«Использование современных игровых технологий в процессе развития вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа)
Данная методическая разработка имеет три раздела:
1) "Игра" в педагогике (определение, задачи, классификации);
2) Пение как вид деятельностпи на музыкальных занятиях в ДОУ;
3) Игровые технологии как средство работы по развитию вокально-хоровых навыков старших дошкольников.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Использование современных игровых технологий в процессе развития вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста» (методическая разработка)
- «ИГРА» В ПЕДАГОГИКЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЗАДАЧИ, КЛАССИФИКАЦИИ)
Игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б.Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
В педагогике игра рассматривается как средство усвоения, закрепления и углубления знаний, метод обучения, подчеркивается ее развивающее значение (Е.И.Тихеева, А.П.Усова и др.).
«В игре ребенок закрепляет свой опыт познания окружающего мира и его преобразования, осуществляется всестороннее развитие ребенка- эмоциональное, интеллектуальное, творческое»- так в своей книге пишет О.П.Радынова. И действительно, игры способствуют тому, что ребенок переходит на другой уровень своего роста. Он неоднократно прорабатывает различные ситуации в интересной для себя форме, одновременно решая и ряд учебных задач.
Игры могут иметь разную направленность: формирование умений и навыков в какой-либо области, качеств личности (воли, самостоятельности, коммуникативных навыков и др.), развитие способностей (общих и специальных).
Д.Б.Эльконин указывает на родство игры с искусством, которое, в свою очередь, заставляет переживать разные стороны жизни, преподнося их в образной (художественно-образной) форме. Подчеркивается роль игры в развитии различных психических процессов- восприятия, памяти, мышления, воображения ребенка, а также различных его способностей.
Классификации игр
Г.К.Селевко предлагает следующие критерии классификации игр:
1) по виду деятельности (физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные, психологические).
2) по характеру педагогического процесса: обучающие тренировочные, контролирующие, обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные и т.д.
3) по характеру игровой методики разделяют предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
Классификация С.Л.Новоселовой, где основополагающим принципом является степень участия ребят в создании игры, разработке ее правил, включает:
1)игры, возникающие по инициативе детей (игра-экспериментирование и самостоятельные сюжетные игры);
2) игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие и досуговые игры);
3)игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (возникают по инициативе взрослых иди более старших детей).
В музыкальной педагогике единой классификации игр также не существует. Рассмотрим несколько классификация музыкальных игр.
Классификация, где в основе лежит характер игры, ее содержание (предложена Н.А.Ветлугиной):
1)настольные. Спокойны по характеру, способствуют различению свойств звука на основе различных видов моделирования
2) подвижные. Дети с помощью различных движений (музыкально-пластическая деятельность, музыкально-ритмическая) выполняют задания на различение характера, жанра музыки, выявление особенностей музыкальной речи (темп, динамика, фраза, раздел и т.д.).
3) хороводные игры и игры с пением. Позволяют развить представления о традициях, обычаях, познакомиться с фольклором.
В следующей классификации критерием разделения игр на группы служит то, на развитие каких музыкальных способностей направлена игра. Здесь принято различать игры и пособия для развития ладового слуха, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.
Игры разделяют и по видам музыкальной деятельности (для развития музыкального восприятия, исполнительских и творческих умений, музыкально-образовательной деятельности).
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций занятий проходит по таким основным направлениям:
1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
3. Учебный материал используется в качестве ее средства.
4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
- ПЕНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Искусство пения еще в период античности считалось первым признаком наличия у человека образования. Это мнение можно применить и в наше время, поскольку развитие певческих навыков у детей способствует не только формированию слуха, речи и мышления, но и эмоционально-нравственной сферы дошкольника и его творческой любознательности. Сфера исполнительского искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности.
В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников стоит задача: развивать способность исполнительства, певческие навыки, слуховой самоконтроль, выразительность пения. Значительная часть дошкольников приходит из детских садов в школу практически не поющей. Дети не научены фальцетному голосообразованию, в результате чего поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряженно, у детей не наблюдается необходимых навыков слуховой и вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены.
Проблема развития певческого голоса ребенка-дошкольника – одна из самых наиболее сложных в музыкально-педагогической теории и практике. Это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.
Большое значение этой проблеме уже на протяжении прошлого века уделяли ведущие педагоги-вокалисты – Н.А.Метлов, Д.Е.Огороднов, В.Н.Шацкая, В.В.Емельянов, Н.А.Ветлугина, З.Кодай.
По данным исследований ученых педагогов, одной из причин отсутствия должного развития певческих навыков детей является так же недостаток певческой культуры семьи. Дети не имеют собственного эталона певческого голоса и начинают подражать тому, что подается в окружающей их среде (телевидение, современная эстрада, аудио-, видео - записи, наличие систем караоке и пение под фонограмму). По словам исследователя В.В.Емельянова, постепенное формирование эталона певческого звука или возникновенье в одночасье являются решающим мотивационным фактором в приобщении человека к вокальному искусству. В современном вокально-эстрадном искусстве (это то, что обычно слушают дети) отсутствует академический стиль пения, преобладает сип, хрип, форсирование звука. Поэтому особое значение в решении проблемы развития певческих навыков отводится задачам и функциям дошкольного учреждения, основанным на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду жизни человека, когда происходит интенсивное развитие личности ребенка.
В моей практике проблема развития певческого голоса детей проявилась, прежде всего в том, что дошкольники незначительно использовали певческий потенциал: затруднялись петь в высоком и низком регистрах, заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шёпот, «боялись выходить» за рамки диапазона. В силу несформированного до конца артикуляционного аппарата, часть звуков дети пели искаженно, заменяя гласные и согласные близкими по звучанию звуками. Были замечены затруднения при умении детей правильно выполнять бесшумный вдох и протяжный долгий выдох.
Каждый ребенок с самого раннего возраста обладает волшебным инструментом – собственным голосом. Это самый доступный инструмент, навыки владения которым развиваются постоянно. Через песенную деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительской деятельности. В певческом процессе успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Занятия пением активизируют умственные способности детей, развивают слух, память, внимание, мышление, укрепляют легкие и весь дыхательный аппарат, создают условия для положительного эмоционального общения, улучшают самочувствие, укрепляют здоровье.
В процессе певческой деятельности реализуются музыкальные потребности ребенка: знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
Методологической основой работы по развитию певческих навыков средствами игрового распевания явились идеи детского музыкального воспитания К.Орфа, В.В.Емельянова, Н.А. Ветлугиной, Н.А.Метлова и молодых современных педагогов: О.Кацер, А.Евтодьевой, Т.Боровик.
На музыкальной НОД для обучения детей пению я использую различные педагогические технологии: личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые технологии, здоровьезберегающие, технологии развивающего, проблемного обучения, информационно-коммуникационные и др. Это, несомненно, позволяет повысить эффективность и качество обучения, способствует развитию творческого мышления, активизирует самостоятельную деятельность старших дошкольников.
Работая с детьми, я постоянно слежу за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы ребята пели естественным голосом, не форсируя звуки. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.
На сегодняшний день современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы ФГОС, где основной задачей является совершенствование образовательного процесса, требующего поиска новых педагогических подходов, при которых детский певческий голос формировался бы более успешно. Это привело к выбору темы моей работы: «Использование современных игровых технологий в процессе развития вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста».
- ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку. Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно.
Использование игрового распевания для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста окажется эффективным при условии, что этому разделу будет уделяться систематически 5-7 минут музыкальной НОД, закрепления в режимных моментах, дома, в самостоятельной деятельности, на концертах, праздниках и развлечениях, итоговых мероприятиях.
Виды игрового распевания разнообразны по своей направленности и значимости:
- игры-упражнения на расширение певческого диапазона;
- голосовые игры на основе фонопедического метода В.В.Емельянова;
- диалогические игры-распевки на контрастное сопоставление;
- игровые песенки-массажи;
- игры-импровизации, основанные на музыкально-слуховом опыте.
Игровые упражнения разучиваю с детьми на музыкальных занятиях поэтапно:
Первый этап - обычно проводится знакомство с песней в целом, с объяснением. Прежде чем разучивать песню, дети знакомятся с теми персонажами или явлениями, о которых рассказывается в ней.
Второй этап - разучивание песни. Постепенно, от занятия к занятию развивается игровая ситуация, связанная с содержанием песни, и, наконец, все дети включаются в игру.
Третий этап - систематическое повторение, т.е. закрепление. При закреплении игры детям предоставляется возможность играть под пение без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса взрослого, а в дальнейшем они играют и поют самостоятельно.
Для закрепления певческих навыков важно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в семье.
В работе над развитием певческих навыков средствами игрового распевания у старших дошкольников использую все формы организации музыкальной деятельности для работы с детьми: групповые, подгрупповые, индивидуальные.
Перед тем как перейти непосредственно к исполнению игровых упражнений, провожу комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастик А.Н.Стрельниковой, М.Ю.Картушиной, целью которых является подготовка голосового аппарата к пению.
Основной целью артикуляционной гимнастики является выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонем. Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.
Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.
В игре ребенок самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции. Важно то, что именно этот вид широко используются детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий.
Основные задачи дыхательных упражнений направлены на укрепление физиологического дыхания детей. Правильно взятое дыхание необходимо для того, чтобы научиться регулировать силу воспроизводимого звука. Делаем это при помощи упражнений: «Вдохнули аромат цветка», «Надули шарик», «Чей паровозик дольше проедет», «Чей комарик дольше прозвенит». Благодаря таким заданиям задействуются нижние отделы легких, которые помогают разогреть нежный певческий аппарат ребенка и подготовит его к пению. На правильную работу сердечной мышцы и мышц брюшной полости я применяю оздоровительные интонационно-фонетические голосовые песенки-игры Л.Волошиной «Музыкальные складушки про веселые игрушки», например: «Все игрушки любят смех», «Песенка кота», «Бегемот», «Матрешка пляшет», «Ночная песенка филина». В этих песенках-играх используются особые звуки, которые называются сигналами доречевой коммуникации. Они формируют опыт общения со звуками разной высоты, устраняют отсутствие координации между слухом и голосом.
Прежде чем обучать детей певческим навыкам на музыкальных занятиях, следует дать им возможность сначала прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности. На этом этапе очень важно, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а просто был увлечен и занят интересной для него деятельностью.
В качестве специальной технологии для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста я использую голосовые игры на основе «фонопедического метода развития голоса» В.В. Емельянова – известного учителя-исследователя. Доступность и вариативность интонационно-фонетических упражнений позволяют значительно разнообразить занятия с детьми, повысить интерес к процессу пения и желание учиться управлять своим голосом. Интонациями голоса дети моделируют различные образы: образ ветра, шум морских волн, облака, дождь, солнце и т.д. Или озвучивают мини-сценки, например: «Баба Яга собирается в полет», «Белка в лесу грызет орешки», «Путешествие снежинки», «Самолет летит», «Озорной листочек». Скольжение или глиссандирование голосом вверх или вниз, по кругу, по лесенке – способствует расширению певческого диапазона детей, развитию координации между мелодическим слухом и голосом.
Для развития мотивации дошкольников к музыкальной деятельности, для дополнения слуховых впечатлений и образных представлений детей я использую современные ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). Летящая на экране снежинка или порхающая с цветка на цветок бабочка побуждают ребенка совершить путешествие голосом вместе с героями. Очень важным моментом в исполнении таких голосовых игр является применение метода «моторного» обучения (самоподкрепления – показ рукой).
Необыкновенный интерес вызывает у детей исполнение игровых песенок-массажей М.Ю.Картушиной, например: «По дорожке, по тропинке», «Да-да, наступили холода», «Лепим мы снеговика». Они могут исполняться как индивидуально (самомассаж), так и дуэтом (дети стоят парами и делают друг другу массаж). Такой вид игрового распевания многофункционален: развивает музыкальные способности детей, укрепляет здоровье и являются одним из средств физического развития ребенка. Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме, включенных в процесс работы над песней, обеспечивает каждому ребенку укрепление физического здоровья; формирование и развитие у детей певческих умений и навыков.
Встреча с героями распевок может иметь продолжение на музыкальной НОД, например: Снеговик загадывает детям музыкальные загадки, а озорному листочку ребята помогают найти друзей, выполнив определенные задания. Таким образом, игровая распевка может стать завязкой сюжета занятия.
Игровые песенки-массажи дети с удовольствием используют в группе и дома, доставляя наслаждение своим родным и друзьям.
В основе диалогических голосовых игр А.Евтодьевой беру знакомые и понятные детям сюжеты из сказок на сопоставление двух героев, поющих в среднем и высоком регистрах, например: «Лисенок и бабочка», «Карабас-барабас и куклы», «Медвежонок и пчела». Контрастность этих образов поможет детям четко сопоставить и воспроизвести их голоса, и даже поиграть в них. Такое игровое распевание многофункционально: благодаря наглядности игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием
знакомых персонажей, т.е. развивает тембровый слух; формирует самоконтроль, умение анализировать свое пение и пение товарищей; развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов, пение по ролям. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, музицирование. Так, упражнение «Дюймовочка и жук» может быть исполнено как приглашение к парному танцу: мальчики-жуки пригласят девочек-дюймовочек на польку, спев свои партии в разных регистрах. А распевки «Лиса и воробей», «Кот и мышка» могут быть восприняты не как упражнения в чистом виде, а как игровые песенки, после которых начинается подвижная игра в догонялки. Распевки «Грибы», «На лесной поляне» логически и гармонично перетекут в музицирование и импровизацию.
Для эффективности процесса развития певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя воспитателей и родителей. Каждому родителю, посетившему музыкальное занятие, понравится то, как его ребёнок сопит носиком, играет с пальчиками, усердно делает массаж. Но вдвойне полезнее для малыша будет повторение этих игр дома, вместе с мамой и папой.
Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает и организует самостоятельное музицирование детей в группе.
На основании результатов проведенного исследования в соответствии с поставленной целью была выявлена положительная динамика развития певческих навыков. Дети научились слушать мелодическую линию, определять характер ее движения, правильно пользоваться своим голосом, дыханием, дикцией, исполнять песни в широком диапазоне, чисто интонировать мелодию в данной тональности, передавать характерные особенности произведения, используя музыкальные средства выразительности. Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным. Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим. Здесь и пение, и игра, и преемственность с работой воспитателя – повтор прочитанных сказок.
Таким образом, можно сделать вывод: использование системы специальных игровых упражнений для распевания, индивидуальная и подгрупповая и групповая работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, любят выступать на конкурсах. В ходе целенаправленной, планомерной и систематической работы у детей старшего дошкольного возраста возрос интерес к исполнительской певческой деятельности. Создавая выразительные художественные образы, дети демонстрируют высокие показатели в музыкальной, творческой деятельности. Это доказывает наличие призовых мест в районных вокальных конкурсах, в областных и международных фестивалях детского творчества.
Игровое распевание имеет большое воспитательное значение не только для музыкального, но и всестороннего развития ребенка. Игры с пением – это коллективная форма общения детей с музыкой на игровой основе, которая воспитывает у них дружеские взаимоотношения, сознательную дисциплину, так как каждый ребенок должен подчиняться правилам игры и точно выполнять их. Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру детей, а возможность играть без музыкального сопровождения, под собственное пение, делает такие игры наиболее ценным музыкальным материалом. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей, помогает воспитанникам приобрести веру в себя, освободиться от напряженности, стеснения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых форм и методов в вокально-хоровой работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Выступление на ГМО...
Использование игровых технологий при формировании элементарных математических знаний у детей старшего дошкольного возраста (Выступление на ГМО г. Нижневартовска)
Использование игровых технологий при формировании элементарных математических знаний у детей дошкольного возраста....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...
Результаты педагогической деятельности по методике "Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Основное направление деятельности - развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовка детей к школе....
«Методические рекомендации для педагогов ДОО по использованию современных методов и средств в развитии социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Методические рекомендации для педагогов ДОО по использованию современных методов и средств в развитии социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»...
«Использование современных образовательных технологий в процессе познавательно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
экспериментальная деятельность в ДОО...
«Использование игровых технологий в организации работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с ТНР в режиме дня детского сада»
Ранняя профориентация – актуальное и перспективное направление работы с детьми дошкольного возраста. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г...