоход, гулеванные , джигиты, приметы, түтәй, тормышлары, мул, борчуларыбыз, ястык, дәрьяга
Предварительная работа: беседы, просмотр картинки на весеннюю тематику.
Разучивает с детьми весенние песни, стихотворения, танец.
Оборудование: ноутбук, музыкальный центр, проектор (интерактивная доска), колонки.
Ход развлечения:
В зале течет речка, изображены 3 деревни.
Заходят дети
Танец “Весну ждем”(Садятся)
Ведущая: Сегодня мы познакомимся с ещё одним старинным праздником. По старой традиции деревни и села располагались на
берегах рек. Поэтому первый праздник — «весеннее торжество» связано с ледоходом. Называется этот праздник “Проводы льда”. Смотреть ледоход на берег реки выходили все жители от стариков до детей. Молодёжь шла наряженной. Издалека слышны были радостные голоса детей. Праздник “Проводы льда ”символизирует пробуждение природы окончание
зимы, вскрытие льда . Замечено: первыми предчувствуют подвижку льда вороны и сороки. Например, в средней полосе в конце марта начинают птицы свои воздушные игры – гоняются друг за другом, крутятся, как цирковые артисты (Заходит ворона с письмом)
Ворона: Я Воррррона хоть куда
Прилетела к вам друзья
Принесла я вам письмо
Доставляю вам его карррр
Ведущий: ребята давайте узнаем что же написано в письме. Это письмо от весны, давайте прочтем его.“Я в пути , хочу увидеться с вами.Только небо закрыли серые тучи, солнышко не видно,без солнца я наверное опаздаю. Ведь солнышко помогает мне пробудить природу и мир снова расцветает яркими красками.
Ведущая: Ребята действительно без солнца весна не придет. Может все вместе попробуем позвать его.
Все дети:Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко;
Тучка прячься за лес
Спустись солнышко с небес (Заходит солнце)
Солнышко: Здравствуйте друзья! К приходу весны я очень радо. От моей улыбки все кругом становится светлее, теплее и ярче. Пробуждается природа, на деревьях появляются почки и первые листочки, в речках трогается лед.
Ведущая: Вот для этого солнышко мы тебя и позвали, ты же нам поможешь?
Солнышко : конечно же я вам помогу ребята, может и вы меня порадуете.
Ведущая: Конечно же порадуем.
У весны работы много,
Помогают ей лучи:
Согревают всё кругом
Песню о весне споем
Песня “Весенняя капель”
Солнышко: спасибо вам ребята, мне очень понравилась ваша песня. Но мне уже пора, ведь меня ждут другие дела, нужно доконца разбудить природу.
(блёстки раскидывает на речку под музыку выходит из зала )
4 ребенка выходят в центр зала
Малай:
Слушайте внимательно
Новострите ушки
Солнечные лучики
Растопили в речке льдинки
Татар кызы:
Язгы ташу башлануын
Хәбәр итеп дөньяга,
Зәңгәр бозлар агып китте
Зәңгәр сулы дәрьяга.
Рус кызы:
Долго шла весна тайком.
От ветров и стужи.
А сегодня прямиком
Шлепает по лужам.
Керәшен кызы:
Бозларны кузгалтты,
Яз җитте, яз җитте.
Киң җәелеп, су акты,
Су ерып, боз китте.
Ведущая: Когда приближается время праздника, джигиты (молодые юноши) из разных деревень верхом на лошадях выезжают собирать подарки, сладости для праздника и победителей в состязаниях. И никто им не отказывает. Хозяйки заранее готовятся к этому дню.
Под музыку Мальчики на лошадях скачут к татарской хозяйке
Татар. мальчик:
Ач ишегеңне, түтәй,
Килдек сорарга булэк!
Әгәр булэк бирмәсәлэр
Тормышлары авыр булыр
Әгәр булэк бирсәләр,
Тормышлары мул булыр!
Татар. Түти:
Исәнмесез, балакайларым!
Без сезне, күптән көтәбез.
Мәгез сезгә булэклэр,
Ямьле үтсен бәйрәмнәр!
Мальчики на лошадях скачут в деревню крещенных татар
Крещен. мальчик:
Ач ишегеңне, түти,
Килдек сорарга ипи!
Әгәр ипи бирмәсәләр,
Ул кибеп бетәр.
Әгәр безгә ипи бирсәләр,
Тормышлары мул булыр!
Крещен. түтәй:
Исәнмесез, балакайларым!
Ипиен дә бирәбез,
Булэген дә бирәбез,
Өлкәннәрне сыйлагыз!
Мальчики скачут в русскую деревню
Рус. мальчик:
Открывайте шире двери
Угостите весь народ
И спуститесь все на речку
Провожаем ледоход
Рус. хозяйка:
Спасибо вам большое за приглашение
Берите сладости к празднику и угостите всех.
Мальчик: спасибо!
Ведущая: вот какие молодцы наши мальчики, сколько угощений собрали к празднику.
Давайте посмотрим ребята, может и лед начал таять. (на экране видеоролик ледохода)
Ведущая: Лед трещит, лед трогается. Пойдёмте к речке понаблюдаем за ледоходом. Дети в костюмах разных национальностей распевая свои песни идут к речке. Татары“Дубыр- дубая” (тат.нар.песня), крещенные татары и руские “Земелюшка- чернозем” (рус нар песня). (дети садятся на скамейки ).
Алып баручы:Под воздействием солнечных лучей лед быстро подтаивает. Еще более разрушительное действие на него оказывает усиливающееся весной течение воды в реках и прудах, которое подтачивает его снизу.Перед вскрытием рек и водоемов он становится рыхлым и слабым.сегодня у нас праздник, сегодня ледоход. Смотрите лед трещит, лед трогается. (мальчики запускают кораблики.).
Крещен. ребенок:
Елга тулып боз ага,
Сокланабыз без аңа.
Кояш көлә, көн аяз,
Бозга басып, килә яз.
Рус.ребенок: Ура! Весна и ледоход!
Плывет, плывет по речке лед
Глядят ребята там и тут,
Как льдинки по воде плывут.
Тат. ребенок : Яз безгә шатлык китерсен. Барлык борчуларыбыз шушы бозлар белән агып китсеннәр.. (Заходит бабушка на руке у нее посуда с пшеном).
Бабушка: здравствуйте гости дорогие! Услышала ваши звонкие голоса, и поторопилась на ваш праздник. В моем детстве старики, глядя на реку, определяли, что ждёт людей в будущем,. – Были приметы: если лёд идёт тихо и с большими расстановками или истаивает на месте, то весна и лето будут тяжёлыми. Ребята, может и вы знаете поговорки?
Татар баласы: Беләбез, эби, әйтимме?
Апрель аенда яңгырлар булса, ашлыклар уңар.
Татар баласы: Язгы бозның ястык калынлыгына да ышанма.
Русский ребенок: "Если во время ледохода на берегу не останутся глыбы льда, будет хороший год";
Татар баласы: Каен суы куп акса, жир янгырлы булыр .
Бабушка: Спасибо мои дорогие.
Ведущая: Что-то засиделись мы, пора бы и ноги размять. В каждой деревне гулеванные праздники проводили по-своему. Но во всех было общим то, что соседи с разных деревень собирались, чтобы «на других посмотреть, да себя показать».Может и мы представим друг другу свой национальный калорит.
Татар кызы: Эйдэгез «Яулык салыш» уенын уйнап алабыз.
Все татары: эйдэгез!
Игра «Уен яулык салыш»
Все дети: Яшерэм яулык, яшерэм яулык
Яшел чирэм артына
Сиздермичэ салып китэм
Бер иптэшем артына. (водящий выбирает ребенка в русско- народном костюме)
Бабушка: Бие әйдә, бие әйдә,
Биегәнне күр әнә.
Биемәгән кыз- егет
Чүмәләгә әйләнә.
Русский ребенок: я станцую со своими друзьями.
Русские дети: мы готовы!
Русский народный танец
( после танца опять продолжается игра «Яулык салыш» )
Бабушка: уйна әйдә, уйна әйдә,
Уйнаганны күр әнә.
Уйнамаган кыз- егетлэр
Чүмәләгә әйләнә.
Крещен. ребенок: я сыграю со своими друзьями.
Крещенные дети: без эзер!
Оркестр «Яз килә»
Бабушка: какой замечательный праздник устроили вы ребята и вернули меня в детство,спасибо вам за это.(уходит)
Алып баручы: Ребята, Дорогие гости! Праздник наш подходит к завершению. Ведь народная мудрость гласит: «Делу – время, потехе – час». Добра вам, удачи!
Спасибо за внимание!
Список литературы:
1. Н.Д. Конаков. От святок до Сочельника: Коми традиционные календарные обряды. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1993. 128 с
2. Альбом детского фольклорного коллектива «Купальнича», где собраны грамоты, благодарности, фотографии коллектива, газетные статьи о группе с 19
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия во 2 младшей группе "Знакомство детей со свойствами льда"
Образовательная деятельность с элементами экспериментирования во 2 младшей группе...
Конспект НОД «Взаимодействие воды, снега, льда».
НОД на тему: «Взаимодействие воды, снега, льда»....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ(НОД) Тема: «Свойства снега и льда»Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) и «Коммуникация».
Формирование представлений детей о свойствах снега и льда; Исследование свойств снега и льда в изменении температурных условий. Свойства воды. ...
Конспект занятия на тему: «Свойства воды, льда и пара»
Задачи: Уточнить знания детей о свойствах твердых, жидких и газообразных тел. Дать представление о трех состояниях воды и причинах перехода одного в другое....
Конспект занятия по познавательному развитию "Освобождение бусинок из ледяного льда"
конспект занятия...
Конспект проведения детской экспериментальной деятельности с детьми второй младшей группы «Знакомство детей со свойствами льда»
Конспект предназначен для воспитателей детского сада второй младшей группы, направлен на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира, помог...
конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста "Свойства снега и льда"
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего возраста с использованием проблемных ситуаций и познавательно- исследовательской деятельности...