«Использование музыкальных произведений о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».текст
проект по теме

Трифонова Наталья Викторовна

«Использование музыкальных произведений о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Использование музыкальных произведений о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».

Музыкальный руководитель :

СП «Детский сад» ГБОУ СОШ п.г.т .Балашейка

Трифонова Наталья Викторовна

Музыка является единственно по-настоящему воспитывающая духовно-нравственное, патриотическое начало, так как она способна воздействовать на чувства и настроение ребенка, преобразовывает его мировоззрение и отношение к окружающему миру и воспитывает нравственность и душевное благородство. Занимаясь музыкальной образовательной деятельностью, ставятся следующие задачи:

-всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой;

-активизация познавательной деятельности детей;

-воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции;

-овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.

Для реализации этих задач необходимо использовать такие виды и формы организации музыкальной деятельности как: музыкальные занятия комплексные и тематические, беседы-концерты, праздники и развлечения с родителями, спортивно-музыкальные, игровые досуги, литературно-музыкальные гостиные, викторины. Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями и задача педагога, осуществляющего музыкальное воспитание детей, в тесном контакте с воспитателями, родителями и педагогами, систематизирует и активизирует деятельность и способствует рождению нравственного и духовного мира ребенка. В сознании каждого ребенка тема Дня Победы находит особый отклик. В процессе ознакомления с музыкой и песнями тех времен и о тех временах, в ней раскрывается величие подвига, героизма советского солдата, воспитывает уважение к ветеранам войны. Музыкальный материал, разучиваемый по этой теме, дети любят и еще долго вспоминают в свободной деятельности. Военные песни являются патриотическими, так как они имеют такое воздействие на человека, что хочется радоваться победе, гордиться, любить и защищать её. Мы с детьми подготовительной группы провели проект:  «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне». 

Актуальность проекта:

Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и важнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Задачи педагогов и родителей – как можно раньше пробудить к ребенку любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к матери, семье,  уважение к армии, своей стране.  Ведь все это и составляет истоки нравственно-патриотического воспитания, которое зарождается в познании дошкольника, а формируется в процессе систематического и целенаправленного развития. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Тип проекта: групповой, краткосрочный, творческий.

Продолжительность проекта: декада.

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.

Возраст детей: 6 - 7 лет

Цели: Познакомить детей с историей создания песен военных лет Великой Отечественной войны. Воспитывать чувство патриотизма у детей через патриотические песни военных лет, развивать музыкальную культуру, приобщать к патриотическим музыкальным произведениям, формировать всесторонне развитую, целостную личность.

Задачи:

1 - Расширить музыкальный кругозор детей;

2 - Познакомить  с образцами лучших песен военных лет;

3 - Видеть  взаимосвязь музыкального и литературного жанров (песен);

4 - Воспитывать интерес к песням, созданным в дни Великой Отечественной войны;

5- Воспитывать чувство патриотизма через песни военных лет;

План реализации проекта

1 этап – подготовительный

1 - составление плана деятельности,

2 - подборка консультативного и наглядного материала для воспитанников и родителей,

3 - пополнение предметно развивающей среды для реализации участников проекта,

4 - подбор музыкальных произведений на военную тему,

5 - подготовка цикла бесед о содержании песен о ВОВ.

2 этап – Практический.

Реализуя проект, мы провели цикл занятий по ознакомлению  с песнями о Великой Отечественной войне, и назвали его «Песни, с которыми мы победили».

1 – НОД «Песни грозовых дней (патриотические)».

Первое занятие мы посвятили «Песням грозовых дней». Я предложила детям послушать песню «Священная война»,  которая родилась в первые  дни войны.  Музыку написал известный композитор Александр Владимирович Александров, а слова – поэт Василий Иванович Лебедев – Кумач. Дети определили, что у этой песни энергичная мелодия, чёткий ритм и похожа она на марш. В этой песни большая сила и энергия. Звучат фанфары.  И мелодия превращает эту песню в величественную песню – гимн.

2 – НОД «Лирические песни фронтовых дней».

Второе занятие было посвящено «Лирическим песням» о войне, где продолжили беседу с детьми о песнях военных лет.  Дошкольники слушали самую любимую в народе песню «В землянке», муз. К. Листова, сл.А.Суркова. Дети определяли, что эта песня другая: звучит тихо, задумчиво, нежно, спокойно, ласково. Гитара или гармонь всегда были рядом с солдатом, и они в минуту отдыха пели задушевные песни.

3 – НОД «Прощальные песни, или долгая дорога войны».

На третьем занятии мы вновь отправились в путь по военным дорогам и познакомились с «прощальными» песнями «Нам дороги эти позабыть нельзя». Я рассказала детям, что эта песня полна усталости и тяжести разлук. И про эти дороги была написана песня «Дороги», муз. А.Новикова, сл. Л. Ошанина.  

4 – НОД «Звучащие песенные памятники (песни о войне, написанные после войны)».

На четвёртом  занятии мы вновь говорили о песнях военных лет, хотя война уже отгремела. И называлось оно «Звучащие песенные памятники» (песни о войне, но написанные после войны). Дети прослушали взволнованную песню «Алёша», муз. Э.Колмановского, сл. К. Ванштейкина. И закончился наш долгий путь по дорогам войны задумчивой, спокойной, печальной песней  «Журавли», муз. Я.Френкеля и поэта Расула Гамзатова в исполнении Марка  Бернеса.  Благодаря таким песням, будет всегда гореть вечный огонь памяти о Великой Отечественной войне.  

5 - НОД «Два музыкальных произведения о войне».

         Продолжая формировать патриотические чувства у детей о влиянии музыки на настроение человека, сравнивали  различные по форме, характеру и жанру произведения: «Седьмая симфония» Д.Шостаковича и песня «День Победы», муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова. Во время войны Д.Шостакович написал Седьмую симфонию, которая стала великим произведением, которое вдохновило и воодушевило людей, поднимало у них боевой дух. Музыка -  это великая сила. В блокадном Ленинграде, окружённом фашистами, музыка помогла голодающим людям выжить, не пасть духом, найти силы на борьбу и победить. Симфония -  это сложное большое произведение. Детям было  предложено послушать только отрывок из этой симфонии, в которой очень ярко прозвучала тема нападения фашистских захватчиков. По жанру это марш. Мы услышали грозную, страшную музыку, именно так хотел Шостакович  воздействовать на людей. После прослушивания симфонии люди с новой силой были готовы идти в бой против фашистских захватчиков, чтобы защитить своих родных и близких. Однако музыка может создать и светлое, радостное настроение, передать чувство гордости за свою непобедимую Родину.  Песня «День Победы» композитора Давида Тухманова написана тоже в маршевом жанре, но она несёт радостное волнение, восторг и чувство победы.  Песня звучит гордо, торжественно, победно. Она написана через много лет после окончания войны. Её всегда исполняют в День Победы по радио, телевидению, на улицах, концертных площадках.  

3 этап.

Презентация проекта. Праздник посвящённый Дню Победы  «Спасибо солдат, что ты Родину спас».

Приложение: 

Участие детей и родителей  в митинге п.г.т. Балашейка на День Победы  и пройти с «Бессмертным полком».

После занятий мы с ребятами, воспитателями и родителями совершили экскурсию к обелиску Славы в парк п.г.т. Балашейка ДК «Юность» с возложением цветов. В детском саду  мы с детьми для закрепления песен военных лет  поиграли в  музыкально дидактическую игру «Угадай мелодию» где по вступлению песни определяли название песен  военных лет.

Закончился наш проект праздником, посвящённым Дню Победы «Песни, с которыми мы победили» с детьми подготовительной группы с участием ветеранов и тружеников тыла п.г.т. Балашейка. Здесь собрались два поколения детей и ветеранов, где пели, как бы соревнуясь между собой патриотические песни. Гостям, ветеранам, труженикам тыла, детям была предоставлена презентация «Спасибо солдат, что ты Родину спас» со слайдами фотографий о наших ветеранах, героях участников ВОВ п.г.т. Балашейка.  Дети выучили и пели программные песни «Вечный огонь», муз.А.Филиппенко, сл.ДЧибисова. «Миру– мир», муз.Г.Струве, сл.Н.Соловьёвой. Песню «Идут ветераны», муз. сл З.Рот. «Прадедушка», муз.А.Ермолова, сл.М.Загота, «Мир нужен всем», муз.В.Мурадели, сл. С.Богомазова. А также в исполнении ветеранов и тружеников тыла вокальной группы «Рябинушка» прозвучали песни «Баллада о солдате», муз.В.Соловьёва – Седова, сл.М.Матусовского. Песня «Огонёк», муз. М.Макроусова, сл.М.Исаковского. Песню «Катюша» исполнили все вместе, дети,  вокальная группа «Рябинушка и воспитатели детского сада. Под песню «Синий платочек», муз. Ежи.Петербургского, сл.Я.Галичкого девочки станцевали танец с платочками. В исполнении воспитателей прозвучала песня «В землянке», иуз.К.Листова, сл.А.Суркова. И в заключение  праздника вокальной группой «Рябинушка» была исполнена песня «Хотят ли русские войны» музыка — Эдуарда Колмановского, слова — Евгения Евтушенко,   как бы подытожить песней, протест против войны и призыв к миру. В знак уважения к ветеранам и незабываемой встрече дети вручили гостям цветы и на память сфотографировались на общую фотографию.

Воспитанники детского сада и воспитатели приняли участие в концертной программе в ДК «Юность»  и пришли к обелиску на парад с «Бессмертным полком».

Заключение

В ходе проведенных мероприятий, посвященных дню Победы: через песни и музыку военных лет  проект поможет детям дошкольного возраста в формировании нравственных качеств, воспитанию чувства любви к Родине и гордости за героизм нашего народа, развитию чувства уважения к участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, а главное, единению в борьбе за мир.

Список используемой литературы.

Журналы:

«Старший воспитатель» 2010год.

«Музыкальный руководитель», 2006год, 2010год. 

Песни Великого Подвига «День Победы» Музыка 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование музыкальных произведений о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

laquo;Использование музыкальных произведений о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»...

Роль литературно-художественных произведений о Великой Отечественной войне в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Книги помогают осознать многое, в результате этого осознания приходят, и чувство благодарности к героям войны, и понимание бесчеловечности войны, и стремление поддерживать мир на планете....

Проект: «Использование модульной технологии в педагогической деятельности по развитию нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Модуль «Моя Родина –Россия»

laquo;Только тот, кто любит, ценит и   уважает накопленное и      сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом&r...

Образовательный проект «Использование модульной технологии в педагогической деятельности по развитию нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Модуль « Моя малая Родина - Саранск»

Актуальность:          Наш Саранск подобен огромному дереву. Но всякое дерево имеет корни. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу ...