Тема: «Формирование информационной безопасности у детей дошкольного возраста» Название занятия: «Берегите слух»
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)
Тема: «Формирование информационной безопасности у детей дошкольного возраста» Название занятия: «Берегите слух»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие "Берегите слух" | 39.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Воронцова Е.А. музыкальный руководитель
Пояснительная записка
по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Раздел «Музыкальная деятельность» в подготовительной группе
Название занятия: «Берегите слух»
Тема: «Формирование информационной безопасности у детей дошкольного возраста»
Цель: Формирование бережного отношения к органам слуха.
Образовательные:
- формировать музыкально – слуховые представления детей;
Развивающие:
- развивать художественное воображение, музыкальную память, ассоциативное мышление с помощью ТРИЗ технологий;
Воспитательные:
- создать эмоционально-положительный климат в группах детей.
Интегрированное занятие разработано на основе общеобразовательной программы МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет, соответствует ФГОС ДО.
Средства: мультимедийные, музыкальные, литературные, наглядные.
Предварительная работа:
Изучая тему «Музыкальный слух», дети узнают строение и функции уха, узнают о свойствах и качествах звука, используют карточки признаки звука.
Признак «Высота» - высокие и низкие звуки;
Признак «Длительность» - длинные и короткие звуки;
Признак «Громкость» - громкие и тихие звуки;
Признак «Тембр» - окраска звука.
Изучая тему «Музыкальные инструменты», дети характеризуют звучание музыкальных инструментов с помощью признаков звука (высота, длительность, громкость, тембр).
Изучая тему «Берегите слух», дети знакомятся с основными составляющими музыки: мелодия, ритм, гармония, тембр и придумывают значки к этим признакам.
Признак «Мелодия» - одноголосная законченная музыкальная мысль;
Признак «Ритм» - сочетание длинных и коротких звуков;
Признак «Гармония» - одновременное сочетание нескольких звуков (трех и более).
Признак «Тембр» - окраска звука.
Форма совместной деятельности: интегрированная ООД.
Форма организации: групповая.
Использованные формы, методы и приёмы работы соответствуют поставленным целям и задачам.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное и познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные (компьютер, игровые технологии), технологии ТРИЗ.
Прогнозируемые результаты:
Дети составляют правила бережного отношения к своему слуху, используя музыкально - слуховые представления, художественное воображение, музыкальную память, ассоциативное мышление с помощью ТРИЗ технологий.
Поставленные цели и задачи соответствуют прогнозируемым результатам.
Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
Технологическая карта
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Раздел «Музыка» в подготовительной группе
Название: «Берегите слух»
Тема: «Формирование информационной безопасности у детей дошкольного возраста»
Составила: музыкальный руководитель
Воронцова Е.А.
г. Югорск, 2020
Цель: Формирование бережного отношения к органам слуха.
Задачи:
Образовательные: формировать музыкально – слуховые представления детей;
Развивающие: развивать художественное воображение, музыкальную память, ассоциативное мышление с помощью ТРИЗ технологий;
Воспитательные: создать эмоционально-положительный климат в группах детей.
Материалы и оборудование: фортепиано, ноутбук с колонками, проектор, фонограммы, раздаточный материал.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации. | Деятельность педагога, расположение | Предполагаемая деятельность воспитанников расположение |
Организационный этап 1 мин | Создать эмоционально-положительный климат; развивать внимание и умение ориентироваться в пространстве | Музыкально – ритмические движения: марш | Г. Свиридов «Военный марш» (фонограмма) | Маршировка по кругу зала |
Актуализация 5 мин | Формировать бережное отношение к органам слуха | Беседа. Вспомнить строение и функции уха; назвать свойства и качества музыкального звука, используя карточки признаков звука: «Высота» - высокие и низкие звуки; «Длительность» - длинные и короткие звуки; «Громкость» - громкие и тихие звуки; «Тембр» - окраска звука. | Для чего нужно беречь слух? Влияние музыки на человека. Музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. С точки зрения здоровья музыку можно условно разделить на три группы: успокаивающая, раздражающая, нейтральная. | Ответы на вопросы: Беречь слух нужно для того, чтобы хорошо слышать. Строение уха: наружное, среднее, внутреннее (слушать, слышать, понимать). Признаки музыкального звука: громкость, высота, длительность, тембр. Музыка может успокаивать, бодрить, поднимать настроение, вызывать радость, огорчать, раздражать. |
Расширение имеющихся представлений 5 мин | формировать музыкально – слуховые представления | Игра «Музыкальные инструменты» (карточки инструментов) Дети характеризуют звучание музыкальных инструментов с помощью признаков звука (высота, длительность, громкость, тембр) и определяют инструменты по громкости звучания. | Педагог раздает карточки музыкальных инструментов. Как влияет звучание музыкальных инструментов на наш слух? Разделить инструменты на 2 группы: громкие и тихие инструменты. Какие из признаков звука больше всего негативно влияют на наш слух? | Ответ: некоторые инструменты играют громко (медно – духовые, ударные, электро - инструменты, фортепиано, орган) Найти нужную группу инструментов по громкости звучания. Ответ: признаки громкости и высоты (громкие и низкие звуки) |
Динамическая пауза, 3 мин | формировать музыкально – слуховые представления, координацию рук и ног | Слушание (фонограммы) «Ручеек» (русская народная мелодия) «Буги – вуги» (эстрадный танец) Г. Свиридов «Военный марш» (фонограмма) Движение под музыку. | Какая музыка по жанру? Давайте подвигаемся под музыку. | Ответ: песенная, танцевальная, маршевая. «Ручеек» - идут ручейком, «Буги – вуги» - танцуют, «Военный марш» - маршируют |
Расширение имеющихся представлений 5 мин | формировать музыкально – слуховые представления
| Беседа. Дети знакомятся с основными составляющими музыки: мелодия, ритм, гармония, тембр и придумывают значки к этим признакам. Признак «Мелодия» - одноголосная законченная музыкальная мысль; Признак «Ритм» - сочетание длинных и коротких звуков; Признак «Гармония» - одновременное сочетание нескольких звуков (трех и более); Признак «Тембр» - окраска звука. | Как на нас влияют основные составляющие музыки: ритм, мелодия, гармония и тембр? Ритм оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: дыхания, сердца, различных движений, активности и отдыха. Мелодия воздействует на слушателя особенно интенсивно и многообразно. Она пробуждает не только эмоции, но и ощущения, образы и убеждения, сильно влияет практически на все жизненные функции, в особенности на нервную систему, дыхание и кровообращение. Гармония производится одновременным звучанием нескольких звуков, которые формируют аккорды. Благодаря различным вибрациям, излучающимся этими аккордами, в душе слушателей возникает либо чувство гармонии, либо диссонанса, что оказывает определенное физиологическое и психологическое воздействие. Тембр. Каждый, кто обладает музыкальным слухом, по-разному чувствует очарование скрипки или флейты, арфы или сопрано. Композитор, искусно сочетая различные инструменты в оркестре, может довести до исступления огромную аудиторию | Ответы: ритм может быть постоянный или прерывистый, мелодия может быть плавной или скачкообразной, гармония может быть благозвучной или резкозвучащей, тембр у каждого инструмента своеобразный. Мелодичная музыка навевает на глубокие переживания, затрагивает тончайшие струны души, переполняет чувства. Ритмичная музыка более энергичная, воспринимается гораздо быстрее и может активизировать человека. |
Динамическая пауза, 1 мин | формировать музыкально – слуховые представления, координацию рук и ног | Слушание (фонограмма) «rok-tazelyj-metal» (свободные движения) | Как ритмичная и громкая музыка влияет на человека и его слух? Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. | При прослушивании - свободные движения. Ответ: человек сначала активизируется, а потом сильно устает. |
Динамическая пауза, 1 мин | формировать музыкально – слуховые представления, координацию рук и ног | Слушание (фонограмма) Ж.Сен – Санс «Аквариум» (свободные движения) | Как мелодичная спокойная музыка влияет на человека и его слух? | При прослушивании - свободные движения. Ответ: человек успокаивается, чувствует себя комфортно. |
Расширение имеющихся представлений 5 мин | Развивать познавательную активность, уметь делать выводы | Дети составляют правила бережного отношения к своему слуху, рисуют значки - карточки | Что нужно сделать, чтобы сохранить наш слух? Как заботиться о слухе? - Нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники, т.к. это может испортить слух, уши у ребенка воспринимают только рассеянный звук. - Музыку следует слушать не громко, а примерно как разговариваете, это самое оптимальное прослушивание. - При прослушивании музыки работа сердца и дыхания подстраивается под ритм музыки, поэтому мы должны понимать, какую музыку и какого ритма нужно слушать ребенку, а какую нет. - Музыка может влиять на эмоции людей, тем более детей. Помните: Тяжелая низкочастотная музыка отрицательно влияет на детскую психику, музыка вызывает ухудшение самочувствия и апатию. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. | Ответы: - нельзя слушать музыку на очень громком звучании, - обязательно чередовать ритмичную и спокойную музыку, - громкие звуки чередовать с тишиной, - не пользоваться наушниками |
Заключительный этап. 3 мин | Формировать способность оценивать результат своей деятельности | Блиц – опрос (карточки) | Что сегодня вы делали назанятии? Что вам запомнилось? В нашем сложном земном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка - не исключение. Она создает настроение, будит в нас эмоции, она может привести в волнение, настроить на печальный или радостный лад. В музыке можно найти все: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать. | Ответы на вопросы: надо беречь слух у себя и окружающих людей. |
Рефлексия 1 мин | Создать эмоционально-положительный климат | Музыкально – ритмические движения: взявшись за руки, хороводные движения | Ж.Сен – Санс «Аквариум» (фонограмма) | «Змейкой» уходят из зала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)
Программное содержание:1. Обобщить знания детей о бытовых приборах, их назначении и правилах пользования.2. Активизировать умение избегать опасные ситуации и по возможности правильно действовать...
Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска» Неделя «Специалист»...
Консультация для родителей на тему: «Формирование культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста»
Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за наших детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к...
Тема: «Формирование информационной безопасности у детей дошкольного возраста» Название занятия: «Безопасные танцы»
Тема: «Формирование информационной безопасности у детей дошкольного возраста» Название занятия: «Безопасные танцы»...
Авторские методические материалы по формированию информационной безопасности у детей дошкольного возраста
Технологические карты и презентации по информационной безопасности для дошкольников...
Семинар Тема: «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города»
Семинар «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города»...