«Использование музыкальных произведений о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».текст
проект по теме
«Использование музыкальных произведений о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Использование музыкальных произведений о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».
Музыкальный руководитель :
СП «Детский сад» ГБОУ СОШ п.г.т .Балашейка
Трифонова Наталья Викторовна
Музыка является единственно по-настоящему воспитывающая духовно-нравственное, патриотическое начало, так как она способна воздействовать на чувства и настроение ребенка, преобразовывает его мировоззрение и отношение к окружающему миру и воспитывает нравственность и душевное благородство. Занимаясь музыкальной образовательной деятельностью, ставятся следующие задачи:
-всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой;
-активизация познавательной деятельности детей;
-воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции;
-овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.
Для реализации этих задач необходимо использовать такие виды и формы организации музыкальной деятельности как: музыкальные занятия комплексные и тематические, беседы-концерты, праздники и развлечения с родителями, спортивно-музыкальные, игровые досуги, литературно-музыкальные гостиные, викторины. Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями и задача педагога, осуществляющего музыкальное воспитание детей, в тесном контакте с воспитателями, родителями и педагогами, систематизирует и активизирует деятельность и способствует рождению нравственного и духовного мира ребенка. В сознании каждого ребенка тема Дня Победы находит особый отклик. В процессе ознакомления с музыкой и песнями тех времен и о тех временах, в ней раскрывается величие подвига, героизма советского солдата, воспитывает уважение к ветеранам войны. Музыкальный материал, разучиваемый по этой теме, дети любят и еще долго вспоминают в свободной деятельности. Военные песни являются патриотическими, так как они имеют такое воздействие на человека, что хочется радоваться победе, гордиться, любить и защищать её. Мы с детьми подготовительной группы провели проект: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне».
Актуальность проекта:
Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и важнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Задачи педагогов и родителей – как можно раньше пробудить к ребенку любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к матери, семье, уважение к армии, своей стране. Ведь все это и составляет истоки нравственно-патриотического воспитания, которое зарождается в познании дошкольника, а формируется в процессе систематического и целенаправленного развития. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Тип проекта: групповой, краткосрочный, творческий.
Продолжительность проекта: декада.
Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.
Возраст детей: 6 - 7 лет
Цели: Познакомить детей с историей создания песен военных лет Великой Отечественной войны. Воспитывать чувство патриотизма у детей через патриотические песни военных лет, развивать музыкальную культуру, приобщать к патриотическим музыкальным произведениям, формировать всесторонне развитую, целостную личность.
Задачи:
1 - Расширить музыкальный кругозор детей;
2 - Познакомить с образцами лучших песен военных лет;
3 - Видеть взаимосвязь музыкального и литературного жанров (песен);
4 - Воспитывать интерес к песням, созданным в дни Великой Отечественной войны;
5- Воспитывать чувство патриотизма через песни военных лет;
План реализации проекта
1 этап – подготовительный
1 - составление плана деятельности,
2 - подборка консультативного и наглядного материала для воспитанников и родителей,
3 - пополнение предметно развивающей среды для реализации участников проекта,
4 - подбор музыкальных произведений на военную тему,
5 - подготовка цикла бесед о содержании песен о ВОВ.
2 этап – Практический.
Реализуя проект, мы провели цикл занятий по ознакомлению с песнями о Великой Отечественной войне, и назвали его «Песни, с которыми мы победили».
1 – НОД «Песни грозовых дней (патриотические)».
Первое занятие мы посвятили «Песням грозовых дней». Я предложила детям послушать песню «Священная война», которая родилась в первые дни войны. Музыку написал известный композитор Александр Владимирович Александров, а слова – поэт Василий Иванович Лебедев – Кумач. Дети определили, что у этой песни энергичная мелодия, чёткий ритм и похожа она на марш. В этой песни большая сила и энергия. Звучат фанфары. И мелодия превращает эту песню в величественную песню – гимн.
2 – НОД «Лирические песни фронтовых дней».
Второе занятие было посвящено «Лирическим песням» о войне, где продолжили беседу с детьми о песнях военных лет. Дошкольники слушали самую любимую в народе песню «В землянке», муз. К. Листова, сл.А.Суркова. Дети определяли, что эта песня другая: звучит тихо, задумчиво, нежно, спокойно, ласково. Гитара или гармонь всегда были рядом с солдатом, и они в минуту отдыха пели задушевные песни.
3 – НОД «Прощальные песни, или долгая дорога войны».
На третьем занятии мы вновь отправились в путь по военным дорогам и познакомились с «прощальными» песнями «Нам дороги эти позабыть нельзя». Я рассказала детям, что эта песня полна усталости и тяжести разлук. И про эти дороги была написана песня «Дороги», муз. А.Новикова, сл. Л. Ошанина.
4 – НОД «Звучащие песенные памятники (песни о войне, написанные после войны)».
На четвёртом занятии мы вновь говорили о песнях военных лет, хотя война уже отгремела. И называлось оно «Звучащие песенные памятники» (песни о войне, но написанные после войны). Дети прослушали взволнованную песню «Алёша», муз. Э.Колмановского, сл. К. Ванштейкина. И закончился наш долгий путь по дорогам войны задумчивой, спокойной, печальной песней «Журавли», муз. Я.Френкеля и поэта Расула Гамзатова в исполнении Марка Бернеса. Благодаря таким песням, будет всегда гореть вечный огонь памяти о Великой Отечественной войне.
5 - НОД «Два музыкальных произведения о войне».
Продолжая формировать патриотические чувства у детей о влиянии музыки на настроение человека, сравнивали различные по форме, характеру и жанру произведения: «Седьмая симфония» Д.Шостаковича и песня «День Победы», муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова. Во время войны Д.Шостакович написал Седьмую симфонию, которая стала великим произведением, которое вдохновило и воодушевило людей, поднимало у них боевой дух. Музыка - это великая сила. В блокадном Ленинграде, окружённом фашистами, музыка помогла голодающим людям выжить, не пасть духом, найти силы на борьбу и победить. Симфония - это сложное большое произведение. Детям было предложено послушать только отрывок из этой симфонии, в которой очень ярко прозвучала тема нападения фашистских захватчиков. По жанру это марш. Мы услышали грозную, страшную музыку, именно так хотел Шостакович воздействовать на людей. После прослушивания симфонии люди с новой силой были готовы идти в бой против фашистских захватчиков, чтобы защитить своих родных и близких. Однако музыка может создать и светлое, радостное настроение, передать чувство гордости за свою непобедимую Родину. Песня «День Победы» композитора Давида Тухманова написана тоже в маршевом жанре, но она несёт радостное волнение, восторг и чувство победы. Песня звучит гордо, торжественно, победно. Она написана через много лет после окончания войны. Её всегда исполняют в День Победы по радио, телевидению, на улицах, концертных площадках.
3 этап.
Презентация проекта. Праздник посвящённый Дню Победы «Спасибо солдат, что ты Родину спас».
Приложение:
Участие детей и родителей в митинге п.г.т. Балашейка на День Победы и пройти с «Бессмертным полком».
После занятий мы с ребятами, воспитателями и родителями совершили экскурсию к обелиску Славы в парк п.г.т. Балашейка ДК «Юность» с возложением цветов. В детском саду мы с детьми для закрепления песен военных лет поиграли в музыкально дидактическую игру «Угадай мелодию» где по вступлению песни определяли название песен военных лет.
Закончился наш проект праздником, посвящённым Дню Победы «Песни, с которыми мы победили» с детьми подготовительной группы с участием ветеранов и тружеников тыла п.г.т. Балашейка. Здесь собрались два поколения детей и ветеранов, где пели, как бы соревнуясь между собой патриотические песни. Гостям, ветеранам, труженикам тыла, детям была предоставлена презентация «Спасибо солдат, что ты Родину спас» со слайдами фотографий о наших ветеранах, героях участников ВОВ п.г.т. Балашейка. Дети выучили и пели программные песни «Вечный огонь», муз.А.Филиппенко, сл.ДЧибисова. «Миру– мир», муз.Г.Струве, сл.Н.Соловьёвой. Песню «Идут ветераны», муз. сл З.Рот. «Прадедушка», муз.А.Ермолова, сл.М.Загота, «Мир нужен всем», муз.В.Мурадели, сл. С.Богомазова. А также в исполнении ветеранов и тружеников тыла вокальной группы «Рябинушка» прозвучали песни «Баллада о солдате», муз.В.Соловьёва – Седова, сл.М.Матусовского. Песня «Огонёк», муз. М.Макроусова, сл.М.Исаковского. Песню «Катюша» исполнили все вместе, дети, вокальная группа «Рябинушка и воспитатели детского сада. Под песню «Синий платочек», муз. Ежи.Петербургского, сл.Я.Галичкого девочки станцевали танец с платочками. В исполнении воспитателей прозвучала песня «В землянке», иуз.К.Листова, сл.А.Суркова. И в заключение праздника вокальной группой «Рябинушка» была исполнена песня «Хотят ли русские войны» музыка — Эдуарда Колмановского, слова — Евгения Евтушенко, как бы подытожить песней, протест против войны и призыв к миру. В знак уважения к ветеранам и незабываемой встрече дети вручили гостям цветы и на память сфотографировались на общую фотографию.
Воспитанники детского сада и воспитатели приняли участие в концертной программе в ДК «Юность» и пришли к обелиску на парад с «Бессмертным полком».
Заключение
В ходе проведенных мероприятий, посвященных дню Победы: через песни и музыку военных лет проект поможет детям дошкольного возраста в формировании нравственных качеств, воспитанию чувства любви к Родине и гордости за героизм нашего народа, развитию чувства уважения к участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, а главное, единению в борьбе за мир.
Список используемой литературы.
Журналы:
«Старший воспитатель» 2010год.
«Музыкальный руководитель», 2006год, 2010год.
Песни Великого Подвига «День Победы» Музыка 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование музыкальных произведений о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
laquo;Использование музыкальных произведений о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»...
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
Художественная литература и музыкальные произведения о Великой отечественной войне как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Презентация в которой рассказывается о создании уголка уединения в младшей группе....
9 мая -День Победы! Мы не забудем грозных лет-пусть будет мир, пусть будет свет.Цель: Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников.!
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25645669","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Роль литературно-художественных произведений о Великой Отечественной войне в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Книги помогают осознать многое, в результате этого осознания приходят, и чувство благодарности к героям войны, и понимание бесчеловечности войны, и стремление поддерживать мир на планете....
Проект: «Использование модульной технологии в педагогической деятельности по развитию нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Модуль «Моя Родина –Россия»
laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом&r...
Образовательный проект «Использование модульной технологии в педагогической деятельности по развитию нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Модуль « Моя малая Родина - Саранск»
Актуальность: Наш Саранск подобен огромному дереву. Но всякое дерево имеет корни. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу ...