Музыкально - игровая деятельность в ДОУ
консультация по музыке

АртюшинаЕленаГеоргиевна

Описание  работы  по  музыкально -игровой  деятельности  в  ДОУ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno_-igrovaya_deyatelnost_v_dou.docx31.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                             МКДОУ   детский   сад   «Огонёк»   р. п.  Линево
                          Искитимский    район    Новосибирская   область

                         Мастер – класс   на  тему:

«Музыкально – игровая  деятельность
               в   детском   саду»

                                                     Подготовила :
                                                                                                                 Артюшина  Е.Г. –  
                                                                                                     музыкальный  руководитель
                                                                                                                      1  категории

                                                            2020 год                                                                                                    

 В.А. Сухомлинский  писал:
«Без  игры  нет  и  не  может  быть  полноценного  умственного  развития. Игра – это   искра, зажигающая   огонёк   пытливости   и   любознательности»
         

           Музыкально – игровая   деятельность   в  детском  саду  является  важнейшим   средством   развития   и   формирования   личности   ребенка.
ФГОС ДО  (п.2.6) определяет :  «Содержание  образовательных  областей  строится  в  соответствии  с  возрастными  и  индивидуальными  способностями  ребенка,   может  реализоваться  только  в  общении,  игре,
познавательно – исследовательской   деятельности  -  как  сквозных  механизмах   деятельности   ребенка».
Основной   вид   деятельности   дошкольного   возраста  -  игра,  игра  творческая  и   это  школа  жизни  для  ребенка,  его  естественное  состояние.     Отними   игру – и   получишь   личность,    неподготовленную   к    жизни.  
В   детском   саду   создана   благоприятная   предметно – развивающая   среда    для   развития   музыкальной   игровой   деятельности.  Предметная  среда  должна  быть  разнообразной,  интересной,  хорошо  оборудованной,
что   способствует  поддержанию    эмоционального   благополучия     детей,
их   эстетическому  развитию.   Хорошо   подобранная   музыкальная   среда     побуждает   ребенка   к   действию, вызывая   интерес   к   познанию   и  творчеству.    
       Музыкальная  игра   в    повседневной  жизни  детского  сада  является    ценным  средством  музыкального  и   всестороннего  развития  детей.
Психологи  давно  доказали  положительное  влияние  музыки  на  ребёнка.
Дети  более чувствительны,  открыты  и  эмоциональны,  чем  взрослые, им  необходима    практика,  где   они   могли  бы  упражнять  приобретенные  знания:  повторять  песни,  танцевать,  играть  на  ДМИ,  экспериментировать  с  музыкальными  игрушками,  свободно  заниматься  творческим  музицированием.  Поэтому   музыкальная   игровая   деятельность   должна  присутствовать   не  только  на  музыкальных  занятиях (два  раза  в  неделю),   но  и  на  утренниках, занятиях   в  группе ,  в  режимных  моментах  и   просто  в  свободное  время.

Значение    музыкальной   игры  для  дошкольников: 
1) Обеспечивает  развитие  двигательных,  умственных,   вокальных,
   речевых  навыков.

2) Способствует   всестороннему   развитию   личности   ребенка.

3) Расширяет   кругозор   и   сферу   интересов,   побуждает   к   действию.

4) Способствует  ускоренному   формированию   произвольной  регуляции
   действий.
5) Воспитывает  и  закрепляет   волевые  качества  личности,  эстетический
    вкус, способствует  социализации  детей, повышает  контактность.
6) Оздоровительное    значение – укрепление  дыхательной  и  сердечно –
    сосудистой  систем,   костно – мышечного  аппарата,  мелкой  моторики,  
    снятие  мышечного  напряжения.

Виды   игровой   музыкальной   деятельности   детей   в   группе:
1. Игра  на  ДМИ.
 
  Дети  очень  любят  играть  на  музыкальных  инструментах,  они  могут  исполнять  попевки,  ритмические  рисунки,  выученные  на  занятиях,  или
придумывают   и   исполняют  свои  мелодии,  услышанные   дома, на  улице, проявляя  творчество,  импровизацию.
Воспитатель  должен  поощрять  творческую   активность  детей,  учить  договариваться  кто  на  каком  инструменте  играет,  следить   за  дисциплиной  во  время  игры.
В  группе  обычно  для  игр  на  ДМИ  используются  детские  металлофоны,
барабаны,  бубны, дудки,  ложки.  Самые   оригинальные   инструменты  можно  изготовить  из  использованных   дома   материалов : киндеры,  банки, коробки, пробки  и  т.д  с  помощью  родителей.   Такие   инструменты  у  детей   вызывают   особенный  интерес   и   побуждают  к  творчеству.
2. Игра   под  фонограмму.
   Воспитатель  подбирает   детскую  песню  и   вместе  с  детьми   играет  на  ДМИ   ритмический  аккомпанемент  к   песне.

3. Импровизация  звуковых  картин   на  заданную  тему.
   Дети  озвучивают   картины  природы,  действия   предметов, звуки, шумы.
4. Озвучивание   стихов.
5. Сказки – шумелки
.
6. Музыкальная  игра  -  фонограммы   музыкальных  игр, игры  с  пением,
   игры   с  танцами,  игры  с  движением  под  музыку, сюжетно – ролевые
   игры   и  т.д
      Важной  ролью  воспитателя  в  развитии  самостоятельной  музыкальной  деятельности  детей   является  создание  проблемных  ситуаций, побуждение  детей   действовать  самостоятельно,    применяя   усвоенное    на музыкальных   занятиях   в  новых  условиях.  Под   влиянием   радостного   звучания   музыки,   выразительного  слова,  элементов  костюмов   у  детей   будут  возникать   яркие  положительные  эмоции.  Всё   это   способствует   развитию   эмоциональной   сферы   дошкольников,   и  выражению  эмоций  во  время  пения,  в  танце,  игре,    а  также   способствует  формированию  интереса   к    музыке    и    музыкальной  деятельности  в    целом.  
Типы   музыкальных   игр:

 - подвижные
- хороводные
- настольные  

Игра  состоит  из :
-  обучающей  задачи
-  содержания
-  правил  игры
-  игровых  действий

Музыкально – игровая   деятельность   детей   на  занятиях   по   музыке.
    По   содержанию   и  задачам  все  музыкальные  игры  можно  отнести  к  дидактическим.   На    музыкальном   занятии   используются   музыкально – дидактические   игры,   которые   имеют   свои   образовательные    задачи.  
Виды   музыкально – дидактических   игр:
 - для развития   звуковысотного   слуха
-  на  развитие  чувства  ритма
-  на  развитие  тембрового  слуха
-  на  развитие  диатонического   слуха
-  на  развитие   памяти   и   слуха
-  на   развитие  детского  творчества
-  на  развитие  навыков  игры  на  ДМИ
           Все   пособия   условно  разделены   на  три  группы:
1)
пособия,  которые  дают   детям  представление  о  характере  музыки
 (  веселая,   грустная)  музыкальных  жанрах (песня,  танец,  марш).
Например,  я   использую   музыкально – дидактическую   игру  «Три  домика»,  в  которой   дети  должны   послушать   музыку,   определить  по  характеру   звучания   к   какому  жанру  она  относится – распевная  и мелодичная  песня,  подвижный  и  веселый  танец,  бодрый   и   энергичный  марш;
«Раскрась  музыку   цветом»  - муз.  дид.   игра  в  которой   семь  основных  цветов  радуги,  дети слушают   музыку,  определяют  характер  музыки  и  подбирают   соответствующий  цвет  к  характеру  музыки.

2)
пособия,  которые   дают  представления   о  содержании   музыки,   о  музыкальных  образах,  например «Три  настроения» - игра,  в  которой  дети
слушают  музыку  и   определяют   какое  настроение  она  выражает – грустное,  веселое   или   сердитое. «Три   танца» - дидактическая    игра,  которая  знакомит  детей  с  видами  танцев :  вальс,  народный  танец, полька. Дети   слушают   музыку    определяют   характер   музыки   и    вид   танца, соответствующие   к   танцу   движения.

3) пособия,  которые  формируют   у  детей   представления   о  средствах
   музыкальной    выразительности,
  например  «Два   Брата – мажор  и
   минор»,  игра  в  которой  дети  учатся   различать  веселый,  светлый -
   мажор,  от    грустного,  мрачного –минора; «Лесная   азбука» - муз. дид.  игра  которая   знакомит  детей   в  игровой   форме с  длительностями  нот :
бегемоты   шагают – целыми   нотами,  медвежата  шагают  – половинными,
волк – четвертными,  белочки – восьмыми.
Для   ознакомления   с  музыкальными   инструментами  использую  в   качестве  пособия  «Картотеку  предметных  картинок»  которая  содержит  фото   и   краткое   описание   музыкальных   инструментов,  загадки  про  инструменты,   примеры   стихов  для  озвучивания,  правила  игры  на музыкальных  инструментах,  понятие  об  оркестрах  и  дирижерах.      

            Музыкальная   деятельность   дошкольников  -  это  различные  способы,  средства  познания  детьми  музыкального  искусства (  а  через  него  и  окружающей  жизни,  и  самого  себя) Основной  принцип  музыкально – игровой   деятельности:  тесная  связь  с  музыкой.  Движения   используются   как   средство   более   глубокого   проникновения   и  понимания  музыкального  искусства.  Музыка   сообщает   движениям   определенный   характер,    темп,  динамику, придает  им  соответствующую  эмоциональную  окраску.  Игровая   деятельность   под   музыку   радует   ребенка   и   поддерживает   его интерес   к   знаниям   и   действию. Благодаря   музыкально – игровой  деятельности,  ребенок  начинает  понимать  музыку,  начинает  проявлять  способности  к  музыке,  понимает  смысл  и  начинает  сам  воспроизводить  услышанную   мелодию,  так  как  ее   понял.  

Виды   музыкальных   игр :

СЮЖЕТНЫЕ – наличие  несложного  сюжета,  персонажей   и музыки  к ним
                           дети  передают  образы,  согласуют  движения  с  музыкой
                           «Зайчики  и  лисичка», «Кот  и  мыши»  и   т.д
НЕСЮЖЕТНЫЕ – игры  соревновательного  типа,  после  фиксированных
                                последовательных   движений  соревнования   на  
                               ловкость  и  быстроту. «Игра  с  бубном», «Веселая шляпа»
ИНСЦЕНИРОВКИ   ПОД  МУЗЫКУ – на  основе  конкретного  сюжета,
                               характерные движения  под  музыку  по действию сюжета
                               с   пением  и  без  него «Я -  просто  музыкант»,  «Стирка»  
ИГРЫ   С   ПЕНИЕМ -  хороводы  на  основе  игровых  песен «Каравай»
                                «Васька –кот», «Веселый  музыкант».
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ   ПЕСЕН – действия  детей  определяются
                                 содержанием  песни  характером  персонажа «Кошка»,
                                 «Жили  у  бабуси», «В  траве  сидел  кузнечик»
НАРОДНЫЕ  ИГРЫ   С  ПЕНИЕМ – русские  фольклорные  игры,  из  
                                  поколения  в поколение «Гори,  гори  ясно», «Баба  Яга»,
                                  «Заплетись,  плетень».                                                                  
На   музыкальных   занятиях   часто  использую   подвижные  музыкальные  игры  такие  как: «Сапожник»,  «Стирка», «Слепой  кот», «Кот  и  мыши»,
«Зайчики  и  лисичка»,  «В  садик  мы  ходили», «Васька –кот»  и   т.д
В   соответствии  с  календарными   праздниками    и   временами  года  использую  игры  по  временам  года  например: Осенью -  игры «Мухомор»,
«У  медведя  во  бору»,  «Что  нам  осень  принесёт?»  (ст.   под. группы ),  «Курочки   и  петушок», «Белые  гуси» (2мл.  ср. группы);  Зимой – «Два   Мороза»,  «Паровоз  деда  Мороза» (ст. под. группы), «Снежки», «Заморожу» (2мл. ср. группы); Весной – «Гори,  гори  ясно», «Ручеек» (ст. под. группы),
«Займи  домик», «Дудочка» ( 2мл. ср группы);  Летом – «Пчелы   яровые»,
«Веселая  шляпа», «Я – просто  музыкант»  (ст. под. группы),  «Жуки», «Мячики»,  «Стирка  для  малышей» (2мл. ср. группы)  и   другие   игры.

       В  настоящее  время  музыка  и   игра  чрезвычайно  важны  для  ребенка.
Погружаясь  в  них,  он  узнает  свой  внутренний  мир  и  успешно  познает  внешний  мир.   В  музыкально – игровой  деятельности   происходит  активное  общение  со  сверстниками,  поиск   различных  приемов  и  способов  взаимодействия  с  ними,  закрепление  целесообразных  навыков  поведения.
        Современный  стандарт  образования     стремится  к   использованию   музыкальных  игр,  которые  предусматривают  развитие  всех  способностей  ребенка,  формируют  художественный  вкус  и  эстетические  эмоции,  приобщают  детей  к  прекрасному  как  в  искусстве,  так   и  в  окружающей  жизни.
Практическая    часть.
1. Ознакомление  с  музыкально – дидактическим   игровым  материалом.

2. МДИ  «Угадай  на чем  играю»  на  развитие  тембрового  слуха

3. МДИ   «Сыграй  сказку»  на  развитие  фантазии, воображения.

4. МДИ   «Домик  с  сюрпризом»  на  развитие  чувства  ритма, артистизма

5. МДИ   «Наш   оркестр»

6. Разминка   «Музыкальная   шкатулка»

7. Музыкальная   игра   «Я –просто  музыкант»
Заключение:  Всем  спасибо  за  вниманье,
                        За  задор  и звонкий  смех.
                        За  огонь  соревнованья,  
                        Обеспечивший  успех.
                    Разминка    «Музыкальная  шкатулка»
1.Какими  нотами  можно  измерить   расстояние ?(
Ми Ля  Ми)

2. Какие   две   ноты   растут  в  огороде?  (Фа  Соль)

3. Какая   песня  про  насекомое   звучит   в  сказке  «Незнайка  в  солнечном
                                                                                                                     городе»?
                                                                             
(«В  траве   сидел  кузнечик»)

4. Придумайте  слова,  в  которых  спрятались  ноты     ДО, РЕ,  МИ,  ФА,  СОЛЬ,  ЛЯ,  СИ ? (Помидор,   дорога,  река,  лягушка,  сирень)

5.  Загадки :
  а)  Внутри –пустой,  а  голос – густой.
       Сам   молчит,  а  бьют -  ворчит.                       (
Барабан)

   б)  У  какого  инструмента  есть  и  струны  и  педаль.
        Что  же  это?  Несомненно    наш …                              (
Рояль)

   в)  Движенья  плавные  смычка  приводят  в  трепет  струны,
       Мотив  журчит  издалека  поёт   про  ветер  лунный.
       Звучит  мечтательный   мотив,  его  названье…  
( Скрипка)

    г)  Ящик    на  коленях  пляшет,  то  поёт,  то  громко  плачет. (Баян)

    д)  На  листочке,  на  страничке  то ли  точки,  то ли  птички -
        Все   сидят   на  лесенке  и  щебечут   песенки.        (
Ноты)

    е)  Приложил  к  губам  я  трубку,  полилась  по  лесу  трель,
         Инструмент  тот  очень  хрупкий  называется ….         (
Свирель)

    ж)  Он   под  шапочкой   сидит,  не  тревожь  его  -  молчит.
         Стоит   только  в  руки  взять  и  немного  раскачать,
  Слышен  будет  перезвон: динь –дон -дон,  динь - дон – дон (
Колокольчик)

6.  Кто   пишет    музыку,   а   кто   слова?                         (Композитор,   поэт)

7.  С   помощью   чего  можно  записать  музыку?             (Ноты)

8.  Кто   исполняет   музыку?                                               ( Музыкант)
9.  Как  называется  одновременное  звучание  нескольких  инструментов?
                                                                                                       (
Оркестр)
10. Как   зовут   человека,   который  руководит  оркестром?    (
Дирижер)

11.  Как   называются   люди,   которые  выступают  на  сцене?  (Артисты)

12. Допойте  песню   «Жили  у  бабуси…»    

13. Назовите   виды    искусств,   взаимодействующие   с   музыкой? (Поэзия,  
     хореография,  балет,  театр,  кино,  живопись)

    Высказывания    великих   людей    о   музыкальном    воспитании

«Музыка -  могучий   источник   мысли.  Без     музыкального   воспитания   невозможно     полноценное  умственное  развитие.»

                                                                В.А. Сухомлинский

«Дети   должны   жить   в   мире   красоты,  игры,  сказки,   музыки,  рисунка,  фантазии,  творчества.»

                                                                   В.А. Сухомлинский

«Музыка   объединяет   моральную  и   эстетическую   сферы   человека. Музыка – это   язык    чувств»

                                                              В.А. Сухомлинский

«Музыкальное  воспитание – это  не  воспитание  музыканта,  а   прежде   всего   воспитание   человека!»                                                                                                                                                      

                                                                В.А.Сухомлинский

«Музыка  не  только  доставляет  нам  удовольствие.
Она   многому   учит.  Она,    как  книга,  делает  нас  лучше,  умнее,  добрее»                                                                                    

                                                                Д. Б. Кабалевский


«Музыкальное   творчество   детей -  самый  действенный  способ  их   развития»

                                                                Б.В. Асафьев

«Музыка – самое   поэтическое,  самое  могущественное,  самое  живое   из  всех  искусств»
                                                                   Гектор  Берлиоз

«Музыка  является  самым  чудодейственным,  самым
тонким  средством   привлечения  к  добру,  красоте,
человечности.   Жизнь   детей   без   музыки  невозможна,  как  невозможна  без   игры   и   без  сказки…»

                                                                 В.А  Сухомлинский

Карточка   № 1   – проиграть   на  металлофоне,  треугольнике, дудочке (на выбор)  имена  сказочных  героев:   Буратино,  Дюймовочка,  Красная   Шапочка,   Гена  Крокодил, Чебурашка,  Чиполино,  Кот  в  сапогах.
 

   Карточка  № 2  – Отгадать  какой  жанр  звучит  в
  музыке: песня,  танец,  марш.

   Карточка  № 3 -  «Обезьянка» -  ребенок  показывает  
  любые  движения,  дети  за  ним  повторяют.

   

   Карточка  № 4 –  Изобразить   с  платком : бабочку, лису,
  принцессу, волшебника,  бабушку, фокусника.

   Карточка № 5 -  Проиграть   на   бубне   как   идут   часы:

  а) на   башне          б) на   стене       в) на   руке

    Карточка   №6  -  назовите :
  1)  три  темпа  в  музыке    2)   три   регистра


                 
                                                         
 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально-  дидактические игры.Использование  музыкально- дидактических игр помо...

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...

Средства музыкальной выразительности. Их характеристика. Значение средств музыкальной выразительности на понимание музыкального образа. Методы научного исследования в музыкальной педагогике.

Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она бывает разной &nda...

Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год

Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное...