инновационное занятие «Схематизация как средство заучивания ритмического рисунка танца»
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)
Пояснительная записка
по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Раздел «Музыкальная деятельность» в подготовительной группе
Название занятия:
«Схематизация как средство заучивания ритмического рисунка танца»
Цель: Развитие музыкально – ритмических навыков детей с помощью схематизации ритмического рисунка танца.
Задачи:
Образовательные: формировать музыкально – слуховые представления детей;
Развивающие: развивать чувство ритма, координацию движений, вокальные навыки, речевую активность, художественное воображение, музыкальную память, ассоциативное мышление с помощью ТРИЗ технологий;
Воспитательные: создать эмоционально-положительный климат в группах детей.
Интегрированное занятие разработано на основе общеобразовательной программы МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет, соответствует ФГОС ДО.
Средства: мультимедийные, музыкальные, литературные, наглядные.
Предварительная работа:
Изучая тему «Музыкальный слух», дети узнают строение и функции уха, узнают о свойствах и качествах звука, используют карточки признаки звука.
Признак «Высота» - высокие и низкие звуки;
Признак «Длительность» - длинные и короткие звуки;
Признак «Громкость» - громкие и тихие звуки;
Признак «Тембр» - окраска звука.
Изучая тему «Музыкальные инструменты», дети характеризуют звучание музыкальных инструментов с помощью признаков звука (высота, длительность, громкость, тембр).
Изучая тему «Вокальное творчество», дети знакомятся с основными составляющими музыки: мелодия, ритм, гармония, тембр и придумывают значки к этим признакам.
Признак «Мелодия» - одноголосная законченная музыкальная мысль;
Признак «Ритм» - сочетание длинных и коротких звуков;
Признак «Гармония» - одновременное сочетание нескольких звуков (трех и более).
Признак «Тембр» - окраска звука.
Изучая тему «Танцевальное творчество» дети использовали признаки ОТСМ – ТРИЗ (части, движение, направление, количество, место действия), придумали новые карточки, соответствующие этим признакам.
Признаки танца:
Части – части тела танцующего человека (голова, руки, ноги, туловище);
Движение – движение частями тела;
Направление – стрелочки вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад, кружение вправо, кружение влево);
Количество – сколько раз делать движения частями тела, 1,2,3,4 и т. д.
Место действия – по кругу, в один ряд, в два ряда, в шахматном порядке, парами.
Форма совместной деятельности: интегрированная ООД.
Форма организации: групповая.
Использованные формы, методы и приёмы работы соответствуют поставленным целям и задачам.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное и познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные (компьютер, игровые технологии), технологии ТРИЗ.
Прогнозируемые результаты:
Дети с помощью карточек с признаками и схемами танца, используя музыкально - слуховые представления, художественное воображение, музыкальную память, быстрее запоминают ритмический рисунок танца.
Поставленные цели и задачи соответствуют прогнозируемым результатам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воронцова Е.А. музыкальный руководитель
Пояснительная записка
по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Раздел «Музыкальная деятельность» в подготовительной группе
Название занятия:
«Схематизация как средство заучивания ритмического рисунка танца»
Цель: Развитие музыкально – ритмических навыков детей с помощью схематизации ритмического рисунка танца.
Задачи:
Образовательные: формировать музыкально – слуховые представления детей;
Развивающие: развивать чувство ритма, координацию движений, вокальные навыки, речевую активность, художественное воображение, музыкальную память, ассоциативное мышление с помощью ТРИЗ технологий;
Воспитательные: создать эмоционально-положительный климат в группах детей.
Интегрированное занятие разработано на основе общеобразовательной программы МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет, соответствует ФГОС ДО.
Средства: мультимедийные, музыкальные, литературные, наглядные.
Предварительная работа:
Изучая тему «Музыкальный слух», дети узнают строение и функции уха, узнают о свойствах и качествах звука, используют карточки признаки звука.
Признак «Высота» - высокие и низкие звуки;
Признак «Длительность» - длинные и короткие звуки;
Признак «Громкость» - громкие и тихие звуки;
Признак «Тембр» - окраска звука.
Изучая тему «Музыкальные инструменты», дети характеризуют звучание музыкальных инструментов с помощью признаков звука (высота, длительность, громкость, тембр).
Изучая тему «Вокальное творчество», дети знакомятся с основными составляющими музыки: мелодия, ритм, гармония, тембр и придумывают значки к этим признакам.
Признак «Мелодия» - одноголосная законченная музыкальная мысль;
Признак «Ритм» - сочетание длинных и коротких звуков;
Признак «Гармония» - одновременное сочетание нескольких звуков (трех и более).
Признак «Тембр» - окраска звука.
Изучая тему «Танцевальное творчество» дети использовали признаки ОТСМ – ТРИЗ (части, движение, направление, количество, место действия), придумали новые карточки, соответствующие этим признакам.
Признаки танца:
Части – части тела танцующего человека (голова, руки, ноги, туловище);
Движение – движение частями тела;
Направление – стрелочки вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад, кружение вправо, кружение влево);
Количество – сколько раз делать движения частями тела, 1,2,3,4 и т. д.
Место действия – по кругу, в один ряд, в два ряда, в шахматном порядке, парами.
Форма совместной деятельности: интегрированная ООД.
Форма организации: групповая.
Использованные формы, методы и приёмы работы соответствуют поставленным целям и задачам.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное и познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные (компьютер, игровые технологии), технологии ТРИЗ.
Прогнозируемые результаты:
Дети с помощью карточек с признаками и схемами танца, используя музыкально - слуховые представления, художественное воображение, музыкальную память, быстрее запоминают ритмический рисунок танца.
Поставленные цели и задачи соответствуют прогнозируемым результатам.
Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
Технологическая карта открытого занятия
в подготовительной группе
Название:
«Схематизация как средство заучивания ритмического рисунка танца»
Составила: музыкальный руководитель
Воронцова Е.А.
г. Югорск, 2021
Цель: Формирование музыкально – ритмических навыков детей с помощью схематизации ритмического рисунка танца.
Задачи:
Образовательные: формировать музыкально-ритмические навыки с помощью рисунков-схем;
Развивающие: развивать чувство ритма, координацию движений, вокальные навыки, речевую активность, художественное воображение, зрительную и музыкальную память, ассоциативное мышление с помощью ТРИЗ технологий;
Воспитательные: создать эмоционально-положительный климат в группах детей.
Материалы и оборудование: фортепиано, ноутбук с колонками, проектор, фонограммы, раздаточный материал.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации. | Деятельность педагога, расположение | Предполагаемая деятельность воспитанников расположение |
Организационный этап 1 мин | Создать эмоционально-положительный климат; развивать внимание и умение ориентироваться в пространстве | Музыкально – ритмические движения | «Замела метелица» (фонограмма) | Проходка по кругу зала |
Актуализация 3 мин | Формировать навыки использования признаков танца (части, движение, направление, количество, место действия) | Беседа. Виды музыкальной деятельности: песенное и танцевальное творчество. Изучая тему «Танцевальное творчество», дети используют признаки (части, движение, направление, количество, место действия) | На музыкальных занятиях дети, разучивая новые танцы, ввели признаки для танцевальных движений и придумали карточки Признаки танца: Части – части тела танцующего человека (голова, руки, ноги, туловище); Движение – движение частями тела; Направление – стрелочки вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад, кружение вправо, кружение влево); Количество – сколько раз делать движения частями тела, 1,2,3 и т.д. Место действия – по кругу, в один ряд, в два ряда, в шахматном порядке, парами. | Дети называют и показывают признаки танца |
Расширение имеющихся представлений 5 мин | формировать музыкально – слуховые представления: чувство ритма и координацию движений с помощью признаков танца | Танец «Полька «Жук» | Какие из признаков танца используем в польке «Жук»? Вспомнить движения к танцу с помощью зарисованных схем. | Ответ: части, движение, направление, количество, место действия Показать движения к танцу Исполнить танец. |
Динамическая пауза, 3 мин | Формировать навыки певческого искусства | Дыхательные упражнения; Распевка «Музыкальная голосилка» формирование гласных при пении | Дыхательные упражнения (подготовка к пению) Распевка «Музыкальная голосилка» » формирование гласных при пении | Дыхательные упражнения; Исполнение распевки |
Расширение имеющихся представлений 4 мин | формировать музыкально – слуховые представления, развивать вокальные навыки, речевую активность, координацию рук и ног с помощью схематизации текста песен и ритмического рисунка танца | Песня «Бабушка испеки оладушки» | Таблица схематизации песни, повторение текста. Исполнение песни. | Повторение текста, исполнение песни «Бабушка испеки оладушки» |
Расширение имеющихся представлений 4 мин | формировать музыкально – слуховые представления, развивать вокальные навыки, речевую и познавательную активность | Песня «Что такое семья» | Песня «Что такое семья» (повторение текста и исполнение под фонограмму) | Песня «Что такое семья» (повторение текста и исполнение под фонограмму) |
Динамическая пауза, 4 мин | формировать музыкально – слуховые представления, координацию рук и ног с помощью признаков танца | Игра «Придумай движение к танцу» (карточки с признаками танца) | Песня «Дружба» Барбарики Педагог раздает карточки. | Дети по очереди показывают движения, остальные повторяют за ведущим под музыку |
Заключительный этап. 2 мин | Формировать способность оценивать результат своей деятельности, уметь делать выводы | Блиц – опрос (карточки) | Что сегодня вы делали на занятии? Что вам запомнилось? | Ответы на вопросы: |
Рефлексия 2 мин | Создать эмоционально-положительный климат | Музыкально – ритмические движения: взявшись за руки, хороводные движения | «Серебристые снежинки» (фонограмма) | «Змейкой» уходят из зала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Настоящая программа направлена на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации. Рекоменд...
Приложение 6.2. к Программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение включасет в себя описание пособий, используемых в работе по данной программе....
Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....
Авторская разработка рисунка танца: "Русская пляска БАРЫНЯ". Для детей 6-7 лет (танцуют в парах).
Авторская разработка рисунка танца.Условные обозначения: полукруг - девочка, треугольник - мальчик...
Проект по музыке «Схематизация как средство заучивания поэтического текста музыкального произведения»
На занятиях по музыке в дошкольном учреждении дети заучивают поэтический текст вокального произведения методом повтора текста вслух за музыкальным руководителе...
Музыкально-ритмическое занятие для старших дошкольников "Путешествие в страну танца"
Музыкально-ритмическое занятие для старших дошкольников "Путешествие в страну танца"...