инновационное занятие «Схематизация как средство заучивания ритмического рисунка танца»
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Воронцова Елена Анатольевна

Пояснительная записка

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел «Музыкальная деятельность» в подготовительной  группе

Название занятия:

«Схематизация как средство заучивания ритмического рисунка танца»

 

Цель: Развитие музыкально – ритмических навыков детей с помощью схематизации ритмического рисунка танца.

Задачи:

Образовательные: формировать музыкально – слуховые  представления детей;

Развивающие: развивать  чувство ритма, координацию движений, вокальные навыки, речевую активность, художественное воображение, музыкальную память, ассоциативное мышление с помощью ТРИЗ технологий;

 

Воспитательные: создать эмоционально-положительный климат в группах детей.

 

Интегрированное занятие разработано на основе общеобразовательной программы МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»  в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет, соответствует ФГОС ДО.

Средства: мультимедийные, музыкальные, литературные, наглядные.

Предварительная работа:

Изучая тему «Музыкальный слух»,  дети узнают строение и функции уха, узнают о свойствах и качествах звука, используют  карточки  признаки звука.

Признак «Высота» - высокие и низкие звуки;

Признак «Длительность» - длинные  и короткие звуки;

Признак «Громкость» - громкие и тихие звуки;

Признак «Тембр» - окраска звука.

Изучая тему «Музыкальные инструменты», дети характеризуют звучание музыкальных инструментов с помощью признаков звука (высота, длительность, громкость, тембр).

Изучая тему «Вокальное творчество»,  дети знакомятся с  основными составляющими музыки: мелодия, ритм, гармония, тембр и придумывают значки к этим признакам.

Признак «Мелодия» - одноголосная законченная музыкальная мысль;

Признак «Ритм» - сочетание длинных и коротких звуков;

Признак «Гармония» - одновременное сочетание нескольких звуков (трех и более).

Признак «Тембр» - окраска звука.

Изучая тему «Танцевальное творчество» дети использовали признаки ОТСМ – ТРИЗ (части, движение, направление, количество, место действия), придумали новые карточки, соответствующие этим признакам.

Признаки танца:

Части – части тела танцующего человека (голова, руки, ноги, туловище);

Движение – движение частями тела;

Направление – стрелочки вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад, кружение  вправо, кружение влево);

Количество – сколько раз делать движения частями тела, 1,2,3,4 и т. д.

Место действия – по кругу, в один ряд, в два ряда, в шахматном порядке,  парами.

Форма совместной деятельности: интегрированная ООД.

Форма организации: групповая.

Использованные формы, методы и приёмы работы соответствуют поставленным целям и задачам.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное и познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные (компьютер, игровые технологии), технологии ТРИЗ.

Прогнозируемые результаты:

Дети с помощью карточек с признаками и схемами танца, используя музыкально - слуховые представления, художественное воображение, музыкальную память, быстрее запоминают ритмический рисунок танца.

Поставленные цели и задачи соответствуют прогнозируемым результатам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воронцова Е.А. музыкальный руководитель

Пояснительная записка

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел «Музыкальная деятельность» в подготовительной  группе

Название занятия:

«Схематизация как средство заучивания ритмического рисунка танца»

Цель: Развитие музыкально – ритмических навыков детей с помощью схематизации ритмического рисунка танца.

Задачи: 

Образовательные: формировать музыкально – слуховые  представления детей;

Развивающие: развивать  чувство ритма, координацию движений, вокальные навыки, речевую активность, художественное воображение, музыкальную память, ассоциативное мышление с помощью ТРИЗ технологий;

Воспитательные: создать эмоционально-положительный климат в группах детей.

Интегрированное занятие разработано на основе общеобразовательной программы МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»  в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет, соответствует ФГОС ДО.

Средства: мультимедийные, музыкальные, литературные, наглядные.

Предварительная работа:

Изучая тему «Музыкальный слух»,  дети узнают строение и функции уха, узнают о свойствах и качествах звука, используют  карточки  признаки звука. 

Признак «Высота» - высокие и низкие звуки;

Признак «Длительность» - длинные  и короткие звуки;

Признак «Громкость» - громкие и тихие звуки;

Признак «Тембр» - окраска звука.

Изучая тему «Музыкальные инструменты», дети характеризуют звучание музыкальных инструментов с помощью признаков звука (высота, длительность, громкость, тембр).

Изучая тему «Вокальное творчество»,  дети знакомятся с  основными составляющими музыки: мелодия, ритм, гармония, тембр и придумывают значки к этим признакам.

Признак «Мелодия» - одноголосная законченная музыкальная мысль;

Признак «Ритм» - сочетание длинных и коротких звуков;

Признак «Гармония» - одновременное сочетание нескольких звуков (трех и более).

Признак «Тембр» - окраска звука.

Изучая тему «Танцевальное творчество» дети использовали признаки ОТСМ – ТРИЗ (части, движение, направление, количество, место действия), придумали новые карточки, соответствующие этим признакам.

Признаки танца:

Части – части тела танцующего человека (голова, руки, ноги, туловище);

Движение – движение частями тела;

Направление – стрелочки вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад, кружение  вправо, кружение влево);

Количество – сколько раз делать движения частями тела, 1,2,3,4 и т. д.

Место действия – по кругу, в один ряд, в два ряда, в шахматном порядке,  парами.

Форма совместной деятельности: интегрированная ООД.

Форма организации: групповая.

Использованные формы, методы и приёмы работы соответствуют поставленным целям и задачам.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное и познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные (компьютер, игровые технологии), технологии ТРИЗ.

Прогнозируемые результаты:

Дети с помощью карточек с признаками и схемами танца, используя музыкально - слуховые представления, художественное воображение, музыкальную память, быстрее запоминают ритмический рисунок танца.

Поставленные цели и задачи соответствуют прогнозируемым результатам.

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта открытого занятия

в подготовительной  группе

Название:

«Схематизация как средство заучивания ритмического рисунка танца»

Составила: музыкальный руководитель

Воронцова Е.А.

г. Югорск, 2021

Цель: Формирование  музыкально – ритмических навыков детей с помощью схематизации ритмического рисунка танца.

Задачи: 

Образовательные: формировать  музыкально-ритмические навыки с помощью рисунков-схем;

Развивающие: развивать  чувство ритма, координацию движений, вокальные навыки, речевую активность, художественное воображение, зрительную и музыкальную память, ассоциативное мышление с помощью ТРИЗ технологий;

Воспитательные: создать эмоционально-положительный климат в группах детей.

 

 Материалы и оборудование: фортепиано, ноутбук с колонками, проектор, фонограммы, раздаточный материал.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога, расположение

Предполагаемая деятельность воспитанников  расположение

Организационный этап

1 мин

Создать эмоционально-положительный климат; развивать внимание и умение ориентироваться в пространстве

 Музыкально – ритмические движения

«Замела метелица» (фонограмма)

Проходка по кругу зала

Актуализация

3 мин

Формировать навыки использования признаков танца (части, движение, направление, количество, место действия)

Беседа.

Виды музыкальной деятельности: песенное и танцевальное творчество. Изучая тему «Танцевальное творчество», дети используют признаки  (части, движение, направление, количество, место действия)

 На музыкальных занятиях дети, разучивая новые танцы, ввели признаки  для танцевальных движений  и придумали карточки

Признаки танца:

Части – части тела танцующего человека (голова, руки, ноги, туловище);

Движение – движение частями тела;

Направление – стрелочки вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад, кружение  вправо, кружение влево);

Количество – сколько раз делать движения частями тела, 1,2,3 и т.д.

Место действия – по кругу, в один ряд, в два ряда, в шахматном порядке,  парами.

Дети называют и показывают признаки танца

Расширение

имеющихся

представлений 5 мин

формировать музыкально – слуховые  представления: чувство ритма и координацию движений с помощью признаков танца

Танец «Полька «Жук»

Какие из признаков  танца  используем в польке «Жук»?

Вспомнить движения к танцу с помощью зарисованных схем.

Ответ: части, движение,

направление, количество, место действия

Показать движения к танцу

Исполнить танец.

Динамическая

пауза, 3 мин

Формировать навыки певческого искусства

Дыхательные упражнения;

Распевка «Музыкальная голосилка» формирование гласных при пении

Дыхательные упражнения (подготовка к пению)

Распевка «Музыкальная голосилка» » формирование гласных при пении

Дыхательные упражнения;

Исполнение распевки

Расширение

имеющихся

представлений 4 мин

формировать музыкально – слуховые  представления,

 развивать вокальные навыки, речевую активность, координацию рук и ног с помощью схематизации текста песен и ритмического рисунка танца

Песня «Бабушка испеки оладушки»

 Таблица схематизации  песни,

 повторение текста.

Исполнение песни.

Повторение текста,

исполнение песни «Бабушка испеки оладушки»

Расширение

имеющихся

представлений 4 мин

 формировать музыкально – слуховые  представления,

развивать вокальные навыки, речевую и  познавательную активность

Песня «Что такое семья»

Песня «Что такое семья» (повторение текста и исполнение под фонограмму)

 Песня «Что такое семья» (повторение текста и исполнение под фонограмму)

Динамическая

пауза, 4 мин

формировать музыкально – слуховые  представления,

 координацию рук и ног с помощью признаков танца

Игра «Придумай движение к танцу» (карточки с признаками танца)

Песня «Дружба» Барбарики

Педагог раздает карточки.

Дети по очереди показывают движения, остальные повторяют за ведущим под музыку

Заключительный этап. 2 мин

Формировать способность  оценивать результат своей деятельности, уметь делать выводы

Блиц – опрос (карточки)

Что сегодня вы делали на занятии? Что вам запомнилось?

Ответы на вопросы:

Рефлексия 2 мин

Создать эмоционально-положительный климат

Музыкально – ритмические движения: взявшись за руки, хороводные движения

 «Серебристые снежинки» (фонограмма)

«Змейкой» уходят из  зала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Авторская разработка рисунка танца: "Русская пляска БАРЫНЯ". Для детей 6-7 лет (танцуют в парах).

Авторская разработка рисунка танца.Условные обозначения:  полукруг - девочка,  треугольник - мальчик...

Проект по музыке «Схематизация как средство заучивания поэтического текста музыкального произведения»

         На занятиях по музыке в дошкольном учреждении дети заучивают поэтический текст вокального произведения методом повтора текста вслух за музыкальным руководителе...

Музыкально-ритмическое занятие для старших дошкольников "Путешествие в страну танца"

Музыкально-ритмическое занятие для старших дошкольников "Путешествие в страну танца"...