Проект по музыке «Схематизация как средство заучивания поэтического текста музыкального произведения»
проект по музыке (старшая группа)
На занятиях по музыке в дошкольном учреждении дети заучивают поэтический текст вокального произведения методом повтора текста вслух за музыкальным руководителем. С помощью технологий ТРИЗ можно научить детей другим методам заучивания. Например: схематизация поэтического текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Схематизация как средство заучивания поэтического текста музыкального произведения» | 482.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Городская научно-практическая конференция обучающихся
«Наука. Природа. Человек. Общество»
Проект по музыке
«Схематизация как средство заучивания поэтического текста музыкального произведения»
Участники проекта:
МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»,
Дети старшей группы №3
Руководитель проекта:
Воронцова Елена Анатольевна
Музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»
г.Югорск
2018 г.
Введение
Наш мир динамичен, постоянно требуется смена каких-то знаний в любой предметной области: отмирают старые специальности, а вместо них появляются новые, меняется культура. В связи с этим, в педагогических системах зафиксировано противоречие: система образования, с одной стороны, должна передавать знания, умения и навыки, готовить к жизни в завтрашнем дне, а с другой - как она это может делать, если не знает, каким будет мир в будущем? В последние десятилетия это противоречие обострилось еще сильнее, что привело к созданию ФГТ, которые опираются на содержание и организацию образовательного процесса через образовательную программу, направленную на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, личностных и творческих качеств дошкольника.
Объективно вытекает достаточно четкий вывод о необходимости изменения стратегии обучения детей, которым предстоит жить в быстро изменяющемся мире: важно сформировать у детей исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области; анализировать новые ситуации; ставить и решать нетиповые проблемы (никогда прежде не встречавшиеся); обучать работе с информацией; коммуникациям, адаптировать к динамичной картине мира. Иными словами – создавать педагогические условия для формирования ключевых компетентностей, используя разнообразные современные методы и приёмы.
Основная часть
Учитывая включение педагогического коллектива в инновационную деятельность по формированию ключевых компетентностей средствами ОТСМ-ТРИЗ технологии, пересмотрены методы и приёмы музыкального развития детей 4-7 лет.
Основной идеей педагогического опыта является использование методов ОТСМ -ТРИЗ в развитии музыкальных способностей детей, так как они способствуют развитию слухового восприятия, творческого воображения, логического мышления, обогащению музыкального словаря детей.
Теоретической основой опыта являются педагогические труды известных педагогов и психологов Теплова Б.М., Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, положения о музыкальном развитии дошкольников; В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, Дж. Смитта, Б.Н. Никитина; технология ОТСМ-ТРИЗ Г. С. Альтшуллера, Кононова Н.Г.
Новизна опыта заключается в дополнении традиционной системы работы по музыкальному развитию детей 4-7 лет подбором методов ОТСМ-ТРИЗ игровых заданий и упражнений интегрированного характера НОД.
Совершенствуется умение детей различать и обозначать словом значения признаков музыкального произведения (характера, динамики, темпа, высоты, авторства, жанра, части и других), выделять их в музыкальных произведениях, в музыкальных играх, в литературных произведениях, на картинках.
На занятиях по музыке в дошкольном учреждении дети заучивают поэтический текст вокального произведения методом повтора текста вслух за музыкальным руководителем. С помощью технологий ТРИЗ можно научить детей другим методам заучивания. Например: схематизация поэтического текста.
Цель: выучить текст песни с помощью схематизации ТРИЗ - технологий
Задачи: развитие памяти;
художественного воображения;
ассоциативного мышления;
музыкально – слуховых представлений детей.
Тип проекта:
1. По количеству участников - групповой;
2. По направленности: информационный
3. По контингенту: 5 - 6 лет;
4. По продолжительности: краткосрочный
На музыкальных занятиях воспитанники учатся различным видам музыкальной деятельности, таким как: певческое творчество, слушание музыки, танцевальное творчество, музыкально – подвижные игры.
С помощью средств ТРИЗ начали вводить понятие признака. Ввели такие признаки музыкальных понятий как «Авторство», «Жанр», «Части», «Место» и придумали к ним рисунки – карточки.
Признак «Авторство» - авторская, народная.
Признак «Жанр» - песня, танец, марш, колыбельная.
Признак «Части» - вступление, проигрыш, заключение, куплет, припев.
Признак «Место» - функция и место музыкального произведения.
При подготовке к новогоднему утреннику дети слушали музыку, и разделили все песни по признаку «Место» на виды: песни для пения, песни - танцы, песни - музыкальные игры, песни для слушания.
Во всех песнях есть поэтический текст, то есть применяем признак «Авторство». Все песни сочинили авторы.
Мы с воспитанниками начали заучивать текст: сначала слушаем одну строку слов из песни, а потом повторяем ее.
Дети задумались? Как еще можно быстро и весело запомнить текст песни?
На занятиях по чтению воспитатели используют рисунки - схемы для каждого слова. Этот прием схематизации мы решили применить и на музыкальных занятиях для заучивания текста песен.
Для эксперимента выбрали песню - игру «Что нам нравится зимой?» (Приложение 1)
Сначала песню прослушали. Песня детям понравилась.
Дети проанализировали песню с помощью признаков «Авторство», «Жанр», «Части», «Место» , то есть ответили на вопросы музыкального руководителя.
Применили признак «Авторство». Это авторская песня, то есть ее сочинили авторы. Узнали, кто сочинил эту песню: детский композитор Елена Тиличеева, детская поэтесса Лидия Некрасова.
Признак «Жанр» - это песня с игровыми движениями.
Каков характер музыки: веселый, озорной.
Темп: быстрый.
Динамика: умеренно громкая.
Признак «Части» - строение песни: четыре куплета с проигрышами, в каждом куплете четыре строки, слова первой строки повторяются в каждом куплете, начинается песня с короткого вступления.
Признак «Место» - песню дети разучивают для исполнения на новогоднем утреннике. Куплет песни исполняют дети, на проигрыше показывают движения, о чем пели в куплете. Движения импровизируют дети сами.
Чтобы запомнить текст песни, нарисовали клеточки, куда стали схематично зарисовывать каждое слово. (Приложение 2)
Дети услышали, что в песне четыре куплета, в каждом куплете по четыре строчки, в каждой строке по 4 - 6 слов – клеточек.
В каждой клеточке дети придумали и нарисовали рисунок - символ, который на наш взгляд подходит этому слову.
Таким образом, у нас получилась таблица, которая помогает детям вспомнить слова песни.
Дети забрали эту таблицу в группу, чтобы чаще повторять слова песни.
Вот так воспитанники научились новому способу заучивания поэтического текста.
Этот метод мы будем применять и для других песен.
А песню дети будут исполнять на новогоднем празднике.
Дети поняли, что можно придумать символы - карточки для всех видов музыкальной деятельности:
Пения: открытый рот
Танцев: ноги или следы ног
Слушания: ухо
Музыкальных игр: руки или ладошки
А также можно придумать карточки - символы для других признаков музыкального произведения и использовать их на музыкальных занятиях.
В результате проекта дети научились схематично записывать слова песен, чтобы быстрее запомнить их. Проектная работа позволила повысить интерес к музыкальной деятельности, способствовала развитию творческих умений. В процессе исследования были усвоены разные способы получения информации, реализована возможность проявить умения в групповой деятельности.
В дальнейшем планируем, продолжить изучать и использовать на музыкальных занятиях признаки различных видов музыкальной деятельности.
Список используемой литературы:
1.Альтшуллер Г.С. Теория и практика решения изобретательских задач. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦНИИ Информации по атомной промышленности. 1980.
2. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Мн.: Беларусь, 1994.
3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.
4.Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003
5.Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007
6.Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО «Издательство «Детсво-Пресс», 2010.
7.Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед.уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание»/ Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова. – М.: Просвещение, 1982.
Приложение 1
«Что нам нравится зимой?»
музыка Елены Тиличеевой, слова Лидии Некрасовой
1.Что нам нравится зимой?
Белые полянки
И на горке ледяной
Лыжи или санки
Проигрыш с движениями.
2. Что нам нравится зимой?
Мягкие сугробы,
Чтоб копаться день-деньской,
Крепость делать чтобы.
Проигрыш с движениями.
3. Что нам нравится зимой?
Потеплей одеться,
В шубке теплой меховой
На морозе греться.
Проигрыш с движениями.
4. Что нам нравится зимой?
Вся в игрушках разных
Елка в комнате большой
В новогодний праздник!
Проигрыш с движениями.
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заучивание поэтических произведений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Заучивание поэтических произведений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей....
«Применение инновационных технологий, как средство развития художественного восприятия музыкального произведения»
Конспект открытого просмотра образовательной ситуации с детьми подготовительной группы по теме "Применение инновационных технологий, как средство развития художественного восприятия мухыкального ...
«Использование музыкальных произведений о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».текст
laquo;Использование музыкальных произведений о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»....
Поэтические эпиграфы к музыкальным произведениям / классика в детском саду /
Поэтические эпиграфы к музыкальным произведениям / классика в детском саду /...
инновационное занятие «Схематизация как средство заучивания ритмического рисунка танца»
Пояснительная запискапо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»Раздел «Музыкальная деятельность» в подготовительной группеНазвание занятия:«Сх...
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я ХОЧУ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ» (по музыкальным произведениям из «Детского альбома» П. И. Чайковского)
Приобщение детей к классической музыке через живопись в современной педагогике признаётся актуальным направлением. Для ребёнка восприятие музыки является одним из путей освоения окружаю...